Воинская служба в творчестве Ю. Першина

Так уж распорядилась сама матушка-история, что тема войны, особенно Великой Отечественной, и воинской службы довольно часто присутствует в творчестве курских авторов. Впервые много веков назад ее поднял гениальный сочинитель «Слова о полку Игореве», который, по версии ученого филолога и писателя Исаака Баскевича, мог быть курянином. Затем эту тему в конце XVIII века в определенной мере поддержал представитель курского купечества Иван Иванович Голиков в тридцатитомном собрании сочинений о деяниях Петра Великого. А в XIX веке – профессиональные писатели Николай Алексеевич Полевой и братья Марковы: Владислав и Ростислав Львовичи.
Но особый резонанс она обрела во второй половине ХХ века в творчестве писателей-фронтовиков, прошедших через огненное горнило Великой Отечественной войны – Николая Корнеева, Евгения Носова, Василия Алехина, Константина Воробьева и других. Не минула она и творчества писателей поколения «детей войны», вволю хлебнувших военного лихолетья – Егора Полянского, Алексея Шитикова, Михаила Еськова, Ивана Зиборова, Юрия Першина. Каждый из них к ней подходил по-своему, и у каждого в творческом багаже она занимает свою нишу и имеет собственное, неповторимое, непохожее на другие звучание.
Юрий Першин к теме о Великой Отечественной войне пришел, на мой взгляд, через отражение в поэтических произведениях отдельных моментов собственной службы в конце пятидесятых годов прошлого столетия в рядах Советской Армии. Кстати, служить ему пришлось военфельдшером в воинской части, располагавшейся на территории современного подразделения войск химической защиты, и жить в казармах, построенных еще во времена императрицы Екатерины II. (Ныне это городской квартал, ограниченный улицами Красной Армии, Энгельса, Дзержинского и парком.)  Такие особенности способствовали тому, что темы воинской службы и города Курска в стихах Першина часто объединялись, дополняя друг друга и придавая каждой новые оттенки звучания. А еще они подчеркивали единство армии и народа.
Среди первых стихотворений на данную тему были «Я не стоял на правом фланге…»,  «Мы исходили солью и водой…», «Поступив в институт, я стеснялся своей гимнастерки…», вошедшие в первый поэтический сборник «Глубина», изданный в Воронеже в 1968 году.
В качестве примера приведем хотя бы по одной-две строфе из них:
Я не стоял на правом фланге,
На левом тоже не стоял.
Я званья, титулы и ранги
Спокойно как-то миновал…

***
Мы исходили солью и водой,
Как тряпку, выжимала нас работа,
И гимнастерки, мокрые от пота,
Мы с липких плеч
                тянули прочь, долой…

***
…Я в снегу ночевал.
Я изведал весны бездорожье.
Я испытывал дрожь,
Пусть учебных,
Но все же атак!
И непрочность земли познавал я
Саперной лопатой.
От солдатского пота
Слова солонели не раз…

Во второй сборник «Тревога», изданный в 1972 году, автор включил стихи «Я армейскую помню весну…», «Я был солдат…», «Тревога». Потом были другие сборники и в них новые стихи о воинской службе, среди которых «Дымным порохом муза согрета…», «На плацу», «Командир», «Окопы», «Казарма», «Работа», «Ученья», «Сын майора». И в каждом стихотворении на общем фоне настоящей высокой поэзии с ее блистательной образностью, глубокой философией, высокими нравственными и гуманистическими принципами, уместной ироничностью и бесспорным оптимизмом раскрывались все новые и новые стороны солдатского бытия. Иногда оромантизированные и даже чуть бравадные, как в стихотворении «Я армейскую помню весну…», иногда немного пафосные, как в небольших произведениях «Я был солдат…» и «Тревога», но в подавляющем большинстве – реалистичные, вызывающее неподдельное сочувствие лирическому герою, соучастие и понимание. Особенно со стороны тех, кто сам прошел срочную службу. Что же касается пафоса, то он сдержан и, главное, оправдан.

***
Я армейскую помню весну,
Подражая ребятам до срока,
Провожал я девчонку одну
На окраину. Там где стройка.
Я, тогда молодой командир,
Пальцы все исколов с непривычки,
Светло-желтые тонкие лычки
Пришивал на зелёный мундир.
И готов был до самой зари
Путешествовать в дальние страны, -
Где косятся подъёмные краны
На соседние пустыри.

