Забытый диалог

Диалог с Катей.

     Мы были знакомы в сети уже несколько лет. Иногда говорили о стихах, иногда о фотографиях. Чаще просто беседовали о пустяках: погоде, настроении, здоровье. Но в этот раз заговорили о стихосложении: оказалось, что Катя тоже пыталась рифмовать. Тогда я её попросил написать мне, что у неё есть:
— Ты пиши стихи, а я буду в каждом конкретном случае говорить, на что обратить внимание...
— Я буду выискивать закономерность?
— Есть несколько железных правил, которые нарушать нельзя и первое — самое главное: автор всегда прав!
— Точно, я это прям чувствовала.
— Дальше зависит от способности учиться.
— Я очень способная! Учиться — это мое. Через всю мою жизнь идёт учебный процесс и мне это нравится.
— Тогда давай попробуем... Не пиши стихов на какую-то тему, напиши первую строчку, а дальше стихи должны писать тебя, всё зависит от фантазии и гибкости мышления.
— А я вообще то всегда думала, что надо сначала придумать скелет стиха,его суть, а оказывается наоборот.
— Не совсем так, хотя многие предпочитают такое написание, но дело ещё в подсознании: ты будешь делать то, что даёт подсознание, а не ум и образование, скажем мягко, вторично.
— Мне тут во сне одна строчка пришла, но я вообще понятия не имею что с ней делать: "Реки — это вены Бога...". Она застряла в подсознании и все.
— Выпиши себе все (!!!) рифмы, какие знаешь к рифме "Бога", ещё лучше, чтобы звуки "вены Бога" цеплялись, точнее "ныБога", тебе нужно что-то, чтобы были звуки, похожие на "ныБога".
— Дорога, порога, сны дога...
— Вообще знаешь как рифму искать или нет?
— В инете как то видела программу, так?
— Там для лохов, ищи сначала звуки н-м; и-ы; б-п; о-а: г-к.. и т.д.
— Почти поняла. Иду думать.
— Пока только звук — потом к нему слово, например: "мипоко", навога" и т.д. и т.п.
— Тревога?
— Ещё...
— Нет, не пойдет?
— Пойдёт, но ещё!
— Былого, немого...
— Это хорошие рифмы, но тебе сначала желательно выписать до десятка рифм в столбик, а потом выбрать нужную. Обычно первые рифмы используют все, от этого они автоматически стали банальными, а тебе нужно найти оригинальную, свою. Потом это будешь делать автоматически.
— Сейчас я напоминаю себе Незнайку ,который пытался стать то художником то поэтом. Тупого!
— Попробуй вторую строчку сделать, может легче будет, только не цепляйся за идею первой.
— Растворяя соль Земли текут они... Ой, это цепляется за смысл.
— Так тоже можно, но вторая строка даёт полёт фантазии, например: "После августа так много звёздной пыли"... т.е. вообще как бы не в тему.
— А основной смысл нужно через строку-две вписывать?
— У тебя потом будет более красивая палитра смысловая, всё может случиться когда угодно, во втором или третьем четверостишьи (катрене) или вообще в окончании.
— Надо подумать.
— Набокова любишь?
— А ты на бумаге пишешь?
— Когда как, чаще на бумаге.
— А кто ж его не любит, Набокова? Но честно признаться, давно не читала.
— Помнишь, сколько он внимания уделяет мелочам, которые как бы не касаются сюжета? Сейчас попробую объяснить... Если ты напишешь, например: "красивая река", я увижу то, что видешь ты?
— Ой, это он Мастер, от сюжета уводить. Нет наверное, я вижу узкую холодную реку медленно текущую в тени ив... или вообще где-то в лесу.
— Во-от. Какого цвета вода, чёрная, зелёная, белая, какая на ощупь?
— Как стекло бутылки и очень холодная... наверное ручьи.
— Так напиши про бутылку!
— Кость, мозг кипит. Но я поняла идею.
— Пробуй, но, пожалуйста, напиши мне сейчас две строчки, чтобы я ещё что-то рассказал. Не важно, поменяешь ты потом вторую строчку или нет.
— Сейчас: "Реки — это вены Бога,/Хрупкое холодное стекло./Боль и счастье как письмо в бутылке./Растворяя соль Земли несут они...". Пока похоже на бред.
— Должно было быть примерно так: "Реки — это вены Бога./Хрупкое стекло бутылки". Первые одна-две строчки дают ритм. У тебя строки разбиваются на такты, (стопы).
Реки// — это//вены//Бога. //
Хрупко//естек//лобу//тылки//
Везде ударение на первый слог. В таком же ритме нужно постараться выдержать всё произведение, т.е.:
_ U||_ U||_ U||_ U||
_ U||_ U||_ U||_ U||
это четырёхстопный хорей. Запоминать не обязательно, просто понять смысл...
_ — это ударный слог; U — безударный; || — разделение стоп.
     Прошло после разговора более года, Катя молчала. Тогда я написал стихи для неё:

_____ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _Кате С.

Реки — ровное шуршанье —
Август дышит звёздной пылью.
Подари мне обещанье
Рассказать, как мы любили

Ощутить себя божками,
Не большими, но со смыслом.
Эта гавань глубока мне —
Этот август — звуки, числа:

Двадцать восемь, двадцать девять,
Тридцать и ещё немного...
Мысли, где вы — звёзды где вы?
Реки — космос — видно Бога.

Стекленеет поднебесье
Пред осеннею прохладой.
Столько звёзды в реках весят,
Что качают звездопады.

Я руки касался только,
Кожи белой непременно.
Я реки поверхность трогал —
Всё божественные вены.


Рецензии