Опять на грани Грузия и Алания?

Есть несколько способов получить желаемые политические и экономические дивиденды. Одним из них является систематическое извращение общеизвестных фактов, которые, казалось бы, невозможно рассмотреть иначе, но нет предела для тех, кто путем манипуляций, истерии, подтасовки и детальной прорисовки образа бесконечного противника и врага, пытается воздействовать на оппонента с помощью нелогичных, но эмоциональных; лживых, но уверенно заявленных; агрессивных, но готовых к примирению действий в случае выгодных предложений, дающих хоть и временное, но преимущество над противником. Так со стороны выглядит поведение грузинского истеблишмента в последние годы. Нельзя сказать, что почва, которая взрастила столь провокационные всходы, ранее была совершенно иной. Нет. Так было всегда.
 
Горные области Алании в древности располагались по обеим сторонам Главного Кавказского хребта, южные и северные склоны Кавказа населяли туалы. Южнее находились овсуры, занимавшие территории Лехуры и местности Ачабет (рядом с Цхинвалом), а к западу от них была область Кудар, получившая свое название от племенного объединения скутаров – скифов (*skuta ; стрелять, скиф.). Грузинская пропаганда, извращая древнейшую историю осетин, всегда пыталась доказать пришлость их на Юге, удобно забывая для себя полностью скифо-аланскую топонимику всего региона, и даже тот факт, что строительство государственности самой Грузии происходило от аланского корня. Такая позиция позволяет и сегодня грузинам не помнить простейшие факты истории древней, средневековой или современной, если они нарушают собственную придуманную и обкатанную лживую пропаганду, в которой светлый грузинский герой побеждает всех остальных несветлых и негрузинских. Хотя встретить сегодня светлого грузина так же трудно, как быть уверенным в завтрашнем дне на надувном плоту посреди океана.

И такие политические пасы можно было бы простить, если бы они не стоили слишком дорого другому народу ; осетинам, который, кстати сказать, имеет прошлое с такой древностью и блеском, о которой Грузии и мечтать не приходилось. Но как бы мы не углублялись в исторические дебаты, пожалуй, самой веселой претензией является желание сделать Южную Осетию частью территории Сакартвело, так как невозможно присоединиться к тому, чего нет.

До XII была Иверия, и как мы помним, во главе нее стоял супруг царицы Тамары, матерью которой была аланская принцесса Бурдухан. И Давид-Сослан был тоже аланским царевичем, а, следовательно, и династия была аланской. Разбитые на мелкие княжества фактически после смерти Тамары (Картли, Кахети, Имерети, Самцхе), входившие в разное время под протекторат Арабского халифата, Турции и Ирана, современная грузинская пропаганда так и не заметила одной странности: что для обороны от южных алан были приглашены 40 тысяч кипчаков с семьями, а, как известно, покорные подданные себя так не ведут.

Любопытно, что даже присоединение Осетии к России, произошедшее в 1774 году и вхождение в 1783 году в состав России Картли и Кахети, которые через несколько лет стали губернией Российской империи, не стало для грузинских историков новостью о самостоятельности южных осетин. В 1803 году в состав вошла Имеретия. А потом в результате русско-турецких войн Российская империя взяла под крыло целый ряд мелких княжеств и территорий, а также Абхазию. Но грузинская феодальная знать быстро расправила крылья и вступила в противоречие с местной российской администрацией, пытаясь выиграть для себя привилегии, а заодно и расширить территориальные границы, используя в том числе и вооруженные захваты. Грузинские феодалы, несмотря на то, что Южная Осетия сохраняла свою полную независимость до 1864 года, подвергали ее систематической экспансии. Российское командование, принимая сторону силы, подавляло национально-освободительное движение осетинского крестьянства и закрывало глаза на беззаконие грузинских помещиков. Так продолжалось довольно долго, пока революционные потрясения не заставили Грузию выйти из состава России. И даже тогда Южная Осетия обратилась к Советской России с просьбой принять ее в свой состав.

