Теория стакана воды

   Некоторые художники, может даже большинство, считают, что название своей картине или работе – дело второстепенное. Главное мол - сама работа, она сама говорит за себя. Смотрите на работу, и не ищите название работы внизу в виде подписи. Наслаждайтесь красотой, изображенной на картине.
В конце-концов каждый видит свое, и он может сам для себя сформулировать, что он видит, природу или например топор дровосека, воткнутый в дерево.
      Действительно, если рассматривать работы И.Шишкина, то часто мы не смотрим название лесных дубрав, или полей. Или допустим бесконечные натюрморты малых голландцев – впору давать им номера. Так кстати делают многие импрессионисты – дают своим почти музыкальные названия, типа «Симфония # 102».
   
Я же хочу отметить важность названий, которые дает художник своему произведению. Тогда название становится важной частью работы, без которой зритель может попасть в заблуждение относительно содержания  и контекста работы.  Даже у того же Шишкина – картина «Медведи в сосновом бору», работа, которую в народе называют «Три медведя», по образу «Трех богатырей» Васнецова. Картина, которая уходит в память народа, становится частью жизни – требует обозначения, требует названия. Так что можно первое, что сказать – что название работы – это уже знак, с которым эта картина должна жить своей судьбой.

     Как разные художники относились к названию? Серьезно. Верещагин дает такие названия, как «Апофеоз войны», «Богатый киргиз», Левитан - «Владимирский тракт», Коровин - «Кошка на окошке» – Саврасов «Грачи прилетели» - у больших художников в названии остается обобщение, уходящее в символ.

    В работах больших художников есть примеры и слабых названий: «Грусть», «Одиночество», - хотя вроде бы изображены горшки. «Осень». «Старый дом» - хорошие, но уж больно часто используемое названия. Встречаются названия типа «Обнаженная».
   Примеры кратких и емких названий.  «Несение креста»,  «Похищение Европы» (Серова), «Падение Икара» (Брейгеля),  «Приплыли», (Вася Ложкин) «Песнь о Топоре», (Евгений Шибанов), «Вечный суд» (иконы тоже имеют названия),  «Не ждали» Репина - пример емкого названия.
      У иностранных художников, например Сальвадора Дали – встречаются длинные пояснительные названия (но их перевод возможно исказил мысль автора). Например: «Содомское удовлетворение невинной девы», «Мед слаще крови», «Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала»

   А вот у Ван Гога. «Едоки картофеля» - это не просто люди, поедающие пищу Это символ времени, картина времени,  тревожная, создающая особую атмосферу.

   Можно зафиксировать факт, что название картины связано с её литературным содержанием. И не приходится отрицать, что презрительное «литературщина» - это на самом деле относится к содержательным композициям, фигуративным работам,

   Из собственного опыта. Я часто не могу писать даже пейзаж, пока не придумаю названия, а по сути не пойму, где я нахожусь, и что я вижу главное. Для меня, скажем, название – это главное в работе.
По мере приближении к завершению, и даже после завершения, название может поменяться.

   Пример картины, которую можно назвать «Москва и москвичи». Я жил в историческом доме, в квартире, где жила Александра Михайловна Коллонтай, первая женщина-комиссар молодой Советской республики и автор теории «Стакана воды». Когда я уехал из этой квартиры, то решил написать её портрет. Объединяющим элементом была еще царская батарея, которую сменили как раз перед моим отъездом.

И вот пришло название. Длинное и прикольное, как сказали бы  молодые современные зрители «Переезд Советского правительства из Петрограда в Москву в марте 1918 года».
Можно, а почему бы и нет, использовать пародийные названия, когда в него вкладывается зеркальный смысл. Например ярко звучит: «Единая Россия».
Бывают переклички - «Завтрак на траве»   Эдуарда Моне и «Завтрак на траве» Василия Шульженко.
Да, бывает, что художник пародирует название. Потому что время изменяет содержание даже ключевых понятий  в жизни.
Именно Россия, и именно на переломе эпох дает толчок содержательным, и даже пародийным названиям картин. В переломное время рождаются самые важные картины,   и тогда эти картины приобретают свои уникальные названия.


                Выводы

-Художник должен серьезно относиться к названию.
-Не жалейте время на поиск названия. Оно должно быть новым, отличаться от существующих
-если название родилось, сохраняйте его. И даже можно трансформировать картину под новый смысл, содержание.
-иллюстрация литературного произведения – это не самое плохое для художника. Все работы рождаются из книг.

-Мы можем самостоятельно изучать природу, мир,
 но книги дают нам осмысленное другими поколениями понимание о мире. Мы учимся у наших воспитателей.


Рецензии
У всего есть свое название и это правильно.
С уважением,

Марина Гусева   05.03.2022 19:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.