Притча о неразумных девах

Светить всегда
светить везде,
с рожденья и до гроба
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой-
и Бога!


Притча о десяти девах — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Матфея:

 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
 Евангелие от Матфея гл.25


Эта притча интересна тем, что ни на одну не написано столько толкований как на неё. Но сегодня я вопреки своему правилу напишу своё понимание этой притчи, да просит мне Господь.
Суть я думаю понятна и я не буду много на этом останавливаться.Речь идет о людях,а если конкретно, то о христианах, которые не попадут в Царство Небесное, перед ними Бог (жених) закроет врата и скажет: "Не знаю вас".

Почему Господь взял в пример дев, а не просто христиан- людей уверовавших в Бога?
 Девы- это девушки, которые принесли свое целомудрие в дар Богу, остались девственницами ради Христа.

Вот что пишет об этом Иоанн Златоуст: "Богу известно было высокое мнение многих о девстве. Оно и по природе своей - великое дело, что видно из того, что как в ветхом завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: о девах же повеления Господня не имам (1 Кор. VII, 25). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совета не делаю законом."

То есть девство - это очень тяжелая ноша,которая по плечу не каждому, а потому и ценится высоко не только людьми,но и Богом. И все-таки, не смотря на этот драгоценный дар, половина дев не войдет в царствие небесное. Почему же эти девы в притче названы неразумными? Потому что их светильники погасли из-за отсутствия масла. Теперь давайте разберём что такое светильники и что это за масло, которое они не запасли заранее и не смогли добыть ни у девушек разумных, ни у продавцов.

Светильник в храме можно считать за символ Самого Бога, «Света Израиля», одежда Которого — свет и Который один является светом для Своего святилища — Церкви. Срававните слова Иисуса: «Я свет миру» (Иоан. 8:12) с Откровением, где сказано, что слава Божия освещает новый Иерусалим и светильник его — Агнец (Иисус Христос).

 Тот же светильник символизирует  Церковь Божию, призванную и получившую благодать, чтобы ходить в свете перед Богом и свидетельствовать о Нем миру. Поэтому христиане называются «светом мира» и побуждаются «светить перед людьми»  и «держать свои светильники горящими».

 Светильник с маслом и фитилем изо льна считался с древнейших времен необходимой домашней утварью; свет от светильника символизировал счастье и жизнь, отсутствие его обозначало горе и опустошение . Когда, однажды, Давид едва не был убит одним филистимлянином, то люди его поклялись, говоря: «не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля»  и до сих пор в Палестине можно услышать такое выражение: «Его масло иссякло», т.е. его светильник угас.

Из всего этого следует, что христиане призваны вслед за Христом быть светом во тьме неверия для людей не познавших Истину.

Когда на улицах не было ещё фонарей, то люди, приказом государя, должны были ставить свечки на подоконники. Тем самым каждый горожанин вносил свой вклад в освещение улиц.

Человек, уверовавшией в Бога,принявший благодать Христову, сам должен стать такой свечкой.  В Библии сказано: свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".
 
 "Христиане должны быть светом в мире. Их свет должен сиять перед людьми. Они не только должны быть добрыми, но – творить добро. Время Церкви – от Первого до Второго Пришествия Христова – время, когда слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его".

Как человек неверующий может узнать о Боге и вере, если он не ходит в храм, не изучает Библию, не читает православных писателей, не знакомится с жизнью святых, не заходит на православные сайты ? Только от своих  верующих знакомых, соседей, сослуживцев, родственников. Это они должны, обязаны !!! донести до своих неверующих знакомых Божественное Слово. А если они этого не делают, значит они так же нерадивы как те девы из сегодняшней притчи. Наши современники - тем, что их вера настолько мала, что не спасает даже их самих. Те, о которых говорится в Библии, тем, что успокоились, эгоистично полагая, что они своим даром  заслужили спасение, а остальные их не волнуют. Это уже не их проблемы.

Хотя все святые отцы говорят, что нелья успокаиваться на достигнутом и до конца своих дней считать, что ты ничего не сделал для своего спасения и если всё же спасёшься, то только милостью божией, а не своими трудами. У одного святого перед кончиной лицо просияло, как солнце, а он говорил "не знаю сделал ли я что доброе" и просил ещё минуту, чтобы покаяться.

А великий святой Макарий Египетский в своей молитве говорил : "Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою", т.е. "Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою". И это не просто святой, а Великий!

