Гуково- гнилушанская школа
Чувство любви и беспокойство за тех, кто будет жить после нас, это ещё и ответственность перед будущим. Но будущего без прошлого не бывает. У нас и сегодня должна быть ответственность перед прошлым.
М. Шолохов.
Мой первый учитель тебя вспоминаю
Склоненной над пачкой тетрадей и книг.
Лишь через годы, пройдя понимаю,
Что ты как детей нас любила своих.
Ты нас вдохновляла, ты нас окрыляла,
Вносила в строптивую душу мечту.
Ты строгой бывала, но нас понимала,
Спасибо тебе за твою доброту.
Домашние бросив дела и заботы,
Старалась беспечной и радостной быть.
И не было видно важнее работы,
Чем нас, сорванцов, в мир большой выводить.
Учитель, пусть минуют все невзгоды.
Пусть солнце светит над твоим окном.
А мы, ученики, и через годы,
Твоей великой памятью живем.
Развитие образования на сулинской земле
В России в девятнадцатом веке сложилась система образовательных и духовных школ, просуществовавших с небольшими изменениями на протяжении всего дореволюционного периода. Для детей, из низших слоев насе¬ления, доступной формой образования оставалась начальная школа: народные училища, (городские), церковно-приходские, школы грамот и зем-ские школы.
Официально закрепилась сословность в системе Образовательной школы Типы школ сохранялись, но каждый из них был сословно-обособленным. Приходские училища предназначались для детей "самых низших состояний в них обучали закон. Божьему, грамоте и арифметике. Уездные училища
создавались для "детей купцов, ремесленников, и других городских обы¬вателей", в их программу входили: русский язык, арифметика, история ж география. В гимназиях получали образование, главным образом, дети -дворян, чиновников, купцов, интеллигенции". Целью гимназии было "при¬готовлений детей-учащихся к слушанию академических и университетских курсов, школ".
С 1884 года по инициативе обер-прокурора Синода профессора граж¬данского права К.П. Победоносцева стали усиленно насаждаться церковно-приходские школы, которые находились в непосредственном ведении Синода Во главе этих школ были поставлены приходские священники, являющиеся и законоучителями "преподавателями главного предмета в школе закона Божьего". Церковно-приходские школы были двух типов - с двухлетним и четырёхлетним обучением. В первых обучали молитвам, священной истории краткому катехизису, церковному пению, чтению церковно-славянской и гражданской печати, четырём правилам арифметики. У вторых, к этим предметам добавлялись: история церкви и курс гражданской истории страны. Хотя расширение сети церковно-приходских школ и преследовало от¬кровенно религиозно-политические цели, тем не менее они играли немалую положительную роль а распространении грамотности среди населения.
В 1864 году в изданном "Положении начальных народных училищах" декларировалось бессословность школы, представлялось право открытия начальных школ общественным организациям, женщины получили возмож¬ность преподавать в школах. Все училища подчинялись Министерству На¬родного просвещения. Поощряя инициативу общественности в организации народной школы, правительство перекладывало на неё все расходы, т. к. исходило из принципа "дело народного образования - есть дело самого народа".
В 1975 году на Дону были введены земства для управления местным хозяйством. Однако они просуществовали недолго, их деятельность была приостановлена семь лет спустя. Несмотря на короткий срок, земства создали новый тип общеобразовательных школ. Земская трёхгодичная школа в сравнении с Министерскими начальными училищами отличалась лучшей постановкой обучения, более высоким профессиональным уровнем учи¬телей. Ученики в земской школе, помимо чтения, письма, арифметики и закона Божьего получали элементарные знания по природоведению, географии и истории.
К началу двадцатого века наиболее массовым видом образования на сулинской земле являлось начальное образование. Оно было представле¬но начальными учебными заведениями различных типов, предназначавших¬ся для выходцев из различных слоев общества.
Характерной чертой начального образования в Сулинской волости, как и зс всей России, было параллельное развитие светского (училища ведом¬ства министерства просвещения) и церковного образования (училища ведом¬ства Синода. На Сулинской земле имелись и приходские училища ("приход" Е назначении мелкой территориальной единицы, а не церковного прихода") ж сельского училища. Сии имели одинаковый учебный статус, но первые били характерны для станиц, хуторов, а другие открывались в деревнях, слободах, и посёлках с крестьянским и не городским населением.
