Кипарисовы и Карпинские Самарской епархии
Целью нашего исследования стало изучение родословной Кипарисовых и Карпинских. В задачи исследования входило: 1) установление родословных связей Кипарисовых, Карпинских и Кувацких; 2) выявление биографических сведений о каждом представителе рода из духовного сословия.
В ходе исследования были использованы архивные материалы, предоставленные, главным образом, Центральным государственным архивом Самарской области (ЦГАСО), а также Государственным архивом Саратовской области (ГАСО), Государственным архивом Пензенской области (ГАПО), Объединенным Государственным архивом Оренбургской области (ОГАОО), где изучались ревизские сказки о священнослужителях, клировые ведомости, метрические книги и другие документы. Также богатым источником сведений о духовенстве послужили «Самарские епархиальные ведомости» (СЕВ) и «Благовещенские епархиальные ведомости» (БЕВ).
Часть 1. Кипарисовы - духовенство Самарской епархии
I поколение
Петр Львович Кипарисов (р. 1771) с 1806 по 1827 гг. состоял дьячком Иоанно-Богословской церкви слободы Ильмень Камышинского уезда Саратовской губернии. Он был женат на Прасковье Федоровне (р. 1773). Их старший сын Михаил (р. 1805) с 1819 г. обучался в Петровской (ныне Пензенской) духовной семинарии, а в 1824 г. числился воспитанником высшего отделения. Младшего их сына звали Федор (15.02.1807 – 1875), а дочерей – Анна (1797 – между 1862 и 1868) и Евдокия (1801 – после 1869).
II поколение
Евдокия Петровна Кипарисова вышла замуж за пономаря той же церкви, где служил ее отец, Антона Михайловича Добринского (ок. 1798 – 1849). От этого брака на свет появилось семеро детей: две дочери (Ксения (р. 1836) и Параскева (р. 1825)) и пятеро сыновей. Ксения Антоновна вышла замуж за священника Сергиевского, овдовела ранее 1860 г. Один сын, Захарий Антонович (р. 04.09.1822), взял фамилию отца, остальные сыновья – фамилию матери.
Известно, что фамилия «Кипарисов» принадлежит к числу так называемых «семинарских», которые присваивались при обучении в духовной семинарии. При этом на протяжении всего периода обучения семинаристы могли неоднократно менять свою фамилию. Из-за этого изучение родословной духовенства в период до 19 века представляет определенные трудности в связи с невозможностью точно установить родственные связи от отца к сыну.
III поколение
О Павле Антоновиче Кипарисове (р. 1824) известно, что он с 1831 г. обучался в Камышинском духовном училище, а в 1837 г. состоял воспитанником высшего отделения.
Иоанн Антонович Кипарисов (1818 – 12.06.1870) в 1842 г. окончил с аттестатом 1 разряда Саратовскую духовную семинарию, а затем служил священником сначала в сельце Яблонный враг в Космо-Дамианском молитвенном доме, с 1843 г. в селе Марьино Николаевского уезда, в 1843-1852 гг. исполнял должность благочинного. «За нерадение, быв в должности благочинного, от которого последовала утрата по Богдановской церкви обыскной книги, был сделан ему строгий выговор в присутствии Консистории, со внесением в формуляр. За допущение по нерадению и легкомыслию умереть без исповеди крестьянки Воробьевой, удален от должности благочинного с обязанием – впредь требования сельского начальства исполнять без отлагательства и самовольных отлучек из прихода не делать». В 1856 г. преосвященнейшим Евсевием, епископом Самарским и Ставропольским, отцу Иоанну была объявлена благодарность и архипастырское благословение за катехизические поучения. В 1867 г. он был перемещен в село Николевку Николаевского уезда Самарской губернии в церковь Святого Архистратига Божия Михаила. Имел «за Восточную войну, бывшую в 1853-1856 гг. бронзовый на Владимирской ленте крест». Отец Иоанн рано овдовел. Известно, что в 1847 г. с ним проживала родная тетка Анна Петровна, а с 1851 по 1869 гг. – «родительница вдовствующая пономарица» Евдокия Петровна [1-27].
Василий Антонович Кипарисов (1834 – 24.12.1894) по увольнении из Саратовской духовной семинарии низшего отделения в 1853 г. был принят в архиерейский хор в число певчих; с 1855 по 1857 г. он служил дьячком в селе Бобровка Самарского уезда; в 1857 г. преосвященнейшим Феофилом, епископом Самарским и Ставропольским, был посвящен в стихарь и перемещен в Самару в Казанскую церковь на причетническое место. Через 2 года он был рукоположен во диакона к Михаило-Архангельской церкви в село Костино Бузулукского уезда, в 1860 г. служил в Самаре в церкви тюремного замка, с 1863 г. в Бузулуке в Николаевской церкви. В 1865 г. отец Василий был рукоположен во священника Всехсвятской церкви в село Ляхово Бузулукского уезда. С 1874 по 1877 г. служил в селе Карамзино, а с 1893 г. вновь в селе Ляхово, в 1883 г. был награжден набедренником «за отлично ревностную службу церкви Божией». У отца Василия и его жены Анны Фадеевны (1837 – между 1867 и 1869) было двое детей: Анна (р. 1858) и Михаил (01.09.1868 – после 1913), который также был священником [28-40].
Алексей Антонович Кипарисов (1832 – 10.12.1877) учился там же, где его братья. В 1854 г. он окончил Саратовскую духовную семинарию с аттестатом третьего разряда, через год был рукоположен во диакона в село Кутуш Бузулукского уезда, с 1856 г. служил в селе Матюшкино Ставропольского уезда, с 1859 г. – в селе Ново-Богородское, с 1866 г. и до смерти – в Николаевской церкви села Исаково Бугурусланского уезда. С 1859 г. «при нем на пропитании» проживала его теща «вдова, священническая жена» Екатерина Петровна Аквилянова (1802 – после 1876), которая состояла просвирней той же церкви. Она также происходила из духовного сословия и была дочерью священника села Быков Отрог Николаевского уезда.
Женой отца Алексея была Александра Васильевна, урожденная Аквилянова (1837 – после 1915) – дочь священника Николаевской церкви села Порубежка Николаевского уезда Василия Стефановича Аквилянова (1799 – 14.10.1838). У них было семеро детей: четыре сына (Петр, Николай, Иван, Дмитрий) и три дочери (Мария (р. 1856), Евдокия (р. 1878) и Параскева (р. 24.10.1861) (ОГАОО. Ф.173. Оп.15. Д.1545). Параскева Алексеевна была замужем за псаломщиком Авивом Чернозатонским (его последнее место служения - Покровская церковь села Хворостянка, Николаевского уезда, где он умер 22 декабря 1916 г. (СЕВ, №4, 1917 г.). Сын Иоанн (22.04.1860 - 14.07.1860) умер во младенчестве (ОГАОО. Ф.173. Оп.15. Д.1488) [41-57].
IV поколение
Петр Алексеевич Кипарисов (05.10.1859 – после 1915) обучался в Бугурусланском духовном училище. В 1881 г. преосвященным Серафимом, епископом Самарским, он был принят в число послушников Самарского Николаевского мужского монастыря, но в том же году по прошению определен исправляющим должность причетника в село Патровку Бузулукского уезда. В начале 1896 г. он служил псаломщиком в Самарском Кафедральном Воскресенском Соборе, с 1896 по 1904 гг. – в Самарской Ильинской церкви, с 1904 по 1915 гг. служил диаконом в Николаевском соборе города Бугульмы.
