Сortegiana honesta или Уроки матери

                «Она была женщиной, которая осмеливалась нарушить правила»
                Люси Энн Сайкс и Мэри Диан Молтон
                «Четыре вечные женщины»
О значении развития архетипа Гейши / Куртизанки в жизни женщины.
По мотивам фильма «Честная куртизанка» (Dangerous Beauty) или в дословном переводе «Опасная красота».
Дело происходит в Венеции.
Мы знакомимся с ней с эпизода, когда она сидит за столом со своими родственницами-женщинами и читает книгу, тайно, так чтобы никто не видел. Ее зовут Вероника. Ее семья бедна и в скором времени ей предстоит работать.
Позднее мы видим его – главного героя Марко.
Сестра Марко – подружка главной героини.
Когда Марко приезжает в город он встречает главную героиню, в которой с трудом узнает бывшую девчонку-подружку его сестры.
Сюжет стар как мир. Оба чувствуют притяжение.
Влюбленные недолго наслаждаются встречами, ведь Франко должен жениться. Таков закон этого мира.
Оба в отчаянии, ведь силу чувств не унять…
Но все-таки два любящих сердца соединяются не смотря на строгие патриархальные устои.
Происходит это весьма своеобразному «благославению» матери Вероники.
Но речь не столько о сюжете, сколько о женском архетипе, а сюжет лишь иллюстрация как развитие архетипа разрешает в женщине противоречие любви.
Противоречие любви о котором идет речь, как раз и есть порождение патриархального мироустройства, в котором не чувства занимают главное место, а правила.
Мать Вероники открывает ей тайну о том, что она бывшая куртизанка и знакомит ее с жизнью куртизанок и монахинь, как альтернативой. Так как семья Вероники бедна, нужен способ зарабатывать деньги, а утонченная образованная девушка явно не годиться для тяжелой работы.
Постепенно познавая жизнь куртизанок Вероника обнаруживает какие возможности открыты для этих женщин. Но вместе с тем позднее она открывает уже своей подруге, которую выдали замуж за старика, и которая обращается к ней с просьбой отдать дочь в куртизанки, что это может быть опасно, ведь любовники не всегда адекватны, да и век куртизанки короток.
Жизнь женщин того периода ограничивалась лишь домом и семьей, им не было места там, где царили мужчины и лишь образованные куртизанки были теми женщинами, которые явно или неявно вершили судьбы и мужчин и городов.
Одним из впечатливших героиню событий становится свободный вход в библиотеку!
Вероника становится не просто куртизанкой и благодаря этому обретает возлюбленного, она играет не последнюю роль в жизни всей Венеции.
Итак, предлагаю посмотреть на то, что дает развитие архетипа Гейши / Куртизанки женщине.
Первое, что дает архетип это возможности, которые раньше были женщине запрещены (внутренний запрет Отца, не как отца реального, а как символа патриархального бога-Отца).
К таким возможностям в первую очередь относятся: получение образования, возможность познавать посредством изучения книг и также познание своего тела, своей чувственности.
В фильме мы видим как мать учит Веронику эстетическому наслаждению через произведения искусства и тело (ванная с пеной, уход, наслаждение от пищи и пития).
Итак, Гейша как архетип – дорога к наслаждению.
Надо отметить, что разница между земной проституткой и гетерой (гейшей/куртизанкой) огромна! Последних называли святыми, потому, что встреча со святой проституткой это не столько телесный, сколько духовный опыт.
В книге «Священная проститутка» Нэнси Куолс-Корбетт описывает священную проституцию как ритуал «вхождения в возраст» для хорошо воспитанных дев.
То есть речь идет о посвящении, инициации, о подготовке девушки к роли жены и матери.
Беда нашего общества в том, что снова и снова из века в век духовное отщепляют от телесного, обкрадывая как женщин, так и мужчин.
Второе, таким образом, что дает архетип Гейши – возможность развития (в первую очередь духовного).
Третье – это инициация девушки в женщину.
И третье, что дает развитие архетипа и то, как это происходит во внутреннем мире женщины, красной строкой проходит через фильм.
Этот казалось бы парадоксальный способ, позволяет возлюбленным соединиться, обрести друг друга (так соединяются во внутреннем мире женщины Анима и Анимус).