Пока революционные события меняли политическую жизнь новой России, Грузия, проявляя ненависть к своей недавней спасительнице, с 1918 года переключилась на физическую расправу, геноцид в отношении мирного осетинского населения. Удивительно, все, что Грузия испытала под давлением прошлых восточных деспотий, она применила на своей территории и территории Осетии к тем, кто не желал становиться рабами. Грузинские большевики после победы над меньшевистским правительством присоединили Абхазию, Южную Осетию, Аджарию, удовлетворив свои амбиции и придав этим территориям статусы колониальных окраин. Особенно пострадала Осетия. Если во второй половине к XIX века в Южной Осетии было 150 тысяч населения, то к 30 –м годам XX века осталось 107 тысяч, а через 60 лет цифра сократилась вдвое.

Новый виток политической активности в Грузии вспыхнул в 1988 году. И опять внутренние сепаратистские силы не давали Грузии спать. Казалось бы, история должна была научить, что некоторым народам не стоит преувеличивать свою способность к самостоятельной жизни и точно не пользоваться лозунгом «Грузия для грузин», но нет. Опьяненные западными обещаниями, грузины начали наводить порядок, ограничив рождаемость у семей с негрузинским населением, насильственно вводя изучение грузинского языка. Психологическое давление и открытые подстрекательство, прямое выселение, убийства, поджоги и противостояние больше не могли затушить тот пожар, который ради собственной выгоды затеяли грузинские провокаторы. Сказать, что население, простые грузины были возмущены, значит выдать желаемое за действительное. Это имперское «я грузин и живу на своей грузинской земле» сложно вытравить. Для того чтобы думать цивилизованно, нужно иметь совсем другие внутренние установки, знать историю и иногда для собственного развития иметь компас, показывающий административные границы другого народа и просто уважать людей.

Наверно, если бы здравый смысл шел впереди агрессии, представить, а уж тем более осуществить нападение на маленький спящий осетинский город 08.08.08., было бы невозможно. Развернуть полномасштабную военную операцию с мирным населением, используя 17 тысяч человек, включая 2 тысячи резервистов, 100 танков, 30 систем залпового огня «Град», 9 самолетов Су-27 и проиграть практически до подхода российских военных, может только тот, кто, наказан свыше и, не ценя человеческой жизни, не соблюдая элементарных правил морали и нравственности, заслуживает носить черное пятно позора, покрывшее не только тех, кто непосредственно участвовал, помогал, поддерживал, но и тех, кто трусливо промолчал.

А тех, кто трусливо промолчал и поддерживает сегодня медленную, но планомерную атаку на осетинскую территорию оказалось достаточно и среди самих осетин, иначе как можно объяснить строительство дороги и установки блокпоста, похожего на дзот, захват. А, возможно, и передачу территории, где издавна добывают мрамор, тальк, и где по прогнозам экспертов, содержится и платина и кое что покруче? Случайность? Случайно можно поскользнуться на обледенелой дороге, но построить ее случайно так, что соседствующая сторона и главное руководство не замечало этого, несмотря на возмущение жителей селения Цнелис, нельзя. Поэтому поставить в качестве защиты пограничников, полностью простреливающихся с высоты ; «гениальный» план для тех, кто не способен решить тактически серьезную задачу и даже не играет в шахматы. А что делать жителям, чьи дома прекрасно видны невооруженным глазом? Кто допустил подобную возможность для противника окопаться под носом, рассматривая тебя в огороде, на дороге, за вечерним чаепитием, игрой с ребенком? И кто должен был в первую очередь решать вопросы безопасности? Почему это случается? Ответьте каждый себе честно и пусть виновные будут наказаны!


Рецензии
1. Туалы не населяли все южные склоны Кавказа, они занимали только верховье Диди Лиахви.

2. Лехури и остальные ущелья Картли осетины стали занимать только в 18 веке, да и заняли с позволения картлийских царей и жили там как подданные Картлийского царства.

