Кавказский дневник. 3 Севан. Дилижан

Городецкий  7 - 9.09.64

Пророчество почти сбылось – мы на Севане, где будет ветер, умываться можно один раз в сутки, а шашлык едят руками.
Наиболее сильные ощущения связаны с предприятиями кормления, если не считать того, что тигрицы оказались сотрудницами благословенного ЭНИМСа. Больше ничего нас не потрясло.
Севан зеленый и голубой; голубой цвет под солнцем очень сочный и глубокий. Высота 1916м, а раньше было на 17м выше. Так обмелело озеро, питая другие республики и Армению током, напряжением и косинусом фи. Но и сейчас оно уступает только Титикаке!( Сведения почерпнуты у Волынского, стыдно должно быть ему!). Поездка по озеру на катере прошла в сплошных облаках, и вообще, облака (на этом настаивает Мила, мы чаще употребляем слово «туман») выползают из всех ущелий, и все окутывают белыми хлопьями. Если бы не дул ветер... Специально для сообщения Рабкину:
а). Ели форель по 4р 80к за кг. Она розовая и вкусная, а также в крапинку и большая. В «Арарате» такой не бывает!
б). Шашлык, жаренный при нас на мангале, причем, угли раздувал я, а шампуры вертел Женя. Было очень вкусно, особую остроту придавало хватание мяса руками, ибо вилки применять нам не рекомендовали (кстати, их и не было). Шашлык запивался Маградзором (мы усвоили три армянских слова: ишхан-что-нибудь покушать, маградзор –соответственно выпить, бацарик – все остальное) и сопровождался беседой с владельцем (на окладе 32р) забегаловки и его прихожанами. Мы снова узнали, что евреи – это родственники, это хорошо, что если с одной стороны ум, с другой – деньги, убери их, тогда и ум будет, кроме того, малый костер лучше большого Ташкента, а если хозяин не зажулит по 10-20к на счете, то на что жить? (четыре дитя!).
Беседовать было весьма приятно, и мы неплохо провели вечер в общении с народом.
(О событиях, связанных с моей персоной, будет писать Женя)
В ресторане «Ахтамар» армянское трио - рояль, ударник, духовые, и он же поет. Поет хорошо. По нашему заказу исполнил что-то армянское. Впечатление от ресторана неплохое, даже запросили 14р вместо 4р и потом извинялись.Повеселились до упаду. Форма была вечерняя: у меня –брюки в носки, Мила – в штанах, Женя – в тренировочном костюме, и все – в кедах. Публика блистала драгоценностями и галстуками.

Гордон

Несмотря на весь оптимизм Севан – гиблое место. Не верите? Спросите Городецкого! И если мы более или менее благополучно выбрались оттуда, то только благодаря его счастливой звезде и нашим всенощным молитвам. Началось с того, что Севан встретил нас сильнейшим ветром. От чего оба моих попутчика до сих пор сопят. Все изменилось, стоило лишь нам собраться и уехать.
Затем в «Ахтамаре» за 3 чашечки кофе нам предложили уплатить 18р. Уже через полчаса мы были готовы  пропить в 3 раза больше предложенного выше, т.к. М.С. обнаружил пропажу бумажника со всеми деньгами. Уж лучше пропить, чем потерять. С такими разговорами и с дохлым фонариком мы добрались до дома к 2-ум часам ночи, прощупывая каждый кустик и каждую канаву. Когда, наконец, вернулись в палату, нашли бумажник спокойно лежащим в шкафу, куда он , естественно, был положен владельцем. Это нам вернуло бодрость духа, но рано! На следующий день, залезая в кустарник, М.С. спокойно сел на собственные очки. Но теперь все позади, и мы полны надежд.( во всяком случае, так уверяет сопящая М.Б. и одноглазый, свят-свят, М.Г.). Если вы будете в Закавказье, объезжайте Севан за 100км., а если это невозможно, старайтесь промелькнуть быстро, тихо и незаметно, гиблое место. Если не верите, спросите у Гордона.

Городецкий 10.9.64

Женя почесал зубы, а то очень холодно было спать.
Вчера имя Цовака служило нам паролем, и мы обнаглели до ручки, чуть-чуть не заглянули в туалет, в который ходит Сам 1-ый Секретарь! Мы, конечно, не устояли и пошли на правительственную дачу, нас приняли радушно, угостили персиками, дали мыло и полотенце и пустили под горячий душ. Сегодня из-за нас организуется экскурсия на озеро Борзгёл – все отдыхающие должны кормить нас хотя бы сухим пайком. Врачебная пара - муж и его жена Светлана оказались радушными людьми, и даже Веня Шарамбеян угощал нас вином и рассказывал, как будут встречать эстонцев в Дилижане. Да-с! Мы на высокогорном курорте. Дорога из Севана шла с перепадом на 890м, и хотя мы смеялись над Волынским, уши нам заложило. Турбаза на берегу реки, вокруг ишаки, бараны и туристы. Живем в палатке и зверски мерзнем ночью. Места чудные, все горы в лесах, на склоне правительственная дача, всякие дубы и грабы. Отдыхающие, действительно, кормили, и не сухим пайком, а хашем с водкой. Хаш – это незамерзший холодец с чесноком. Едят его опять-таки руками с лавашем и запивают водкой. Во время экскурсии на Борзгёл мы «показались», и нас пригласили сегодня на ритуальный завтрак (везет турбазе!), то есть на Хаш. Для порядка расскажу сначала про Борзгёл и Агарцин, где мы также побывали. Основной источник нашей гордости – мы всех обскакали, и все видели!    И то, и другое место хороши дорогами, особено Агарцин. Великолепный зеленый лес, могучие дубы и грабы, и еще что-то. Дорога вьется всеми возможными зигзагами в трех измерениях. Внизу, в ущельях шумят речки, (ручьи и ручейки по количеству воды, но реки – по производимому шуму). В Борзгёле , действительно, прозрачная вода, но покрыто оно все опавшими листьями, а по берегам – лягушачьи хоры. Из озера вытекает ручеек, который где-то внизу уже шумит, как большой. Растут грибы и дикие груши, и даже перпенсы на грузовой машине не были очень капризными. По дороге – солидный строящийся завод и ишаки, груженые сеном до сокрытия всего, кроме хвоста и ушей.


Рецензии