Стамбул. Соприкосновение с прекрасным. 2ч

"Стамбул из сумрака встает:
два резко-черных минарета
на смуглом золоте рассвета,
над озаренным шелком вод."

Владимир Набоков

Рассвет. Утренняя свежесть. Недолгая передышка перед знойным маревом южного полудня. Вся наша группа вслед за гидом, интересной крашеной блондинкой с заплетенной косой и красным зонтиком в руках, следовала по узким извилистым улицам древнего Стамбула.

Продвигаемся среди хитросплетения древних и очень живописных кварталов. То слева, то впереди виднеются старинные ограды, купола мечетей и изящные вышки минаретов. Непривычно.

Город просыпался. В дверях многочисленных мелких лавочек появлялись хозяева. Они выносили на улицу свой товар. Чаще это были ковры. Пестрые, разнообразные, словно из арабских сказок. Впрочем, разглядывать подробно мы просто не имели времени.

 У дверей домов, иногда на середине улицы нежились в прохладе коты и собаки. Здесь их много. Разных окрасов, размеров, совершенно не опасающихся людей. Чувствуется, здесь их не обижают. А, наоборот, подкармливают. Говорят, это в традициях этого священного города.

Двигаемся достаточно быстро. План экскурсии обширен. И все надо успеть. Древние стены, решетки, повороты, переходы. Сложно не заплутать в этих лабиринтах.

Мы в самом сердце великого города – районе Султанахмет. Это его европейская часть, где неподалеку расположены наиболее известные достопримечательности.

Минуем узорчатую арку. И попадаем в царство зелени. Аромат свежескошенных лужаек, цветы. Вращающиеся фонтаны, дарящие столь желанную прохладу.

Здесь, в районе Фатих, жемчужина творения архитектора Синана (1572 г.), мечеть визирю Соколлу Мехмед-паши. (Надо отметить, что этот шедевр содержит в себе целый комплекс. Медресе, мечеть, монастырь дервишей и фонтан для омовений.)

 Замкнутая каменная площадка двора и торжественный вход. Все покрывают головы и снимают обувь.

И вот мы в святая святых – молельном зале. Просторно. Над головой потрясающей красоты купол. Великолепная акустика. Удивительное впечатление оставляет внутреннее убранство. Простота и в то же время несомненная роскошь.

Синан сумел придать прелесть и очарование этим стенам. Изникские плитки с затейливым цветочным орнаментом. Над входом замурованы частицы священного камня Кааба из самой Мекки.

Особая атмосфера загадочности, тайны, романтики. На стенах можно рассмотреть надписи, говорят, выполненные еще во время строительства. О чем они? Вовсе не "канувшие в Лету", но окутанные таинственной временной дымкой, что хотят донести они до нас?

Одно понятно. Здесь на языке искусства проповедуется о бессмертии души, о победе духовного над мирским…

Я впервые любуюсь таким совершенным творением османской архитектуры. Невольно погружаешься в раздумья.

 Как, каким удивительным образом лучшие образцы мировой культуры /будь то творения архитектуры, живописи или скульптуры/ совершенно различными средствами, но неизменно волнующе ощутимо и точно доносят до зрителя высоту и таинство божественного?

Непостижимо… Мистерия божественного и человеческого тесно сплетены в таинственном совершенстве искусства.

1.09.2019г.                Беларусь  Гродно

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии