Глава I из книги III - Яблочный Спас

                ТАТЬЯНА МИЛЬДЕ


                ЦИКЛ ФАВОРСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

                Литературный, исторический, автобиографический,
                документальный, православный эпос в трёх книгах


                По благословению Его Святейшества
                Патриарха Иерусалимского и всея
                Палестины Феофила III
               
                Cвятая Земля – Иерусалим,
                резиденция Патриарха
                1 августа 2012 года
               

      

                КНИГА – III

                ЯБЛОЧНЫЙ  СПАС

                Дорогой моей дочери –
                Натали Кушаковской посвящается


                «Если Христос не Воскрес, то вы ещё в грехе».
                Апостол Павел               

                «Нам неважно построить на этой Земле Рай.
                Нам важно не допустить на этой Земле ад».
                Русский философ
                Владимир Сергеевич Соловьёв


                Глава – I

                «Любов починаеться з любовi
                Коли я хочу чтоби мене любили
                Я сам перший люблю».
                Украинский философ
                Григорий Саввич Сковорода
                (1722-1794)

                «Я долго был в чужой стране
                Дружин Днепра седой певец».
                Михаил Юрьевич Лермонтов
                "Песнь барда"
               

      Любое крестьянское селение на Украине называется селом, в отличии от России, где так говорят о преимущественно крупном поселении земледельцев, с выстроенной в нём церковью, остальные называются деревнями. На востоке Украины в большинстве сёл был воздвигнут этот важнейший символ Православия, увенчанный куполом в виде срезанной луковки с крестом. Вокруг церкви всегда формировалась религиозная община. Здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений, помимо церкви называется также храмом, а если храм большой и имеет особую значительность в городе или в монастыре, то он носит название – собор. 
      День открытия местной сельской церкви, по-церковному – освящения престола, знаменующего собой невещественный Престол Святой Троицы и являющегося местом особенного присутствия Божественной Славы, находящегося за иконостасом в расположенном в восточной части здания алтаре, с лежащими на престоле напрестольным металлическим крестом с Распятием и Плащаницей Господней - церковного четырёхугольного полотна – плата, с вышитым изображением снятого со Креста Тела Христа Спасителя, а также первого богослужения в данной церкви, приурочивался на Украине к какому-нибудь православному празднику и отмечался ежегодно с большим размахом, являясь престольным или храмовым праздником, а в сёлах Хорольского района Полтавской области называющимся коротко - Храмом. В каждом здешнем селе тщательно и задолго готовились к своему Храму. Наводился полнейший порядок внутри хаты - хати - украинского сельского дома, снаружи вымазывавшегося извёсткой и фантазией хозяйки раскрашивавшегося всевозможными цветочными узорами в виде украинского традиционного орнамента голубой, синей, зелёной, либо светло-зелёной красками на ставнях и углах. По низу здания, начиная от земли, традиционно для этих мест, подводили широкую полосу вохрой - охрой, после высыхания дающую яркие жёлто-оранжевые колориты или различные оттенки красного цвета. Ещё в первые годы после Второй Мировой войны бедные люди, не имевшие возможности купить или достать эту минеральную краску, выводили полосу коричневой глиной. Как игрушечные жизнерадостного безукоризненно-белого цвета хатки стояли на протяжении летнего дня, освещённые жарким украинским солнцем в виде остановившегося ослепительного мгновения чуда, а в необыкновенно тёмные августовские ночи на Полтавщине с мириадами звёзд на чёрном небе, с ярко выделявшимися созвездиями, и от края до края горизонта с широкой дымчатой полосой Млечного Пути, называемого по-украински – Чумацьким Шляхом, от хат исходило какое-то загадочное фосфорное сияние. Хотя бы раз в жизни увиденное оставалось в памяти навсегда.
      В селе Поповка – по-украински Попiвка, произносимого согласно русской транскрипции - Попивка, что находится в Хорольском районе Полтавской области Украины, празднуется Храм в чудесный день второй половины длинного украинского лета 19 августа, в двунадесятый праздник - один из двенадцати главных православных праздников - Преображение Господне, или по-народному  - Яблочный Спас, а ещё - второй Спас, на украинском языке - другий Спас –Яблучний Спас, следуя за первым Спасом – Медовым Спасом – Медовим Спасом, отмечаемым на всех территориях некогда Древней Руси православными верующими 14 августа по новому стилю календаря. День 19 августа, 6 августа – по старому стилю, был престольным в церкви Поповки во имя Преображения Господня – Преображенской, и поэтому главной, то есть храмовой иконой, была икона «Преображение Господне», изображающая событие Преображения Иисуса Христа на Святой горе Фаворе в Древней Палестине, доказывающее божественную суть Христа и указывающее людям путь спасения личным преображением и совершенствованием, отчего Его называют Спасителем, Спасом Иисусом Христом и Спасом.
      Маленькая уютная, с тремя небольшими колоколами в возвышающейся над ней колоколенкой и скромным убранством внутри, небесного цвета деревянная церковь в селе Поповке, построенная в стиле украинского барокко, была освящена 19 августа 1861 года в Яблочный Спас и много лет являлась нескольким поколениям сельских жителей не только опорой в вере предков, но своими праздниками и соблюдением традиций объединяла людей. Для Поповки торжественное празднование этого дня было самым важным событием в течение года, и помимо Храма праздник назывался в селе  ещё - Спасом.
      Если Вы едете по автомобильной трассе Киев-Харьков и доезжаете до развилки с указателем вправо на город Хорол – мiсто Хорол, то впереди метрах в четырёхстах или чуть более эту магистраль пересекает речка, также с названием Хорол, окружённая слева от моста протяжёнными болотами с топями. В противоположной стороне от развилки на другом берегу реки, приблизительно в километре от берега, виднеются близлежащие хаты Поповки. От трассы её отделяет раскинувшееся на большом пространстве по обе стороны реки болото, и поэтому добраться до Поповки по дорогам можно только сделав большой крюк. В прошлом сельчане, по украински – селяни, шли из города Хорола в Поповку напрямую, что составляло 7-8 километров до центра села, проходя от развилки немного вперёд по трассе до дороги уходящей влево. Эта сельская дорога вела к реке Хорол, где на слегка возвышенном берегу расположилось поодаль с левой стороны небольшое село Пристань – Пристань, звучащае по-украински как - Прыстань. Так как сюда болота не доходили, люди перебирались на здешнем узком свободном от зарослей участке реки на другой берег и далее шли к Поповке чуть вправо по протоптанной десятилетиями широкой тропе, как говорят в селе – по стежцi. Сначала пересекали полосу солончаков, потом колхозный луг, на котором выпасали сборное стадо коров – череду корiв, собираемых ежедневно в Поповке с восходом солнца от каждого двора пастухом, по установленной очерёдности от каждой хаты, и пригоняемых с заходом солнца назад. За колхозным лугом следовали частные лужки, а за ними до хат - большие частные огороды. 
      Моста вблизи села Пристань через речку Хорол не было никогда, а многие годы существовал перевоз – место переправы - перевiз.  Рядом с ним,  в нескольких метрах от воды, стояла одинокая хата, и, как вспоминала Татьяна, в ней долго жил старик, который перевозил людей на большой широкой лодке с одного берега на другой, а оттуда его вызывали криком. И хотя Хорол весь-то в этой части был шириной не более 50-60 метров, но вброд было не пройти из-за глубины в центре  реки, а справа и слева от перевоза по краям от русла, там где была стоячая вода, всё сплошь заростало  рогозом, камышом и аиром – по-украински – рогiзом, очеретом, та аїром, а от них по обеим сторонам до узкой полоски чистой воды, шириной 5-7 метров река устилалась сплошным ковром из белых кувшинок, цветущих в июне-августе крупными белыми цветами с многочисленными лепестками, переходящими по центру в тычинки, и хорошо растущими с ними в симбиозе жёлтыми кубышками с пятью чашелистиками и многочисленными лепестками и тычинками. Кувшинку и кубышку, обе с плавающими листьями в виде пластин, иногда именуют в Поповке - бiла водяна лiлiя и жовта водяна лiлiя, но в разговорном обиходе в селе их в основном называют – латаття бiле та жовте.
      Мелководье реки Хорола густо покрывали: острая как нож рiзуха или осока, так реже называют осоку в сёлах под городом Хоролом, только в украинском произношении с ударением на «а»; с тёмно-зелёными круглыми длинными стеблями, увенчанными шапочкой из высоких цветоножек, несущих розовато-красноватые цветочки, - осiкняг, название которого по-русски Татьяна не знала, но читала в украинской литературе, что его корневища селяни ели в прошлом в голодные годы. Среди этих широко распространённых здешних растений попадалось одно с жёсткими остроконечными длинными листьями, среди которых в июне - июле появлялись жёлтые, словно светящися фонарики, нежные цветы - это болотные ирисы, они же касатики, они же сабельники, за свою яркую раскраску жителями Хорольского района симпатично прозывающимися пiвниками - в переводе на русский язык - петушками. Ещё ближе к берегу Хорола, в местах, где всегда сыро, встречались представители флоры, обладающие множественными лечебными свойствами и использующиеся испокон веков местными народными врачевателями: цилиндрические кистевидные розовые, иногда белые колосы раковых шеек, носящих ещё русские названия – горец