Вначале двадцатого века устойчивым статусом развития начального образования на сулинской земле, стало коренное изменение соотношения численности между светскими и церковными училищами в пользу первых. , 1ри этом стоит отметить тот факт, что в общем числе Церковных училищ резко уменьшилась доля школ грамоты - наиболее примитивных учебных за-ведений и соответственно возросла доля церковно-приходских школ с двух, годичным сроком обучения.
Образование на Дону.
В истории народного образования на Дону (1790-1864 г.г.) основным видом учебных заведений оставались начальные. Наиболее массовыми были приходские училища и сельские станичные начальные училища, имевшие оди¬наковые учебные программы. Однако начальные школы, число которых к началу двадцатого века значительно уменьшилось, посещало всего немногим более одной трети детей школьного возраста, причем среди них преоб¬ладали казаки.
Второй период образования на Дону (1864-1907 г.г.) благодаря актив¬ной политике войсковых властей в области просвещения и образования, стал важнейшим этапом в переходе к средней ступени образования.
Бум народного образования сдерживала нехватка подготовленных педа¬гогических кадров. Удовлетворить важнейшую потребность могло только радикальное и перспективное решение вопроса. И уже В 1878 году открывается учительская семинария. Это способствовало приходу в сферу на¬родного просвещения немалого числа талантливой молодёжи. Получение среднего образования выдвигается в качестве цели воспитания детей для, многих казачьих семей;
С 1805-1863 г.г. стали открываться новые учебные заведения: кадет¬ский корпус, 3 классические гимназии, православная и армейская духовные семинарии, 2 технических училища, 3 мореходных класса, учитель¬ская семинария, 4 реальных училища, юнкерское училище, военно-фельдшерское и 5 военно-ремесленных школ. Кроме этого 527 окружных, город¬ских и народных училищ, 759 церковно-приходских школ.
Всего на Дону в 1916 году насчитывалось 1550 учебных заведений. Та¬нин образом во второй половине девятнадцатого века были заложены креп¬кие основы среднего образования. В донском обществе в эти годы сформи¬ровалась значительная прослойка образованных людей.
казачью элиту не устраивало начальное и среднее образование, оно неоднократно ставило вопрос об открытии на Дону высшего технического заведения и выражало желание оказать материальную поддержку в строи¬тельстве, и в 1907 году первый набор студентов выявил более 1000 желающих поступить в первый донской вуз. Вслед за донским политехническим институтом вскоре появилось ещё одиннадцать вузов.
Возникновение школы в хуторе Гуково.
Возникновение школы в хуторе Гуково напрямую связано с судьбой храма. После того, как I марта 1888 году построенный храм был освящен благочинным, рядом с церковью появилась церковно-приходская школа в ней учились, в основном, дети казаков.
В годы становления советской власти церковь была отделена от государства царства, принадлежащие ей постройки были отданы в распоряжение колхо¬за и сельского совета. В этот период, в доме бывшего священника располагался сельский совет, а затем это здание было отдано под школу. Вна¬чале, по словам старожилов, она была начальной.
В тридцатых годах к зданию школы пристраивают ещё несколько клас¬сных комнат и она стала называться Гуково-Гнилушанская семилетняя шко¬ла. Чтобы подробней узнать, что собой представляла школа, нужно обра¬титься к записям Дьяченко Александра Григорьевича. Он пишет, что в школу пошел учиться в 1929 году. Директором, в это время, был Шестаков Алексей Захарович, учительницей - его жена. За свою многолетнюю отличную работу ( свыше 25 лет) он был награждён орденом "Ленина", за что на селе ему была большая честь и слава. Жена Алексея Захаровича, через некоторое время, перешла преподавать в чуевскую школу. В сороко¬вых годах перешла на пенсию, уехала в Крым, но ещё долго переписыва¬лась с учителями. Умерла в 50-тых годах.
В школу Дьяченко А.Г. приходилось ходить вдоль реки, сворачивая около Извариных, по тропинке и пересечь лес, который раньше принадлежал барину Тарарину. Этот лес занимал всё пространство от дома Назаро¬ва (теперешняя больница) почти до школы. В лесу было много ягод.
Здесь не было никаких строений, кроме дома Тарарина. Сама школа была выложена камнем, пол был тёплым сбитый из двойной доски 80 мм. Это был добротный поповский дом, где дети, поначалу, учили закон Божий.
Свидетельство о публикации №219083101024