Хор ангелов

             
               Вместе с первыми лучами ласкового итальянского солнца, на крышу своего трёхэтажного дома на площади святого Доминика, поднялся худой старик и принялся развешивать инструментарий. Вечером он вновь поднимется сюда, чтобы снять. На нём надеты белые: колпак на голове и передник из кожи. Век клонился к исходу, позади девяносто с лишним лет прожитой жизни, но никто и никогда не видел его праздным. Глядя на утреннюю зарю, угрюмый человек вспоминал этапы своей долгой жизни.

               Год 1667 от Рождества Христова, считал одним из самых счастливых. В то время он женился и открыл собственную мастерскую по изготовлению смычковых инструментов, а до этого, десять лет служил бесплатным учеником у Николо Амати. Целых шестнадцать лет он придерживался стиля учителя, но уже подписывался своим именем – Антонио Страдивари. Затем начал экспериментировать. Скрипки того периода получили условное название «Аматизе».

               Только спустя восемь лет, сделал резкий отход от прежней школы и на свет появился новый тип, а в возрасте 60 лет, удалось окончательно сконструировать знаменитую модель, которая прославила его на весь мир.

               И всё же, талантливейший человек не воспринимал себя благополучным. Он стар и одинок, полон сомнений и внутренней неудовлетворённости.  Люди завидуют его славе и состоянию, не любят за скупость и отчуждённость. Да, он материально обеспечен, что стало пословицей: - «Богат, как Страдивари!», но ведь главное богатство – его мастерство.

               Не забывал смерть супруги, которая скончалась в 1698.  Он тогда устроил пышные похороны, потратив крупную для того времени сумму в 182 лиры. Спустя год, в возрасте 55 лет решил повторно вступить в брак, горожане злословили.
               От двух жён у него родились 11 детей, но только двое - Франческо и Омобоно занимались искусством отца, но сумели незначительно приблизиться к уровню его профессионализма.
 
               Кроме основного занятия, искусник изготавливал гитары, альты, виолончели и даже одну арфу. Но его любимым детищем была скрипочка!
Великий знаток умер 10 декабря 1737 года. По различным каталогам число его работ достигли 1150 единиц, без учёта безвозвратно утерянных. Его скрипки по совершенству ещё никто не смог превзойти. Они поют и плачут в руках известных музыкантов, доносят до нас «душу Страдивари».

               Современные специалисты до сих пор пытаются проникнуть в его тайну. Какие только версии не выдвигались, вплоть до того, что дока продал душу дьяволу в обмен за свой талант. Но совсем недавно я узнала интересную трактовку его сноровки, ради которой взялась за перо.

               Рассказывали, что на деке (это резонирующая поверхность струнных смычковых и щипковых инструментов) чудодей вырезал икону Пресвятой Богородицы с младенцем на руках и настраивал до тех пор, пока не услышит хор ангелов.
 
               Нынешние умельцы полагали, что она издаёт красивый звук из-за рельефного рисунка. Поместив другое изображение, ожидали, что она зазвучит также, но не тут - то было!
   
               «Без меня не сможете творити ничесоже»,- сказал Господь.


Рецензии