2019-08-29 Равенство, свобода и механика
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь»
А.С. Пушкин
28 августа 2019 г. на Ютуб-канале «День ТВ» в рамках передачи «Стратегия и тактика» в ролике «Православный сталинизм против сталинского православия» постоянные ведущие канала Константин Душенов и Андрей Фефелов «на троих» с Сергеем Правосудовым обсуждали «вечные» вопросы человеческого бытия: государство и его роль в жизни человеческой цивилизации, равенство в социальном устройстве общества, смысл жизни человека и смысл существования человечества.
Спасибо участникам за этот «мозговой штурм». Это обсуждение послужило мне поводом, по крайней мере, для одной короткой реплики. О равенстве, справедливости и математике.
Воспроизведу для начала ряд высказываний Константина Душенова.
«Пусть тот, кому нужно копать – пусть он копает. А тот, кто должен проектировать гиперзвуковые ракеты, - пусть проектирует. Мера ответственности перед богом одинакова. От того, что один подметал улицы, а другой делал гиперзвуковые ракеты ничего не изменится. Спрос будет за то, как ты это делал… А что кому поручить - это промыслу божию это виднее».
«Равенство – это вот на кладбище… И то души тех, кто там лежит, у них никакого равенства нет. А вот туловище. Все туловища, которые там лежат, все черви сожрали давно. Вот это единственный пример равенства. Никакого равенства, никакого братства. Вообще, вот все эти лозунги масонские, выброшенные на поверхность в 18-м веке».
«В современном мире нет свободы никакой. Это ложь, это вранье. Да? Не может быть равенства. Вообще, понимаете? Свобода всегда ограничена. Вот ваша свобода ограничена законами физики. Если вы свободный человек решите выйти с 10-го этажа через окошко, ведь вы же можете это сделать, то через 3 сек ваша свобода будет ограничена тем, что вы превратитесь в мокрое пятно на асфальте. Поэтому, идея о свободе – это миф. Идея о равенстве – это миф… Высокое не равно низкому. Длинное не равно короткому. Это демагогия 100 процентная».
Перед нами, таким образом, открывается квинтэссенция противоречивости приложения идеалистического, религиозного мировоззрения к важнейшим вопросам человеческого бытия: у человека есть выбор, хотя и «на все воля божья»; нет равенства на уровне первичного восприятия человеком мира, следовательно, не может быть равенства и в его сути, в скрытом содержании, при этом, одновременно, «мера ответственности … одинакова» (равна); человек ограничен законами природы, но при этом, «рожденный ползать» – и плавает, и летает, и возвращается к жизни после замены многих своих «отживших» жизненных органов.
Понятно, что ведением схоластических словесных споров мало кто из современников кого-то и когда-либо переубеждал. Даже и в той ситуации, в которой, как на тонущем «Титанике», находится, современное общество. Умнеют, как правило, потомки. Когда между различными точками зрения предков делают правильный выбор. И все-таки история искусства знает, по крайней мере, один случай, когда тонущий корабль удалось спасти. Я о мультфильме «Про козленка, который умел считать до десяти». Там, как вы помните, помогло исключительное знание одним персонажем устного счета.
Обратимся и мы в данном месте размышлений к не слишком сложной механике и математике.
Рис.1 (см. статью на сайте http://safonchikvn.ru/
Из механики известно, что физические тела в природе находятся, в частности, в состоянии покоя, или движутся равномерно, с постоянной скоростью, или равноускорено, с постоянным ускорением.
В состоянии покоя текущее положение тела относительно начальной точки во времени не изменяется.
Х = const
Равномерное движение описывается формулой:
Х=V*t, где
Х – текущая координата положения тела от начала движения,
V – скорость равномерного движения,
t – время от начала движения.
Равноускоренное движение (с постоянным ускорением) описывается формулой:
Х=Х0+V0*t+А*t2/2, где V0 – начальная скорость движения, А – величина постоянного ускорения.
При нулевых начальных условиях равноускоренное движение описывается формулой:
Х=А*t2/2,
На рис.1 на осях абсцисс (время T) и ординат (координата Х) показаны:
- линия 1.1. - график состояния покоя тела, находившегося в начале отсчета времени в точке начала координат 0;
- линия 1.2. - график состояния покоя тела, находившегося в начале отсчета времени в точке Х0 по оси ординат;
- линия 2.1. - график равномерного (с постоянной скоростью V1) движения тела, находившегося в начале отсчета времени в точке начала координат 0;
- линия 2.2. - график равномерного (с постоянной скоростью V1) движения тела, находившегося в начале отсчета времени в точке Х0 по оси ординат;
- линия 2.3. - график равномерного (с большей постоянной скоростью V2 = 2*V1) движения тела, находившегося в начале отсчета времени в точке начала координат 0;
- линия 2.4. - график равномерного (с большей постоянной скоростью V2 = 2*V1) движения тела, находившегося в начале отсчета времени в точке Х0 по оси ординат;
- кривая линия 3.1. - график равноускоренного (с постоянным ускорением А1) движения тела, находившегося в начале отсчета времени в точке начала координат 0;
- кривая линия 3.2. - график равноускоренного (с постоянным ускорением А1) движения тела, находившегося в начале отсчета времени в точке Х0 по оси ординат;
- кривая линия 3.3. - график равноускоренного (с большим постоянным ускорением А2=2*А1) движения тела, находившегося в начале отсчета времени в точке начала координат 0;
- кривая линия 3.4. - график равноускоренного (с большим постоянным ускорением А2=2*А1) движения тела, находившегося в начале отсчета времени в точке Х0 по оси ординат.