3. Даже если грузинская пропаганда извращала древнейшую историю осетин, у осетин нет иного выхода кроме того, как глотать эту пропаганду и переваривать ее, ибо сами осетины о своем прошлом ничего не помнят дальше 15 века. Так в том не вина грузин. Мало того, осетинам стоит быть благодарными грузинам, что грузины задокументировали многие сведения о древней и средневековой истории Осетии. Даже о гербе с барсом осетины узнали из Географии Вахушти Батонишвили.

4. Строительство государственности Грузии не происходило ни от какого аланского корня, надуманный тезис.

5. Южная Осетия это Нар, Тиб, Цми и т.д. - у Грузии нет претензий на эту территорию.

6. Супруг царицы Тамар никогда не стоял во главе Грузии, внимательно читайте источники, там это объясняется. Вообще, она воцарилась еще до своего замужества и правила какое-то время без супруга. Затем ее супругом стал русский, чем это закончилось известно. Еще время спустя вторым супругом стал аланизированный потомок Багратионов - Давид Сослан. Выходит, он стал супругом когда она царствовала уже достаточно долгий период. И после их бракосочетания она оставалась во главе государства, повторяю, читайте источники. Давид Сослан конечно возглавлял войско в походах.

7. Да, мать Тамар была аланской царевной Бурдухан. Кстати, если хорошо разглядеть фрески с прижизненным изображением царицы, то лицом она очень похожа на осетинку. Видимо внешностью пошла в мать. Тогда аланский (осетинский) и грузинский народы находились в союзнических, даже братских отношениях. Не надо было вторгаться к брату в дом и захватывать его равнину (Картлийскую низменность), пользуясь наступившим у него беспорядком из-за татарского ига, и не наступило бы вражды, длящейся до сих пор. Это сотворили осетины в отношении грузин в конце 13 века, нарушив тем самым многовековой осетино-грузинский союз.

8. Династия не стала аланской только потому, что Давид Сослан происходил из Алании. По такой логике, Романовых после Петра Великого следует называть Гольштейн-Готторпами. Но ведь так никто не делает. Впрочем, Давид Сослан все равно по крови был Багратионом.

9. Кипчаков позвали не для обороны от алан, но от сельджуков.

10. Грузия не была разбита на мелкие княжества, она распалась на царства, ее поделили между собой разные представители правящей династии. Это как раз Алания в 14 веке оказалась разбита, и даже не на мелкие княжества, но крошечные горские общества, впоследствии вассальные частью от Картли, частью от Кабарды.

11. Не было никакого присоединения Осетии к России в 1774 году. Слишком громко сказано. Такого и документа нет, о присоединении Осетии. Есть лишь сообщение о просьбе двух осетинских старейшин к астраханскому губернатору о принятии русского подданства. Русскими подданными осетины стали в 1825 году, когда в состав России вошла Кабарда. Осетии как суверенного политического субъекта в то время не существовало. Были горные общества Осетии, принадлежавшие кабардинским князьям. Вместе с ними они и оказались в составе России.

Дато Думбадзе   04.07.2020 20:40     Заявить о нарушении
)) единственное с чем я с вами согласна,так это с присоединением.Нужно было думать,тем более,что сложно представить такое выгодное положение!!!

Но...всегда удивляла самоуверенность вашего народа: письменность принесли вам армяне( Месроп Маштоц), все династии от персов,алан и армян ( не забывайте,что Багратиды все- таки армянская династия)) Все эти Ахемениды,Фарнавазиды,Арташесы и Хосровы наши родственники,но вы упорно что- то говорите о величии Грузии???

