Дурная привычка

                Посвящается русским офицерам-декабристам.


               
Кто честной бедности своей
Стыдится и все прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.

"Честная бедность",Роберт Бернс





«Я был благодарен Иванову за то,что он отучил меня от привычки стесняться простых вещей.

Как-то я встретил Иванова на базаре.Он покупал картошку и капусту.

-Помогите мне дотащить всё это до извозчика,-попросил он меня.--Мой Пётр/Пётр был денщиком Иванова/захворал.Приходится всё делать самому.

Когда я тащил вместе с ним к извозчику тяжёлую кошёлку с капустой,нам встретилась молоденькая учительница немецкого языка из брянской гимназии.В ответ на мой поклон она фыркнула и отвернулась.Я покраснел

-Напрасно смущаетесь,-сказал Иванов.-вы же не делаете ничего дурного.Чтобы избавиться от насмешливых взглядов,у меня есть приём-смотреть людям прямо в глаза.Очень хорошо действует.

Мы сели на извозчика,заваленного овощами,и поехали по главной,Московской улице.Нам встречалось много знакомых.Встретился даже ехавший в пароконном экипаже начальник арсенала генерал Сарандинаки.

Завидев нас,знакомые усмехались,но Иванов прямо смотрел им в глаза.Под этим взглядом они смущались,перестали усмехаться и в конце концов даже приветливо нам кивали.А Сарандинаки остановил экипаж и предложил Иванову прислать к нему своего денщика.Но Иванов вежливо отказался,заметив,что он прекрасно справляется с этой несложной работой.Генерал поднял брови,слегка толкнул кучера в спину шашкой в чёрных ножнах,и серые генеральские лошади с места пошли рысью.

-Вот видите,-сказал мне Иванов,-никогда не следует пасовать перед предрассудками.

Я знал,конечно, что Иванов прав,но все же мне было неприятно под обстрелом насмешливых глаз.Сказывалась дурная привычка.

Иногда я ловил себя на том,что боялся поступить не так,как все,стеснялся своей бедности, пытался скрыть её от товарищей.

Мама относилась к перемене в нашей жизни,как к величайшему несчастью.Изо всех сил она скрывала это от знакомых.Все знали,что отец оставил семью,но мама на вопросы знакомых всегда отвечала,что отец уехал ненадолго и у нас всё благополучно.Ночи напролёт она штопала и переделывала нашу одежду,боясь, чтобы «люди не заметили» признаков обнищания.Мужество изменило маме.Её робость передавалась и нам.

Когда извозчик подымался на гору к дому Иванова,рассыпалась капуста. Кочаны подпрыгивая и перегоняя друг друга,покатились по мостовой.Засвистели мальчишки.Извозчик остановился.Мы слезли и стали подбирать кочаны.

Я был,должно быть,совершенно красный от стыда,потому что Иванов,взглянув на меня, предложил:

-Давайте я подберу сам.А вы уж идите лучше домой.

Если раньше мне было стыдно подбирать кочаны на глазах у прохожих.то после этих слов я покраснел до слёз от стыда за себя.Я с остервенением подобрал последние кочаны и мимоходом дал оглушительную затрещину мальчишке Самохину,сыну брянского купца.Он приплясывал на тротуаре и дразнился:

-Ехал,ехал гимназист,
Потерял капустный лист!..

Я был уверен,судя по хитрым глазам Иванова,что он рассыпал капусту нарочно."

             /«Далёкие годы»,автобиографическая повесть ,К.Г.Паустовский./


Рецензии