***
Я был солдат.
Никто мне в след не ахал:
В размеренной
Той жизни полковой
«Гусарство» наше временами пахло
Кирзой и снегом,
Потом и травой.
Я был солдат.
И домом звал старинный
Тот серый свод,
Смиривший шум и гам
Построенных еще Екатериной,
Веками не разрушенных казарм…

***
Тревога.
Я ловлю рукава гимнастерки.
Измеренье в секундах.
Топот ног по казарме.
Тревога.
Всю планету
Давно уложили в штабные трехверстки.
И где-то
Нам сегодня наносят удары –
На карте.
Тревога…

Ироничность и самоирония – неотъемлемые атрибуты поэтического творчества Юрия Першина. Наличествуют они и в стихах о воинской службе. Наиболее ярко это проявилось в стихотворениях «Казарма» и «Работа». Небольшое, в пять строф, стихотворение «Казарма», на мой взгляд, стоит привести полностью, чтобы почувствовать всю остроту першинского юмора.
 
КАЗАРМА
Ученьям месяц длиться,
Без нас пальба и гром –
Остались единицы
На весь огромный дом.
В наряд – куда там строем! –
Людей бы наскрести,
И некому порою
Казарму подмести…
Большой кудлатый веник
Мне старшина вручал:
- А ну, товарищ медик,
Давай-ка выручай.
Любил он почему-то
Сказать в секунду ту:
- Товарищ санинструктор,
Борись за чистоту!..
Казарма – хоть на лошади
Лети на всем скаку…
Имел излишки площади
В пехотном я полку.

Если стихотворение «Казарма» отличается от других «повышенной насыщенностью» ироничности, то «Ученья» – концентрацией драматичности. Причем драматичности разновекторной: игровой – во время плановых военных учений и настоящей – в связи с пожаром в ближайшем к учениям селе и реально пострадавшим человеком. Это стихотворение столь емкое по содержанию, философскому и нравственному наполнению, что его также необходимо процитировать целиком.

УЧЕНЬЯ
Кричал комбат:
«В деревню. Вправо.
А то очутимся в «плену».
Отрезаны. А переправу,
Мол, разбомбили на Дону.
Спешим. Деревня за оврагом.
Гроза, и – синий дым в селе.
«Посредники» под белым флагом
Летят на взмыленном «козле».
Я с сумкой медика, с зеленой,
Бегу и чувствую – беда!
Но дом, грозою подожженный,
Уже потушен без труда.
И только женщина лежала,
Полураздета и черна, –
На блеклой синьке одеяла
Как бы проглянула война!
И я искусственным дыханьем
Веду со смертью тяжкий спор
И верю – до непониманья –
В свой санинструкторский укол.

«Армейские стихи» Юрия Першина, несмотря на трудности суровой солдатской службы, наполнены оптимизмом и патриотизмом. Но не кричащим патриотизмом, не горлопанящим «на всю ивановскую», не стучащим себя в грудь пухлым жирным кулачком, как это наблюдается у многих наших политиков, думцев и бездумцев, а настоящим – спокойным и уверенным в своей мощи и правоте. Такую уверенность веками несли и несут в себе труд крестьянина в поле, рабочего – у станка, учителя – у классной доски, врача – у койки больного. И в этом – гражданская привлекательность и самобытность данных поэтических произведений.
Мощным заключительным аккордом исследуемой темы стала поэма «Досрочный призыв», написанная в 1983 году и опубликованная в сборнике «Напоминание о времени», изданном в Курске в 2002 году. Правда, по хронологии событий, она несколько опаздывает: речь в ней идет лишь о призыве на службу в армию, а не об армейских буднях. Зато в плане поэзии – это прекрасная работа, в которой есть зачин, кульминация и завершающая часть, представляющие единое поэтическое пространство, наполненное динамикой развития событий, переживаниями героев, лирическими отступлениями, описаниями природы, историческими справками, особенностями местных обычаев. И, конечно же, поэтическими тропами – метафорами, эпитетами, гиперболами, аллегориями, пафосом, иронией, каламбурами и прочим.
В качестве примера лишь несколько строк из заключительной части:
…Из нас составлен взвод курсантов,
Над тайной приоткрыт покров:
Что сменим в звании сержантов
Мы офицеров-фельдшеров.
……………………………….
И пусть судьба поставит на кон,
Когда ей надобно, всегда…
Мне стала знаком Зодиака
Моя армейская звезда.

Первое же стихотворение на тему ушедшей войны – «Накануне», о начале Курской битвы (Северный фас Курской дуги)  – автором было написано также в шестидесятые годы и опубликовано в сборнике «Тревога».
 
НАКАНУНЕ
Как тихо этой ночью в Понырях…
Артиллеристы, задремав впотьмах,
На ящиках ус нули до рассвета.
И звездами в росу упало лето.
Бежали от Урала поезда.
Тянулись на Свободу провода:
Машинами усеянная густо –
Монашеская Коренная пустынь.
Молчат в окопах русские винтовки,
Ещё «Катюши» песни не поют,
Но до артиллерийской подготовки
Уже осталось несколько минут.
И генерал задумался, усталый:
Да, крови быть.
И крови быть немалой.
И поглядел на карту генерал.
А дальше Белоруссия в болотах,
Где танки тонут,
Где плывёт пехота…
И загрустил.
И виду не подал.

