Под покровительством Изиды Аан Алахчын

Изида - Богиня жизни, покровительница плодородия и материнства. Женщина-мать с ребенком на груди - символ земной гармонии, любви и красоты. Благодарное человечество помнит «чьим молоком вскормлен весь мир». Родину олицетворяет Женщина - Мать. Испокон веков «рыцарей без страха и упрека» на бессмертные подвиги вдохновляла женщина. Во имя жизни на земле грешной распят Иисус, сын Марии. Кистью Рафаэля и Леонардо запечатлены на века мадонны. Без устали воспеваются поэтами женщины.

 
Божий дар - жизнь. Она торжествует всюду: журчат ручьи, благоухают цветы, плодоносят кусты. О, Изида, земля твоя священна! Горсть земли родной! Что может быть слаще и желаннее, когда ты вдали от нее?! У писателя-патриота А.Н.Толстого есть такие теплые строки сыновней признательности: «Это – моя родина, моя родная земля, мое Отечество, - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе!»


В годы Отечественной войны за пядь родной земли патриоты-солдаты проявляли чудеса храбрости и смелости. Сколько их полегло на поле брани?! Сколько искалеченных судеб, сирот и вдов?! Феврония Малгина была одной из них. У нее было пятеро рослых и статных сыновей, на которых она не могла наглядеться. Недолгим было материнское счастье. Не дождалась она кровинок своих, не предала их земле родной. Ох, и тяжела ты долюшка женская! Давно нет ее на свете. Но увековечена она в памяти народа саха как символ материнской скорби, как немой укор фашизму и разжигателям войн.


Под покровительством Изиды, словно цветы жизни, растут дети. Прочитавшим книгу Владимира Мэгре «Звенящие кедры России», полюбилась всем героиня повествования Анастасия. Автор ведет речь о молодой женщине, рожденной и живущей в глухой сибирской тайге. Полянка, где родилась девочка, по рассказу Мэгре была для нее, словно, «материнской утробой - ее живой Родиной. Могущественной и доброй. И неразрывно связанной живой нерукотворной нитью с Вселенной. Со всем творением Великого Творца». Необычайная судьба таежной красавицы Анастасии волновала умы и сердца многих. Они как бы находили ответ когда-то полюбившейся песне «С чего начинается Родина?» Малютку – сиротку как бы оберегала неведомая сила. Она могла энергией земли заряжаться, с интеллектом Высшего Разума общаться. Такое явление кому-то может показаться невероятным. Но не только в сказке сказываются, но и в жизни встречаются: В Парламенте - Елена Премудрая, на подиуме – Василиса Прекрасная, где-то и Забава Путятишна.


Общение с живой природой всегда плодотворно. Сама Богиня Изида тебе нашепчет, навеет мысли, рассеет грусть, вселит надежду, укрепит твой дух, приоткроет талант - «души прекрасные порывы» и дерзновенных мыслей полет. В «стране белого безмолвия», вдали от городской суеты, подальше от больших сел и деревень укромно была расположена деревенька Бюттэ, сохранившая добрые традиции и обычаи предков-скотоводов. «В уединении величавом», словно под покровительством Изиды родилась моя героиня – девочка Иза. Она, дитя от большой любви, появилась на свет хорошенькой и смышленой. Пытливая и любознательная малышка быстро осваивала свое пространство, приспосабливаясь к нему и расширяя его. Летом девочка порхала, как бабочка меж цветов полевых, средь кустов ягодных. Осень подносила ей свои дары, затем кидала ей золотые листочки.  Озорная метелица – зима, завывая и присвистывая, гнала ее домой, разрумянив личико, распушив реснички, а на прощание дарила Изоньке дивные узоры на окне. Бабушка Дарья души в ней не чаяла, с ног до головы обшивала бисером свою любимицу, как принцессу. Портнихой она была отменной. Баловала Дарья Петровна старшенькую внучку как могла, но приучала к труду и премудростям деревенской жизни. Очень живая и умная девочка нравилась всей деревне. Жилось ей привольно и сытно, ее ни в чем не ограничивали. Детство ее было безоблачным.

