Первая ученица

Когда мне было шестнадцать лет, вскоре после Нового года и обычной уже январской оттепели, я сильно простудилась. Так получилось, что живу я одна в квартире, доставшейся от покойных уже, к сожалению, бабушки и дедушки, родителей отца. Об этом, впрочем, отдельная история (http://proza.ru/2019/09/01/215). С этого всё, собственно, и началось.

Думала, отлежусь пару дней, попью чаю с мёдом и малиной – и всё пройдёт. А становилось всё хуже и хуже. Резкая головная боль, боль в области скул. А это уже вечер субботы был. Позвонила я тётушке, и повезла она меня в больницу к дежурному врачу, да так там меня и оставили на 10 дней в ЛОР-отделении. Отец из Подмосковья примчался. Матери сообщили, и она меня несколько раз навещала. Двустороннее воспаление придаточный пазух, по-просту, гайморит. Антибиотики кололи, капельницы ставили, горы таблеток давали. Без снотворного заснуть было нельзя. И захотелось мне навсегда забыть о такой болячке.

Когда, дней через пять, начала я потихоньку приходить в себя, читать стала. В столовой, которая одновременно и телевизионная, книжный шкаф стоит, где пациенты после выписки прочитанные книги оставляют. И почему-то внимание моё привлекла невзрачная книжица в зелёном переплёте, достаточно потрёпанная. Называлась она «Костромские каникулы», а по-эрзянски «Костромань оймсема шка». Позднее, я нашла её в Интернете в открытом доступе.

Книжку писал, очевидно, физик-теоретик, посвящённый во многие тайны Природы. И, не пережив подобное наяву, придумать такое он бы не смог,это просто невозможно... Там очень многие философские вопросы подняты, о добре и зле, о том, ради чего мы живём. А в центре событий находятся две девушки, которые постоянно ходят босиком, чтобы лучше познать мир, покрепче подружиться с Землёй-Матушкой, чтобы избежать многих хворей и недугов.

Именно под влиянием «Костромских каникул» я и решила начать ходить босиком. Тем более, мы с главной героиней имеем много общего. Обе мы – из одного города, одной национальности и даже зовут нас одинаково. Да и судьбы наши чем-то похожи...

Выйдя из больницы, я решительно отказалась от тапок, по дому стала ходить босиком круглый год. С мая, уже студенткой-первокурсницей стала выходить босой до булочной, а потом и просто погулять. Занятия закончились, и я весь июль босая проходила, к обуви вообще даже и не притронулась. Да, подруги прикалывались порой, а я отшучивалась, что больше в больницу не хочу! Но никто так примеру моему и не последовал...

Хотя ведь подсознательно всем нам, дочерям Земли-Матушки, желание ходить босиком самой Природой заложено. Только оковы этой, с позволения сказать гибнущей прямо на наших глазах «Цивилизации» – навязывают людям иные стереотипы...

А в «Каникулах» мне очень хорошо запомнились строки насчёт того, почему во всех экранизациях «Снежной королевы», кроме старого советского мультфильма 1957-го года, Герду обули. И исключили из многих экранизаций фрагмент, когда Герда, каждый день босиком, проходит посвящение в чудесном саду колдуньи-цветочницы. Хотя там она долгое время провела, повзрослела и выросла из детского своего платья.

И ведь какой это потрясающий воображение контраст получается, когда ты идёшь по городу в чистенькой одежде, с ухоженным личиком, с распущенными и развевающимися на ветру чистыми и красивыми волосам, но босая и с чёрными подошвами?

Бывали у меня и совсем неприятные моменты, честно говоря. Был у меня парень, с которым мы учились вместе. Ему, кстати, очень нравилось, когда я рядом с ним по улицам босая шла. Зашли мы как-то к нему в дом. А там мать его. И набросилась на сынка со словами: «Что это ты за бомжиху к нам привёл ?!». Не поздоровавшись со мной, а лишь бросив на меня косой и презрительный взгляд. А он матери и ответить достойно не сумел. Я – бегом из квартиры прочь. А он меня даже догонять не стал. Ну и что это за парень ???

Учась уже на четвёртом курсе, я помогала одной девочке, Любаше, из небогатой семьи, к ЕГЭ по математике готовиться. Бесплатно, ну разве что поужинаю с ними вместе. От репетиторства мне, видимо, никуда уже не деться. Но одно дело, когда учишь далеко не самых умных детей за деньги их родителей, а эти самые родители с тебя и спросят серьёзно, если их отпрыск-недоумок экзамен провалит, и совсем другое – когда работаешь для души! А насчёт Любы, это был особый случай. Она была моя первая ученица, а я оценивала свои силы, смогу ли репетиторствовать.

В мае, когда жарко было, а босоножки мои любимые порвались, отнесла я их в ремонт, а дальше пошла босиком. Ведь мне это было уже так привычно!

Вот захожу я в квартиру, обтираю подошвы гигиеническими салфетками. Любаша смотрит на меня удивлённо так...

