На юбилей в Новый Орлеан. Ч. 5

                Сад Скульптур

На следующий день утром мы отправились в сад Скульптур Сиднея и Вальды Бестхоффов, относящийся к музею Искусств NOMA.  В нём среди живых дубов, которым более 700 лет, сосен, магнолий, камелий, лагун, очаровательных мостиков и пешеходных троп установлено более шестидесяти современных скульптур, которые идеально вписались в окружающую природу.
В Саду много работ известных художников, в том числе Огюста Родена («отца современной скульптуры»), Генри Мура (одного из самых знаменитых скульпторов ХХ века), Джорджа Родрига, Луизы Буржуа, Жауме Пленса, Полом Мэнсипом и многих других.

Сад открылся в 2003 году на участке площадью около двух гектаров возле Музея искусств. Большая часть его коллекции была подарена Сиднеем и Уолдой Бестхоффами, которые начали собирать скульптуры двадцатого века в 1973 году. Они пожертвовали свою коллекцию Музею искусств, который сделал её доступной для всех желающих. В 2005 году тридцать процентов сада были разрушены ураганом Катрина. После трёхмесячного ремонта сад вновь открылся в декабре того же года.

Войдя в Сад, мы увидели изящную скульптуру «Диана», выполненную из бронзы с позолотой, американского скульптора, родившегося в Ирландии, певца эпохи Ренессанса, Огастеса Сен-Годенса. Аналогичная статуя Дианы находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Римская Диана, богиня-охотница – это также одна из древнейших богинь Греции Артемида. Согласно мифологии, вечно юная и прекрасная Артемида, с луком или копьём в руках и колчаном за плечами, охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. За Артемидой всегда спешат её спутницы-нимфы. Когда богиня утомится на охоте, она поспешит в священные Дельфы, к своему любимому брату-близнецу Аполлону, где под божественные звуки золотой кифары (древнегреческого струнного щипкового музыкального инструмента, похожего на лиру) будет водить хороводы с музами и нимфами. Она любит отдыхать и в прохладных, увитых зеленью гротах.
 
Следующей скульптурой, с которой нам довелось познакомиться, была бронзовая скульптура Ипустеги «Гран Валь де Грас». Жан-Робер Ипустеги  — французский скульптор, рисовальщик, акварелист и писатель. Когда Ипустеги начал работать скульптором в Шуази-ле-Руа под Парижем, он изменил данное ему при рождении имя Жан Робер, присоединив к нему девичью фамилию матери баскского  происхождения. Скульптура, созданная в 1953 году, предназначалась для военного госпиталя «Валь де Грас» в Париже. Она выражает проходящую красной нитью через всё творчество Ипустеги тему о смерти и воскресении. Художник не боялся изображать эмоциональную напряжённость даже спорным способом. Эта скульптура представляет собой раненого воина с перевязанной головой, тело которого чудовищно изуродовано ожогами.
 
Следующей скульптурой на нашем пути была работа «Обезьяны» Роны Пондик, современного американского скульптора, которая живёт и работает в Нью-Йорке. С 1998 года Пондик начала создавать скульптуры из бронзы и нержавеющей стали, объединяющие части животных и флоры с её собственным телом. При создании гибридных скульптур, которые включали в себя изображения её собственной головы и рук, Пондик совмещала традиционное ручное моделирование с компьютерными технологиями. В своей первой работе из серии «Собака» она объединила человеческую голову и руки с телом собаки, создав фигуру, похожую на сфинкса. Другие гибридные композиции человека и животных содержат части тел кошки, выдры, ондатры, обезьян. В скульптуре «Обезьяны», выполненной из нержавеющей стали, головы и нижняя часть туловища принадлежат обезьянам, а руки – явно женские, при этом - с красивыми кистями.

