Юрий Левчук. Огонь - на себя

Публикуемое ниже интервью относится к периоду, когда я, наряду с другими своими редакционными обязанностями, курировал в газете тему строительства МЖК – молодежных жилых комплексов.

К этому времени проблема обеспечения жильем семей молодых (и не очень молодых) рабочих и специалистов, которая вообще-то никогда не теряла в СССР актуальности, встала необыкновенно остро. Семьи ожидали своей очереди на получение квартиры не то что годами – десятилетиями. И вовсе не экзотикой были случаи, когда молодые работники, заселившись в общежитие, в этом же общежитии доживали до выхода на пенсию. Легального рынка арендуемого жилья не существовало, снять комнату практически можно было только через протекцию знакомых и родственников, которые каким-то образом могли засвидетельствовать благонадежность арендатора. И если у тех, кто работал в промышленности и строительстве, еще были какие-то шансы дождаться вожделенной квартиры, то, например, музейные работники или библиотекари даже мечтать об этом не могли.

Мне неизвестно, кто был инициатором создания движения МЖК, но, зародившись, это движение очень быстро распространилось по всей стране. Да, нужно было на несколько лет впрячься в жуткую каторгу, причем, насколько мне помнится, безо всякой оплаты, когда тебе не принадлежали ни вечера, ни выходные, когда нужно было худо-бедно овладеть какими-то строительными специальностями, чтобы, отработав смену на основной работе, спешить на стройку своего МЖК. Но результат в виде собственной квартиры компенсировал все затраты времени, сил и нервов.

И если рядовым эмжековцам пройти этот период было очень сложно и тяжело физически, то руководителям эмжековских структур – таким же молодым людям совсем с другими, далекими от строительной или управленческой специфики, профилями подготовки – было многократно сложней. В стране, где фондировалось всё до последнего гвоздя, они должны были умудриться отыскать и стройматериалы, и технику, наладить бесперебойное снабжение строительства, научиться оперативно решать множество непростых технических и опять же управленческих проблем… Что-то, конечно, эти стройки получали официально, но если бы их руководители ждали только, так сказать, решения вопросов по официальным каналам, боюсь, что их МЖК строились бы до сих пор.

Эта адская работа являлась подчас жестокой, но весьма эффективной школой нестандартных управленческих (каждый МЖК насчитывал многие сотни, а то и тысячи мечтающих о собственном жилье семей) и экономических решений. Многие из тех, кого выбирали на руководящие посты (а в МЖК все посты были выборными), ввинтившись в работу, открывали в себе способности и умения, о которых до этого иногда и сами не догадывались. И, несмотря на все сложности и препятствия, доводили дело до успешного финала – счастливого заселения своих домов.

Одним из таких людей был герой интервью, которое я предлагаю здесь вниманию читателей, Юрий Левчук, на тот момент лидер Дзержинского МЖК Новосибирска. Даже сейчас, многие годы спустя, я мог бы еще очень долго говорить и о нем, и об МЖК в целом. Но дабы не затягивать свое вступление до бесконечности, ставлю точку и перехожу к собственно интервью – документальному свидетельству второй половины 80-х годов, зафиксированному в моей газете.


Огонь – на себя

В тот день, когда мы встретились с ним, он был с утра на стройплощадке. Смотрел, как ведется отделка их первого дома, который должен вскоре принять жильцов. Обсуждал с работающими там бойцами комсомольско-молодежных строительных отрядов, как лучше решить проблемы, возникшие на следующем доме (его строительство приостановилось, потому что предусмотренные проектом длинные сваи «не лезут» в землю). Обошел еще раз сделанное – теплотрассы, временные дороги, канализационно-насосную станцию «Восточная», котлованы, вырытые под детский комбинат и детскую поликлинику…

После обеда его ждали бесчисленные встречи, переговоры, визиты, планерки, оперативки, комиссии… И пока мы разговаривали, он снял часы, положил на стол и то и дело поглядывал на них: время председателя совета Дзержинского МЖК, председателя его оргкомитета Юрия Левчука расписано по минутам – как у государственного деятеля.

