Три грации из театра кукол

Они не работали в театре – служили ему преданно и с удовольствием. Служба эта была им, что называется, в кайф.

 - Очень добрые – последним рублём поделятся. Относились к нам по-матерински, если что, собой прикроют – возьмут вину на себя. Исключительно порядочные, люди чести. И работоспособности необычайной. Они служили театру – кому-то этот глагол покажется старомодным, но для них, кукольниц старого поколения… Не было того, что бы они не сделали для него. Помыть полы, помочь в мастерской или в костюмерной – ведь это нужно театру! – так говорит о своих старших коллегах (много лет она с ними работала в Старшей бригаде) Ирина Куцевол.
«Скажите, Анечка ещё у вас работает? – спросил однажды у Ирины подвозивший её в театр таксист. –  Это была лучшая Снегурочка в мире!» В 50-е годы курская типография выпустила новогоднюю открытку, с которой улыбалась юная красотка Снегурочка - Анна Белозёрова.
Анна Григорьевна великолепно работала с куклой. Актёры, не занятые в спектакле, ходили смотреть, как она за ширмой виртуозно обращается со своими кукольными героями.
Девчоночий звонкий голос Альбины  Степановны  Марковой поражал. Природный дар, на который ничего не влияло – ни возраст, ни мороженое, которое  она ела и летом, и зимой. В молодости Альбина даже курила. Ее Принцесса Питютя в «Коте в сапогах» была необыкновенна. Прелестная! Чистая, звонкая, наивная… По мнению многих,  лучшая  ее роль.
На гастролях в Москве к Ирине Куцевол подошел молодой представительный мужчина (видимо, чей-то «воскресный папа») и попросил познакомить с актрисой, исполняющей главную женскую роль. Признался: влюбился. Ирина показала ему Альбину. «Этого не может быть!» –  воскликнул зритель. Никак не вязался в его представлении облик немолодой полноватой актрисы с этим юным, необыкновенным, завораживающим голосом.
В ней и впрямь жила девочка – увлекающаяся, романтичная натура. Многие вспоминают один еще из ее первых юбилеев. Какой был смешной капустник, как очаровательна была сама Альбина, как остроумно подхватывала она реплики поздравляющих! Мужчины носили ее на руках, и она была искренне счастлива.
Порой бывала озорной. Однажды на гастролях актрисы заметили в окне девятого этажа напротив их номера мужика с биноклем, который с интересом за ними наблюдал. «Ну все, деффки, начинаем стриптиз!», – скомандовала Альбина, и по ее команде актрисы стали танцевать канкан, поднимая все выше юбки, делая вид, что расстегивают пуговки блузок. Целомудрие мужика оказалось выше этого зрелища – бросил бинокль и закрыл штору.
Как хороша была ее мудрая, нежная Ласточка из «Дюймовочки»! Партнеры вспоминают, как она входила в образ, играя свою героиню и за кулисами. Лицо вдохновенное, переминается с ноги на ногу, будто сама готовится к полету, отправляя в него свою куклу. И так в каждом спектакле. Далеко не все актеры-кукольники настолько вживаются в роль: на ширме все технически грамотно, голос «работает», а за ширмой, между сценами, где задействованы их персонажи, – своя жизнь.  Альбина жила ролью весь спектакль.
В «Таинственном гиппопотаме» она играла Львенка. Очень трогательного. Такой добрый ребенок с нежной душой, которого все на свете удивляет, он смотрит на мир огромными, наивными глазами. Звонкий, храбрый, забавный ее Зайчик в «Лесном барабане». Мышь в «Дюймовочке» - потрясающая по глубине и мысли роль! Со вкусом делала! На уровне Раневской ее Мачеха в «Золушке». Ее Гиппопотам –  неповоротливый, большой, трогательный. А такого прелестного мальчика, как ее Гаспарек, за всю историю театра кукол, пожалуй, не было.

Муж Альбины был директором театра в Туве, так что театральный мир, его кухню Альбина знала хорошо. «Кукольное закулисье» она воспринимала легко, и вообще была мудрой, интеллигентной дамой. Она любила делиться опытом, передавать свои изюминки молодым, давала и житейские советы, если просили, но в душу не лезла никогда. Была очень интеллигентной и чуткой. Она охотно учила азам профессии многих начинающих актеров, легко отдавала свои роли новичкам: «может попробуешь?»
Очень дружила с Галиным, в ту пору  Сашей Пурером  –  и в пору его работы в театре, и потом, когда он стал знаменитым драматургом. Артисты рассказывали мне, как удивила их сцена встречи Галина с Альбиной в один из его приездов в Курск. Всемирно известный драматург так почтительно, с таким восхищением разговаривал с ней, так на нее смотрел, как скромный студент на своего учителя.
Альбина была очень самоотверженной. Оставшись без мужа, жила очень скромно, всю себя отдавая сыну и внуку. Ее сын (красавец, богатырь, жил он на Украине) умер молодым. Она трепетно любила внука, собирала для него деньги, посылки, во многом себе отказывая. (Всю жизнь мечтала о мебельном гарнитуре. Скромная мечта так и не сбылась). В итоге, деньги на памятник ей собирали коллеги, отработав несколько внеплановых спектаклей.
Она великолепно играла в бильярд, хорошо готовила, ее очень любили подруги.
 