и змеевик, и в Поповке – змiйовик, достигающий высоты до 100 сантиметров, с толстым червеобразным корневищем и продолговато-ланцетными листьями на крылатых длинных черенках; ещё относящийся к этому же семейству гречишных с толстым корнем и бело-зеленоватыми или нежно-розоватыми изгибистыми кистями мелких цветов водяной перец - на Полтавщине – гiрчак; ещё широко используемая -  сильно пахнущая перечная мята - м‘ята холодна, с её колосовидными безлистными красновато-розовыми, а также бело-розовыми соцветиями; грязно-пурпуровые или лиловые венчики цветов окопника, называемого в Поповке живокiст; крупные листья, снизу покрытые жестковатыми белыми волосками, и, похожие на корзиночки, грязно-пурпуровые, плотно покрывающие верхнюю часть стебля в виде кисти растения белокопытника – бiлокопитника; трава череда, цветущая жёлтыми, а порой белыми цветками, носящая по всей Украине такое же название как и в России – череда. Там, где постоянно держалась влага, на фоне ярко-зелёной растительности иногда бросались в глаза золотисто-жёлтые ветвистые соцветия высокого золотарника, именуемого на Полтавщине, как и по всей Украине, – золотушник. У воды на заливаемом лугу росло употребляемое в прошлом местными жителями в хозяйстве при стирке - многолетнее растение с ползущими корневищами – «мыльным корнем» и белыми или бледно-розовыми пахучими цветами, собранными в щетковидную кисть - мыльнянка лекарственная, по-украински – мильнянка лiкарська и дике мило. Местами заросли всех этих растений так расширялись, что преодолеть их можно было только зимой, когда болото и речка замёрзали. Многие годы дно Хорола не чистили, и к первой четверти XXI столетия площадь топей увеличилась, да и народ давно перестал крыть крыши рогозом, тесной высокой стеной обрамляющих речку Хорол на многих её участках и вырастающих до трёх - четырёх метров высотой. Для этой цели стебли рогоза скашивали на больших площадях, чем тоже в какой-то степени сохраняли водоём. К тому же из листьев рогоза плели корзины, половики, мешки и сумки – кошёлки.  А ещё в семидесятых годах XX века во многих хатах Поповки были глиняные полы и их застилали в летнее время свежими листьями камыша и осоки, которые постоянно косили на болотах и по берегам реки.
      Ходьбы от центра маленького провинциального городка Хорола по прямой до перевоза  часа полтора, а после переправы на другой берег - ещё минут сорок до Поповки. Во второй половине XX века, начав приобретать велосипеды, местные селяни стали переплывать с ними в лодке на перевозе и тем быстрее преодолевать путь в районный центр Хорол и назад домой, как говорят в Поповке – до хати. Но старик, перевозивший людей, давно умер, жильё его развалилось, и сохранилось лишь на устах у людей название этой части речки – перевiз, где до начала нового века перебирались на своих лодках только жители небольшого села Пристань, начинающегося неподалёку от места, где когда-то стояла хата деда-перевозчика. Другому населению, чтобы попасть из Поповки в мiсто Хорол и обратно, для объезда вкруговую, через расположенное за болотами у трассы село Малую Поповку - Малу Попiвку, приходилось использовать автобус или личный транспорт в виде машины или мотоцикла, которыми управляли преимущественно мужчины молодого и среднего возраста. Однако автобус перестал ходить в самом начале XXI столетия из-за резкого сокращения трудоспособного населения Поповки и близлежащих сёл. Чтобы добраться из Поповки до города Хорола, численность жителей которого тоже уменьшилась, снова стали использовать больше велосипеды, но уже в круговой объезд, на что уходит полтора – два часа в один конец. В связи с такими изменениями жизни тропа от Поповки до места бывшего перевоза на речке Хорол почти заросла и общение между жителями сёл Поповки и Пристани сохранилось только по особым случаям и по традиционным праздникам – Храмам, но без посещения церквей, так как к концу 60-х годов XX столетия были снесены все православные церкви по всей округе Поповки и в ней самой. Вековые традиции народа нарушились, и в Поповке уже много десятилетий негде святить на Яблочный Спас яблоки, и их начинают есть без церковного благословения священника, в лучшем случае сами обрызгивают плоды Святой Водой, если она заранее запасена в хате, взятая из какой-нибудь действующей церкви.
      А село Пристань было известно издавна своими вишнёвыми садками. В них, посаженных около хат, в конце июня поспевала Шпанка – самый ранний для здешних мест сорт вишни, тёмно-красные ягоды которой очень крупны и сочны, а в начале июля созревали средних размеров ягоды поздней вишни Лутовки - вот за ними и спешил сюда из года в год народ со всех окрестных мест и более всех из Поповки, где из-за высокого стояния грунтовой воды и солончаков – участов почвы с обилием солей, сады росли плохо, а подросшие фруктовые деревья зимой вымерзали. Вишню в селе Пристань рвали с деревьев сами покупатели, а хозяева давали им в помощь для этого драбину, так называют на Украине переносную лестницу. Случались такие урожаи, что в этом селе Хорольского района наполненное доверху ведро, килограммов на одиннадцать, стоило всего один советский рубль, а в тоже время в Киеве на базаре за каждый килограмм вишни платили три рубля. 
