Красавица Гюльназ

Не так давно это было, даже совсем недавно, а жила на белом свете юная красавица Гюльназ. Среди подруг своих славилась она той терпкой красотой, что вдохновляет художников и фотографов, той, от которой берет оторопь и хочется беречь, той, от которой захлопывают рты невоспитанные мужчины, любящие посвистеть вслед проходящим барышням.

И подруги Гюльназ были хороши как на подбор, всеми ими гордились родители, но Гюльназ, поверьте, была совершенна.

Как множество красавиц в мире Гюльназ больше всего на свете любила себя украшать и любоваться. Достанет поутру сундучок с принадлежностями для женской красоты и давай перебирать баночки и тюбики, разглядывать их да разговаривать как с верными друзьями. Да они и были ей верны, что тут говорить!

Откроет Гюльназ палетку теней перламутровых, потрет одним пальчиком серебристо-серое, другим перламутрово-сиреневое, - сегодня, пожалуй, буду в сиреневом! И будут глаза ее смотреть прямо в душу тем, с кем ласково она заговорит. Возьмет карандашик для бровей, проведет по ним легонько и сможет одним движением бровей повелевать любым парнем. Наложит шелковистый тон на губы и речи, срываемые ветром с ее губ, становятся мудрее и ласковей и вмиг достигают самого сердца. А как заплетет Гюльназ свои волосы цвета ивового ствола во французские косы, так  станет с ней так весело и беззаботно, что хоть домой не иди – всем хороша девица! И подруги ее любили, хоть и числилось у нее пара завистниц. Только Гюльназ добродушно отмахивалась и не доходили до нее злые мысли.

Вот и на свой день рождения пригласила она всех подружек и друзей. И на берегу живописной белой реки устроили они веселый пикник с фотосессией под только распустившимися березками. И даже среди берез Гюльназ выделялась естественностью и совершенством.

Гости были довольны, все угощались пахлавой и пловом. Гюльназ щебетала с однокурсниками, а она, Гюльназ, еще и умна была, недаром отец в университет учиться отправил. Старые люди суровы – красота красотой, а диплом химика изволь получить! Вот Гюльназ и тревожилась об экзаменах.

Но тут ее отвлекли. Прибежали две опоздавшие подруги с подарками и поздравленьями. Обнялись они, расцеловались и закружились по изумрудной лужайке, сшибая и приминая босыми ногами изумленные головки клевера. В своих летящих шифоновых платьях на поляне девушки казались гигантскими, пестрыми бабочками.

Вот спохватилась одна подруга – подарок же, Гюльназ! Отдышалась, вынула из поясной сумочки темный флакон с духами, сняла крышечку и брызнула прямо на белую шею Гюльназ и на левое ее ухо:

– Вот тебе духи для нестерпимой страсти, для душевной боли, чтобы покоя не знала ты, дорогая Гюльназ! – подруга всунула флакон в руку Гюльназ и, громко смеясь, побежала к остальным.

Гюльназ удивленно посмотрела ей вслед, но аромат, дьявольский аромат уже начал проникать в душу, открывая в ней неведомые доселе бездны чувств.

– Что с тобой, Гюльназ? – озаботилась другая подруга.

Гюльназ собралась и улыбнулась. Тогда та, вторая, добрая, без которой никакая сказка не складывается, ничья судьба не вершится, поднесла Гюльназ свой подарок – прозрачный как слеза флакон с духами.

– На радость тебе, душа моя! – она бережно оросила ароматом правое запястье Гюльназ и - о, боги, что это был за аромат – невинности и чистоты и самых прекрасных белых цветов!

Гюльназ сердечно поблагодарила и положила оба подарка в сумочку – одну из тех, которая изготавливалась именно для таких девушек как Гюльназ великими модельерами, и никаких вам тут подделок!

Праздник продолжался как жужжащий шмель над цветущим лугом – гудел, взрывался хохотом и фейерверками, кружился танцами и переливами ветра и гитар. А к ночи все стихло, все разъехались.

И как бы ни была рада дню рождения Гюльназ, а стремилась она остаться, наконец, одна в своей квартирке с окнами на зарю. Принесли ее подарки, цветы, еду, расцеловали в щеки и ушли. А она кинулась к сумочке, где поблескивали два флакона: темный как мокрая земля и прозрачный как дождинка.

Откупорила Гюльназ темный, пшикнула из него на себя и взвились из флакона демоны: тошнотворная серая амбра, злая гвоздика, холодный ладан, болотные сладковатые травы да жирный деготь. Окутали ее запахи, окутали так, что всю ночь не смыкала она глаз. Металась по комнате, как и предвещала подруга, одержима то завистью к более нежным, то ревностью к более верным, то стыдом к более серьезным, то и вовсе отчаяньем от своего бессилия. Запахи налегли на нее, впитались, отпечатались темными кругами под глазами, тонкими морщинками на мраморном лбу и лихорадочным блеском в темных глазах.