У отца Петра и его жены Александры Ивановны (23.04.1865 – после 1915) было пять дочерей и один сын, о которых известно следующее: Анна (р. 12.08.1882) была домашнего образования, Анастасия (р. 20.12.1884) в 1899 г. обучалась в 3 классе Самарского епархиального женского училища, Елизавета (р. 23.04.1887) в том же году проходила обучение там же во 2 классе, Зоя (р. 15.05.1890) в то же время училась в образцовой школе при Самарском епархиальном женском училище, Евпраксия (р. 14.10.1897 или 12.01.1898?) в 1915 г. проходила обучение в Бугульминской женской гимназии; сын Александр родился 13 октября 1901 г. [58-60].
Николай Алексеевич Кипарисов (08.10.1863 – после 1915) в 1886 г. окончил Самарскую духовную семинарию со свидетельством 2 разряда, после чего сначала проходил должность псаломщика Покровской церкви слободы Покровской Новоузенского уезда, а в 1887 г. был рукоположен во священника. Он служил в Михаило-Архангельской церкви села Росляевки Николаевского уезда, с 1890 г. – в селе Баландино Бугурусланского уезда, с 1893 г. – в селе Колокольцевка Николаевского уезда. С апреля 1900 г. по март 1905 г. отец Николай служил в Чагринском женском монастыре, где в то время болел, а 4 января 1901 г. (по н.ст.) отошел ко Господу преподобный Александр Чагринский. С 1905 по 1915 гг. отец Николай служил в Кресто-Воздвиженской церкви села Савины Новоузенского уезда. С самого начала своего священства он состоял законоучителем в церковно-приходских школах: с 1907 по 1910 гг. обучал закону Божьему детей в земской Савинской 2-ой школе и Савинской Министерской шестиклассной школе. В 1908 г. Съездом духовенства отец Николай был избран помощником следователя 6-го Благочиннического округа Новоузенского уезда, имел в качестве награды «за отличную ревностную службу Церкви Божией» набедренник и бархатную фиолетовую скуфью, а также медаль в память царствования императора Александра III. В клировых ведомостях содержатся подробные сведения о доходах отца Николая: в 1915 г. он получал жалованье от казны 300 руб./год, его доходы от церкви составляли 400 руб./год, от земли 51 руб./год; жалованье за школы: за 1-ю Министерскую 6-классную школу 270 руб./год, 3-ю церковно-приходскую 30 руб./год. В 1915 г. с ним проживала мать вдова Александра Васильевна, которой на тот момент было 73 года. Она получала стипендию из Попечительства 25 руб./год. Женою отца Николая была Апполинария Васильевна (28.12.1869 – после 1915). В 1915 г. их дочь Вера (р. 29.08.1895) получала образование на Петроградских курсах, Ольга (р. 05.07.1899) училась в 5 классе Самарского епархиального женского училища (при этом она получала стипендию 100 руб.), сын Алексей (р. 28.02.1894) обучался в 6 классе Самарской духовной семинарии и был на содержании отца, другой сын Семен (р. 01.02.1902) в это же время учился 4 классе в Николаевском духовном училище и также был на содержании отца. Согласно Журналу №117 «О выдаче священнику Н.Кипарисову стипендии на дочь, обучающуюся в Епархиальном женском училище, и за 1-ю половину 1914-15 учебного года» от 2 сентября 1915 г.: «Епархиальный съезд духовенства и церковных старост слушали: прошение священника Н. Кипарисова о сложении с него долга в количестве 80 рублей за дочь, обучающуюся в Епархиальном женском училище. Временно-ревизионная Комиссия по Епархиальному женскому училищу мнением своим полагает: выдать священнику Н. Кипарисову на дочь, обучающуюся в оном училище, стипендию в количестве 50 рублей» (СЕВ, №4, 1916 г.). Старший сын Борис (22.03.1892 – после 1962)окончил в 1913 г. Самарскую духовную семинарию по первому разряду, а с 1913 по 1917 гг. обучался в Московской духовной академии и состоял на содержании отца. Окончил со средним баллом 4,168. По окончании имел долг духовному ведомству за казенное содержание в размере 220 руб. На одном из антикварных сайтов размещены отсканированные фотографии преподавателей и выпускников, в том числе Бориса Николаевича Кипарисова. В советское время он преподавал в Башкирском университете. Сохранились воспоминания о нем студентов, обучавшихся там в 1951-1955 гг. [61-77].
Иван Алексеевич Кипарисов (15.06.1872 – 03.03.1938) родился в селе Исаково Бугурусланского уезда, обучался в Бугурусланском духовном училище. В 1884 г. был переведен на казенное содержание, о чем имеется запись в Самарских епархиальных ведомостях: «Слушали просьбу просфорни с. Исакова, вдовы Александры Кипарисовой о том, не найдет ли съезд возможным ходатайствовать пред правлением Бугурусланского окружного духовного училища о принятии сына ее Ивана, оставленного во втором классе сего училища на повторительном курсе, на казенное содержание, так как она, не имея никаких своих средств к жизни и получая скудное содержание по занимаемой ею должности, едва в состоянии пропитывать себя и живущих с нею малолетних детей. Постановлено: Просфорня с. Исакова Александра Кипарисова действительно, как известно членам съезда, не может содержать сына своего в училище совими средствами. Почему ходатайствовать пред правлением духовного училища о принятии сына ее на казенное содержание. О чем и записать в журнал (Подлинные постановления за подписом 12 священников, 3 диаконов и 7 причетников)... По шестому постановлению, с определением о ходатайстве съезда пред правлением Бугурусланского духовного училища о принятии на церковное содержание сына просфорни с. Исакова Александры Кипарисовой, ученика второго класса Ивана Кипарисова, оставленного на повторительный курс в том же классе и потому лишенного церковного содержания, дать знать съезду, что благочиннические съезды духовенства не имеют права принимать на себя таковых ходатайств. Принять или не принять известного ученика на церковное содержание есть дело училищного правления, которое в сем случае руководствуется не ходатайствами чьими бы то ни было, а училищным уставом. Съезд свое бы дело сделал и дело доброе, если бы на содержание оставленного на вторительном курсе сына бедной просфорни Кипарисовой изыскал сам средства на этот предмет и препроводил оныя в правление училища или же выдал их самой Кипарисовой. - Резолюция Его Преосвященства на этом журнале Консистории: «7 мая 1884 года. Исполнить». (СЕВ, №12, 1884 г.). Окончил Самарскую духовную семинарию. В 1897 г. «предложением Его Преосвященства, от 4 августа с.г. за № 2155, псаломщик церкви станицы Полтавской, Южно-Уссурийского края, Иоанн Кипарисов переведен к градо-Благовещенскому Кафедральному собору», «предложением Его Преосвященства, от 11 августа с.г. за № 2209, переведены: ... псаломщик градо-Благовещенского Кафедрального собора Иоанн Кипарисов к церкви ст. Екатерининской»(КЕВ, №19, 1897 г.). 4 октября 1898 г. «псаломщик Екатерининской церкви Иоанн Кипарисов, Преосвященным Евсевием, Епископом Камчатским, в Благовещенском Кафедральном соборе рукоположен в сан диакона с назначением на диаконскую вакансию к Албазинской церкви» (КЕВ, №№19, 21, 1898 г.). В 1901 г. диакон отец Иоанн Кипарисов служил в Албазине, где проходил должность законоучителя местной школы. В марте 1901 г. в Албазин приезжал архиерей, о чем сохранилась статья в Благовещенских епархиальных ведомостях: «1-го марта, в 8 часов утра, Владыка, довольно бодрый, выехал из поселка Свербеевского. В 2 часа дня, благодаря быстрой и безостановочной езде, прибыл благополучно в Албазин и при колокольном звоне прямо подъехал к местному приходскому храму, где у церковного крыльца, при громадном стечении народа, был торжественно встречен местными властями во главе с г. начальником округи подъесаулом В.