Одоевцева. 1988г. Еще Ленинград. Но уже Новая Росс

       Одоевцева смогла вернуться в Новую Россию. Она уехала из Революционной  России, чтобы остаться в живых. Расстрел Гумилева, преследование инакомыслящих.  Кто-то попадал в тюрьмы, а кто-то исчезал навсегда. И это я читаю в ее книге «Оставь надежду навсегда». Она  выжила, выехав, сначала, в Германию, потом во Францию и там прожила в эмиграции 50 лет. И при первой же возможности вернуться на родину, ее не остановило НИЧЕГО, ни прикованность к креслу-коляске, ничего. Она откликнулась на первый же зов своей родины:  вернуться домой. Все было сложно, у нас в стране трудно. Наша ПЕРЕСТРОЙКА  несла в себе и позитив и негатив. И когда,  однажды, Ирина Владимировна на одном из каналов сказала, что сейчас в стране, в России, идет ПЕРЕТАСОВКА. Возможно, это и соответствовало тому, что было. Мы долго и весело на все лады  повторяли эту «ПЕРЕТАСОВКУ».
       Но как же я попала к Одоевцевой… это тоже история. Мое внимание на Одоевцеву обратил Народный артист РСФСР, артист Театра Советской Армии Петр Ильич Вишняков. Он услышал меня в свердловской филармонии на отборочном туре на  Всероссийский  конкурс чтецов,  посвященном 175-летию  со дня рождения Александра Сергеевича  Пушкина. Он слушал мемуары Анны  Керн и главы из « Евгения Онегина», которые я прочла. Кроме того, он отметил тогда академическую школу чтения. Узнав, что в Москве я уже не один год приезжаю на  консультации к артистке  Москонцерта  Вере Васильевне Бельцовой, мастеру художественного слова, лауреату  3-х Всероссийских конкурсов ( школа Александра Яковлевича Закушняка), Они оказались друзьями еще с Саратова, где учились вместе.
  И еще мне очень помогала  моя творческая дружба с Народным артистом СССР Андреем Алексеевичем Поповым. А в филармонии был штатный режиссер, мастер художественного слова ,лауреат Всероссийских конкурсов чтецов  Андрей Петрович Ширяев (ленинградская школа Народной артистки РСФСР Елизаветы Ивановны Тиме) .  Так вот, я как  мастер, росла  в окружении блестящих мастеров слова, о чем сегодня могу говорить  с огромной благодарностью им  всем. Я на всю жизнь запомнила фразу, сказанную мне Народным артистом России Казимиром Борисовичем Серебреником:  «Тамара, я все жизнь всех доил, и ты всех дои». Он читал всем мастерам, которых встречал на своем творческом пути. И я, по его совету, читала всем, кто готов был меня послушать. Надо было преодолеть волнение, смущение, страх. Все это очень помогало, укрепляло и закаляло.
    Так вот Петр Ильич 1986-87 гг. был не здоров, много времени проводил дома, и много читал. И вдруг подучаю от него звонок: «Тамарочка, посмотрите материал  Александра  Сабова в Литературной газете об Ирине Одоевцевой. Она возвращается, Вот Вам бы с ней познакомиться и сделать программы по ее книгам. Мне кажется, что это Ваш материал, Вы прекрасно прочли мемуары Керн на конкурсе». Да, я  тогда  была  единственная женщина, которая  получила звание лауреата за  пушкинскую конкурсную программу. Конечно, я нашла этот роскошный материал. И, надо сказать, что  и программу для свердловского радио я тогда сделала и записала  по этим публикациям,  запись которых я  и привезла в подарок Ирине Владимировне . Тогда я взяла с собою и дочь Наталью, у которой, к счастью, были  в Гнесинской академии каникулы. Она должна увидеть живого автора, представителя Серебряного века. Она хорошо знала мои программы по Марине Цветаевой. И любовь к музыке соединялась у нее и с любовью к поэзии и литературе. Полных два дня она понаблюдала, посмотрела, даже поговорила с Ириной Владимировной. Потом вернулась в Москву, а я осталась в Ленинграде.
       Повидать Ирину Владимировну люди ехали со всех концов Советского Союза: с Алтая, с Владивостока, с Украины как –то два молодых поэта, за неимением денег, приехали на электричках, замерзшие, усталые. Надо сказать, люди ехали с огромным желанием почитать ей  и свои стихи. Надо сказать, что она всех слушала, и всем что-нибудь одобрительное, поддерживающее  говорила. Я слышала такой такт во всех ее  суждениях. Иногда, слышу, что очень слабые стихи, а Ирина Владимировна  что-то находит и одобряет. Спрашиваю: «Почему Вы всех хвалите?» - « А зачем подрезать крылья. Пусть пишут, и им поддержка, а мне не жаль хороших слов». И сейчас, спустя несколько лет, я понимаю ее, потому что встреча  с ней и ее  поддержка может так раскрыть потом автора, который с этого толчка взлетит к высотам. Да, как важно поддержать СЛОВОМ! И она этим словом владела.
 Народная  артистка  России Тамара Никитична Воронина.
 30 августа 2019г.
г. Екатеринбург.


Рецензии
Очень интересно. В те годы я читала о ней в "Литературной газете". Поместите, пожалуйста, фото И.В. над Вашей статьёй.

Жарикова Эмма Семёновна   20.09.2019 03:48     Заявить о нарушении
« А зачем подрезать крылья. Пусть пишут, и им поддержка, а мне не жаль хороших слов».
как сказано!!!

Игорь Влади Кузнецов   23.11.2019 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.