Кавказский дневник. 1 Полет. Ереван

Городецкий. 2.6.1964

Главный Кавказский хребет, 19.12 утра, высота 8000м., 241град. К
(Как показано на картинках-чаканашках с 8.30 утра Мила и Женя были уже «в ауте», и от шикарной самолетной еды отказывались. А Моисею – хоть бы хны)
Кавказ – подо мной!
И орел – подо мной...
Гудю и парю я
Один в высоте!
Долины, стремнины,
Памир, Апенины...
«А персики, знаете,
Были – не те!»
Обвал сорвался –
И упал.
А Женя Гордон
Все так же спал...
Кругом уже рощи
Зеленые сени.
А Бейлин сопит,
Обдувая колени...

Бейлин. После приземления в Ереване.

1.Караул!!! Заставляют насильно фотографироваться!
2. На меня возложены обязанности кассира. Горжусь.
3. Принята партизанская кличка Бей-Го-Го!!!

Гордон

Говорят, первые впечатления самые острые. Это подтвердил мой желудок сразу же после самолета. В нем была вся острота сразу. Что касается широты и глубины, то при достаточной глубине широты можно было бы и побольше, чем в видоискателе фотоаппарата.

Городецкий. 3.9.64.

Начался официальный туризм. Сметану ели большими ложками. Арарат в тумане. Вчера освоил игру «в Дамы». Это шашки, ходящие, как ладья. Перед обедом было два впечатления, весьма острых, как указывал выше т. Гордон., одно из них, кстати, снова действовало на желудок.
Смотрели Матенадаран – библиотеку древних рукописей. Соль всех поездок за день оказалась не в рукописях и камнях, а в постижении армянского духа. Более сильного проявления шовинизма (см. Краткий курс) я еще не встречал. Разговорились с местным «просветителем» лет 30. Он не стеснялся в мыслях (правда, подбирал выражения). Суть мыслей: есть Армения, есть армяне, а все остальные против нее и них, даже Ленин, заключая договор с Турцией в 20-м году, не учел интересов армян.
Расписание: 1. После обеда – Эчмиадзин. 2. Игра в «Дамы» с Гордоном (вкуса не почувствовали, перешли на шашки). 3. Ужин. Затем пешее хождение втроем с пением нехоровых песен и танцы под транзистор. 4. Танцы и охота на тигров. Гордон был ранен (рядом с сердцем).

Бейлин 4.9.64

День начался с оживленного обсуждения приехавшей публики. Обнаружены одна дама просто приятная( 40 лет) в обществе приятного мужчины в золотых очках, одна девица приятная во всех отношениях и... пока все. Го-Го классифицируют публику по сумкам от кинокамер. Выражаются непонятно: бленды, пентака и еще что-то.
Наше первое организованное путешествие на автобусе по городу прошло успешно. Ереван имеет собственное лицо из розового туфа с арками, лоджиями и резьбой по камню, которая никогда и нигде не повторяется. Серые (то бишь розовые) стены далеко не всем нравятся. Правда, их оживляют зелень и цветное белье, которое здесь беспрепятственно вывешивают на фасадах домов. Арки и резьба по камню были признаны нами архитектурными излишествами, и не только нами. (Здание вокзала после постановления об архитектурных излишествах лишилось башни со шпилем).  Конный памятник Давиду Сасунскому всех восхитил и был снят со всех сторон, и даже со стороны копыт. Сегодня в Ереване произошло событие: с постамента исчез памятник Абовяну работы какого-то парижского армянина, но ехавшие за нами экскурсанты вместе с экскурсоводом этого не заметили.

Городецкий

В комнате завелся любитель футбола, и мы теперь знаем, что бедный Хусаинов вытягивает Спартак, а Тбилисское Динамо выигрывает только у себя. В Ереване очень хороши кафе, оформленные молодежью на общественых началах. В одном из кафе на голубом фоне (кафель?) металлическая неполноценная (не всё на месте) девица сделана из нержавейки и завернута в разнородную стружку.
День начали с обзора города с площадки дома отдыха Совета Министров. Дом самый современный, великолепная терраса, в стену вмонтирован барельеф льва 8-го века из Звартноца. Наша экскурсовод Дора сказала: «Зря стараются, все равно не поймут». Сие есть знамение времени.

Бейлин

Самое милое впечатление сегодня – экскурсовод Дора – девушка, кончившая филологический факультет и еще не устроившаяся на работу. На мой вопрос: «Почему нет модерновых зданий?», ответила: «Запад мы все равно не переплюнем, а создать свой национальный центр необходимо». Относительно церкви: «Вести антирелигиозную пропаганду было бы ханжеством. Духовенство наше – образованнейшие люди, которые много думают об объединении армян». Еще Дора обещала нам, может быть, мастрскую Сарьяна. Этим мы навлекли на себя завистливую ярость одной тигрицы. Но... молчу.
В ресторане «Армения». Только что сжевали бастурму. Ах!

Городецкий

 Вставка(к делу не относится)
Арарат, Арарат!
Всяк армян
Теперь нам брат.
Пили, ели бастурму,
И теперь ни «бе», ни «му»,
Объедали ребрИшки,
Наполняли кишки.
А теперь там все танцует,
И меня в крови волнует.
Я пишу, как армянин
.....               

«Форель в меню – волнительное зрелище»
Бей-Го-Го.

Бейлин

Часов в 6 отправились в Конду, где чувствовали себя весьма неудобно, так как вызвали большое любопытство аборигенов. М.С. вынужден был фотогрфировать «от живота», а Женя долго объяснял, зачем снимает. После Конды осознали, что площадь Ленина- это хорошо, и что создавать национальный центр необходимо.
Вечер – в ресторане и возвращение с традиционными песнями на базу по проспекту Саят Новы.

Городецкий

Были в оперном театре на национальной армянской опере «Алмаст»(если я правильно списала) .  Театр был наполовину пуст(или полон, как хотите). Классический случай дележа мест зрителями. Азарт дошел до того, что Женя удалился от нас в поисках лучшей точки зрения. Что он выиграл, не объяснил.

Гордон 5.9.64

Приобрели нового соседа по койке с животом от постели до пола (в положении лежа) и с мыслями от пола до постели (в любом положении). Утром им была высказана блестящая мысль о том, что студентов надо бить, так как их на казенный кошт учат, а они еще смеют думать. Другим соседом мысль была продолжена: «Все дело в том, что у них слабо поставлена воспитательная работа». А началом разговора послужило сообщение о процессе студентов, ратовавших за самостийность. Это вновь напомнило разговор в Матенадаране. Это, кажется, самое сильное впчатление первых дней. Высказанные молодым, симпатичным сотрудником музея мысли повторяются и варьируются уже многими местными жителями, с которыми приходилось разговаривать. Следует заметить, что это люди образованные, интеллигентные и просто приятные.
Сегодня с утра. Поездка в Гарни, Гегард. Дикая езда с подталкиванием едущих впереди туристских машин. Моя соседка, пенсионерка, всю дорогу ойкала и просила ехать потише. Когда же экскурсовод упросил водителя, он поехал так, что курдючная овца запросто могла нас обогнать.
Гарни. 1 век до н. э. Крепость, языческий храм, даже то, что от него осталось, как бы приподнят и парит над глубокими ущельями – поразительны. Интересны конструкции крепления - железные штыри без цемета, но с заливкой свинцом.
Из впечатлений экскуровода Греты о туристах:  «Рассказываю о римских временах строительства Гарни, одна туристка все записывает и вдруг спрашивает
-А Рим далеко?
-Что?
-Рим далеко?
-Рим в Италии.
-А!
Опять записывает»


Рецензии