С. Филиновым, с поднесением почетными прихожанами хлеба с солью. Приняв хлеб-соль и благословив властей и почетных прихожан, Владыка проследовал в храм. Здесь встречен был местным причтом и певчими - учениками местной казачьей школы, которые пели тропарь и кондак храму. По встрече Архипастырь проследовал в алтарь и, затем, после обычного многолетия, со св. крестом обратился к прихожанам с приветственным архипастырским словом, в котором выразил свое отрадное и приятное впечатление, произведенное на него обширным, светлым, благоустроенным и благоукрашенным храмом, говоря: «Сердце мое радуется, видя благолепие сего храма, но еще более было бы сердце мое обрадовано, если бы и сердца ваши были бы также благолепны, как сей храм». Поблагодарив жителей за благоустройство храма Божия, Архипастырь подошел к ученикам местной школы и испытывал их в познаниях закона Божия и вторично, как в Покровке, указывал всем нам, в том числе и законоучителю Албазинской станичной школы диакону И. Кипарисову, на свой, особо выработанный Его Преосвященством, способ или метод преподавания Закона Божия в сельских школах. Ученики отвечали совсем плохо и Владыка плохие успехи учеников приписал всецело незнанию о. законоучителя. По окончании испытания учеников Владыка, осмотрев церковную ризницу, приехал в мой дом, где, проэкзаменовав обоих диаконов, штатного Кипарисова и на псаломщической вакансии - Николаевского по катихизису, первому из них, как законоучителю, вторично указал на свой метод преподавания Закона Божия с предупреждением, чтобы он к будущему приезду его сюда постарался применить этот метод преподавания Закона Божия в школе и доказал это наглядно на познаниях своих учеников. После этого Владыка пообедав в 5 часов вечера, в сопровождении начальника участка округи г. Филинова, со мною благополучно выехал из Албазина и поздним вечером прибыл в поселок Бейтоновский, где и переночевал» (БЕВ, № 11, 1901 г.). В 1901 г. «резолюцией Его Преосвященства, от 22 августа с.г. за № 1274, диакон церкви станицы Албазинской, Амурской области, Иоанн Кипарисов назначен на священническое место в село Константиноградовское, той же области» (БЕВ, № 18, 1901 г.). В 1912 г. отец Иоанн состоял в Комиссии по обревизованию отчета Благовещенского Епархиального женского училища. 18 сентября 1912 г. отец Иоанн был перемещен в село Борисоглебовское, Амурской области (БЕВ, №№20-21, 1912 г.), где 15 января 1913 г. был награжден набедренником. В 1916 г. состоял заведующим Борисоглебской церковно-приходской школой.
В 1928 г. по статье 159 УК РСФСР он был приговорен к 2 месяцам принудительных работ, в 1934 г. сослан на 5 лет в Красноярский край «за контрреволюционную деятельность», в 1938 г. работал чернорабочим леспромхоза, проживал в селе Кан-Оклер Саянского района Красноярского края, где был приговорен к расстрелу. Отец Иоанн был арестован 9 февраля 1938 г. В следственном деле указана причина ареста: «находясь в ссылке, не прекратил своей контрреволюционной деятельности, под видом религиозных обрядов разъезжал по селам Саянского района, занимаясь контрреволюционной агитацией против мероприятий советской власти, дискредитировал руководителей партии и правительства, клеветал о материальном положении трудящихся, вел активную работу в момент выборов в Верховный Совет Союза ССР, направленную к срыву выборов». 21 февраля 1938 г. тройкой УНКВД КК по статье 58-10 УК РСФСР отец Иоанн был осужден и приговорен 3 марта 1938 г. в г. Канске к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией личного имущества. 15 июня 1989 г. отец Иоанн Кипарисов был реабилитирован прокуратурой Красноярского края и внесен в базу данных «Жертвы политического террора в СССР», а также в Книгу памяти Красноярского края. У него было две дочери: Анна и Надежда, окончившие в 1917 г. Благовещенское епархиальное училище, и два сына: Михаил и Леонид, последний в 1917 г. поступил в Благовещенское духовное училище [78-83].
Дмитрий Алексеевич Кипарисов (р. 07.02.1875) родился в селе Исаково Бугурусланского уезда, обучался в Бугурусланском духовном училище, в 1897 г. окончил Самарскую духовную семинарию со свидетельством второго разряда, после чего 17 июля 1897 г. был определен на должности псаломщика и учителя в село Кулешовку Бузулукского уезда. 15 июня 1898 г. был перемещен в слободу Покровскую, Новоузенского уезда к Кресто-Воздвиженской церкви. С 1 января 1899 г. состоял надзирателем в Николаевском духовном училище, в июне 1899 г. был рукоположен в сан священника, а 30 июля 1899 г. определен в село Ново-Захаркино Николаевского уезда, в 1902 г. переведен в Казанскую церковь села Липовка Николаевского уезда, в 1904 г. – в село Никольское Орлово-Давыдово Ставропольского уезда, где состоял членом благочиннического совета и законоучителем земской и двух церковных школ. Во время служения в Липовке произошел такой случай, описанный в Самарских епархиальных ведомостях в статье под заголовком «О внимании священников при приобщении детей»: «Самарская духовная консистория слушали: рапорт и.д. благочинного 2 округа, Николаевского уезда, священника Петра Перекопновского, от 20 минувшего апреля, за № 208, с представлением рапорта священника с. Липовки Димитрия Кипарисова, коим последний донес, что в великий четверг им, Кипарисовым, был причащен мальчик шести или семи лет. Отойдя несколько от амвона, мальчик, высосав частичку св. Тела Христова досуха, выплюнул ее. Частичка эта была поднята одним крестьянином Иваном Алексеевым Зубаревым и положена на блюдо. После уже этого ему, священнику Кипарисову, было сказано об этом, и он взял частичку с блюда и положил в чашу. На рапорте и.д. Благочинного, священника Перекопновского, последовала таковая резолюция Его Преосвященства 30 того же апреля, за № 4909: «На распоряжение Консистории, чтобы подобных тяжелых случаев не допускалось, а потому священники, причащая малых детей, внимательно наблюдали, чтобы они, принимая св. тайны, не извергали из рта»... Приказали: Содержание рапорта священника Димитрия Кипарисова и резолюцию Его Преосвященства напечатать к сведению духовенства епархии в Самарских Епархиальных ведомостях» (СЕВ, №12, 1904 г.). В 1911 г. отец Димитрий числился в списке «учащих, небрежно относящихся к школьному делу» (СЕВ, №12, 1911 г.). С 1911 г. по май 1918 гг. отец Димитрий служил в Воскресенской церкви села Вишенки (Куроедово) Ставропольского уезда, где состоял законоучителем двух земских школ. В 1912 г. получил награду 3 руб. за «лучший приход» (СЕВ, №3, 1915 г.). Был награжден набедренником, а на Пасху 1918 г. - скуфьей. От добровольных пожертвований получал 300 руб./год, от хлебных сборов 30 руб./год, от сдачи земли 180 руб./год, за законоучительство в земских школах 90 руб./год, жалованье от казны получал 300 руб./год. С 10 по 30 августа 1911 г. отец Димитрий лечился в Шихобаловской больнице. В 1918 г. был репрессирован и осужден «за контрреволюционную деятельность», о чем удалось узнать из документов его репрессированного сына Дмитрия Дмитриевича Кипарисова.
