День рождения в Успение...

Сегодня, 28 августа 2019г., среда - Успение Пресвятой Богородицы.
Моя мама родилась в этот день, в Успение 28 августа 1930г, в четверг...
Надо же, на такой светлый день пришлось её рождение! Ей сегодня пошёл девяностый год...- пошёл БЫ!

      Говорят, дни рождения усопших не отмечают, души ушедших из мира сего уже обретают новую, вечную жизнь, и у них свой день ВОЗрождения. Мамы нет уже десять лет. Но в моём сердце в такие дни по-особому щемит и ноет, наверное, тоска и память...

      Помню, как когда-то отмечались мамины дни рождения, давно, в моём далёком детстве они были весёлыми, хотя к концу месяца у учителей в августе всегда было безденежье. Но была молодость, много подруг и друзей, родных. В то время мы жили на нашей любимой родине, В Забайкалье, на красавице синеокой Аргуни. Зато в августе было полно всякой "огородины", урожай овощей, молодой домашней птицы. А в нашем крае часто на столах была дичь, ведь уток и гусей было "несчитано". А в реке водилось рыбы всякой разной. Так что, всегда праздничный стол ломился от вкусностей. А уж как пекла наша баба... Чего только она ни умела, какой красоты и рецептов ни знала.
     И какая красивая солнечная погода всегда стояла на Успение. Небо и так всегда с Забайкалье голубое и высокое, но в этот день оно бывало ярким и чистым, словно взгляд Пречистой Девы в высоты Вечности.

     Спустя много лет, когда я выросла и училась, живя в другом городе, на мамин день рождения я всегда старалась ещё не уехать, оставалась дома.
В те годы мы, переехав из Приаргунья, жили в Сибири. Довольно трудные были годы и в материальном плане, да и вообще... Когда всё начинаешь заново на пустом месте, без поддержки, с двумя детьми и матерью-старушкой, далеко не просто.
     Мама была с очень сильным характером, не знаю, откуда она черпала духовные и физические силы. Но не жаловалась никогда!
Первый год нашей новой жизни мама получила направление в школу небольшой сибирской деревеньки. Приехав туда в середине августа, мы жили на квартире, выделенной сельсоветом, в доме на двоих хозяев. И на день рождения мамы у нас не было ни возможностей финансовых, ни друзей, кроме соседей через стенку. Я всегда вспоминаю их с большой теплотой, а мама уж до конца дней питала к ним искренние благодарные чувства. Соседка была секретарь сельского совета, Лена, жила вдвоём со своей мамой. Они делились буквально всем из своего огорода, ведь у нас не было ничего, а в деревне в магазине в то время было только самое необходимое: хлеб, соль, сахар, чай и спички. Все остальные продукты у людей в деревне были от своего хозяйства. Надо отметить, что сибиряки по своей природе люди отзывчивые и добрые, видать, без этих качеств в Сибири нельзя было выстоять веками. Но относились к чужакам всегда настороженно, пока не разберутся, кто ты есть, имеешь ли ты право на доверие.

     Вот в той деревне с названием Троицк мама работала на трёх работах. Основная работа её была преподавание в школе, это с утра до обеда. После она шла в сельскую библиотеку, где была на должности заведующей и библиотекаря в одном лице. А вечером её ждал деревенский клуб, где показывали фильмы, или шли репетиции художественной самодеятельности, которую мама и организовала, будучи завклубом. Эти обе должности она получила от районного отдела культуры и с самоотверженностью их исполняла, т.к. она вообще не умела что-то делать без полной отдачи. Молодёжь вечерами битком набивалась в клуб, где в холодную зимнюю погоду готовы были сидеть чуть ни до утра. Тут и танцы, и песни, даже ставили театрализованные постановки. А потом с удовольствием выступали на районных и региональных смотрах.