Ничего,что вся топонимика скифо-аланская? Та же Риони - бывшая Фасис-Фазис- ровная,гладкая,осет.)) Картли - Карт (двор, стоянка,осет.);

земли вам алан Давид Сослан увеличил,опять за счёт соседей- армян))И когда у вас ,интересно,национальность по маме считалась? Ну так и мама по некоторым сведениям от аланского воина была. Поговаривают ваши же авторы,что Тамара уже 8 летней в Грузию приехала)

Страбон вообще говорит о скифах и сарматах на той территории;

давно известно,а сегодня ещё и подтверждено,что Кобанская культура наша ( погуглите последние новости));

Но лучше всего найдите работу Marres. Вас тогда ждут удивительные открытия,связанные с осетинами,то есть аланами,как говорят,жившими от моря до моря))

Залина Джиоева   05.07.2020 19:43   Заявить о нарушении
1. Письменность грузинам не принесли армяне. Об авторстве Месропа Маштоца грузинской письменности никто кроме самих армян не сообщает. Есть эпиграфические памятники с грузинским письмом возрастом старше Месропа. Даже если согласиться с тем, что письменность грузинам принесли армяне, то осетинам-то что с того? У осетин нет и не было никакой самобытной письменности. Из чего можно сделать вывод, что Месроп Маштоц, коли он действительно научил грузин читать и писать, не счел нужным отправиться дальше, к осетинам, чтобы и вас обучить грамотности. Почему?

2. Какие династии у грузин от осетин? Опять выдумки. От персов понятно, Хосровиды; от армян тоже понятно, Аршакиды; а кто осетины? Никакая осетинская династия никогда не занимала грузинский трон.

3. Да, Багратиды (Багратуни) армянская династия, правившая в Армении. Только при чем тут Грузия? В Грузии правили Багратионы, никак не связанные с армянскими Багратидами. Читайте источники о происхождении Багратионов.

4. Ахемениды и Арташесиды имели иранское происхождение, и на общеиранском уровне они вам осетинам родственники, не спорю. Но опять же, а при чем тут история Грузии? Ни те ни другие из упомянутых никогда не сидели на грузинском троне.

5. Фарнаваз исконный грузин, потомок мцхетских мамасахлисов из рода Картлосианов. Имя конечно иранское у него, так у него мать была из Ирана.

6. Лично я ничего о величии Грузии пока не говорил, это Вы почему-то все стараетесь принизить грузин - "сборная солянка" и т.п. :) Хотя не понимаю, почему ту или иную нацию нельзя считать выдающейся если в ее истории имеется иноземное или инородное участие. Можно подумать, у вас у осетин нет пришлых родов. Вам о роде Баделита напомнить, откуда они пришли? Или может вспомним из какого народа происходил Хетаг? Видите, не одни вы читаете наши летописи, мы с вашими преданиями тоже знакомы. В принципе, любая нация имеет в собственной истории, наряду с доморощенными, и чужеродные элементы. Например Робеспьер был потомственным ирландцем, но кто посчитает его фигуру исторически ирландской? Никто. Он фигура безусловно из французской истории. Равно как и Бонапарт, являвшийся этническим корсиканцем, а не французом, неотъемлемая часть истории Франции. Не будем теперь считать французов великой нацией?

7. Вся топонимика не скифо-аланская, не преувеличивайте. Забавно наблюдать как Вы только что подскользнулись с хоронимом Картли. Сейчас объясню о чем я. Вы правда считаете, что у Картли осетинская этимология? Тогда почему вы осетины так упорно не желаете принять это название? Для нас грузин - Цхинвали, Ахалгори и Джава это неотъемлемо историческая Картли. Раз Картли ваш хороним, так согласитесь с нами и примите его, признайте что живете в Картли :)

8. Армянские земли вошли в состав Грузии не при Давиде Сослане, а при Давиде Строителе, об этом даже армянские летописцы пишут, например о взятии грузинами Ани, бывшей армянской столицы. Собственно, тогда Багратионы и добавили себе титул "царь армян". Но и при Давиде Сослане конечно продолжалось расширение царства, что никто не отрицает. Давида Сослана грузины уважают, о нем написано только хорошее. Повторю, тогда осетины и грузины дружили. Разве Давид Сослан виноват что мы впоследствии рассорились?