Жена отца Димитрия Вера Владимировна (17.07.1880 – 13.10.1955) была дочерью священника Владимира Александровича Карпинского. Многие исследователи занимались составлением родословной старинного польского дворянского рода Карпинских, однако пока не удалось связать Оренбургско-Уфимскую священническую ветку с другими представителями рода.
В семье было три дочери: Серафима (р. 22.10.1903), Валентина (р. 09.07.1905), Галина (р. 12.04.1913) и три сына.
Серафима Кипарисова поступила в 1914 году в Самарское епархиальное женское училище, на экзаменах 31 мая, 2 и 3 июня 1914 г. набрав 22 балла (СЕВ, №13, 1914 г.). Летом 1918 г. воспитанница 4 класса Серафима Кипарисова была «оставлена по прошению родителей» в том же классе на второй год, а воспитаннице 2 класса Валентине Кипарисовой были назначены переводные испытания перед началом будущего учебного года, так как она готовилась к испытаниям дома и не явилась к ним весной (СЕВ, №13-14, 1918 г.).
Старший сын Дмитрия Алексеевича и Веры Владимировны Дмитрий (14.05.1900 – 28.07.1941) родился в селе Ново-Захаркино Николаевского уезда Самарской губернии. Был расстрелян 28.07.1941 г. в Коммунарке Московской области, реабилитирован 06.07.1957 г. ВКВС СССР.
Второй сын Николай (06.02.1907 – 17.12.1910) не дожил и до четырех лет. Самого младшего ребенка также назвали Николай (11.01.1911 – 07.01.1983)[84-106].
Часть 2. Карпинские - духовенство Оренбургской и Самарской епархий
I поколение
Иван Андреевич Карпинский (1784 – 27.06.1866)в 1817 - 1827 гг. служил дьячком в Благовещенской церкви села Петровского Челябинского уезда Оренбургской губернии. Его женою была Татьяна Николаевна Карпинская (р. 1796). Их дети: Александр(1813 – около 1870), Илья (14.07.1817 – 15.02.1831), Анна (1821 – 24.02.1831). Илья и Анна умерли от горячки в 1831 г., в то время Иван Андреевич состоял заштатным дьячком Покровской церкви г. Уфы. Сохранился документ «Уфимского попечительства о призрении лиц духовного звания» от 30 июня 1847 г., в котором указано, что заштатному дьячку «слепотствующему старцу» (ему в то время было 63 года) Ивану Андреевичу Карпинскому было выдано «заимообразно» 30 рублей ассигнациями из средств попечительства «с тем, чтобы оные деньги взысканы были с сына его священника Александра Карпинского». Отец Александр вернул деньги в Оренбургскую духовную консисторию 24 декабря того же года. До своей смерти Иван Андреевич числился заштатным дьячком Троицкой церкви г. Уфы.
У Ивана Андреевича был младший брат Алексей (1796 – 19.06.1855). В 1817 г. он служил в межевой конторе и был восприемником при крещении своего племянника Ильи. 08.04.1826 г. у него родилась дочь Александра, которую крестили в Сергиевской церкви г. Уфы. В то время Алексей Андреевич состоял губернским секретарем. Умер он в г. Уфе в чине отставного коллежского асессора от чахотки.
II поколение
Александр Иванович Карпинский (1813 – около 1870) учился в Оренбургской духовной семинарии, из которой «был уволен» с аттестатом второго разряда. В 1836 г. он был рукоположен во диакона и в том же году – во священника Покровской церкви Мензелинского уезда в село Налимы. С 1839 по 1845 гг. отец Александр был учителем в Налимском сельском и приходском училище. С 1845 по 1847 гг. он служил в Петропавловской церкви села Стюхино Бугурусланского уезда, затем до 1857 г. в Христорождественской церкви в селе Ибряйкино, потом в Никольской церкви в Сарбайской Слободе. С 1859 по 1862 гг. отец Александр был священником Михаило-Архангельской церкви села Лазовка Бугурусланского уезда, где с 1860 г. проходил должность «наставника крестьянских мальчиков и девочек в Лазовском сельском училище». В 1862 г. в доме отца Александра также проживала «на пропитании родного своего зятя» вдова, протоиерейская жена Кувацкая Евдокия Петровна (1794 – после 1862). С 1863 по октябрь 1864 гг. служил в селе Козловка Бугурусланского уезда. С октября 1864 г. по апрель 1865 г. - в селе Кузьминовка Бугурусланского уезда, в апреле 1865 г. - в селе Ивановка Бугурусланского уезда (ОГАОО Ф.389. Оп.1. Д.3, Д.14).
По ходатайству своего тестя Бугурусланского протоиерея и миссионера Василия Кувацкого отец Александр в 1855 г. был утвержден помощником преосвященного Евсевия «в деле обращения язычников», «обратил в православие двух раскольниц в 1855 г., четырех магометан и двух язычников просветил Святым Крещением в 1858 г.». Из наград он имел наперстный бронзовый крест в память войны за 1853, 1854, 1855, 1856-й годы.
Женой отца Александра была Глафира Васильевна (1821 – после 1877), умела читать и писать. С 1 апреля 1870 до 1872 г. вдова Глафира Карпинская состояла просвирней церкви во имя Святителя Николая Пригорода Тиинска Ставропольского уезда, в 1875-1877 гг. - просвирней в селе Нижнее-Санчелеево Ставропольского уезда, в 1878-1880 гг. - просвирней в селе Новая Майна, где служил ее сын Владимир Карпинский после окончания семинарии.
Кроме сына Владимира в семье была также родная дочь Лариса (1842 - 13.10.1853, умерла от «опухоли горла») (ОГАОО Ф.173. Оп.15. Д.1087) и воспитанник Никита (1852 - после 1863), который в 1862 г. «учился читать и писать».