Затем мы познакомились с творчеством Жауме Пленса, современного испанского художника. В настоящее время он живёт и работает в Барселоне. Пленса знаменит своими скульптурами-инсталляциями, в которых человеческие тела создаются из букв, света и звуков. Его произведения вызывают у зрителей сильные эмоции. Работы Пленсы украшают города и парки по всему миру, выставки его скульптур пользуются неизменным успехом. Его скульптуры включены в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке, Палаццо Форти в Вероне, Национального музея королевы Софии в Мадриде, Музея современного искусства Кемпера в Канзас-Сити и других.
Скульптура Жауме «Переполнение», выполненная из нержавеющей стали, представляет собой сидящего, обняв колени, человека. Из его тела непрерывным потоком изливаются буквы, переполняющие его тело. «Как наше тело состоит из клеток, так и текст ; из букв. Кажется, будто одна буква ничего не значит, но в сочетании с другими, она образует слова, традиции, культуру. В этом смысле буква подобна человеку. Люди объединяются в семьи, общества – и вот это уже целая страна, мир… буквы и слова стали моим материалом…», - говорит художник.

Наше внимание привлекла скульптура лошади размером чуть больше натуральной величины. Название скульптуры «Restrained» может означать «Сдержанный, ограниченный в движении, в эмоциях». Сначала нам показалось, что лошадь деревянная. Однако на табличке с названием скульптуры было указано, что она отлита из бронзы. Мы были чрезвычайно удивлены. Мы также прочитали, что автором скульптуры является Дебора Баттерфилд. Все её работы ограничены одной темой - лошади, которые в её композициях спокойно стоят или лежат. Они всегда либо больше натурального размера, либо совсем миниатюрные, длиной от трёх до четырёх футов. Дебора создаёт свои модели из найденных кусков дерева и металлолома.
В процессе работы Баттерфилд создаёт лошадь из найденных потрескавшихся и высохших кусков дерева, а затем со всех сторон фотографирует деревянную скульптуру. После этого она демонтируется, и каждая её часть отливается из бронзы. Затем Баттерфилд реконструирует лошадь с помощью теперь уже бронзового «дерева», используя фотографии исходной деревянной модели. На финальном этапе работы над скульптурой бронзового коня окрашивают патиной, чтобы он выглядел, как изготовленный из натурального, выветрившегося дерева.

Следующая скульптура произвела на нас отталкивающее впечатление, но, тем не менее, пройти мимо неё было невозможно. Это были «Воины Риас» британского скульптора Элизабет Фринк. Она рисует древних, представляя новую, более многогранную форму героизма, заставляющую зрителей задуматься. Элизабет создала своих четырёх бронзовых воинов Риас в 1986 году после того, как увидела две греческие статуи V века до нашей эры. Древние фигуры безоговорочно героичны: достойные и мудрые, с красивыми обнажёнными телами. Фринк предлагает другое видение героизма.
Её воины Риас, выполненные из патинированной бронзы, очень подходят на роли наёмников, и эта банда четырёх явно смахивает на настоящих головорезов. Их лица фанатичны, тела неприятно тяжелы, подбородки выдвинуты вперёд, кулаки сжаты. Именно так люди представляют себе грубую физическую силу.

Висящая вниз головой бронзовая скульптура повергла нас в шоковое состояние. Оказалось, что это памятник жертвам террора и насилия, созданный афроамериканским скульптором Элисоном Сааром. Памятник изображает мужчину, одетого официально, но представленного в мучительной позе. Тем не менее, он выглядит смелым и решительным, сохраняющим личное достоинство. Саар превратил фигуру в колокол, будучи вдохновлён японскими храмовыми колоколами, которые звучат в обрядах очищения. Мы с дочерью никак не могли понять, как перевести название скульптуры «Travelin’ Light». Удалось только узнать, что существует песня «I'm travelling light» («Я путешествую налегке»). И всё же скульптура скорее напоминает о линчевании, поскольку Новый Орлеан – это Юг США с его чернокожими рабами в прошлом.

Скульптурная композиция «Окно и лестница - слишком поздно для помощи» аргентинского художника Леондро Эрлиха, созданная автором в 2006 году, произвела на нас неизгладимое впечатление .  Идея этого художественного произведения настолько очевидна, что не нуждается в дополнительном объяснении.