9. Укажите какие конкретно грузинские авторы "поговаривают" что Тамар привезли в Грузию восьмилетней и что это за "сведения" об аланском воине? Эти грязные слухи распространяются с целью задеть грузин? Уж точно не стоит этим заниматься людям из рода Джиоевых. У вас у самих свои скелеты в шкафу. Это ведь согласно вашим преданиям, когда Касаевы из кровной мести поголовно истребили ваших мужчин и собирались умертвить последнего представителя рода - младенца - его мать заявила, что ребенок не является настоящим Джиоевым, что спасло ему жизнь и впоследствии от него произошли все нынешние Джиоевы.

10. Страбон говорит о том, что население горной Иберии близко к скифам и сарматам ("соседи и родственники"). Тут важно отметить, что ту территорию он помещает в границы Иберии. Ведь если он говорит о них в повествовании об Иберии, если они населяют горную Иберию, значит их территория в пределах Иберии, они часть этой страны, и никакой другой.

11. Не могу много судить о Кобанской культуре, не изучал работы о ней, не рискну с Вами спорить по этой теме. Насколько знаю, скифы точно пришли на Кавказ с северных степей на рубеже 8-7 веков до нашей эры. Тогда как Кобанская культура зародилась на Кавказе в 13-12 веках до нашей эры. Так утверждают археологи. Значит не стыкуется со скифским следом. Раз настаиваете что Кобанская культура осетинская, пусть так, только придется отказаться от скифского происхождения осетин. А может так оно и было? Может вы осетины изначально говорили не по ирански, а на каком-то другом, на кавказском языке - например на сванском, или близком сванскому - пока не пришли ираноязычные скифы и не ассимилировали вас?

Дато Думбадзе   06.07.2020 01:48   Заявить о нарушении
После вашего" Фарнаваз был грузином" ,мне как- то спорить расхотелось...настолько "грузином",что сыну дал имя Саурмаг.

Залина Джиоева   08.07.2020 15:59   Заявить о нарушении
Совершенно непонятное:" придется отказаться от скифского происхождения".... )) Почему? Кобанская культура - 18 век до н.э. и туда плавно входит скифская 10 век до н.э. Вы все же найдите Марреса или я вам найду. Здесь вопрос вообще о гаплогруппа,которая у осетин 70 процентов) и там очень старые корни. Удивило,что вы не понимаете,что Иран- это оседлая Скифия.
За рассказ про Джиоевых спасибо. Почему только он мне напоминает историю совсем другой фамилии. Честно говоря, такая мелочь.У меня родственных полно,при этом это одна фамилия,так что вы не угадали с рассказом: Гиоевы,Битиевы,Гассиевы,Маккоевы,Хубуловы, Кокоевы,Хетагурова...здесь как бы не поскользнуться.

Я могу вам найти осетинские топонимы по всей Грузии,но что это меняет,если у вас Фарнаваз - Грузин, и он не один,но каждому,по вашему мнению,именно мать дала имя? )))

Залина Джиоева   08.07.2020 16:13   Заявить о нарушении
1. Давайте уточним, здесь не мое "Фарнаваз грузин", так в первоисточнике написано, в "Житии грузинских царей": "В то время жил в Мцхета один юноша по имени Парнаоз. Сей Парнаоз по происхождению был из Картли, сородичем Уплоса, сына Мцхетоса, а по матери – персом из Исфахана. Он был сыном брата Самара, того самого, который во время прихода Александра в Картли являлся мцхетским мамасахлисом." Как видите, по отцу он из коренных грузин, и это не мои измышления, но мое четкое следование повествованию. Вы конечно можете отвергнуть текст, только тогда придется отказаться и от личности самого Фарнаваза. А то у Вас как получается - Фарнаваз иранское имя, о, мне нравится, принимаю и объявляю его иранцем, даже осетином; а вот что там дальше написано, что он из исконных грузин из рода Картлоса, это меня не устраивает, тут игнорирую. Нет, Залина, настоящий историк так не поступает.