III поколение
Владимир Александрович Карпинский (1856 - 1889) с 1867 по 1871 гг. обучался в Самарском духовном училище, с 1871 по 1877 гг. – в Самарской духовной семинарии на полном казенном содержании. В 1875 и 1876 гг., обучаясь в 4 и 5 классах, попадал в «список учеников семинарии, поздно явившихся в семинарию из отпуска после прошлых Рождественских каникул», на которые увольнялся к матери в с. Нижнее Санчелеево и просрочил два дня. Семинарию окончил с аттестатом первого разряда, 1 августа 1877 г. по 1 июля 1878 г. проходил должность сельского учителя в селе Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда. Преосвященнейшим Серафимом, Епископом Самарским, был рукоположен во священника в село Новую Майну Ставропольского уезда 16 июля 1878 г. Служил до смерти в Казанско-Богородицкой церкви, с 1 августа 1878 г. был законоучителем в Ново-Майнском сельском училище. В 1879 г. говорил 20 поучений собственного сочинения и 30 поучений по печатным книгам, в 1880 г. говорил 5 собственных поучений и 40 по книгам, в 1884 г. - 24 поучения по печатным книгам, в 1885 г. по причине болезни поучений не говорил. В Самарских епархиальных ведомостях за 1879 г. благочинный Алексей Люстрицкий «о состоянии воскресных собеседований в округе» писал: «Воскресные собеседования с прихожанами о предметах веры велись более постоянно в зимнее время, когда народ свободен от работ. На собеседования охотно стекается народ, жаждущий услышать и учение святой церкви общедоступным разговорным языком, и разъяснение житейских истин, и добрый совет пастыря. На них священниками излагаются истины догматические и нравственные, события из священной и церковной истории, объясняются первоначальные молитвы, воскресные и праздничные евангелия, читаются жития святых, назидательные статьи духовных журналов. Особенно большим разнообразием предметов отличались собеседования в с. Новой Майне о. Карпинского. О. Ястребов разнообразит свои собеседования пением молитв и церковных стихов. Собеседования происходили между утреней и литургией, или в самой церкви, или церковной сторожке, летом же - в церковной ограде. Время, предмет собеседований и число слушателей записываются в особо заведенную на сей предмет книгу. Собеседованиями руководили большею частью сами священники; в случае же крайнего недосуга, собеседования поручались кому-либо из опытных и грамотных прихожан» (СЕВ, №18, 1879 г.). В 1880 г. отцу Владимиру был поручен выбор книг и журналов для выписки в благочинническую библиотеку, которая сущестовала в округе более 10 лет и осуществлялась на собственные средства духовенства (годовой взнос составлял 3 руб. со священника и 1 руб. серебром с псаломщика). В 1881 г. по предложению председателя съезда духовенства III благочиннического округа Ставропольского уезда большинством голосов отец Владимир был избран на срок 1881-1883 гг. уполномоченным от духовенства на епархиальный и окружные училищные съезды, по случаю окончания срока службы проходивших эти должности. В 1885 г. проводил воскресные собеседования с чувашами, о чем указывалось в Самарских епархиальных ведомостях:«В числе способов к религиозно-нравственному воспитанию населения получило применение в Самарской епархии внебогослужебного назидания паствы, по воскресным м праздничным дням, в виде устных бесед священника со своими прихожанами о предметах веры и нравственной жизни и чтения книг нравственно-религиозного содержания. Введенные в сельских приходах епархии еще в 1866 году, собеседования эти по отзыву благочиннических отчетов, продолжались с большим или меньшим успехом и пользою и в 1884 году настоятелями церквей, при участии в некоторых приходах других членов причта и грамотных прихожан. Временем для собеседования бывает обыкновенно промежуток между утренею и литургиею, местом - церковная сторожка в зимнее время и притвор храма летом, предметом же - чтение житий святых, объяснение воскресных и праздничных евангелия и апостольских чтений, истории и значения праздников с церковными службами, чтение удобопонятных для простолюдина статей из выписываемых в церковные библиотеки духовных журналов, обучение с голоса начальным молитвам, с объяснением их, и пение церковных песнопений; в приходах с населением раскольническим и молоканским ведутся по временам собеседования о заблуждении этих сектантов. По донесению одного благочинного Ставропольского уезда, воскресные собеседования приходскими священниками вводятся даже по деревням с инородческим (чувашским) населением. Так священник с. Калмыцкой Сахчи Василий Остроумов, с. Новой Майны Александр (опечатка в тексте, правильно - Владимир) Карпинский и с. Старой Малыклы Димитрий Архангельский по временам, при посредстве грамотных инородцев, ведут собеседования в своих приходских деревнях с чувашами и читают им книги духовного содержания на чувашском языке. По отзыву священника Архангельского, настоятеля церкви Старо-Малыклинского прихода, в деревне Абамзе чуваши с удовольствием сходятся на беседы и слушают со вниманием чтение божественных книг» (СЕВ, №19, 1885 г.). В 1886 г. отец Владимир внес вклад в эмеритальную кассу духовенства Самарской епархии в размере 132 руб.
Жена отца Владимира - Лидия Александровна(1860 – после 1914), урожденная Бенедиктова, умела читать и писать. После смерти мужа с 22 марта 1889 г. получала пенсию по I разряду из эмеритальной кассы духовенства Самарской епархии: в 1889 г. 60 руб., в 1914 г. - 45 руб. В семье было две дочери - Варвара и Вера.
Тестем отца Владимира был Александр Яковлевич Бенедиктов (около 1840 - после 1917). С 16.12.1864 г. он исправлял должность пристава 2 стана Курмышского уезда в чине коллежского регистратора; 21.06.1867 г. произведен в чин губернского секретаря; в 1868 г. служил становым приставом 1 стана в Курмыше Симбирской губернии; в 1872-1876 гг. - полицейским надзирателем города Ставрополя; в 1880 г. - становым приставом 2 стана в посаде Мелекес, в 96 верстах от Ставрополя; в 1881 г. - становым приставом 3 стана в селе Старая Майна, в 130 верстах от Ставрополя, в 1886 г. - становым приставом 3 стана, в селе Покровка, в 65 верстах от Ставрополя; 26.03.1886 г. произведен в чин коллежского секретаря; с 15.05.1886 г. служил становым приставом Бугурусланского уезда, затем полицейским надзирателем города Бугуруслана; 19.04.1888 г. произведен в чин титулярного советника; 25.06.1893 г. награжден орденом св. Станислава III степени; с 01.08.1893 г. исполнял должность начальника Бугурусланской тюрьмы; 08.02.1894 г. произведен в чин коллежского асессора; с 01.02.1895 г. - служил начальником тюрьмы города Новоузенска; в 1900-1905 гг. - на той же должности в чине надворного советника [183-203].
18.07.1895 г. Александр Яковлевич ходатайствовал об определении своей внучки Варвары Карпинской на должность помощницы классной дамы: "Высокоблагороднейшая и Премногоуважаемая Мария Яковлевна! Приношу Вам глубочайшую и искреннюю благодарность за Ваше попечение о моих сиротах внучках Карпинских, воспитывающихся в вверенном Вам Епархиальном училище. Одна из них Варвара окончила в настоящем году курс, что ей минуло только 16 лет, - почтительнейше прошу Вас, Мария Яковлевна, примите ее в Епархиальное училище на должность помощницы Классной дамы, дома при нас, стариках, ей делать нечего, а к замужеству она еще молода. Кроме того, лишний человек в семье без дела для меня обременителен, так как на своем попечении сирот и бедняков я имею до 8 человек; средства к жизни одно жалованье; служба становится тягостной 56 летнему старику.
Помогите, добрейшая Мария Яковлевна, я надеюсь на Вас, как на родную мать моим сиротам.
Позвольте засвидетельствовать Вам мое глубочайшее почтение и пожелать доброго здоровья.
С истинным уважением, имею честь быть, покорнейший слуга, А. Бенедиктов. Начальник Новоузенской тюрьмы.
18 июля 1895 г." [208].
IV поколение
Вера Владимировна Карпинская (17.07.1880 - 13.10.1955) с 1889 по 1895 гг. обучалась в Самарском епархиальном женском училище. Она вышла замуж за священника Димитрия Алексеевича Кипарисова (р. 07.02.1875).
