Niknik Каменное море Республика Адыгея

   
   Надеюсь, всем известна жемчужина туризма Республика Адыгея. А все ли знают о Каменном море, расположенным на ее территории. Так вот я расскажу Вам о нем.

   Разве может быть море... каменным? Оказывается может. Впервые я увидел Каменное море еще в студенческие годы, это лет 50 назад. Увидел и остолбенел. Меня как будто парализовало... Я не мог от удивления увиденного, даже пошевельнуться. Ведь передо мной было, действительно, море, но только...каменное! Последний раз я был на Каменном море несколько лет назад и тут мне показалось, что я видел подобную картину, но где?...Когда?... И вдруг я вспомнил... Когда, после окончания Кубанского университета я был направлен на работу на север острова Сахалин, в город нефтяников - город Оху. И там, во время охоты на берегу замершего Охотского моря, я видел подобную картину. Может быть там было "пострашнее", но сходство "один в один".

   Мне невольно захотелось "поплыть" по этому морю и я стал осторожно спускаться к нему. Казалось, будто разбушевавшиеся морские волны вздыбили свои гребни и вдруг окаменели...

   Каменное море находится на территории Каменномостской администрации Майкопского района, по соседству с турбазой Лаго-Наки. Фактически, это горный хребет, дугообразно протянувшийся от панорамной точки к юго-западу. На юге и востоке он отвесным уступом обрывается к долине реки Белой, а с севера и запада опоясан Лагонакским шоссе. Хребет сложен слоистыми и рифовыми известняками, которые образовались в верхнеюрском море 120-13- млн лет назад в условиях жаркого тропического климата. Мощность известняковой толщи составляет 30-50 метров. Восходящими движениями альпийского орогенеза, она поднята на высоту 1650-1750 м над уровнем моря.

   Известняки трещиноваты. Под влиянием колебаний температур, а также физического и химического воздействия воды, они приобрели хаотический, сильно пересеченный рельеф. Поверхность их "изъедена" бороздами глубиной до 2м и шириной до 1м и более. Это так называемые "кары". Они расположены то параллельными рядами, то ветвятся лабиринтами и разделены гребнями разной высоты и толщины.

   Рядом с карами встречаются воронки разных размеров. Стенки их то голые, скалистые, то покрыты осыпями. На дне глубоких воронок почти до конца лета лежит снег, а то и круглый год. В осеннее и весеннее время он попеременно то подтаивает, то замерзает и сильно способствует росту воронок в ширину и глубину. Сливаясь между собой, воронки образуют карстовые овраги и сухие долины с неровным дном и чередующими расширениями и сужениями.

   В пределах Каменного моря имеется несколько неглубоких пещер-гротов, а также пещера Озёрная, вход в которую находится в полутора километрах юго-западнее турбазы. в средней части известнякового уступа, незабудки, герань, горец кавказский, горошек душистый, валериана, примула и многие другие невысокие травы.
 
   Встречаются заросли можжевельника и рододендрона кавказского. Северная часть залесена. Пихта, сосна, береза, клен горный образуют верхний ярус, а в подлеске растут рябина, смородина, малина. На полянах среди леса, на дне неглубоких воронок развито субальпийское высокотравье. Такие травы, как цефалярия, бодяк разнолистный, мытник темно-пурпурный, борец носатый достигают полутора-двух метров высоты.

   Трудно найти другое  место, которое бы так подходило для учебной полевой практики по географии, ботанике, гидрологии, а таже для выработки навыков ориентирования и хождения по азимуту среди закрытой сильно пересеченной местности. "Каменное море" посещается многочисленными туристами. Особенно в выходные дни сюда из Майкопа приезжают отдыхающие.

           Побывайте на "Каменном море" - не пожалеете!!!

       Отрывок из книги "Тропомания", "(Записки хронического непоседы)"

                Copyright:Николай Трофимов.3 2019















   




 



 
 







 


Рецензии