2. Да, сына назвал Саурмагом, и да, это тоже иранское имя, что тут такого, разве оно указывает на иранство самого носителя имени? Неужели у самих осетин у всех иранские имена? Джабей Кокоев назвал сына Эдуардом, Эдуард ни разу не иранское имя, и что теперь, Эдуард Кокойты не осетин? У Тибилова имя и отчество греческие - Леонид Харитонович; можно еще и Анатолия Ильича Бибилова вспомнить, у которого также не иранское имя и не иранское отчество. Или взять Валерия Георгиевича Газзаева. По Вашей логике, и он не осетин, потому что имя латинское, а отчество греческое. Я могу продолжать так еще очень долго, отыскивая осетин с неиранскими именами, благо таких много. Может Вам не стоит спешить объявлять осетинами тех исторических грузин, у которых выявлены иранские имена?

3. Честно говоря, никогда не слышал ни о каком Марресе, не знаю кто это. Сперва показалось, Вы считаете скифов основателями Кобанской культуры. Если по Вашему они влились в нее позднее, тогда другое дело, спорить не о чем, ведь это общепринятое мнение.

4. Легенду с последним младенцем из рода Джиоевых, которого родная мать объявила не подлинным представителем рода, я прочел в "Энциклопедии фамильных преданий осетин", это вроде бы осетинский ресурс. Коли там выдумали такое предание, и вашей фамилии оно неизвестно, так то уже не моя вина.

5. Играть в топонимы, точнее, вертеть так и сяк и раскрывать в каждом из них нужную тебе этимологию, можно до бесконечности. Наподобие того, как Цхинвали объявили "верховным обиталищем" - "синх уал"-ом, даже не обратив внимание на тот простой факт, что город расположен в низине, и заодно забыв, что в осетинской традиции город носит другое название - Чреба (Цхинвали его называют грузины). Если таким методом Вы станете "находить осетинские топонимы по всей Грузии", то сдаюсь :)

Дато Думбадзе   08.07.2020 22:00   Заявить о нарушении
Удивительная логика. Сегодня,в 21 веке назвать сына можно хоть Майклом,но тогда- исключено. Вам не нравится ,что эти имена переводятся с осетинского?)
Есть такой историк Петраков. Он очень весело рассказывал о грузинских источниках,которые нужно непременно сличать с другими,потому что столько поздних приписок в них и откровенных выдумок. Поинтересуйтесь)

Ну, что поделать,где ни копни,получишь родственника скифской династии Асфагура (железная грудь),который в 262 году основал поселение именно там. Как оно называлось, не очень важно,но любопытно,просто грузин там не было)Собственно и Джава в осетинском варианте Дзау - было местом,где останавливались путники.С грузинами,как с христианством.Все традиционные праздники подгонялись и подгоняются под него, а святилища объявляются христианскими святынями.)

Вам,наверно,даже не кажется странным,что грузинское царство основывали ни Гии с Мамуками... ,потому что даже антропонимы,к сожалению, вовсе не грузинские.И самый красочный период,которым гордятся современные грузины вдруг приходится на аланского царевича и аланку по матери)) хотя...Тамару.

Залина Джиоева   09.07.2020 02:51   Заявить о нарушении
1. Тезис о том, что в античности соблюдали строгость при выборе имени и будто бы потому грузины не подбирали бы иранские имена своим сыновьям, и раз имена иранские, это свидетельствует об их негрузинском происхождении - весьма спорный тезис. Быть может он справедлив применительно к совсем глубокой древности, во время обособленных племен, живших при родовом строе. Но в данном случае у нас 4-3 века до нашей эры, кода образовалась Кавказская Иберия. Что это значит? Это значит что только что - в 6-5 веках - общество пережило время господства Ахеменидского Ирана, мировой державы, оказавшей сильно культурное воздействие на многие народы Востока, в том числе и народы Закавказья. Неудивительно, что возникли иранские заимствования, в том числе и в ономастике. Если, например, взглянуть на список имен тогдашних армянских царей, так и там увидим сплошь имена с иранской этимологией - Арташес, Артавазд, Тигран, Вардан и так далее. Неужели Вы заявите, что и на троне античной Армении сидели одни осетины?