 Майя Лебедева лучше всех в театре играла мальчишек. Такой настоящий пацанский голос у нее откуда-то брался! В «Голубой жемчужине» она – Гаспарек, главный герой. Озорной, храбрый. Ирина Куцевол – тогда новичок в театре  – впервые увидела как играют мальчика. Восхищалась. А Майя тут же предложила ей играть роль в паре. Ира не рискнула. И очень удивилась такому щедрому жесту. Когда она была на практике в Саратовской драме, то видела другую картину. Там процветали подставы, опытные артистки «топили» молодых, ревновали. А наши "грации" всегда готовы были прийти на помощь и легко отдавали молодым свое, – берите, учитесь!
У Майи очень большой голосовой диапазон: она была хороша и в характерных ролях, и лирических героинь играла не хуже. Очень музыкальна, ведь в свое время окончила музыкальное училище, хотела быть актрисой оперетты, но ей вырезали гланды, голос поменялся  – пришлось перевестись на дирижерско-хоровое, тем не менее, голос все равно оставался чудным, богатым. В этом голосе всегда билась душа. Актеры часто просили ее спеть арию Лизы из «Пиковой дамы»: «Наш уголок я убрала цветами…». Она вообще любила классику, Альбина  же  обожала песни 30-х годов. «Давай пожмем друг другу руки»… Ее муж дружил с Покрассами и знал Козина. Анна же предпочитала современную эстраду. И романсы. Ее коронкой были «Белой акации гроздья душистые…»
   В спектакле «3 поросенка и волк» – прекрасная лирическая песня – «грации»  пели  ее на 3 голоса:
 «Листья отшумели-отшумели …
Что же – листья тоже устают.
Ветры листьям-листьям отшумевшим                песню колыбельную поет…».
Негромко так пели. В зале всегда была гробовая тишина, пели без микрофона, но слышно было – до последнего ряда. Хоровик Майя руководила - дирижировала за ширмой ручками.
  Как хороши были их 3 поросенка! Майя играла правильного, рассудительного Бима. Анна– торопыжку Бама. Бом Альбины был трусоват и хитроват.
Кстати, в этом спектакле была первая роль Ирины Куцевол. Ира играла Бабочку и все приставала к Сезоненко: «Анатолий Владимирович, какая моя задача? - Украшать природу, –  отмахивался Сезон. Но дотошная Ирина очень старалась – так, что даже упала за кулисами и порвала брюки. Кстати, Коля Кедяров, который был в том спектакле «на подпевках», тоже в азарте порвал брюки. Артисты умирали со смеху: какая смешная пара новичков появилась в театре!
 
 …В Старшей бригаде «три грации» всегда играли вместе. В «Лебединце» они – три лебедя. Птицы мудрости, вечности, образы-символы, мечты, витающие над миром, Высший разум. Очень интересно они играли эти роли.
    В «Золушке» Майя играла Мачеху. А Альбина и Анна  – сестер Золушки. Мачеха Майи – жесткая, требовательная и одновременно женственная, не похожая на киношных героинь. Младшую дочь играла Анна. Ее героиня – вздорная,  не очень умная, безбашенная. Альбина  –  старшая дочь, она умнее, хитрее, ближе к матери, пытается руководить сестрами.
     Хороши  были все  «грации» и  в «Прелестной Галатее». Потрясающая Хлоя у Анны Белозеровой  –  и по лиричности, и по кукловождению, и пела она – заслушаешься! Равного лирического образа, пожалуй, больше в театре не было. Ее звонкий голос летел над залом. Такая в нем была печаль неразделенной любви, подлинный трагизм!  И кукла под стать – очень красивая. Сезоненко просто кричал от восторга и специально для нее написал некоторые сцены. Очень сильный получился в спектакле актерский тандем – Ганемед и Хлоя. Какой трогательной была их любовная сцена! Люди забывали, что это куклы, плакали…
   Альбинина Гера – сварливая, замученная женщина, которую достал этот гулена муж – Зевс. Майина Барменша… Прошедшая Крым и Рым, прожженная, этот ее блатной низкий голос, которым она говорила и пела… Очень забавна там сцена стриптиза. Сначала слетала кофточка, белье, отстегивалась грудь, потом бедра… В итоге оставалась одна голая палка.

…Долгими гастрольными вечерами они  пели на три  голоса: «Ласковую песню»:

«Бьют часы,
Поздний час,
Входит в комнату молчание,
Сколько лет всё у нас
Длится пеpвое свидание.
Сеpдцем беpежно хpанимая,
Скоpо ночь кончается,
Засыпай, моя любимая,
Пусть мечты сбываются….»

(из книги "Ваш собкор из театра кукол, или Золотой век Анатолия Сезоненко").


Рецензии