Теперь я думаю понятно почему в притче Бог называет этих девушек нерадивыми. Чего же им не хватило, чтобы быть мудрыми?  " Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла".
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои".

 Что значит поправили? Подлили масла чтобы  те не угасли. Ведь каждому ясно что без масла светильник гореть не будет. Его постоянно нужно подливать.

Теперь давайте разберём что подразумевается под маслом. Одни говорят что это деньги для нищих или обездоленных людей, другие- просто добрые дела, третьи- молитва, четвертые- хождение в церковь, пятые- Дух Святой. Я склонясь к тому, что это молитва. Потому что без неё человек не будет делать ни первое, ни второе, ни третье и далее по порядку. Богородица сказала: "Тот, кто не молится, не может считать себя христианином" Но молитвы молитвам рознь.

 Можно молиться так : "Господи, избави меня и моих близких от всякого зла" или "Господи, путь мой сын поступит в институт" или "Спиридон Тримифутский помоги нам получить квартиру" или "Николай Угодник помоги мне выиграть в лотерею", "Богородица помоги мне найти работу". Всё это тоже молитвы, но о чём? О земном, суетном, сиюминутном. А можно так : Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое? " Псалом Давида.

А вот молитва Макария Великого, которого мы уже сегодня упоминали:
 
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вот ещё- утренняя молитва Святому Духу : Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

А можно просто с утра и до вечера : "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго"

Вот такие молитвы вместе с раскаянием в соделанных грехах и желанием стать лучше и дают человеку силы гореть, светить и согревать. Конечно же не молитвы, а сам Бог через молитвы, возносимые к нему верующим человеком.

А если будет постоянная  молитва будет и изучение Библии, и чтение псалмов, и хождение в церковь, и добрые дела и стяжание Духа Святого.

Закончить хочу словами Господа тем, чьи светильники погасли или вообще не загорались, а именно людям, у которых Бог в душе.

"Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих".Ст. 15-16

 Что значит извергну? По-русски значит сблюю тебя из уст своих. Так что думайте люди о своем недалеком будущем. Выбирайте! Только не говорите потом, что вас не предупреждали :))



P.S.

Читая митрополита Антония Сурожского наткнулась на его понимание этой притчи. Очень коротко о том почему же разумные девы не поделились своим маслом с девами неразумными.

"Мне кажется, суть ее в том, что если вы идете навстречу Господу, внутри у вас должно быть горючее, которое поддержит пламя; если внутри у вас ничего нет, кроме порыва «я хочу встретить Его», если кроме этого вы абсолютно пусты, без содержания, поделиться с вами елеем невозможно. Невозможно в один миг передать человеку зрелость".



   А вот мысли Феофана Затворника на эту притчу, которые я нашла в его размышлениях о благодати :

   Благодать Святого Духа, которая подается человеку при Крещении и Миропомазании, есть «семя благодатно–духовной жизни во Христе Иисусе» [25, с. 16], которое христианину нужно взрастить в процессе развития естественных сил человеческой природы. Это благодатное семя должно принести соответствующие плоды.

Крещеный и миропомазанный, получив благодать возрождения и дар Святого Духа, если обратит заботы свои на иные предметы, может зарыть это сокровище в земле сердца своего. «Припомните притчу о десяти девах, — говорит святитель Феофан, — Пять юродивых не вошли в чертог оттого, что не имели огня в светильниках. Это значит, что, приняв благодать, как и все, они не озаботились возгреть ее в себе и не потрудились над собою, чтобы дать ей простор полно воздействовать в себе. Погасили благодать, света и не оказалось: ибо неоткуда ему произойти в нас, как от благодати» [82, с. 102].




Георгиевна


Рецензии
Доброго времени суток, дорогая Татьяна!

Мой поклон вам за Свет вашей Души, благодарю !

Некоторые авторы призывают бороться с "тьмой", но у меня другое мнение: - Необходимо светить Светом своей души, рассеивая "тьму", как это делаете вы Татьяна!

Заходите в гости, если найдётся минутка:http://proza.ru/2016/02/16/1536

С теплотой душевной и Любовью, Нина.

Нина Косякова   08.09.2021 22:21     Заявить о нарушении
Спасибо. Обязательно зайду и почитаю. Всех благ! Татьяна

Георгиевна   08.09.2021 22:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.