В Саду Скульптур установлена также работа «Поэзия» французского скульптора, выходца из России, Осипа Цадкина. Архивные документы периода учёбы Цадкина в Витебском городском училище свидетельствуют о том, что будущий знаменитый скульптор учился в одном классе с Марком Шагалом и другими будущими известными художниками. Осип был отправлен к родственникам в Англию. В Лондоне он постоянно посещал Британский музей, учился в Политехнической школе. Прожив на острове три года, Осип переехал во Францию, где впоследствии стал одним из родоначальников кубистической скульптуры и одним из немногих скульпторов модернизма, работавших с деревом.
Творчество Цадкина было направлено на то, чтобы добиться нужных акцентов путём упрощения или, напротив, гиперболизации элементов модели, над которой он работал. В 1910-1920-е годы художник увлёкся кубизмом и поэтому в своих скульптурах начал заострять углы, вводить вогнутые поверхности. В 1930-е годы его работы приобрели почти барочные черты. Цадкин создавал скульптуры, которые нельзя назвать традиционными, классическими, они являются ярким продуктом его эпохи. Однако в своих исканиях Цадкин не порывает и с прошлым. Всё это отчётливо видно в его скульптуре «Поэзия».

Скульптура корейского художника До-Хо Су «Карма» буквально поразила наше воображение. Она состоит из человеческих фигур, выполненных из нержавеющей стали. Автор изобразил множество сидящих друг у друга на плечах мужчин, каждый из которых закрывает глаза ниже сидящему.
Согласно восточным учениям, нашу судьбу решает карма. Иными словами, наша судьба зависит не только от принятых нами в течение текущей жизни решений, но и от поступков многих и многих предыдущих наших воплощений. Именно этот принцип  проиллюстрировал художник До- Хо Су в своей необычной скульптуре, названной им «Карма». Скульптура имеет высоту несколько метров, но за счёт её необычной формы складывается впечатление, что она бесконечна.
Суть этой скульптуры можно трактовать по-разному. Возможно, это жизнь отдельного индивида, который изо дня в день слепо совершает одни и те же поступки, постоянно получая одни и те же результаты, то есть не извлекает уроков из допущенных ошибок. Или это жизнь целого поколения, где все его представители следуют вековым традициям, не задумываясь о том, что можно открыть глаза на мир и изменить его и себя.

Невозможно не упомянуть и о других интересных скульптурах, которые нам довелось увидеть: «Мать и дитя» Генри Мура, «Паук» Луизы Буржуа, «Булавка» Класа Ольденбурга. Последняя работа привлекательна тем, что эта мелкая обиходная вещь под руками художника превратилась в большое, великолепное произведение искусства.

Между тем стало совсем жарко, и мы решили отдохнуть на скамеечке возле пруда в тени раскидистых деревьев. С удовольствием вдыхая тёплый воздух, напоённый ароматами цветущих деревьев и трав, мы радовались густой тени в этом влажном регионе, где обилие осадков благоприятствует произрастанию пышной растительности, напоминающей среднюю полосу России. Отдохнув, мы отправились в ресторан. А вечером нам предстояло стать свидетелями интересного шоу, или шествия, и мы гадали, какие оно вызовет у нас эмоции.
 
На рис.: 1. Жауме Пленса «Переполнение»
         2. Рона Пондик «Обезьяны»
         3. Элизабет Фринк «Воины Риас»
         4. До-Хо Су «Карма»
         5. Осип Цадкин «Поэзия»
         6. Дебора Баттерфилд «Сдержанный»
         7. Леондро Эрлих «Окно и лестница - слишком поздно для помощи»

Продолжение следует.


Рецензии
Очень интересный сад скульптур. Завидую))

Лев Рыжков   16.10.2019 16:23     Заявить о нарушении
А самому всё это увидеть не удастся? Молодой ведь, всё впереди!
Спасибо.

Алла Валько   16.10.2019 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.