Под утро забылась она беспокойным сном, и приснились ей обе ее подруги. Вскочила тогда Гюльназ, нашарила в сумочке второй флакон, достала его – как же засверкал, запереливался он в утреннем свете! Сняла Гюльназ крышечку и намочила ладонь. И наполнилась комната чудесными лилиями и гарденией, акацией и апельсиновым цветом, жасмином и туберозой. И вмиг смыло-смело тяжелые думы и темные чувства, похорошело лицо, ушел нездоровый румянец и рассмеялась Гюльназ, становясь прежней безмятежной красавицей.

Тут и утро в полном разгаре и пора собираться на экзамен. Достала Гюльназ сундучок с косметикой, открыла, посмотрелась в зеркало и… отставила его прочь. Надела Гюльназ старые джинсы, майку, прихватила сумку-мешок с учебниками и пошла как есть в университет.

Что же случилось с нашей Гюльназ? Ведь вернулась под утро ее красота, ведь посветлели ее думы? И была она столь же приветлива и мила со всеми? – А вот так, да не совсем.

Гвоздика сделала ум Гюльназ въедливым, ладан напомнил вдруг о краткости жизни, деготь смутил душу незнакомыми желаниями, серая амбра разбудила любопытство. Погруженная в мысли Гюльназ провалила экзамен, хоть преподаватели и вытягивали ее, задавая вопросы все проще и проще.

На следующий экзамен Гюльназ и вовсе не пришла, а после и совсем забрала документы из университета. Родители рвали на себе волосы – что случилось с их послушной девочкой? Уже назначенный родовитый и знатный жених в гневе разорвал помолвку, вот только Гюльназ все было нипочем. Через интернет и своих многочисленных знакомых она продала и квартиру, и автомобиль, и богатые украшения, и, объяснившись в записке лишь родным, отправилась куда-то заграницу.

Здесь вы решите, что Гюльназ сошла с ума, только все было не так. С той самой, переворотной для нее ночи Гюльназ осознала свою страсть. Она почувствовала, какой мощью обладают запахи, сколь способны они изменить человека: проявить ли в нем самое плохое и злое или, наоборот, красивое и возвышенное. И Гюльназ захотелось совместить эти воздействия - раздобыть и скрестить ингредиенты для такого аромата, который бы будил силу, но и направлял ее на добрые дела, который бы возвышал и украшал, но и позволял стать человеком, а не только усладой для чужих глаз.

И Гюльназ отправилась не куда-нибудь, а во Францию, в Приморские Альпы, в главный город парфюмеров - Грасс. Там устроилась она простым лаборантом к самому известному парфюмеру на фабрику, училась смешивать ингредиенты и создавать композиции. И после долгой работы на парфюмера Гюльназ еще оставалась вечерами, до ночи что-то смешивала, выпаривала, ища то самое, нужное ей впечатление. По выходным она уезжала обычно в горы – пробовала на вкус и запах луговые травы, растирала кору и листья кустарников, набирала в пробирки воды ручьев.

Так прошло несколько лет. Гюльназ ушла с фабрики и открыла маленькую лабораторию, где колдовала, руководствуясь лишь своим чутьем. Предстояла всемирная парфюмерная выставка, и Гюльназ готовилась представить на ней свою коллекцию ароматов.

Всего их было четыре. Первый был аромат цветущего луга, смешанный с запахами костра, потрепанного футбольного мяча и планирующего над лугом дрона. Второй – запах старых учебников, шариковых ручек и интернета. Третий – запах сундучка с декоративной косметикой с добавлением щепотки солнечных лучей и полуулыбки красавицы. А четвертый аромат – лучший, самый  выстраданный, ее успех, предъявляемый миру, – это концентрат счастливых перемен. В нем с трудом выделялись составляющие, но люди ощущали в нем аромат устремлений в будущее и дух эспрессо с перцем, вкус гордости за свои дела и запах кожицы апельсина, запах любви к близким и аромат цветка удумбара, того, что цветет раз в три тысячи лет согласно буддийским преданиям.

Четвертый аромат произвел фурор и Гюльназ получила первый приз. И гордились Гюльназ ее родители, что приехали специально на выставку, и две ее подруги, сыгравшие такую роль в ее судьбе, и, конечно, прекрасный принц небольшого графства, который давно и взаимно было влюблен в нашу красавицу.

Ну, а как же в сказке да без принца?


Рецензии
Для меня как для парфманьяка рассказ шикарный!

Татьяна Александровна Алимова   07.11.2021 07:33     Заявить о нарушении
Спасибо!!!

Ирина Базалеева   21.04.2022 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.