Варвара Владимировна Карпинская (р. 1879) вместе со своей сестрой обучалась в период с 1889 по 1895 гг. в Самарском епархиальном женском училище. 04.06.1895 г. вместе с другими воспитанницами давала расписку в получении следующих вещей: шерстяное платье, драповое пальто, ботинки, кашемировый платок, чулки, 10 аршин коленкора и 3 руб. 19 3/16 коп. денег. Окончила курс 33-й ученицей по разрядному списку с общим баллом 3 1/3, в то время жила у своего деда - начальника Новоузенской тюрьмы Александра Яковлевича Бенедиктова. С 22 августа 1900 г. до 1918 гг. состояла классной воспитательницей в Самарском епархиальном женском училище. Годовой оклад ее жалованья составлял 300 руб. В 1910 - 1915 гг. она заведывала спальнями в доме Сибиряковой: «Все воспитанницы, живущие в общежитии, по причине тесноты и недостаточности помещения в училищном здании, не вмещаются в нем для ночлега. Поэтому спальные комнаты для воспитанниц вторых, третьих и четвертых классов училища (обоих отделений) снимаются в особых зданиях у частных лиц, не вдалеке от училища. Эти наемные квартиры носят название «колоний»: сюда воспитанницы названных классов каждый день после ужина и общей вечерней молитвы ходят ночевать, в сопровождении своих классных воспитательниц. Такие «колонии» в отчетном году были наняты в следующих пунктах: а) в доме Сибиряковой по Дворянской улице, рядом с училищным зданием, за 2700 руб. в год с готовым отоплением, б) в доме Сидорова на углу Панской и Николаевской ул. за 3500 руб. в год, тоже с готовым отоплением. Общее заведывание этими спальнями поручено было классным воспитательницам: а) в доме Сибиряковой - В.В. Карпинской и б) в доме Сидорова - А.А. Астрадымовой, с платою по 60 руб. каждой в год» (СЕВ, № 7, 1911 г.). В 1913 г. в Самарском епархиальном женском училище произошел несчастный случай, о чем было написано в Епархиальных ведомостях: «Сего 1913 года, февраля 14 дня, в ночь под 15 число, в т.н. «Сибиряковской колонии», т.е. в наемном спальном помещении на Дворянской улице, которое снимается училищем для воспитанниц у г-жи Л.М. Сибиряковой, произошел совершенно неожиданный и непредвиденный несчастный пожарный случай, едва не окончившийся катастрофой. Дело было так. В нижнем помещении, т.е. в первом этаже, под спальной воспитанниц, для которых нанимаются у г. Сибиряковой второй и третий этажи, находится аптекарский магазин «Ниденталь». Магазин этот на ночь закрывается и запирается совершенно наглухо со всех сторон, т.е. как окна его закладываются глухими ставнями, так точно и двери закладываются ставнями и запираются наглухо замками; сами же хозяева, или владельцы этого магазина на ночь уходят к себе домой на квартиру, отстоящую довольно далеко от этого магазина. И вот, в ночь с 14 на 15 февраля, т.е. под день отпуска воспитанниц на масляницу, в 2 часа ночи, вдруг из-под пола над этим магазином в спальне воспитанниц показался огонь, спальная же комната наполнилась дымом. Эту грозную опасность первою заметила ночевавшая с воспитанницами классная дама 4 пар. кл. В.В. Карпинская, которая при этом не потеряла присутствие духа и мужества, но сохранив полное спокойствие и благоразумную осторожность, начала заливать показавшийся из-под пола огонь ведрами воды, которую она наливала из водопровода. Только после того, как ею залито и затушено пламя, пробивавшееся из-под пола, она осторожно без всякой тревоги, шума и крика, разбудила воспитанниц, велела им одеваться и по распоряжению Начальницы училища, которая тоже явилась на место пожара, перейти для ночлега в главное здание училища. На месте же пожара встревоженные и разбуженные служащие тотчас начали ломать пол, чтобы доискаться до причины случившегося пожара и выяснить это неожиданное и загадочное явление. Оказалось, что в промежутке между потолком аптекарского магазина «Ниденталь», помещающегося в первом этаже, и полом второго этажа, где помещаются спальни воспитанниц, проходила от печки магазина «Ниденталь» железная труба, которая от времени прохудилась, прогорела и изветшала. В эти-то образовавшиеся в трубе дыры и стал пробиваться огонь, который послужил причиною пожара. К счастью для воспитанниц, эта опасность вовремя была замечена и предупреждена - таким образом они благополучно избежали от этого несчастного случая. Этот инцидент лишний раз доказывает то, как вообще опасно и рискованно для училища скитаться по различным наемным квартирам и помещениям, не имея в достаточном количестве своих собственных помещений. Не лучше ли было бы для духовенства, затративши солидную сумму на постройку своего собственного вполне достаточного и поместительного здания, во-первых освободиться от излишней, непроизводительной и весьма дорогой платы за наемные помещения, а во-вторых - и главным образом - освободить своих дочерей от опасности подвергаться подобным несчастным случаям,рискуя их жизнию!» (СЕВ, №6, 1913 г.).
Часть 3. Кувацкие - духовенство Оренбургской и Самарской епархий
I поколение
Тестем отца Александра Карпинского был протоиерей Василий Иоанникиевич Кувацкий (1784 – между 1860 и 1862). Он был сыном священника, окончил Оренбургскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию, где изучал российскую и латинскую грамматику, 1-ю и 2-ю части арифметики, нотное церковное пение, географию, риторику, поэзию, всеобщую и священную историю, греческий, латинский и французский языки. В 1806 г. преосвященнейшим Августином, епископом Оренбургским и Уфимским, он был рукоположен во священника «Белебеского уезда в Осокин завод ко храму Живоначальной Троицы», с 1808 по 1811 гг. служил в селе Березовка Бирского округа, с 1811 по 1822 гг. – в Николаевском соборе города Мензелинска. В 1823-1826 гг. отец Василий служил протоиереем в Николаевском соборе города Мензелинска, в 1838 г. - в Кинель-Черкасской слободе, с 1839 г. – в Вознесенской церкви города Бугуруслана.
Отец Василий активно занимался учительской, миссионерской и общественной деятельностью. В 1807 г. он был учителем Оренбургской семинарии, с 1809 по 1811 гг. был благочинным церквей города Бирска и его уезда и цензором проповедей по всему благочинническому округу, в 1816 г. к этому прибавилась также должность законоучителя в Мензелинском уездном училище. В 1818 г. отец Василий был определен старшим депутатом и увещателем по всем присутственным местам города Мензелинска, в 1819 г. «во уважение достохвальных оказанных успехов в течение девятилетнего исправления благочиннической должности по Бирскому и Мензелинскому уездам», он снова был назначен благочинным церквей города Мензелинска и половинной части его уезда, в 1820 г. – «цензором проповедей всех церквей, состоящих в ведомстве Мензелинского духовного правления», присутствовал в Мензелинском духовном училище «при полугодичных испытаниях учеников в законе Божием». В 1823 г. отец Василий был определен присутствующим Оренбургской духовной консистории и в том же году снова определен в Мензелинское духовное правление первым членом и попечителем в Уфимском попечительстве о призрении бедных духовного звания и соборным Мензелинским благочинным. С 1824 по 1838 гг. он был депутатом и цензором проповедей по всему Мензелинскому уезду и корреспондентом Библейского общества, в 1838 г. «определен по городу Бугуруслану во всех Бугурусланских присутственных местах депутатом». С 1847 г. в Бугуруслане исполнял должность цензора проповедей и в том же году назначен членом в Бугурусланский уездный комитет против холеры, в 1849 г. – членом в Бугурусланский Оспенный комитет. В 1850 г. отец Василий был утвержден сотрудником Оренбургского попечительства о бедных духовного звания, в 1852 г. – проповедником для обращения идолопоклонников по Бугурусланскому уезду, в 1853 г. – благочинным города Бугуруслана, в 1854 г. – членом-корреспондентом Самарского Губернского Статистического Комитета.