– Здравствуй, Люба! – говорю я ей. – Ну что, позанимаемся?

– Здравствуйте, Надежда Александровна! – отвечает она, продолжая на меня изумлённо смотреть. – А Вы что, вот так босиком по улице шли? Разве так можно?

– А с чего ты решила, что нельзя? – улыбаюсь я в ответ. И рассказала я ей и про порвавшиеся босоножки, и про повесть «Костромские каникулы», и как мне хождение босиком по улицам помогло от хронического гайморита избавиться.

– Тогда я тоже буду босиком ходить! – едва не вскрикнула девчушка. – Не хочу болеть !!!

И пошли мы заниматься. Последнее это наше занятие было. Узнала я потом, что сдала она ЕГЭ на 93 балла, да и по остальным предметам весьма прилично. Могла бы с такими баллами и в Москву поехать, возможно, даже в МИФИ, а в МИРЭА – без сомнения. Но для её родителей это было неподъёмно.

И вот иду я как-то в конце июля по Полянской, а Люба мне навстречу. И как же мне было невероятно приятно встретить свою бывшую ученицу на улице босиком и без обуви в руках, которую я разуться своим примером сподвигла!

– Здравствуйте, Надежда Александровна! – улыбаясь, говорит она. – Вот и я теперь босиком по городу стала ходить.

– Здравствуй, Люба! – говорю я в ответ, тоже улыбаясь. – Ты главное скажи, поступила?

– Да! – отвечает она, радостная. – Я прошла на бюджетное место в институт экономики нашего Костромского университета.

Не знаю я, честно говоря, зачем она туда пошла, ведь экономистов у нас и так перепроизводство. Но я за неё всё равно безумно рада. (Потом, осознав это, она твёрдо реила продолжить обучение в магистратуре  по направлению «Физика конденсированного состояния вещества»).

– Слушай, Люба, – говорю я, – ты меня больше Надеждой Александровной никогда не называй. Называй меня Надя и обращайся только на «ты». Сможешь?

– Я попробую ... – смущенно ответила она.

Прошагали мы где-то метров двести, молча.

– Надежда... Ой, прошу прощения, Надя, – смущённо обращается ко мне Любаша,– а давай вместе босиком будем ходить. И вопросы разные обсуждать. Ты так классно умеешь рассказывать, по полочкам всё разложить.

– Конечно, только рада буду.

– А знаешь, что я заметила? Что когда без всяких там туфель, босоножек или сланцев из дома выходишь, держа их в руках, а если совсем босиком – это совершенно разные чувства? – опять же, смущенно, спрашивает Любаша.

– Как уж мне этого не знать? Так и надо!

У нас разница в возрасте пять лет. И с этого дня, она словно сестрой моей младшей стала. В гости потом ко мне зашли, чай попили, а потом гуляли по городу целый день, наслаждаясь то тёпленьким асфальтом, то прохладненькой тротуарной плиткой под нашими босыми ногами...

И как Люба мне благодарна, что решилась наконец-то по городу босой ходить! И как ей это жутко понравилось! За месяц её пяточки настолько закалились и огрубели, что не страшны ей теперь ни камушки мелкие, ни разбитый асфальт, которые поначалу доставляли дискомфорт.

А мне-то как теперь приятно осознать, что я не только сдать ЕГЭ по математике ей помогла...

В предпоследний день августа, снова было солнечно, вполне комфортно и тепло. И ветра нет. И асфальт уже не такой горячий, а ласково-тёплый. С Любой мы созвонились, и снова пошли погулять. И, уже по сложившейся привычке, босыми из дома вышли, к обуви даже не притронувшись.

– Привет, Люба, – говорю я ей.

– Здравствуй, Надя! – отвечает она.

– Ну и как ты, что чувствуешь? – интересуюсь я.

– Представляешь ведь, какой парадокс: подошвы грубеют, а чувствовать намного больше начинаешь! – весело заявляет Люба.

– Да и удивительного в этом ничего нет, – объясняю я ей спокойно – Кожа на подошвах грубеет, зато рецепторы под ней развиваются.

– Поначалу было так больно, жёстко, – смущаясь, признаётся Любаша, – А потом оказалось, что чем больше босиком ходишь, тем это более приятнее...

– Так и должно быть. Всё естественное помогает душе, а противоестественное разрушает её, – пытаюсь я ей объяснить. – Знаешь, вот нас двадцать человек на первом курсе было. А к четвёртому курсу нас всего восемь осталось, семь девчонок  и один парень, кто бакалаврские дипломы получили. Но никто из нас ни курить не начал, ни татуировки себе не набил, ни пирсинг. В отличие от юристов и экономистов...

– Да что ты, Надя! – смутившись, отвечает Любаша, – как же мне чужды и противны все эти эксперименты над собственным телом.

– Вот ты и умница!

– Жаль только, что первого сентября опять обуваться придётся. Я так уже привыкла. И как вообще не заблудиться в этом мире, не чувствуя под собой живую землю босыми ногами?!