2. Впервые слышу об историке Петракове, хотя и без него мне достоверно известно о поздних приписках и выдумках в грузинских источниках, это общеизвестные факты, раскрытые в первую очередь грузинскими исследователями, а не петраковыми, для коих грузинские тексты как каракули. Видите что у нас получается? Когда в тексте присутствует что-то, что подходит под Вашу концепцию, Вы этот момент сомнению не подвергаете. Тезис о выдумках и поздних приписках идет в ход когда сталкиваетесь с теми эпизодами в повествовании, что Вас не устраивают. Так что Ваш вопрос о том, не нравится ли мне, что имена Фарнаваз и Саурмаг переводятся с осетинского, в пору переадресовать Вам самой - Вам нравится, что у них иранские имена и Вы не вспоминаете о веселом Петракове, Вам не нравится что у них грузинское происхождение и в такие моменты интуитивно хватаетесь за петраковский тезис о поздних вставках и выдумках.

3. Асфагур не был из скифской династии, откуда Вы это взяли? Асфагур из Аршакидов, а они парфяне, и парфяне далеко не тождественны скифам. Это разные ветви Иранской группы. Сначала одна ветвь парфянских Аршакидов воцарилась в Армении, потом одна ветвь уже армянских Аршакидов проникла в Картли, дав здесь нескольких царей, в их числе и Асфагур.

4. Да, не впервые вижу эту дату у осетинских историков - 262 год основания Цхинвали, и эту личность - Асфагура, как его основателя. Не пойму, откуда взята дата и почему именно Асфагур объявлен в качестве основателя. Асфагур действительно основал город, только не Цхинвали, а Уджарму, это в Кахетии.

5. Насчет того, что основателем царства было лицо, носившее негрузинское имя, и оно якобы указывает на негрузинское происхождение самого основателя, я Вам вот как отвечу. Допустим, я с Вами согласился, что это меняет? Какое царство он основывал? Правильно, грузинское - Картли. Не Ирыстон ведь он основал, Заелинае. Это в любом случае наш царь, неотъемлемая часть нашей истории. В Тбилиси стоит монумент царю Фарнавазу, в Грузии до сих пор детей иногда называют в честь этого царя. Есть такой молодой общественный активист, Парнаоз Чкадуа, это навскидку кто первый вспомнился. Во Владикавказе, память о Фарнавазе никак не увековечена, и люди в Осетии с именем Фарнаваз не встречаются (или я ошибаюсь?). А все потому, осетины это историческое лицо воспринимают чужим грузином :)

Дато Думбадзе   09.07.2020 10:10   Заявить о нарушении
Есть имена с Фарн,правда их носили в 19 веке( Гаглоева,с.348).Фарнаоз,Фарнаг,Фарна,Фарни.

Интересно,почему вы не считаете персов скифами. Это ведь устоявшееся мнение,что оседлые скифы-Иран,кочевые - Туран).

К вашему вопросу об именах. Известный факт,что большинство Боспорских царей были сарматских кровей. Но никто не решится оспаривать этот факт. На территории Боспорского царства было множество представителей различных этносов,но сегодняшние турки и греки не делают того же Митридата 6 Евпатора греком или турком, так почему грузины перекрашивают в грузина Фарнаваза и всех остальных?