Впрочем, по сути так оно и есть: ведь МЖК – это своеобразная республика, живущая по разработанной и принятой всем ее «народом» конституции – уставу МЖК, имеющая законодательную – совет МЖК – и исполнительскую – оргкомитет – власть. И хотя численность «населения» МЖК – немногим более тысячи семей членов и кандидатов – не то что в мировом, даже в городском масштабе воображения не поражает, проблем у человека, занимающего здесь оба «верховных» поста, хватает.

– Юрий, всего четыре года назад вы работали рядовым инженером на заводе имени Чкалова. Думаю, не ошибусь, если скажу, что вряд ли вы считали себя тогда компетентным в вопросах строительства, экономики, руководства крупным коллективом. Ваша нынешняя должность, с которой вы успешно справляетесь уже примерно два года, требует не только всего этого, но и многого-многого другого… Как удалось так быстро всему научиться?

– Работа в МЖК – это очень хорошая школа. Она позволяет каждому проявить максимум самостоятельности, раскрыть все свои возможности, быстро приобрести опыт. Она приучает не бояться ответственности. К нам, бывает, приходят толковые ребята, которые всем хороши. Кроме одного качества: слишком они привыкли выполнять свою работу «от сих до сих». Проявить инициативу они не готовы, взять на себя ответственность не решаются… Такие люди, как бы ни старались, в лидеры МЖК не выйдут. У нас человек ценен тем, насколько он готов, говоря военным языком, вызвать огонь на себя, взвалить на свои плечи всю ответственность, принимать принципиальные решения и добиваться их осуществления.

…Я знаком с Левчуком давно. Помню, как он, тогда еще кандидат в МЖК, торопился каждый день после работы и в выходные на другой конец города, на ДСК-1, где возглавлял внедренческие бригады эмжековцев, занимающиеся техническим перевооружением комбината. Именно в тот период проявились у него качества, которые оказались так необходимы впоследствии, когда он вошел в оргкомитет МЖК, стал заместителем председателя, а потом и возглавил его: умение находить общий язык с партнерами, определять главную цель, ради которой ведется работа, и в дальнейшем четко ориентироваться на ее достижение, отбрасывая всё второстепенное, умение сплотить вокруг себя единомышленников и организовать их работу так, чтобы для каждого она стала не выполнением определенных обязанностей, а смыслом жизни. Так же, как стала судьба МЖК смыслом жизни для самого Левчука.

– Недавно в выходные, – продолжал разговор Юрий, – с Иваном Кузнецовым, одним из членов оргкомитета, выбрались на охоту. Два дня делами не занимался – отдохнул великолепно: в тайге, на свежем воздухе, ни суеты, ни нервотрепки… Только вот вернулся без трофеев – ни одной утки не подстрелил. Стал думать, почему плохо стрелять стал, и вдруг осенило: это же в первый раз за все время я сумел на целых два дня устроить себе отдых. Ведь четыре года уже ружья в руках не держал! Исключая месяц, что в санатории лечился, ни одного отпуска не использовал! По субботам работаю, в воскресенье собственные хозяйственные дела ждут, да и матери помочь нужно – то сена накосить, то в доме что-нибудь отремонтировать… Сейчас столько интересного в журналах печатается, такие фильмы идут – только успевай читать и смотреть. А я не успеваю. Лишь газеты просматриваю, да для «ЭКО» исключение делаю – без этого журнала жить не могу. И когда начинаю думать, а не обделяю ли себя, не лучше ли, как раньше, спокойно жить, работая по восемь часов с отпуском, с выходными?.. Да нет, думаю, не обделяю. Ведь никто же не заставляет меня делать то, что делаю, сам себе такую долю определил. Значит, это и есть жизнь.