Да, и мне жаль. Но что делать? Одно дело, когда ты по улице босая идёшь, когда каникулы и совсем другое – когда в университет и на занятия. Да и лаборатории есть, где производятся электроизмерения или агрессивные химические вещества используются, там требуется надевать только закрытую обувь, но ни в коем случае не на высоком каблуке. Это требование правил техники безопасности.

Вот и год прошёл. И наступило "коронавирусное" лето 2020-го...

Целый день проходили мы сегодня по городу с Любой.  И как же всё вокруг прекрасно было! И тёплое туманное утро, и солнечный день, и вечер с тёплым грибным дождём.
А мы с наслаждением шли, ощущая своими босыми ногами то прикосновение травы, то ласковой Матушки-Земли, то прохладного и шершавого бодрящего асфальта!
Мы всё это коронавирусное лето босыми проходили. Не обувались, даже когда довольно прохладно было.

Вот и сегодня, о чём мы только не говорили! И об экономике, и о математике, и о физике, и, естественно, о хождении босиком – нам ведь это так уже привычно и приятно!

– Слушай, – спрашиваю я Любу, – а ты не жалеешь, что на экономику учиться пошла?

– Ой, если бы я знала, что меня ждёт и какая это будет профанация, не пошла бы ни за что, – ответила Любаша.

– Во многие ведущие мировые вузы, на экономику принимают лишь тех, кто получил базовое инженерное или физико-математическое образование, – отвечаю я, вспомнив о встрече с профессором из университета Лотарингии.

– Так вот, и правильно делают, – едва не вскрикнула Любаша. – Ведь экономические модели намного сложнее физических. И для того, чтобы их понять, без знания законов физики ну никак не обойтись. Только вот физике у нас экономистов совсем не учат, да и математике – кое-как...

– Стоили бы чего эти законы? – пытаюсь возразить я.

– Ты права, Надя, я тоже математикой заниматься хочу – отвечает Люба. – Но, чтобы в магистратуру поступить по прикладной математике и информатике, нужно статьи иметь. А экономические модели интересные, они описываются дифференциальными уравнениями второго порядка в частных производных, подобно физическим процессам; диффузии, теплопроводности, колебанию струны...

– Ты абсолютно права, – отвечаю я. – Многие закономерности, известные в физике, имеют универсальный характер.

– Так да, конечно! – отвечает Любаша. –  Например, закон радиоактивного распада или барометрическая формула, – как давление воздуха падает с высотой.

– Убывающая экспонента, – отвечаю я. – Да, всё так...

– А ведь этим законом можно описать очень многое ещё. Например, перегорание лампочек, выход из строя станков, электронного оборудования и даже депопуляцию населения, когда смертность превышает рождаемость...

– И как же это ты, своим умом, до всего этого дошла?

– Ну вот, получается, что дошла. И потому, наверное, что босиком дошла. Это ведь так всю нервную систему стимулирует! Вот и учебник Савельева по общей физике пытаюсь освоить. А как же ещё?

– Ты такая умничка, Любаша, – говорю я ей в ответ. – Ты сестрёнкой мне названной стала. А насчёт учебника, ты лучше Сивухина возьми, тем более, если в магистратуру поступать собираешься!

– А знаешь, –  неожиданно ответила Любаша, – я бы даже не поняла вот этого всего, не ощущая под собой живую Землю босыми ногами.

– Всё ты правильно думаешь. Ведь физика – главная наука о Земле, и как её можно понять, не ходя по этой самой живой Земле босиком? Закалёнными ножками, но и такими чувствительными, хоть и твёрдыми, почерневшими от постоянного контакта с ней!

– Вот и мои ноги почернели и загрубели, а чувствовать всё только лучше стали, вернее, по-другому чувствовать, – призналась Любаша. – Родителям только сложно было объяснить, зачем мне всё это нужно. Но теперь, когда коронавирус пришёл, они меня полностью поддерживают. Вспомнила мама, как в советские времена, они в школьные годы всё лето весь вечер босиком по территории детского сада бегали и как газировку из автомата за три копейки из общего стакана пили. И не болел никто, потому что иммунитет был сильный. А я уже и представить не могу, как можно жить, не чувствуя живой Земли под своими босыми ногами. Целый год я босая хожу и спасибо тебе за это!

– Так за тебя можно только порадоваться, милая сестрёнка моя! – воскликнула я.

И взялись мы за руки, и обнялись, и нежно наступила она своими босыми ножками на мои...

– И ты теперь – старшая сестрёнка моя! Как же я мечтала о такой сестрёнке, как ты!


Рецензии
Я тоже очень люблю ходить босиком - и на природе, и по улицам города. Летом, под полуденным солнцем, действительно бывает горячо, а к вечеру очень приятно. Походишь так несколько дней - и обувь вообще носить не хочется до конца лета!

Светлана Жданкина   20.04.2022 16:47     Заявить о нарушении
Вот и умница!

Надя Корнева   10.05.2022 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.