 
После долгой и суровой зимы появление снегирей извещало о приходе «весны - красной девицы». И дети в заячьих шубках, сами как пуночки, копошились во дворе. А земля еще не торопилась расставаться с белоснежным нарядом невесты. Снег от мартовских лучей солнца переливался всеми цветами радуги, словно алмазные россыпи. Захватывающая дух картина! Одним мановением рук Изиды все приходит в движение, все вокруг преображается. Из-под снега, желая взглянуть на мир, раскрывает глазки подснежник. Бежит ручеек к речке. И люди торопятся к своему летнему стойбищу, где вольготно всем. Стар и млад рады переезду в сайылык, на свое летнее жилище. Запах сочной травы дурманит, «сладкий дым отечества» опьяняет, все оживает. Лай собак, мычание коров, ржание ретивых жеребцов, веселый смех и гомон сливаются в одну неповторимую симфонию. К своеобразной красоте алаасов люди навсегда прикипают сердцами. Алаас невозможно и словом, и пером описать. Он всю красоту  урочища и луга вмещает, да в придачу озера, где вольного ветра дух свободно гуляет. Незабываемое, дорогое зрелище, способное «гнать лени сон угрюмый».


Жизнь в деревне только со стороны кажется серой и однообразной. В годы Советской власти государство стремилось выполнить и перевыполнить план по заготовке сена, по надою молока и по сдаче мяса. По путевке Комсомола сельская молодежь тогда трудилась в поте лица. Но «догнать и перегнать Америку» не удалось, как не сумели построить «коммунизм в отдельно взятой стране». Безмятежное детство Изы ушло со смертью отца - инвалида Великой Отечественной войны, кадрового офицера Петра Егоровича. Мать Екатерина Николаевна вынуждена была «вертеться как белка в колесе». Старшенькой пришлось переложить часть работы по хозяйству. Иза не только присматривала за сестренками и братишкой, но помогала матери доить корову, носить дрова и воду. А во время летних каникул всех сельских детей ждала сенозаготовительная работа родного колхоза. Все деревенские дети, с утра до позднего вечера, наравне с взрослыми трудились. Кто-то ворошил, кто-то сгребал сено, а кто постарше складывал их в копны, затем помогали взрослым ставить стога.  Так до самой осени.

 
Екатерина Николаевна, не только умела быть ласковой и заботливой матерью, но и строгой, и требовательной. Она сумела заложить в своих детях усердие, настойчивость, прилежание и волю к жизни. Ей удалось поставить на ноги четверых своих деток. Хрупкие женские плечи выдержали бремя утрат и груз изнурительного крестьянского труда. Очень сложно выжить в тяжелых условиях суровой земли, где неписаные законы природы диктуют свои правила, свой образ жизни. А ведь крестьянский труд у каждого государства накрепко связан с традиционным или общественно – экономическим укладом того или иного народа.

