На край района. Подготовка

Начало повествования:http://www.proza.ru/2019/07/30/865

04 июля 2017 вторник.
День большого ремонта. Оборудую лодку-варенку для дальнего похода. Местного, кустарного производства, длинная и узкая, как индейская пирога. По мотивам лодок-долбленок, но воплощенная в металле. Потому и называется "варенка", что использована технология сварки. Как и долбленка адаптирована под местные реки и речушки, узкие и мелкие. Лет шесть назад приобрел ее. Из толстого железа, не боящаяся камней и мелей. Работы кого то из паловских сварщиков. Вот только не предназначена она у меня под мотор. Пользовал только на весле или с шестом. Транца не устанавливал. Пока мотора в хозяйстве не было, вроде бы транец и без надобности. Навешивать было нечего. Теперь пришло время. И как обычно – завтра в поход, сегодня начинаем большой ремонт.
Широкую доску для транца выбрал из обрезков около дровника. Половая "пятидесятка", что бы не сдала. Местами подгнила, но должна сдюжить. Не так и силен у меня мотор, что бы транцы ломать.

Ремонт проводим на берегу реки. Вместе с сыном. Устанавливаю доску на транец лодки. Наискосок, что бы мотор не по центру был, немного влево сместить, по-выйски. Так и за румпель держать удобнее и волна, разбегающаяся от борта как бы увеличивает глубину под мотором – гребень волны как раз над винтом. Есть тут еще одна хитрость – накренив лодку на правый борт, можно вообще поднять мотор над водой, спасая винт от удара о камни. Так выяне, разогнав лодку, проходят каменистые пороги своей капризной речки.
 Баллон с монтажной пеной приготовлен заранее. Запенил щель между бортами и набоями.

[Набои – средней ширины доска, жестко прикрепленная по краю  борту лодки от носа до кормы. По правой и левой стороне. Увеличивает высоту борта. Но основное ее предназначение – придать жесткость всей конструкции лодки].

Воды в лодку должно попадать как можно меньше. На баллоне написано, что пены получается около 30 литров. Шесть метров длинна всей лодки. Но пены немножко не хватило, около транца с полметра. Хорошо, что нос запенен полностью.  Обычно там вода попадает в лодку. На ходу… Вот еще бы покрасить судно. Внутри и снаружи.

Мотор утопленный достали со дна Пинеги. Спасательная операция завершилась успешно. Процессия проходит мимо нас.  Торжественно несут утопленника в Согру. Получится его реанимировать? Хозяева пострадавшей техники, Елена Евгеньевна и Анна Александровна, контролируют мероприятие. На перевозе сегодня Виктор Соснин. На своем моторе обеспечивает переправу людей и срочных грузов за реку. Предыдущий казенный перевозчик, Дима Буштаков "захворал" (что послужило предпосылкой к происшествию с лодочным мотором) и с раннего утра уволен с позором. "Я убью тебя, лодочник…"

Пытаемся обеспечить доставку в Согру Томилина. После нескольких неудачных вариантов появляется некоторая определенность. Приедет завтра вечером рейсовой буханкой с Ануфриевым. Вроде бы у него появилось свободное место в машине. Кто то отказался от поездки. В общем все образовывается само собой (как часто и бывает) и идет по плану.

Под вечер пробуем лодку на ходу.  Ожидание и реальность бывают очень далеки друг от друга…  Лодка-варенка практически непригодна для путешествия.  За румпелем сижу сам. Своим немалым весом очень сильно загружаю корму. Мотор разбрызгивает воду на ходу и она попадает в лодку. Изменение центровки перемещением всей живой массы Витька в самый нос не спасает положения. Когда за мотором сидит Витёк, а я загружаю нос – ситуация чуть лучше. Неправильный угол транца. Нужно переделывать. Отклонить транец сильнее. Тогда мотор не будет утапливать корму. Только переделывать уже поздно. Да и лодка очень неустойчивая. Как и долбленка, варенка очень вертлявая. По большой воде утонем оба. А когда загрузим лодку полностью (вещи, продукты, бензин и пр.) то утонем и по малой. Грузоподъемностью лодчонка не отличается. Пожалуй лучше ехать на Казанке. Привычно, безопасно и грузу можно взять неограниченно. Перегруженная лодка не быстро бежит, но мы и не торопимся. Правда маршрут до Василёво, вероятнее всего, придется отменить. Не сможем туда пройти на Казанке. Не предназначена для мелководья. Мелко, носисто и порожисто…

На фото: лодка-долбленка, прародительница современных "варёнок". Фотографировал несколько лет назад на стоянке около поселка Осяткино.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/09/07/443


Рецензии
Доброе осеннее утро, Николай!
Нравятся мне Ваши чуть "суровые' записки. Суровые, в смысле, без лишних эмоций, с философским пониманием - отличается, мол, полученное от ожидаемого)))
О, сколько приходилось слышать эмоциональной несанкционированной речи , если не получилось задуманное!
Ваш конёк- спокойствие, рассудительное, с юмором!
Спасибо за миниатюры! Новвх строк и походов!

Татьяна Ильина Антуфьева   03.09.2019 05:33     Заявить о нарушении
Спасибо Татьяна. Сам виноват, себя и ругать. В конце концов, все что ни делается - к лучшему... С уважением Николай.

Николай Валентинов   05.09.2019 17:58   Заявить о нарушении