     Я рано уехала из дома в самостоятельную жизнь. Но пока училась, то приезжала по первой возможности на праздники и уж обязательно на каникулы.
А когда у меня появилась своя семья, хоть мы и жили очень далеко, на другом краю страны, мы ежегодно приезжали к маме в отпуск, она с большой радостью встречала меня и внуков, и целое лето у неё светились счастьем глаза.
     Она жила в деревеньке рядом с районным центром, которая была отделением колхоза. Кругом был лес, недалеко река Чулым. Мама держала большой огород и посильное хозяйство, олицетворением которого были её козочки, любимицы, кормилицы и баловницы. И мои дети с удовольствием проводили там свой отдых, любили ходить с бабушкой в лес и слушать её красочные и интересные жизненные рассказы.
     В последние годы мама жила в Красноярске, в городской многоэтажке, оторвалась уже от природы и земли, от тоски и одиноких вечеров и ночей стала писать стихи. Жаль только, что у меня их нет, но они сохранились у брата в прочих маминых бумагах...

     Перед днём маминого рождения я некоторое время просто не нахожу места...
Я не могу это как-то охарактеризовать или объяснить. У меня какой-то общий внутренний мандраж, где-то внутри ноет, гложет, "сосёт под ложечкой". Мы с ней - две Девы, земные знаки, родились с разницей всего в неделю, видимо, какие-то космические нити нас всю жизнь тесно связывают. Она от нас ушла внезапно, без долгих хлопот и сборов. И времени прошло уже много, но так её не хватает, так пусто и одиноко в душе, и как это ни печально, с позиции возраста многое оценивается и иначе совсем осознаётся.

     Я теперь понимаю, что несмотря на то, что я была вся правильная, хорошая
дочь, умница в учёбе, не пьющая-не гулящая по жизни, старалась не огорчать маму ничем, всегда писала и звонила по заведённому порядку: по субботам звонок на переговорный пункт, где ждала мама, обязательно еженедельно письмо - ведь у нас в те годы не было мобильной связи, - я не успела с мамой наговориться, я не дала ей такого долгожданного тепла общения и участия, которое ждут все мамы, все родители, от своих детей. Слава Богу, хоть в последние годы мама застала это "достижение цивилизации" и всегда в кармашке носила свой телефончик-мыльницу.

     В последний приезд ко мне мама всё ждала звонков от младшего брата из Красноярска, (а позднее только я поняла и представила, что она так же всегда круглосуточно ждала моих звонков там, у себя дома.) А я и в ту, последнюю, осень была вся занята работой, так совпало, что коллеги кто был в отпуске, кто болел, у одной умерла мама и та была в отъезде в другом городе. И на работе был завал. Я приходила уставшая, да ещё и часто приносила работу на дом, всё раздражало, было не до чувств и разговоров, казалось. Что бы я только ни отдала теперь, чтоб вернуть хотя бы те последние три месяца той последней осени...
 
     Мы всю жизнь спешим и всё куда-то бежим: молодые - вырасти, повзрослеть и покинуть родительский дом, чтоб стать самостоятельными и независимыми; а в зрелости у нас опять свои заботы - семьи, дети, работа-карьера. У нынешних наших взрослых детей стало возможным осуществление стремления повидать мир, и заграничные поездки стали обыденностью, и отдых подразумевает улететь далеким далеко от родного дома на курорты, моря, в экзотику и роскошь, хоть на несколько дней "оторваться". И зачастую нет времени заскочить к родителям в провинциальный городишко или, того стыднее, в полуразрушенную доживающую деревню. А придёт время, и некуда будет поехать...- время не может взять и притормозить, и подождать, пока твои мозги накопят ума, а душа дозреет до понимания, что родители не вечны на свете, и что нет никого важнее родителей в этой жизни. И какое это счастье, когда где-то далеко есть старенькая мама и она всегда ждёт, в любое время суток.

      Как много я не успела сказать и сделать для тебя, моя дорогая мамочка!

      28.08.2019г.
      

      


Рецензии