Можно усмотреть полную аналогию между представленными на рисунке закономерностями (и противоречиями) механики движения твердого тела (например, автомобиля) и искомыми всеми нами противоречиями (и закономерностями) социальной жизни.
Состояние покоя автомобиля соответствует состоянию отдыха человека (отсутствию работы). Нет движения авто – нет затрат и нет продукта труда у человека.
Состоянию равномерного (с постоянной скоростью) движения авто соответствует работа человека без творческого, новаторского отношения с постоянной результативностью труда, как неживого механизма, как робота.
Состоянию равноускоренного (с постоянным ускорением: представлены 2 уровня: А1 и А2=2*А1) движения авто соответствует работа человека с творческим, новаторским отношением и повышенной результативностью труда.
Первое, что может броситься в «поверхностные глаза», так это то, что на графиках наличествует полное неравенство (отсутствует равенство), как и констатировал К. Душенов. Любому произвольному текущему моменту времени (две тонкие вертикальные линии) соответствуют свои исключительные значения положения авто на траектории движения и величина продукта труда, при следовании по разным прямолинейным и криволинейным траекториям.
Однако, в множестве различных линий (неравенство) обнаруживается и глубокое равенство. Не пройдет ни миллиметра ни один автомобиль, если он не начинал движения или остановился по ходу движения (например, в т. Х0). И не создаст никакого продукта (не увеличит уже созданный продукт) ни один человек (и в этом их, таких разных, равенство), если они и не начинали труда, или остановились в его процессе.
При труде с постоянной интенсивностью и механическим (рутинным, нетворческим) отношением к нему, как и при равномерном (с одинаковой скоростью) движении разных автомобилей даже с разной мощностью двигателя, все люди будут создавать «параллельные продукты», даже если из-за различной квалификации (разные начальные условия Х0) они будут и отличаться друг от друга. Но эта исходная разница не будет нарастать! Как синхронно и на разном расстоянии друг от друга будут в этом случае двигаться авто. Скорости (продукты) в этом случае равные, а местонахождение на трассе (полезность продукта, его ценность) отличается (является не равным). (Сравните линии 2.1 и 2.2.).
При работе разных работников с одинаковым, количественно равным творческим подходом, как при движении разных машин с различной мощностью моторов, но с одинаковым ускорением реализуется равноускоренный режим движения и труда. При этом, скорость движения и продуктивность труда все время возрастают, но ни машины, ни люди не опережают друг друга – движутся параллельными кривыми курсами. (Сравните линии 3.1 и 3.2 или 3.3. и 3.4.). И в этом опять проявляются и неравенство фактического положения и полезности продукта труда, и всеобщее равенство скоростей движения и постоянство во взаимном различии положения на траектории движения и постоянство в различии продуктивности труда.
И только, когда человеку доступно (свойственно) пионерское, сверх-новаторское отношение к труду, как автомобилю сверхвысокое ускорение, его продукт, как и такой автомобиль, уходят в отрыв от продуктов труда других людей (на рисунке не отображено).
Но каково условия равномерного или равноускоренного движения автомобилей? Достаток мощности моторов и равный достаток потребляемого топлива. Будете куда-то топливо недоливать – не будет так разгоняться или так одинаково долго с другими машинами двигаться с таким ускорением - остановится. Таково же условие равноускоренной работы всех разных людей. Сообразная работоспособности нагрузка и одинаково пропорциональное затратам питание, потребление (химическое для тела и духовное для мозга).
То же самое отношение имеет место и для неравномерно ускоренного движения и неравномерно творческой работы человека. Поддал водитель «газку», ускорился – подвод топлива должен адекватно увеличиться. Поднапряг человек свое мыслительное оптимизаторское сопровождение обычной трудовой деятельности (приложил больше мыслительных затрат), выдал эффективное решение (от мизерного, до уникального) – получи адекватное, пропорциональное результату вознаграждение. Человек – это, хотя и биокибернетический, но механизм, машина. И в основе его «высокого» существования лежат простейшие закономерности механики и энергетического обмена веществом и энергией. И все вместе это, Карл, то бишь, Константин, диалектика!
Не всеобщее равенство в потреблении, не всеобщая абстрактная социальная справедливость (пользуемая, как известные особи рода человеческого, всяким эксплуататором, как ему заблагорассудится), а равная по отношению к каждому работнику степень социальной справедливости (см. статью «Словаря наноэкономики» http://www.safonchikvn.ru/sne/diast.pdf)!
И еще, здесь и сейчас, только несколько слов о свободе человека.
Человек не свободен там, тогда и настолько, где, когда и насколько он, ввиду своего относительного незнания или неумения, действует вопреки (иначе, ПРОТИВОдействует) объективным законам саморазвития природы и общества, как ее части.
И человек свободен там, тогда и настолько, где, когда и насколько он действует в СОответствии (иначе, СОдействует) с объективными законами саморазвития материи и общества.
Отсюда и смысл жизни человека и смысл существования человечества – познание объективных законов саморазвития материи и общества и содействие этому саморазвитию, устроение социальных законов своего общественного бытия в соответствии с объективными законами саморазвития природы.
Свидетельство о публикации №219083000603