Как видим, в стихотворении нет грохота разрывов снарядов и бомб, огня и дыма, страшного лязга гусениц танков, утробного гула самолетов, бесконечного визга и скрежета смертоносного металла. Нет громогласного победного «Ура!» бегущих в атаку рот, батальонов, полков. Только тревога и боль за смерть тысяч наших солдат, выраженные в образе усталого, понимающего все и потому запечалившегося генерала. Этим стихотворением поэт продолжает традиции курских писателей-фронтовиков Евгения Носова, Николая Корнеева, Петра Сальникова, Константина Воробьева рассказывать о войне «тихо», без ненужного пафоса, ложного ура-патриотизма, правдиво и веско. Но в то же время рассказывать так, чтобы у читателя перехватывало дыхание от трагизма происходящего, от соучастия и обострившейся памяти. 
Через некоторое время последовали «Старая фотография», «День Победы», «Инвалиды войны, молодые ребята…», «Встреча ветеранов» и «О наградах». И в этих стихах нет трескучих фраз, победных лозунгов и фанфаронства, а только благодарность поэта старшему поколению за их ратный труд, искреннее сочувствие инвалидам войны, размышления о ценности боевых наград и нашей памяти.
Приведем хотя бы отдельные строфы из некоторых.

***
На фотографии отца,
Тех, довоенных лет,
Уже дыхание свинца,
Уже победы свет.
(«Старая фотография»)

ВСТРЕЧА ВЕТЕРАНОВ
Их четверо за столиком одним:
Стрелковы полк остался боевым,
Солдатский праздник отмечает он…
Так что же плачет третий батальон?

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Скорбные муаровые ленты,
А тюльпаны – соком налиты.
Но под солнцем,
Возле монументов,
Угасают медленно цветы.
И плеснулись, словно из стакана,
Лепестковой радуги цвета…
В центре догоревшего тюльпана
Угольная тлеет чернота.
С тихими людскими голосами,
Что плывут торжественной рекой,
Показалось это угасанье
Продолженьем стойкости людской…
Новые приметы – принимаю.
А одну – твержу я неустанно:
В День Победы,
В день девятый мая,
Расцветают красные тюльпаны.

***
Инвалиды войны, молодые ребята…
Вам – года б не считать!..
Восемнадцать – когда-то…
Госпитальные дни как в молочном тумане.
Ныне – солнечный день, на цвета не скупой.
Как щемяще с утра на старинном баяне,
Словно плачет, играет и стонет слепой.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве Юрия Першина будет проявляться и в таких, на первый взгляд, «мирных» стихотворениях, как «Писатели-фронтовики», «Первая пахота», «Голубые Дунаи». В них речь идет о труде и созидательной деятельности бывших фронтовиков, покинувших поля сражений, чтобы выйти на поля сельской страды и литературного творчества. Эти стихотворения, как правило, небольшие по текстовому размеру, по количеству строк и строф, но емкие по содержанию, нравственному и философскому наполнению.

ПИСАТЕЛЯМ-ФРОНТОВИКАМ
Все мы вышли из «Шинели» Гоголя
Ф.М.Достоевский
Вы прошли в метели огневой
Тяжкими военными дорогами,
Вышли из шинели фронтовой,
А потом уж – из «Шинели» Гоголя.

***
Василию Ивановичу Головченко,
Герою Советского Союза,
Герою Социалистического Труда.
С каким волненьем
Утром мглистым
Солдат на поле выходил:
Еще вчера он был танкистом,
Сегодня – трактор заводил.
(«Первая пахота»)

Выше речь шла о теме войны в поэзии Юрия Петровича Першина, но она имеет место и в его прозе – сборниках рассказов и новелл «Кислое яблочко» (Воронеж, 1989) и «По отцовскому слову» (Курск, 1994). Да, она не занимает доминирующие позиции, но представлена достойно.
Отличительной особенностью всего творчества писателя Першина – и поэтического, и прозаического – являются высшие проявления человеческих качеств: гуманизм, любовь, честь, совесть, скромность, порядочность. Все это в полной мере нашло отражение и в произведениях о войне и воинской службе.

В этом году (18 ноября) поэту и прозаику Першину исполняется 80 лет, из которых он более 60 лет верно служит музе литературы. А потому пожелаем ему, лауреату премии Курского обкома комсомола (1973), губернаторской премии имен Е.И. Носова (2008) и премии имени П.Г. Сальникова (2013) крепкого здоровья, многих лет жизни и новых творческих успехов.


Рецензии