– Юрий, первые молодежные жилые комплексы, в том числе и Дзержинский МЖК Новосибирска, возникли до того, как в нашу жизнь вошло понятие «перестройка». Но, на мой взгляд, МЖК уже тогда несли в себе ростки очень многого из того, что сейчас всё шире приходит с каждым днем в наше общество. МЖК и перестройка – как, по-вашему, они соотносятся?

– Если говорить о стороне личностной, кадровой, то здесь, я бы сказал, МЖК соответствует духу перестройки на все сто процентов. Полная демократичность во всех вопросах, выдвижение людей на руководящие посты самим коллективом, притом выдвижение, зависящее только от деловых качеств человека, гибкая организационная структура, позволяющая быстро реагировать на любые изменения обстановки, постоянное развитие и совершенствование – много чего еще я могу перечислить. Или такой вопрос взять. Перед оргкомитетами разных МЖК стоят, в общем-то, сходные проблемы. А подходы к их решению – разные, каждый оргкомитет идет своим путем. Инициатива не сковывается всевозможными инструкциями и циркулярами. У нас ведь буквально всё – эксперимент. И если считаешь, что у соседей что-то получается лучше, пользуешься их опытом.

А смещение человека с руководящей должности – ведь в организациях с «жесткой» структурой это сплошь и рядом становится для него серьезной жизненной драмой, а то и трагедией. У нас же это не воспринимается как наказание, как свидетельство того, что не справился с работой, развалил ее, и обиды почти ни у кого не вызывает. Во-первых, такое решение принимается всем коллективом. Во-вторых, каждый знает: в чем-то он сильнее других, а в чем-то уступает им. Изменяются задачи, являющиеся на данном этапе важнейшими для МЖК, а вместе с ними меняются и требования, предъявляемые к лидеру. И если вместо тебя избрали другого, это вовсе не значит, что ты плохой руководитель. Это значит только то, что коллектив считает: есть человек, который на данном конкретном этапе может возглавить работу лучше, чем это делаешь ты.

– Значит, наступит момент, когда Дзержинский МЖК изберет другого председателя. Лично вы как к этому отнесетесь?

– Я считаю, что решение человека занять ту или иную руководящую должность требует от него куда более серьезных размышлений, чем возникшая необходимость с этой должности уйти. Когда я согласился стать председателем, я поставил перед собой цель: построить и заселить первый эмжековский дом. Осуществить это оказалось гораздо сложнее, чем представлялось поначалу. О многих наших проблемах «Вечерний Новосибирск» писал. Учиться всему приходилось в деле: прошел через какую-то передрягу – значит, чему-то научился. Сейчас поставленная цель, можно сказать, достигнута: скоро первые эмжековцы справят новоселья. Конечно, возведение нашего комплекса продолжится, но эти вопросы станут в основном заботой заместителя по строительству. А стратегической линией председателя будет теперь организация нового быта жителей МЖК – того, что, собственно, и является важнейшей социальной задачей деятельности молодежных жилых комплексов. Здесь, может быть, лучше подойдет человек с иными, чем у меня, личными качествами. Но в любом случае я обязательно найду еще силы и время, чтобы делать всё, что от меня потребуется в оргкомитете или совете.

…Мы беседовали с Юрием, а в комнату оргкомитета то и дело заходили люди, по-деловому обсуждали между собой что-то, связанное с финансированием, со строительством, с панелями и теплотрассами… МЖК жил, МЖК строился. И я подумал, что уподобив вначале собеседника государственному деятелю, возглавляющему «республику» МЖК, был не до конца прав. Государственный человек – так с полным основанием можно назвать его и других ребят из МЖК еще и потому, что дело, которому они с таким жаром отдают свою энергию и знания, подлинно государственное дело. И подходят они к этому делу, как оно того и требует, по-государственному.

«Вечерний Новосибирск», 4 сентября 1987 г.


Рецензии