Имя человека- как визитная карточка,поэтому можно смело утверждать,что имя,во всяком случае, даже в позднем средневековье является этническим ориентиром,раз вы считаете,что персидские имена царей могли просто так использоваться чуждым этносом. Не могли. Для того,чтобы дать имя ребенку,нужно знать,что оно означает. Так,например,современные монголы никогда не дают имена,которые использовали средневековые. Они их не знают,не понимают и они им чужды,а это лишний раз доказывает,что средневековые и современные монголы - разные этносы,совсем.

Мне интересен один вопрос: " Почему,если Грузия была столь самостоятельной,сильной," грузинской", она не захватила Дарьял,а ведь его всегда контролировали именно осетины?"

Нашла тут Чичинадзе " история Осетии по грузинским источникам", вы тут меня запугивали отсутствием истории у осетин)) ну,южная есть,судя по грузинским источникам)))" грузинам осетины никогда не подчинялись" с.110. Как быть,просто не знаю)

Залина Джиоева   09.07.2020 21:06   Заявить о нарушении
1. Митридата Евпатора турки турком конечно не делают, они до недавнего времени и знать о нем ничего не знали. Греки другое дело, Вы тут заблуждаетесь, греки конечно считают этого понтийского царя своим, и поступают так совершенно справедливо. Его историю поведали и передавали из века в век преимущественно греческие авторы, памятью о нем дорожил именно греческий народ. Сам Митридат говорил по гречески и причислял себя к эллинам, и царство его было эллинистическим по языку и культуре. Скажу больше, Митридат Евпатор был греческим националистом, защитником наследия Александра Македонского и ненавистником латинизации. Он противостоял экспансии Рима, небезуспешно пытался построить эллинистическую державу в Малой Азии. Прибегал и к радикальным мерам, Вы ведь читали об Эфесской вечере. А так, да, конечно, его далекие предки не являлись греками. Основатель династии, Митридат Ктист, был сыном ахеменидского сатрапа Оронтобата, этнического перса. И само имя Митридат безусловно иранское. Так что с того? История античного Понта и его царей это вне всяких сомнений греческая история, и никак не иранская, тут и спорить не о чем.

2. Мы не перекрашиваем Фарнаваза. Вы вот в предыдущем сообщении сделали замечание насчет перекраивания грузинами собственных летописей. Был, дескать, осетин Фарнаваз, а грузины позже переписали его родословную, сделав его грузином. Скажите, а почему, в таком случае, мы не перекрасили родословную и Вахтанга Горгасала? Уж не менее, если не более, великий для нас царь. Мне вот лично, признаюсь Вам, очень хотелось бы, чтобы Вахтанг оказался исконным грузином. Он конечно и без того грузин, ибо ко времени его появления на свет, его род уже в нескольких поколениях натурализовался в Грузии. Тем не менее, в летописи неоднократно подчеркивается, что пращур Вахтанга (царь Мириан) в семилетнем возрасте прибыл в Картли из Ирана. Если верить Вам, наши грузинские переписчики не должны были пропустить такой не совсем удобный для нас момент, и непременно переписали бы происхождение Мириана, а значит и Вахтанга, в пользу грузин. Но ведь они этого не сделали, не так ли? Зачем же, на этом фоне, они стали бы переписывать происхождение Фарнаваза, имей и он иранские корни?

3. Будь осетины основателями Картлийского царства, как полагаете Вы, никакую грузинскую Картли они бы и не основывали, они бы покорили грузин, раз уж грузины были столь никчемны, а осетины так могущественны, они бы покорили и создали Осетинское царство, заодно навязав свой язык, и мы бы сейчас читали не "Жизнь Картли" по грузински, но "Жизнь Иристона" на осетинском. Только оно не так, оно так лишь в некой альтернативной истории из раздела фантастики. Даже в тех арамейско-греческих надписях, что в разное время находили при раскопках в Мцхете, бывшей столице Кавказской Иберии, местные цари при всех своих иранских именах - Фарсман, Митридат и др. - упорно титулуют себя басилевсами Иберии (греч.) и мелеками Гурзана (арам.), то есть царями Иверии/Грузии.

Дато Думбадзе   09.07.2020 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.