О киргизском эпосе Манас

                О КИРГИЗСКОМ ЭПОСЕ «МАНАС»

      Дочь  этим летом отдыхала на озере Иссык – Куль. В подарок мне я попросил её привести эпос «Манас». Просьба была выполнена. Конечно, это был не полный вариант, а сокращённый, примерно в четыре раза, русскоязычный, под авторством Мар Байджиева. Я давно мечтал прочесть данную вещь, ибо эпосы, сказания, былины наиболее ярко характеризуют народ, нацию.
      Сразу бросается сравнение между «Манасом» и «Словом о полку Игореве», и оно не в пользу «Слова о полку Игореве», и не только по объёму повествования. Здесь с киргизским эпосом нет равных. В эпосе «Манас» широко показана бытовая сторона жизни киргизского народа: нравы, обычаи, этикет, одним словом: вся полнота жизни народа. Именно этого нет в « Слове о полку Игореве», там лишь военная, боевая канва. Одним словом: «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской словесности, а вот настоящих эпосов в России нет. Грустно!
     В киргизском эпосе показана связь народов от Пекина до Урала, упоминается даже манси. Вот какое геополитическое, экономическое влияние имел этот небольшой народ в девятом – десятом веке. Конечно, народ – киргизы в эпосе добрые, отважные, а другие народы в особенности китайцы – главные враги: коварные и лживые.
    Есть такие особенности эпоса, которые невольно запоминаются.
1. На протяжении всей трилогии сказители устами героев твердят о единстве киргизского народа, который раздирали междоусобные войны. Шла постоянная борьба за власть. Это сохранилось и сейчас.
2. Манас собирал киргизов на родине, которые были на чужбине. А сколько киргизов сейчас за рубежом?
3. Эпос силён фольклором. Читатель будет зачарован этим. Что значит молитва Манаса, после взятия китайского города?- чудесная поэзия.
4. Странная особенности эпоса, а может и народа любые соревнования (скачки, борьба), и даже поминки превращать в политическое событие.
5. Очень часто правители внутренние проблемы решали за счёт войны. В эпосе это отражено очень наглядно. Когда назрела борьба между ханами внутри киргизского каганата, то Манас начал поход в Китай, который оказался гибельным.
6. Особого панисламизма или пантюркизма в эпосе я не отметил. Наравне с Аллахом упоминается языческий Бог Коке – Тенгир. Не могу понять за что специалистов по эпосу подвергали репрессиям в том числе отца Ч. Айтматова. Надо осознать, что эпос не родился в один день а «жирел» постепенно – веками, и, естественно на него влияли разные политические события и союзы народов.
7. Я не смог отследить переход киргизского народа от язычества к исламу. В сокращённой версии этого не прослеживается: выдаётся как данность.
8. В эпосе очень ярко, почти, как люди, войны обрисованы лошади: чисто по-человечески. Порою характеристика коня была важнее описания женщины.
Залюбоваться можно этим описанием. Теперь мне понятно откуда у Ч. Айтматова такие яркие краски для животных. Чудесная особенность киргизского народа.
9. Девушки – невесты киргизских батыров из Таджикистана на иллюстрациях выглядят, как киргизки, а ведь таджики – арийцы (ну, хотя бы разрез глаз сделали другой и национальные одежды). 
В заключении отмечу: я простой читатель, не знаток или литературный критик и прошу строго меня не судить за мнение об эпосе. Но, между тем рекомендую прочитать, ибо народ Киргизстана велик эпосом «Манас». Осознайте творчество народных сказителей этого народа.


Рецензии
Уважаемый Павел, сравнивать "Слово о полку Игореве", написанное в 1186 году как литературное произведение, с эпосом Манас, написанном в 20 годах прошлого столетия совершенно некорректно. Ну сажали не за эпос, а за предательство и заговоры против существующей в то время власти.
С уважением,

Александр Щербинко   08.02.2023 22:58     Заявить о нарушении
Александр, замечание принимаю, но частично. Эпос хоть и написан поздно, но в устной форме жил. Спасибо. С уважением Павел

Павел Патлусов   09.02.2023 03:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.