 
Женщины России – великие труженицы, любящие и нежные матери, верные жены, ласковые сестры. Они - хранительницы домашнего очага, надежда и опора мужчин. Под покровительством Богини Изиды женщина – мать останется и в 21 веке той же, но ее роль в политической и духовной жизни общества еще более возрастет. Совет женщин России не зря активизировал свою общественно-политическую деятельность. Женщины России не дремлют, они и сегодня не только пашут дома и на работе, но и на ниве общественно-политической жизни. То же самое наблюдается у нас в Республике Саха. Есть и у нас прекрасные женщины-лидеры. Комитет солдатских матерей под руководством  Кириллиной Валентины Ивановны помогает тем, кто служит вдали от родных и близких. Союз женских организаций из года в год неустанно проводит различные мероприятия через свои женсоветы. Свой весомый вклад на научное и духовное развитие вносит Лига ученых женщин. Лидером становятся сильные, умные и талантливые женщины. Откуда такие одаренные выискиваются? Как ни странно, из глубинки. Общение с живой природой всегда плодотворно для пытливого ума. О том свидетельствует биографии всех выдающихся личностей. Жизнь в полной гармонии с родной природой не только дарит здоровье, но и талант исследователя и мыслителя, поэта и художника. Жизнь и деятельность моей героини тоже не исключение. Природа-матушка дала ей возможность выбрать профессию биолога. Как научный сотрудник Изабелла Петровна сумела доказать оптимальные сроки использования пастбищ и сенокосных угодий с учетом девятимесячной долгой зимы. Ею глубоко изучены кормовые ресурсы алаасов. Научной работой Изабеллы Петровны руководил известный тундровед, лауреат Государственной премии, доктор биологических наук, профессор В.Л.Андреев. Ее чисто научная работа, общественная деятельность и творческая работа накрепко связаны с чувством родины, с алаасом. Она ею живет и дышит. О том же ее стихи и песни. Лидер женского движения «Алаас Хотун», она же член региональной общественной организации «Союза сельских женщин России». Сколько бессонных ночей должно быть провела Петровна над составлением различных программ, претворение которых продвигала сама: «Женщина и рынок», «Семья и экология», «Традиции сайылыка». Участницы движения не раз организовывали конкурсы-выставки национальных костюмов, блюд, поделок; устраивали смотры лучших сайылычных хозяйств: подворья, сенокосных угодий. Они пропагандировали  здоровый образ жизни, опираясь на мудрость и образ жизни предков. Ими руководит зов благодарного сердца к Богине Изиде (Аан Алахчын).

 
Забота этих женщин – сохранить и сберечь для будущих поколений родную землю в ее первозданной, девственной красе. Исчезновение динозавров, иных сверх цивилизаций, не настораживает ли человечество?! Беспечное потребительское отношение и безответственность иных хозяев к живой природе пугает, чем обернется для таких государств погоня за прибылью, одному Богу ведомо. «Человек, погрязший во всех семи смертных грехах», не «довольствуется малым». Трагикомедия жизней продолжается, но до каких пор? Женщина рожает своего ребенка для жизни, но какой? Что ему уготовано и кем? Почему киты выбрасываются на берег? Может, немой протест?! В книге Леонида Здановича из цикла «Все загадки земли» есть такие высказывания, с которым нельзя не согласиться: «Зверства, допущенные всеми высокоразвитыми в техническом и культурном отношении странами, в течение первой и второй мировых войн (к какому бы лагерю они не принадлежали) и в промежутках между ними, лишний раз доказали, как ничтожна грань, отделяющая человека от животного», «к сожалению, с годами мы не стали мудрее. Загрязнение внешней среды, глобальное потепление и ядерное оружие побуждают ощущение того, что наша деятельность может вызвать, если не конец света, то, по крайней мере, конец нас самих». Женщины это прекрасно понимают, потому их тревожит то, что творится сегодня.

 
Им снятся плодородные нивы и поля, молочные реки и кисельные берега, и мирное небо над головой. Ради жизни на земле дочери Изиды растят детей, постигают азы науки, занимаются творческой и общественно-политической деятельностью. И под покровительством Изиды некоторые женщины даже преуспевают. Лидер женского движения «Алаас Хотун» И.П. Матвеева – «Отличник охраны природы Республики Саха-Якутия», «Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия)» за вклад в устойчивом общественно- экономическом развитии традиционного уклада народа саха. На таких женщин, как она, держится земля. Их не счесть, велика Россия, ее просторы. Они «как соль земли, как теин в чаю». Любовь и материнскую заботу у них не перенять. Не тому ли свидетельство, что Республика Саха пока как бы более экологически чистый оазис на планете Земля. Народ саха чтит Бога, духов Земли, ангелов-хранителей. Северный человек – дитя  природы, потому очень бережно относится к ней, понимая как хрупок этот материальный мир. Его умиляет и радует первый робкий подснежник – предвестник знойного лета, а распустившаяся береза, будто девушка на выданье. Изредка горделиво и величаво издалека полыхнет ярким пламенем «аленький цветочек» сардаана. Люди любуются дивной красотой природы, разговаривают с ней, как «живые с живыми». Богиня Изида, для нас Аан Алахчын Хотун, – покровительница Земли нашей. Она непременно даст свое благословение тому, кто будет беречь природу. О том знают все, живущие на земле Олонхо.

 


Рецензии