Буянок

БУЯНОК
Посвящается Снисаренко Ивану Ивановичу - председателю Союза писателей Дона.

Когда я работал художником в гуковском ОРСе, со мной произошел незабываемый случай. Однажды по просьбе друзей я отправился, по делам, в гараж и увидел молодого песика. Он вертелся среди водителей в надежде подкормиться, те его гнали от себя криками:
- Пошел вон, Буянок!
- Интересная кличка! - заметил я.
- Да мы его так прозвали по фамилии нашего завгара.
- Не может быть! - воскликнул я, - наверное, он вас допекает?
- Не то, чтобы очень, но бывает.
Диалог на этом закончился, а мне захотелось подружиться с понравившейся собачкой. Я пригласил его в мастерскую, чтобы покормить. Пес не отказался, но во внутрь помещения не зашел, даже за предложенный кусочек колбаски.
На следующее утро, придя на работу, я стал искать Буянка. Гордый и независимый он внушал уважение. Постепенно стал привыкать ко мне и к моим разговорам.
Как-то нужно было сходить в контору ОРСа. Она находилась далековато, и этот путь я решил проделать вместе с Буянком. Такое расстояние он преодолевал впервые, поэтому постоянно оглядывался по сторонам, обнюхивал незнакомые предметы, словно их запахи оставляли в его сознании память на будущее. Я был в восторге что животное доверилось мне.
Незаметно мы дошли до ОРСа и я попросил Буянка подождать меня. Он лег под деревом, в тени, а мое время растянулась на два часа. В этот день мой приятель отмечал день рождения, и я забыл про все на свете. Выходя из здания я вспомнил про Буянка. К удивлению, пес меня ждал. Я подошел к нему стал извиняться за задержку, но первое его движение было к моей руке. Он уткнулся мокрым холодным носом в ладонь, и я догадался, что по отношению к собаке поступил по-свински. Пес ждал от меня не только быстрого возвращения, но и чего-либо вкусненького. Он словно говорил: «Я ждал тебя много времени, от тебя несет приятными запахами, а ты не соизволил догадаться принести хотя бы куриную лапку». Мне стало не по себе, и я сказал Буянку: «Прости друг, магазинов много, найдем и тебе что-нибудь поесть». Не знаю, что было у собаки на уме, но он как прежде бежал за мной.
Я зашел в мясную лавку, там купил свиное копытце, то что женщины берут для холодца, и довольный таким подарком последовал со своим любимцем в парк. Присел на скамейку, царским жестом руки подал Буянку, как мне казалось, самое лучшее, что можно предложить животному. Странно, но пёс есть отказался. Я подумал, что он стесняется брать из руки и отбросил угощение подальше. Пес продолжал стоять на месте, словно удивляясь моей недогадливости, а я начал раздражаться:
- Что тебе еще надо, глупое животное?! - высказывал я Буянку, - Виноват, так я же исправился, почему не ешь? - песик продолжал смотреть на меня, слегка помахивая хвостом - Ну, хорошо. Придем в мастерскую, а там будет видно: если ты с капризами, то даже не знаю, что делать. Я подобрал косточку, завернул в целлофан, положил в карман, и мы отправились той же дорогой назад. Проходя мимо высокого и длинного забора, Буянок вдруг увидел собаку, привязанную на цепь, та облаивала прохожих. Он остановился, приняв горделивую осанку и стал с недоумением смотреть на неё, словно говоря: «Зачем ты кричишь, зачем тебе нужна цепь? Видишь, я свободный и мне лучше. Пусть лишусь жизни, чем позволю приковать себя к ненавистному ошейнику!» Я стоял в стороне и был восхищен.
Наконец-то мы подошли к мастерской. Буянок убежал к дворовым собакам. Видимо, ему не терпелось поделиться своими приключениями, а я пошел в отдел нормирования, и рассказал о поведении пса:
- Не волнуйтесь, - успокоила меня, пожилая нормировщица - Вы эту ножку положите в кастрюльку, добавьте воды, картошки, крупы и посмотрите, как ваш Буянок будет уплетать обед за обе щеки.
- А если нет? - засомневался я.
- Куда он денется?! - успокоили другие женщины.
Через некоторое время, с приготовленным обедом, пахнущим так здорово, что я его и сам был готов съесть, пошел на улицу. Сомнения терзали меня: « Будет есть или нет?» Я позвал Буянка, он примчался сразу же и с аппетитом набросился на свежий наваристый супчик так, что у меня отлегло от сердца. Похлебав жидкое, принялся за косточку, а я стал ругать себя за нерадивость.