Отец Василий Кувацкий имел следующие награды: наперсный крест от Святейшего Синода за усердную службу (выдан 22.12.1825 г.), бронзовый крест «За 1812-й год», набедренник «за семилетние труды, подъятые в прилежном исполнении судейской должности в Мензелинском духовном правлении», фиолетовую бархатную скуфью и такую же камилавку, наперстный крест «за отлично усердную службу». 03.02.1850 г. он был представлен к ордену Святой Анны 3-ей степени «в награду за служение с особенным усердием более пятнадцати лет сряду в должности благочинного», в 1857 г. был награжден бронзовым крестом «в память 1853, 1854, 1855 и 1856 гг.». Кроме наград отец Василий имел также многочисленные «благоволения» от императора: «за попечение и созидание Церкви Христовой», «за труды в обращении иноверцев магометанского исповедания к Православной Грекороссийской Церкви», «за приведение магометан в Христианскую Веру», «за обращение раскольников», за обращение к Православной Церкви в значительном количестве молокан», «за благие труды в распространении Христовой Веры между неверующими». «Всего иноверцев из магометан и язычников обращено им в Христианскую Веру 324 человека».
О тяжелом скандальном характере отца Василия можно судить по его рапортам в Консисторию. Сохранилось отношение благочинного протоиерея Кувацкого от 25 ноября 1856 г., по которому предписывалось каждый день в течение полугода являться к нему «на увещание» для обращения в православие уклонившимся в старообрядчество мещанам г. Бугуруслана – жене Петра Казакова Анастасии с сыновьями Иваном и Василием вместе с их женами. Казаковы жаловались на благочинного, что он «вместо духа кротости употребляет строгость или что другое неприличное». В свою очередь протоиерей Кувацкий также писал жалобы на Ивана Казакова о том, что тот самовольно отлучался из г. Бугуруслана, в то время как должен был каждый день быть на его увещеваниях. К тому же отец Василий требовал от городничего г. Бугуруслана присылать своих писцов, если хочет получить выписку обо всех многочисленных грехах Казаковых.
У протоиерея Василия Кувацкого и Евдокии Петровны было семь дочерей: Любовь (р. 1811), которая была замужем за священником Иоанном Евфорицким и овдовела ранее 1847 г.; Екатерина (р. 1815), «из дворян», была замужем за губернским секретарем города Мензелинска С. С. Вороновым; Параскева, вышедшая замуж за священника упраздненного города Сергиевска Ермила Добрынина; Олимпиада (р. 1825), вышедшая в 1850 г. замуж за служащего Бузулукского Земского суда 3--го разряда писца Иустина Григорьевича Ледомского (р. 1822)(ОГАОО Ф.173. Оп.15. Д.927, Д.928), Александра (р. 1816), Елена (р. 1809) и Глафира (1821 – после 1870), бывшая замужем за священником Александром Карпинским.
II поколение
Единственный сын протоиерея Василия Кувацкого Александр Васильевич Кувацкий (р. 1820) не пошел по стезе отца, а стал губернским секретарем. Из «Формулярного списка о службе состоящих в Бугурусланском Уездном Суде классных и не классных канцелярских чиновников» за 1843 г. о нем известно, что 5 августа 1840 г. он поступил на службу в Оренбургскую палату государственных имуществ на вакансию писца низшего разряда, затем по его прошению 6 марта 1842 г. определен в штат Бугурусланского уездного суда в число канцелярских служителей. С 7 апреля по 13 июня 1842 г. состоял в чине коллежского регистратора. По постановлению на 10 августа 1842 г. определен столоначальником гражданских дел. В ноябре 1842 г. города Бугуруслана уволенный от службы канцелярский служитель 2-го разряда Александр Васильевич Кувацкий женился на дочери отставного губернского секретаря города Бугуруслана Ивана Егоровича Пермякова Екатерине Ивановне (р. 1825). В браке родились три сына: Сергей (р. 30.08.1842), Аркадий (р. 17.01.1844) и Порфирий (р. 17.12.1849). С 17 февраля 1843 г. служил протоколистом. Приказом от 24.09.1850 г. за выслугу лет произведен в губернские секретари. В 1857 г. служил в Самарском Губернском правлении столоначальником. С 07.02.1860 г. служил в чине титулярного советника Самарским уездным стряпчим. 01.02.1861 г. был произведен в коллежские асессоры [107-181, 204-207].
Таким образом, в ходе проведения исследования впервые установлены родственные связи между представителями трех родов священнослужителей Самарской епархии: Кипарисовыми, Карпинскими и Кувацкими, а также выявлены биографические сведения о них.
Список источников
1.ГАСО Ф.28 д.192
2.ГАВО Ф.289, оп.1, д.8
3.ГАВО Ф.289, оп.3, д.10
4.ГАВО Ф.289, оп.3, д.12
5.ГАВО Ф.289, оп.1, д.12
6.ГАВО Ф.289, оп.1, д.13
7.ГАВО Ф.289, оп.1, д.19
8.ГАВО Ф.289, оп.1, д.20
9.ГАВО Ф.289, оп.3, д.15
10.ГАВО Ф.289, оп.1, д.19
11.ГАВО Ф.289, оп.1, д.20
12.ГАВО Ф.289, оп.3, д.15
13.ГАВО Ф.289, оп.3, д.16
14.ГАВО Ф.289, оп.3, д.17
15.ГАВО Ф.289, оп.3, д.18
16.ГАПО Ф.21, оп.1, д.2а
17.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.4
18.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.8
19.ЦГАСО Ф.150, оп.1, д.116а
20.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.14
21.ЦГАСО Ф.150, оп.1, д.161а
22.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.52
23.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.76
24.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.85
25.ЦГАСО Ф.32, оп.23, д.356
26.ЦГАСО Ф.32, оп.7, д.2356
27.СЕВ №16, 1870 г.
28.ЦГАСО Ф.32, оп.14, д.75
29.ЦГАСО Ф.32, оп.14, д.137
30.ЦГАСО Ф.32, оп.14, д.211
31.ЦГАСО Ф.32, оп.14, д.342
32.ЦГАСО Ф.32, оп.14, д.75
33.СЕВ №14, 1881 г.
34.СЕВ №13, 1884 г.
35.СЕВ №13, 1888 г.
36.СЕВ №13, 1889 г.
37.СЕВ №9, 1891 г.
38.СЕВ №12, 1893 г.
39.СЕВ №13, 1890 г.
40.СЕВ №5, 1896 г.
41.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.1
42.ЦГАСО Ф.32, оп.23, д.66
43.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.72
44.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.82
45.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.96
46.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.105
47.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.130
48.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.143
49.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.151
50.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.156
51.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.161
52.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.166
53.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.229
54.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.243
55.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.253
56.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.265
57.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.293
58.ЦГАСО Ф.32, оп.33, д.250
59.ЦГАСО Ф.32, оп.18, д.200
60.ЦГАСО Ф.32, оп.20, д.144
61.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.193
62.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.194
63.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.244
64.ЦГАСО Ф.32, оп.19, д.236
65.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.293
66.ЦГАСО Ф.32, оп.19, д.212
67.ЦГАСО Ф.32, оп.19, д.227
68.ЦГАСО Ф.32, оп.19, д.236
69.СЕВ №15, 1876 г.
70.СЕВ №15, 1877 г.
71.СЕВ №15, 1878 г.
72.СЕВ №13, 1880 г.
73.СЕВ №14, 1880 г.
74.СЕВ №13, 1881 г.
75.СЕВ №13, 1884 г.
76.СЕВ №14, 1890 г.