      Молодые люди Поповки в последние годы XX столетия обзавелись в большинстве случаев мотоциклами, а часть из них - автомобилями, и они уже не знали того, что испытывали их родители и дедушки и бабушки, когда c тяжёлой ношей шли раз в одну-две недели в город Хорол на базар пешком, чтобы продать: два-три литра молока, немного творога, баночку сметаны, курочку да десяток яйц, а на вырученные деньги в магазинах купить: городской выпечки хлеб, конфеты, ситца на рубашки и блузки, нитки для вышивания, мыло, и платки на голову, по народной традиции носящиеся женщинами после замужества.
      Из-за болот оказывалась Поповка с древних времён глубинкой Украины, и здесь ещё в семидесятых годах XX века сохранялась естественная оригинальность и фольклёрность быта, пели, собираясь вечерами около хат, крестьяне украинские мелодичные песни, оставался неповторимым Полтавский романтический и лирический колорит, воспетый в 1831-1835 годах Николаем Васильевичем Гоголем - гениальным русским писателем, творчество которого неразрывно связано с Украиной и особенно с Полтавщиной. Большую культурную роль играла для Поповки её близость, всего в двадцатипяти километрах, к городу Миргороду, тоже на реке Хорол, в котором Гоголь поселил многих своих литературных героев. К тому же на расстоянии от Поповки не более семидесяти километров, на реке Псёл левого берега Днепра расположено большое село Великие Сорочинцы, знаменитое проводимой в нём в августе месяце Сорочинской ярмаркой, называемой на Украине – Сорочинский ярмарок, воспетой Николаем Васильевичем Гоголем в 1832 году в повести «Сорочинская ярмарка» и после этого получившей большую известность в XIX веке в Российской империи, и восстановленной в Советском Союзе в 1966 году. Современное село Великие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области в глубокую старину носило название  Краснополе, с 1620-х годов и до середины XIX века оно называлось просто Сорочинцами, и в нём родился в 1809 году будущий классик русской литературы Николай Гоголь, 20 марта по старому стилю, 1 апреля по новому стилю, и через три дня был крещён в православную веру в местной каменной Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1732-1734 годах в стиле украинского барокко, а её уникальный семиярусный резной иконостас с более стами иконами дошёл почти неизменённым до наших дней.
      Близость Поповки к Гоголевским местам Полтавщины делала для Татьяны в её памяти по своему уникальными и саму Поповку и её плодородные земли лесо-степной природной зоны; и её поэтическую, живописную речку Хорол, овеянную неповторимым пряным, густым, сочным, стойким ароматом на основе несчётных душистых инградиентов; и её множество всевозможной окраски восхитительных бабочек, мохнатых шмелей и разновидных подвижных стрекоз на лугах и водоёмах, столь редких уже в сегодняшнем мире насекомых; а ещё полисадники Поповки, вызывавшие восторг от обилия и пестроты пахучих высоких цветов; и здешние необыкновенные чувственные августовские вечера и дивные зарождавшиеся утренние серебряные росные зори, плавно с убыстрением переходившие в жаркие пышущие жёлто-оранжевые цвета; её тихие вдохновенные летние ночи и её мягкие ласковые дни; её удивительные постепенно затихавшие, умиротворяющие сумерки, нарушаемые лишь изредка вознёй кур в курятнике или звуком струйки молока о ведро – цеберку, когда украинская бабушка Татьяны Олена, произносимая как – Олэна, доила корову в домашнем коровнике; а ещё тысячи ласточек в Поповке, часть из которых, готовясь к отлёту после Яблочного Спаса в дальние страны, облепляла электрические провода во дворе Татьяниного украинского дедушки по папе – дедушки Сергiя, к которому родители привозили её в детстве и юности с начала июля до последней недели августа из разных мест Советского Союза, где служил её папа офицер-пограничник, и в первый их семейный приезд дедушка с бабушкой крестили в православную веру свою одиннадцатимесячную внучку Татьяну в Спасо-Преображенской церкви на Храм Поповки 19 августа 1947 года.      


Рецензии
Спасибо, очень интересно, и про Гоголя, и про эти места. Я вообще мемуары очень люблю. Ну, мне 78 лет, наверное это естественно в моём возрасте. Но я много чего ещё могу. Заходите на мою "страничку пенсионера" на стихи.ру http://stihi.ru/avtor/dimamasht1 там, в самом её вверху интересная миниатюра есть. На тему современной поэзии.
С наступившим Новым годом Вас! Здоровья Вам и Вашим близким.
С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Маштаков   02.01.2024 05:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.