Таким образом, внешне (только внешне, потому, что гейша не земная проститутка, а та, что сама выбирает любовников) став доступной для всех мужчин, героиня обретает своего единственного возлюбленного.
В этой истории показано как происходит развитие архетипа от несбыточной любви к одному мужчине в сторону любви ко всем мужчинам (мужчинам вообще) и это необходимое условие для разрешения конфликта под названием «несбыточная любовь».
Только любя мужчину в общем смысле, женщина может встретить и обрести свою личную любовь с реальным мужчиной. Поэтому так важна для девушки инициация в Гейши.
В реальной жизни мы видим многих женщин, которые так и не раскрыли этот архетип и даже если они стали женами и матерями, жизнь их лишена радости, творческой духовной составляющей. Они чувствуют себя жертвами. Это ощущение берет начало в патриархальной семье.
Пример из недавней работы с клиенткой:
Молодая, уже дважды мама, муж любит, она словно продолжение мужа, испытывает огромный страх потерять его, не верит ни собственному счастью, ни в себя. Еее увлечение = увлечение мужа. Очень тонкая, женственная внешне в детстве, танцуя на воображаемой сцене, получила послание от отца: «Танцуют и поют (в плане профессии) только проститутки!».
У нее установка несерьезности, порочности того, что для нее легкость бытия и радость.
Когда-то пела, но возникли проблемы с голосом, танцевала, опять же получила травму.
Что еще сделать телу, чтобы избавиться от связи с установкой – порвать связь (читай «порвать связки»).
Вот так, женщина теряет себя, так и не развивая архетип Гейши, а ведь без него она не может стать не полноценной женой, не полноценной матерью.
Из нарушения развития женщины на стадии Гейши, нарушатся отношения. Женщины с недоразвитым архетипом становятся в подчиненное положение по отношению к мужчине, испытывают трудности с выражением чувств как эмоционально, так и телесно. И в связи с этим где-то глубоко в них сквозит обида на мать, которая умолчала о чем-то важном, словно вступив в сговор с отцом.
Мать возникает в терапии как образ стены, той самой, что делает мужчину недосягаемым, а любовь невозможной. Одним из способов защиты становится ложь девочки родителям и постепенно в этой лжи она теряет и себя.
Поэтому, каждая мать, должна открыть дочери глаза на мир, на правду о мире мужчин и сделать ей великий подарок в виде раскрытия архетипа Гейши.
А что же дальше происходит в фильме?
А дальше героиня делает, казалось бы, невозможное и, благодаря ей Венеция получает корабли от французского короля, когда стране грозит опасность от турков.
Сам эпизод весьма забавный, т. к. в фильме есть намек на то, что король французский не совсем нормален, но и здесь героиня, рискуя жизнью, находит выход.
Конец фильма оборачивается трагедией. Злой рок в лице завистливого друга Франко (ему по сюжету фильма героиня когда-то отказала), который прекрасно иллюстрирует поведение негативного Анимуса, отдает героиню в руки инквизиции в момент, когда в городе разразилась чума и оперирует тем, что именно разврат в лице куртизанок и Вероники в частности, причина бедствия.
Но в конце концов инквизитор сдается и оставляет Веронику на суд города.
Это происходит тогда, когда на призыв Франко в защиту ее, встают все мужчины города, включая епископа.
Так в фильме и во внутреннем мире женщины, куртизанка признается не как нечто грязное, а как сакральное, святое.
Символизм этого эпизода в том, что мужское общество (этот же сюжет разворачивается по мере обретения архетипа в бессознательном женщины) признает женщину как равное мужскому с уважением и благодарностью.
Так воссоздается, трансформируется женское сакральное.
Рекомендую фильм к просмотру особенно тем женщинам, кто испытал на себе власть патриархальных устоев и попал в состояние жертвы. Но смотреть рекомендую не поверхностно, а внутренними глазами.
Закончить же хочу словами матери героини: «Люби любовь!».
Именно это правило позволяет женщине избежать зависимости от мужчин и остаться верной в своих чувствах к избраннику.
Каждый новый этап обретения того или иного архетипа достигается через трансформацию Анимуса (его переход на более высокий уровень) и связи его с Анимой (сакральный брак, алхимический брак).

*«cortegiana honesta» - честная куртизанка


Рецензии