77.Хурмат Фахретдинов. «Слово о друге» // «Истоки» – Информационно-публицистический еженедельник. № 12 (884), 26.03.2014 г.
78.БЕВ №11, 1915 г.
79.БЕВ №9-10, 1917 г.
80.БЕВ №11-12, 1917 г.
81.Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 4
82.База данных «Жертвы политического террора в СССР» [Электронный ресурс] URL: http://lists.memo.ru/index11.htm (дата обращения: 11.11.2020)
83.Архив УФСБ России по Красноярскому краю, дело № П-18296
84.ЦГАСО Ф.32, оп.19, д.165
85.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.264
86.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.273
87.ЦГАСО Ф.32, оп.17, д.288
88.ЦГАСО Ф.32, оп.16, д.177
89.ЦГАСО Ф.32, оп.16, д.181
90.ЦГАСО Ф.32, оп.16, д.188
91.ЦГАСО Ф.32, оп.16, д.189
92.ЦГАСО Ф.32, оп.16, д.193
93.ЦГАСО Ф.32, оп.35, д.700
94.ЦГАСО Ф.32, оп.35, д.701
95.ЦГАСО Ф.32, оп.8, д.6211
96.ГАСО Ф.637, оп.13, д.193
97.СЕВ №13, 1888 г.
98.СЕВ №13, 1889 г.
99.СЕВ №20, 1890 г.
100.СЕВ №13, 1892 г.
101.СЕВ №20, 1892 г.
102.СЕВ №8,1893 г.
103.СЕВ №5, 1894 г.
104.СЕВ №13, 1894 г.
105.УСБУ, фонд прекращенных дел № 5878-п
106.База данных «Жертвы политического террора в СССР: Расстрельные списки – Коммунарка: «Звенья», г. Москва, 2007.
107.ОГАОО Ф.173, оп.11, д.623
108. ОГАОО Ф.173, оп.11, д.635
109.ОГАОО Ф.173, оп.11, д.653
110.ОГАОО Ф.173, оп.11, д.674
111.ОГАОО Ф.173, оп.11, д.680
112.ОГАОО Ф.173, оп.11, д.705
113. ОГАОО Ф.173, оп.11, д.716
114.ОГАОО Ф.173, оп.11, д.787
115.ОГАОО Ф.173, оп.11, д.807
116. ОГАОО Ф.173, оп.11, д.852
117. ОГАОО Ф.173, оп.11, д.894
118.ОГАОО Ф.173, оп.11, д.942
119.Архив Республики Башкортостан Ф.И-294, оп.1, д.43
120.Архив Республики Башкортостан Ф. И-294, оп.1, д.50
121.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.7
122.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.8
123.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.14
124.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.24
125.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.28
126.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.51
127.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.53
128.ЦГАСО Ф.32, оп.16, д.61
129.ЦГАСО Ф.173, оп.8, д.3820
130.Архив Республики Башкортостан Ф.И-294, оп.2, д.7
131.СЕВ №10, 1870 г.
132.СЕВ №17, 1871 г.
133.СЕВ №14, 1872 г.
134.СЕВ №14, 1873 г.
135.СЕВ №14, 1874 г.
136.СЕВ №2, 1876 г.
137.СЕВ №14, 1877 г.
138.СЕВ №13, 1889 г.
139.СЕВ №14, 1890 г.
140.СЕВ №19, 1890 г.
141.СЕВ №9, 1891 г.
142.СЕВ №13, 1892 г.
143.СЕВ №8, 1893 г.
144.СЕВ №13, 1894 г.
145.СЕВ №13 и 14, 1895 г.
146.СЕВ №12, 1896 г.
147.СЕВ №4, 1913 г.
148.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.3
149.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.35
150.ЦГАСО Ф.32, оп.15, д.40
151.ЦГАСО Ф.1, оп.1, д.15
152.ЦГАСО Ф.1, оп.1, д.357
153.ЦГАСО Ф.1, оп.1, д.1719
154.ЦГАСО Ф.32, оп.6, д.802
155.ЦГАСО Ф.155, оп.1, д.805
156.ЦГАСО Ф.32, оп.1, д.1096
157.Ревизская сказка г. Мензелинска 1816 г. – электронный архив Республики Башкортостан (Электронный ресурс).
158. ОГАОО Ф.173. Оп.15. Д.1545
159. СЕВ, №4, 1917 г.
160. ОГАОО Ф.173. Оп.15. Д.1488
161. СЕВ, №4, 1916 г.
162. СЕВ, №12, 1884 г.
163. КЕВ, №19, 1897 г.
164. КЕВ, №№19, 21, 1898 г.
165. БЕВ, № 11, 1901 г.
166. БЕВ, № 18, 1901 г.
167. БЕВ, №№20-21, 1912 г.
168. СЕВ, №12, 1904 г.
169. СЕВ, №12, 1911 г.
170. СЕВ, №3, 1915 г.
171. СЕВ, №13, 1914 г.
172. СЕВ, №13-14, 1918 г.
173. СЕВ, №18, 1879 г.
174. СЕВ, №19, 1885 г.
175. СЕВ, №7, 1911 г.
176. СЕВ, №6, 1913 г.
177. ОГАОО Ф.173. Оп.15. Д.539
178. ОГАОО Ф.173. Оп.15. Д.927
179. ОГАОО Ф.173. Оп.15. Д.928
180. ОГАОО Ф.173. Оп.15. Д.1087
181. ОГАОО Ф.173. Оп.15. Д.464
182. Архив Республики Башкортостан Ф. И-1, оп.1, д.1958
183. СВ, №51, 1867 г.
184. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1868 год, часть 2.
185. Адрес-календарь Самарской губернии на 1872 г.
186. Адрес-календарь Самарской губернии на 1876 г.
187. Адрес-календарь Самарской губернии на 1880 г.
188. Адрес-календарь Самарской губернии на 1881 г.
189. СВ, №28, 1886 г.
190. Адрес-календарь Самарской губернии на 1886 г.
191. СВ, №37, 1888 г.
192. Адрес-календарь Самарской губернии на 1890 г.
193. СВ, №80, 1893 г.
194. СВ, №14, 1894 г.
195. СВ, №16, 1895 г.
196. Адрес-календарь Самарской губернии на 1895 г.
197. Адрес-календарь Самарской губернии на 1896 г.
198. Адрес-календарь Самарской губернии на 1898 г.
199. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1897 год, часть 2.
200. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1900 год, часть 2.
201. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1901 год, часть 2.
202. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1902 год, часть 2.
203. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской империи на 1905 год, часть 2.
204. СВ, №186, 1850 г.
205. СВ, Приложение к №13, 1861 г.
206. СВ, №13, 1826 г.
207. СВ, №28, 1850 г.
208. ЦГАСО. Ф.108. Оп.2. Д.47.
209. ОГАОО. Ф.389. Оп.1. Д.3
210. ОГАОО. Ф.389. Оп.1. Д.14
Сокращения
ГАСО – Государственный архив Саратовской области
ГАВО – Государственный архив Воронежской области
ГАПО – Государственный архив Пензенской области
ЦГАСО – Центральный Государственный архив Самарской области
ОГАОО – Объединенный Государственный архив Оренбургской области
СЕВ – Самарские Епархиальные Ведомости
БЕВ – Благовещенские Епархиальные Ведомости
КЕВ - Камчатские Епархиальные ведомости
СВ - Санкт-Петербургские сенатские ведомости
Тема на генеалогическом форуме: https://forum.vgd.ru/1307/101905/#last
Свидетельство о публикации №219083001874