Диалог второй

Диалог второй

Разговор с Ольгой
Всё началось с её стихотворения:

нам в жизни встречаются многие люди
на каждом отрезке разнятся они
есть те, про кого никогда не забудем
есть те, кто мелькнул и растаял в тени

есть люди планеты, есть мелкие люди
есть люди как праздник, а есть как беда
планету конечно же мы не забудем
беду же гони от себя навсегда

есть люди кометы, есть люди букеты
галантные есть, да и хамов не счесть
есть люди как фильмы, смотреть интересно
а есть те, кого интересней прочесть

комедии, триллеры, драмы, романы
есть люди пример и есть люди мечта
безбрежные есть, словно мощь океана
и узкие есть, словно лужа пуста

чужие и близкие, разные люди
есть те, кто сподвигнет, надежду вселив
есть те, кто напротив, тебя лишь осудит
и колкости скажет, тебя опустив

есть люди как песня и люди как танец
как бриз люди есть и есть как ураган
есть жаркие люди как огненный глянец
есть мутные тихо уносят в туман

есть просто весёлые светлые люди
они словно радость, как ангелы здесь
но все кого встретишь твоё отраженье
судить не спеши, лишь успей их прочесть
......................................... О. Б___ва
Потом она продолжила:
– Я начала вообще со стихотворного фристайла. Там вообще темп бешеный. А по настоящему стихи ещё не пробовала писать. В том смысле, чтобы долго трудиться над стихом. Придумывать тему, смысл, образы подбирать. Обычно вижу что-то, статью, стих чей-то, картинку и раз, в голову приходит стишок.
– Фристайл – это тоже талант нужно иметь.
– Я когда попала в эту сферу, очень удивилась, как много людей сейчас пишут стихи. Есть очень талантливые и очень яркие.
– Пишут очень много, в этом есть и плюсы и минусы, но современники боятся критиковать, чтобы не впасть в немилость, критики нет совсем (или я не встречал давно).
– Критика бывает. Иной раз очень деструктивная и грубая. Творчество – это такое дело... Во первых если человеку доставляет удовольствие, пусть пишет. Я стихи делю на живые и мертвые. От живых идёт энергия. Она-то и цепляет людей. Мне кажется самые сильные стихи получаются в моменты душевных переживаний. У меня по крайней мере так. Но те стихи я никому не показываю. Слишком личные. Потом может. А на моей странице все стихи нейтральные.
– Но некоторым людям доставляет удовольствие издеваться над животными, обижать слабых, просто убивать... Доставляет удовольствие – это не критерий, к сожалению... Слова живые, именно живые! Они влияют на общее информационное сознание человечества. Если все вокруг повторяют банальные фразы, выражения, зачастую не задумываясь, что почти все говорят однообразно, штампованно я бы сказал, тем самым превращая себя в программу: на любой вопрос есть готовый ответ, не нужно думать. Роботы? Не даром монахи принимают обеты молчания и т.д. Я для себя давно выводы сделал на эту тему, поэтому и стараюсь работать над каждым словом. Да и вкусы людей прививать нужно не вседозволенностью, а там как кривая вынесет, а именно подсказками, обучением, добрым словом. Поэтому и нужна критика, как в старые времена, а её нет...
– Вы на свои стихи хотите критику, или Вы в принципе? Спорный в общем-то вопрос. Если человек сам, например не слышит, что у него не соблюдён размер, ритм и рифма. Его бесполезно критиковать. У него просто нет слуха. А если всё соблюдено, но не нравится смысл или тема стиха, то тоже. Какой смысл критиковать. Каждый волен писать о чём угодно.
– Меня критиковать поздно уже, я слишком стар для этого, да и к рифме можно отнестись по-разному, кто-то считает, что рифма должна быть чуть ли не графической (для этого глагольная хорошо подходит), а кто-то ищет созвучия, иногда сложноуловимые, но от этого ещё более ценные.Ритм – здесь тоже много нюансов, хорошие стихи не обязательно выверены по метроному, иногда есть места, где вместо слога (такта) нужно пауза. А с чем категорически не соглашусь, так это со вседозволенностью! Смысл и тема стихотворения – самое важное, я уже говорил, что слова все живые.
– Мир очень разнообразен. Он такой, какой есть. Каждый сам выбирает свой путь. Конечно, когда просто нет сил пройти мимо того, что не нравится, возможно и надо вмешиваться, но при этом надо всегда быть готовым получить ответную реакцию. А нюансы в стихах, да, это интересно, не все умеют. И потом есть просто белые стихи, есть хокку и т.п.
– Я немножечко о другом говорил, о том, каким образом мы вносим разнообразность или наоборот говорим по шаблону,стандартными фразами, типа: "каждый сам выбирает свой путь". Есть прекрасное, простое, понятное и важное слово "ответственность". Не только в стихах – во всём. А в поэзии – тем более. Люди часто просто не задумываются, насколько они живут банально, штампами, повторяя друг-друга по тысячи раз. Это даже страшно. Представьте – весь мир повторюшек! И только единицы пытаются вырваться из этого хаоса.
– Я поняла Вас. Ответственность, да, безусловно. Но она у каждого своя. Мы к сожалению или к счастью не сможем всех подровнять. Вообще это очень длинная непростая и спорная тема. С ходу, в контексте смс её наверное не обсудить с незнакомым человеком. Тема добра и зла. Очень неоднозначна. Есть конечно же безусловное зло, такое как убийство, насилие и т.п. А есть зло относительное. И здесь всё очень неоднозначно. Проще наверное обсуждать конкретные ситуации.

Почему я вообще записал этот разговор? Да всё просто: прочитав стихи Ольги мне вспомнились другие стихи Ирины Самариной:

Есть люди – «закаты» и люди – «рассветы».
Одни с негативом, другие с «приветом».
Но те, что с «приветом» – улыбчивы часто,
А те что – «закаты», обычно несчастны.
С одними общаясь, ты чувствуешь холод,
С другими и в семьдесят, кажется, молод.
И ты от одних заряжаешься светом,
С другими его круглосуточно нету.

Но если отдать человеку – «закату»
Кусочек тепла, что исчезло когда-то,
А не обвинять, что тоскливо на сердце,
Он тоже захочет и греть, и согреться.
Ведь людям – закатам, как людям – рассветам,
Хотелось бы к счастью пойти за билетом,
Но просто любить бескорыстно боялись,
Поэтому злились и больно кусались.

И люди – рассветы становятся тоже
Людьми с негативом на тучу похожих,
Когда благодарность в душе исчезает,
То небо рассветы в закат превращает.
Я тоже порою бываю на взводе,
Но знаю, с рассветом печали уходят.
И пусть кто-то скажет: «Она же с приветом».
Есть люди – «закаты» и люди – «рассветы»…

Вот я и думаю, что это: совпадение темы, плагиат, клише, банальное мышление или что-то другое... Не плагиат, конечно, я немного перегнул, да и могла Ольга не читать вообще стихов Ирины... Пересматривая этот материал, я нашёл ещё с десяток стихотворений про "людей-комет, планет, романов, океанов, огней, фонарей, пустышек, книжек, птиц, страниц, щук, акул, медуз, амёб и прочих...". К чему я? Да так, навеяло...


Рецензии