Левомицетин

 
Сальмонеллёзы¬ ¬– наиболее распространённая группа заболеваний у всех видов животных, в том числе и у домашней птицы. Насчитывается более двух тысяч различных видов бактерий этого рода. Многие из них не являются болезнетворными, а некоторые вызывают тяжёлые заболевания и токсикозы. Особенно они проявляют свою активность в ослабленном организме. Но не так страшен чёрт, как его малюют: с появлением антибиотиков специалисты с этими бактериями успешно борются.
Время от времени появляются панические публикации о «страшном сальмонеллёзе» в яйцах кур, в той или иной продукции. Со времён перестройки это заболевание стали «широко использовать» в качестве воздействия на любое успешное мясопроизводящее или мясоперерабатывающее предприятие с целью его приостановки, получения мзды или просто уничтожения как конкурента. Это своего рода современный «наркоконтроль» в самом плохом смысле слова, когда наркотики можно подбросить неудобному человеку, а высеять в продукции сальмонеллу и организовать проблему целому предприятию куда проще. И никто не пожалуется, никто не поставит под сомнение результаты исследований лабораторий, которые с некоторых пор стали ошеломительными даже в спорте, ну а в сельском хозяйстве рулят так, как пожелают.
У меня об этой проблеме даже родилась песня:
 
О, САЛЬМОНЕЛЛА!
 
Смотреть на эту хлипкую фигуру
В смятеньи продолжают доктора!
Известна всем её коварная натура
И очень неприличные дела!
Меняет антигенную структуру,
Как кофточку с колготками, сама
И сахара не сбраживает, шкура!
Ведь только ж сальмонеллою была!
О! Сальмонелла!
 
     Её бактериолог узнавала,
     На чашку Петри глядя сквозь лупу.
     Она ж змеёю в мясо заползала
     И в яйца лезла через скорлупу!
     О! Сальмонелла!
 
Она в бисквитах сладко почивала.
В пюре картофельном устроила дебош!
Злодейка просто не подозревала,
Какой из-за неё в стране гудёж!
Орал, хрипя, главэпидемиолог:
«Сальмонеллёз – куриная болезнь!».
А между тем слегка нетрезвый олух
Немытой поварёшкой в плов залез!
О! Сальмонелла!
 
     А может быть, кому-то заплатили!?
     Союзконтракту, может, невтерпёж?
     Иль руки кто-то выпачкал в сортире
     И всё в лабораторию принёс!
     Опять детей бурдою накормили –
     Пеняют же на мясо бройлеров!
     Повсюду птицефабрики закрыли,
     Не взяв мазков фекальных с поваров!
     О! Сальмонелла!
 