У меня никогда не было животных, а если и были, то это в детстве, у родителей, и я не обращал внимания на их воспитание.
После этого случая собачка стала ко мне относиться с большим уважением, а после рабочего дня решилась проводить на автобусную остановку. Все время, пока я ждал автобус, Буянок находился рядом. Не знаю, что у него было на душе, но когда я сел в приехавший автобус, песик стал метаться из стороны в сторону, не понимая, каким образом я исчез.
Прошла осень, наступила зима. Мои отношения с Буянком стали по-настоящему дружескими. Мы с ним часто гуляли на воздухе и понимали друг друга без слов. Забрать собаку в город я не мог т.к., жил в квартире, на этаже, а для нее требовалось подворье и поэтому мы виделись только в рабочее время.
Однажды мне нужно было встретить жену на вокзале, она работала в гуковском каменном карьере, сопровождала щебень: в Белгород, Воронеж, Курск. Каждый раз, по приезду, она просила встретить ее. На этот раз я пошел встречать жену со своим другом. Он увязался за мной и мы по сугробам добрели до железнодорожной станции. Жена уже ждала меня и обратив внимание собачку, сказала:
- Какой хороший песик! Твой?
- Это Буянок. Он всегда со мной.
Удивительно, но он и здесь оказался на высоте: бегал вокруг жены, радостно помахивая хвостом. Каким-то образом догадался, что эта женщина мне не чужая и ее нужно уважать. Дружеская привязанность Буянка нравилась тем, что это время никто не делал мне умных замечаний, и не учил как жить. А собачке я нравился таким, каким был: со своими слабостями и недостатками.
К моему большому огорчению, в один из дней, сойдя с автобуса, я не увидел своего любимца. Блуждая взглядом по сторонам, почувствовал неприятность. Гоня нехорошие мысли из головы, шел на работу. Снег хрустел под ногами, но не приносил успокоения. Подойдя к мастерской, увидел сторожа, подошел к нему, поздоровался и спросил о собаке:
- Здравствуйте, Николай Васильевич! Вы случайно не видели молодую дворняжку, в гараже ее зовут Буянком?
- Как же, видел. Это та собачка, что часто прогуливается с вами?
- Совершенно верно.
- Ее сегодня рано утром поймал незнакомец на машине. Собачка не успела убежать, как он накрыл ее мешком, кинул в салон машины и исчез. Я побежал к нему, да не успел.
Это известие сразило меня. Краски природы посерели и медленным шагом, забыв поблагодарить человека за информацию, пошел в мастерскую. Там разделся, сел за стол у окна и невидящим взглядом уставился на заснеженные дома. В это время вошел сторож:
- Владимирович, ну что вы так расстроились? - стал успокаивать он. - Вокруг столько животных, найдете себе еще лучше.
- Спасибо, спасибо, не беспокойтесь, Николай Васильевич! О чем разговор?!
Сторож ушел, а я начал прокручивать в своем воображении эпизоды нашей дружбы. Понял, что без Буянка у меня не будет возможности выходить в свой мир, где мне было легко и уютно. И вдруг я услышал собачий лай, похожий на Буянка. Он был пронзительно-звонкий и настойчивый. Вначале послышался у окна, а затем у двери мастерской: « Не может быть!- мелькнуло в голове - Неужели это Буянок?»
Я выскочил на улицу, а мой друг с ошейником и с обрывками веревки бросился ко мне. Стал облизывать руки, повизгивая от счастья. Он был безумно рад, что мы снова вместе и что он на свободе.
- Буянок, - попросил я собачку, - пошли в мастерскую - отогреешься, а я приготовлю тебе что-нибудь вкусненькое.
Я вошел в дверь, Буянок побежал следом. В комнате я разрезал ошейник и выбросил. Собачка бегала вокруг, словно пытаясь рассказать о своих злоключениях. Я начистил картофель, добавил копченой колбасы, немного сала и поставил на электричку. Затем сел возле стола, а переживший неприятности Буянок, лег у моих ног и продолжал тяжело дышать.
В начале весны мне предложили высокооплачиваемую работу и я был вынужден переехать на новое место жительства. А Буянок остался в гараже с водителями, которые его полюбили и хорошо за ним ухаживали.


Рецензии