Генерал Кусимов

С началом войны на фронт из нашей республики ушли более 700 тысяч человек, около 300 тысяч не вернулись с полей сражения. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более 200 тысяч воинов из Башкортостана были награждены орденами и медалями Советского Союза, 279 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Одним из них стал легендарный башкирский генерал Т.Кусимов.
Есть книга Рамазана Уметбаева "ГЕНЕРАЛ   КУСИМОВ."
 Как говорят в народе"Где я , а где Москва!"  Перефразируя:" Кто  я , а кто  легендарный Тагир-агай !"
 В 1966 году  получив долгожданную повестку  в Армию нехитрые проводы, утром  в кузове грузовика вместе с одноклассником  Фаритом Нигматуллиным в Учалы, затем вместе  с такими же призывниками в поезд и в сопровождении военкома  в Уфу! Договорились не принимать участия  в распитии - и так на душе кошки скребут , а утром ещё и голова болеть будет...
Приехали утром в Уфу и на призывной пункт. Через какое-то время  дневальный выкрикивает меня-"К коммисару Кусимову"!  Пошёл за дневальным. Тот зашёл в кабинет  , на двери которого было написано:"ВОЕННЫЙ КОММИСАР БАССР Генерал-майор КУСИМОВ ТАГИР ТАИПОВИЧ". Вышел и сказал:"Заходи".
  Захожу, "Здравствуйте, товарищ генерал майор"! "Здравствуй , сынок!Вы Ишимов Николай?-Да. Адгам Ганеевич Шарафутдинов  мне позвонил  вчера  (это тогдашний  директор нашего Байрамгуловского совхоза) и попросил  отложить Ваш призыв на год-  нужно готовить   танцевальный ансамбль "Спутник" ( тогда Лейсян  так назывался) к защите звания "Народный", а баянистов не хватает"! Далее генерал -я уже разглядел легендарного  командира полка, высокий в шинели , по швам которой была вшита красная полоска и брюки с красными лампасами, лицо как из гранита вытесанное , но глаза -добрые, смотрит серьёзно- А  как  вы сами думаете? А я ему:" Тагир агай! если  отстану от своих ровесников, через год опять призовут, а мне это зачем?" "Ярай , кустым!  Я такого же мнения! Адгаму Ганеевичу   скажу , что не застал Вас-уже отправили в часть .Да,  ваш призыв- направим  Куйбышев в учебку!  Хау бул! "!   "Спасибо"-ответил  я!   Повернулся  кругом и вышел.  Вот  Генерал , но посочувствовал призывнику,  решил вопрос так как ему  лучше! Человек!
 Отслужил два с половиной года  и вернулся. Об этом случае  забыл.  Попалась книга .Вспомнил  и поделился в канун дня Победы с Вами! 


Рецензии