«Не кушайте! Повсюду сальмонеллы!»
«Не пейте!» – раздаётся вопль иль стон.
Весомы споры речи и пробелы,
А вся проблема чаще – пустой звон!
О! Сальмонелла!
     И всё же жаль мне сальмонеллу эту!
     Пусть отравленье пережил не раз.
     Она ведь раньше обжила планету
     Да и умрёт гораздо позже нас!
     О! Сальмонелла!
То же самое происходит и с антибиотиками в натуральной животноводческой продукции. Только действительность такова, что нельзя получить обильный урожай без использования необходимых удобрений, как и вырастить молодняк птицы в промышленных масштабах без  использования антибиотиков. Надо просто грамотно их использовать. Учитывать концентрацию, срок действия, период выведения, способ и форму внесения. Ещё И. А. Крылов в 18 веке удивительно точно обозначил почти аналогичную проблему в басне «Мартышка и очки».
И так после постоянно гнетущих проблем наступило очередное утро для главного ветеринарного врача на десятимиллионной бройлерной птицефабрике. Посыпались доклады из производственных цехов. В основном на всех «фронтах» спокойно, лишь в одном птичнике родительского стада с 18-тысячным поголовьем повысился отход птицы и снизилась яйценоскость. Это серьёзная проблема, так как недополучение инкубационных яиц срывает график закладки их в инкубатор, а следовательно, недополучение цыплят,  неполное заселение бройлерного цеха и, в конечном итоге, недополучение мяса и возрастающие как снежный ком экономические убытки.
В чём дело? Птица происследована на сальмонеллёз. Поголовье свободно от этой инфекции, но расстройство кишечника усиливается, особенно у крупных кур, так как аппетит у них отменный и они наелись больше других.  Видимо, с очередной партией корма что-то попало. Подозрение пало на кишечную палочку, потому как микробная загрязнённость комбикормов в летнее время увеличивается вместе со сроком его хранения. Оперативно посовещавшись, приняли решение назначить птице левомицетин с кормом. Препарат отменного качества был завезён накануне. Рассчитав дозировку на поголовье, молодой ветеринарный врач, курирующий проблемный цех родительского стада, пошёл выполнять задание – получить препарат в аптеке и задать с кормом его птице в утреннее кормление.
– Доктор, – сказал я, – только сделайте это как можно быстрее.
Так как обычно все стараются по малейшим неприятностям озадачить «главного», дополнительно операторам-птичницам мною было разъяснено, что меры приняты и для беспокойства оснований нет.
Между тем для перестраховки в кормоцех была дана команда, чтобы корм отпустили из другой партии более свежий, поскольку в процессе многолетнего опыта у меня выработалось собственное правило: комбикорм – готовый продукт, к скармливанию и хранению не подлежит. И в первую очередь при появлении кишечных проблем надо заменить корм. Спустя пару часов посыпались звонки, что свежий корм отправили, левомицетин из аптеки получен, и ветврач раздал его птице согласно расчётам.
Можно было перевести дух и расслабиться. Приближалось время обеденного перерыва, и все устремились в столовую. По дороге мне встретился начинающий ветеринарный врач.
– Ну, как обстановка? – спросил его. – Раздали левомицетин?
– Да-да, я лично раздал, всё нормально, прямо с первой порцией корма, уже начали клевать.
– Вы хорошо его с кормом перемешали?
– Конечно, я сам тщательно его перемешал с кормом, и всё раздали по кормушкам.
– Ну, молодец! И тебе приятного аппетита.
Завершив трапезу и возвращаясь на рабочее место, ещё в коридоре услышал назойливый телефонный звонок. Хватаю трубку. Взволнованный голос птичницы сообщил: «У нас ЧП!»
 – Где это «у вас»? И что за ЧП, говорите.
– Да это у нас, где куры запоносили, ну… где лекарство назначили, левомицетин!
– Так что случилось? Корм не едят совсем?
– Да нет… как это Вам объяснить… корм-то они весь съели, а левомицетин оставили!
– Как это оставили? Этого же не может быть!
– Приезжайте, сами увидите!
– Сажусь в машину, лечу в цех. Переодеваюсь. Захожу. Встречают.
– Вот, посмотрите! – с неподдельным удивлением показывает мне кормушки новенькая птичница.
– Мы с ветврачом всё тщательно смешали, а они есть не стали.
Я видел много всяких чудес, но такого чуда никак не ожидал! В каждой тщательно опорожнённой кормушке на дне лежали строго подсчитанные белые таблетки левомицетина.
– Вот видите, не едят, ни одной таблетки не съели, ведь мы их даже пересчитали.
Меня бросило в пот, и если бы не удивлённые наивные глаза работницы, то, видимо, трёхэтажное сквернословие, переполнявшее меня в ту минуту, обильно выплеснулось бы наружу. Хотя вообще-то я им никогда не пользовался, сдержался и в этот раз, только нелепо улыбнулся.
– А измельчить таблетки перед смешиванием вы не догадались?
– Ну, мы же дозу считали, в каждой таблетке по 0,5 грамм, 0,2 г на кг живого веса, так и раздавали по 30 таблеток на кормушку…Что теперь делать?
– Теперь надо достать из каждой кормушки таблетки, вместе с доктором измельчить их, смешать с кормом, а затем снова раздать курам.
Чтобы не отбить желание работать у молодого специалиста, я не стал его корить, а только сказал – езжай немедленно в птичник, там тебя сильно ждут. А заведующей аптекой сделал внушение: почему левомицетин отпустили в таблетках, ведь есть мельница для их измельчения. Он же новенький, надо было ему подсказать. И вообще, обойтись без упрёков,  закрыть эту тему.
– Да мы и не думали, что он их будет целиком раздавать, как в больнице.
В конце концов препарат раздали в процессе очередного кормления, однократно, и проблема быстро исчезла.
Спустя некоторое время, он со смехом делился воспоминаниями с коллегами о своих первых шагах в ветеринарии. Мне было приятно слышать его положительные эмоции, ведь он навсегда полюбил свою профессию, а это главное.


Рецензии