Есть ли Бог в чувстве?

 
Любая вещь, которую мы воспринимаем в своей чувственной определенности, - абстрактна. Хотя мы и имеем наполненность переживаниями сердца, они первоначально не определены в слове. Поэтому, “визьмешь в руки - маешь вещь” убедительно только в переживании сердца, но оно, это переживание, конкретно только в своей единичной, непосредственной чувственной определенности. Любой человек понимает разницу между жаркими объятиями чувственной страсти и ее описанием в слове и уж совсем мало тех, кто согласился бы поменять непосредственную реальность чувственного обладания в единстве любви на слова об этом.
Когда мы начинаем думать о своем переживании, то пытаемся перевести его в слово, а это разрушает целостность чувства, потому что здесь уже начинается действие рефлексии. Понятно, что рефлексивный анализ препарирует чувства, умертвляет их целостность и непосредственную свежесть их жизни, но при этом переводит их в слово, конкретизирует, даёт имя чувству, описывает его качество. И когда христианин говорит о своей любви к Богу, которая живёт только в его сердце, то первоначально он не может ее определить в слове, но может сказать только о том, что это невыразимое чувство в нем находится, имеет бытие и все. Поэтому часто православный христианин говорит так, что всякий анализ человеческого ума ничего не прибавляет к познанию Бога через сердце, потому что в сердце христианин имеет целый океан переживаний, а слово обобщает их и переводит в лишённую чувств сферу мысли, абстрагируется от переживаний, переводит в трансцендентный чувствам мир логосов и их первообразов во Христе. Но поскольку у человеческого ума есть четкое предубеждение о том, что невозможно познать Божественную мысль, то всякую конкретизацию Божественной мысли в слове многие заведомо признают невозможной для ума человека. Плотские христиане рассматривают мысль как не значимое, как "только слова", как пустое и это действительно пустое для них, так как Бог для них живёт во плоти вне человеческого слова.
С этим надо согласиться. Действительно человеческий ум Бога познать не может своими рассудочным потугами, но интересно тут то, что человек с Богом имеет общее соединение в сфере мысли. В этой нечувственной ангельской сфере логосов и эйдосов пребывает мысль человека и Бога, и именно в ней человеческая мысль соприкасается с мыслью Бога. Это одна общая сфера, одна природа ума, только Божественная мысль имеет качественное отличие от человеческого рассудка в уме Христовом, который по словам Павла должен быть доступен для каждого христианина. В уме Христовом человек и Бог имеют общее взаимодействие и этому свидетельство сам Павел, который пишет Богодухновенные послания истинные во Христе в каждом слове. Павел пример того, что христианин может подражая Христу говорить в Духе и Истине от Бога, адекватно выражая Его мысль и этим продолжать Благую Весть и Его явление в Слове.
Итак, если Бог может проявить Себя только через опосредование мысли, то что тогда находится в чувстве христианина в его переживании веры и любви к Богу? В самом чувстве находится обобщающая мысль, что "Бог есть", при этом обобщающая мысль первоначально может показать только простое существование того, что Бог есть. Само же чувство, понятно, принадлежит человеку, который сознает себя как “я”, а Бога как объект своей любви. И первоначально у христианина в опыте веры нет иной возможности как исходить из своих чувств которыми он переживает Бога. Христианин тогда говорит так, что головой он думает и там нет переживаний, а переживает сердце, но поскольку “сердце” — это условное обозначение телесного, то внимание сознания направлено только на коренящиеся в теле биохимические превращения, воспринимаемые как чувства. В сознании эти переживаемые процессы обозначаются именем любви или веры, но то, что непосредственная реальность чувства перешла в восприятие сознанием пока не осознано. Христианин просто говорит, что переживает любовь к Богу или имеет чувство веры. Он пытается на основе своих чувств создать представление о Боге, исходит из своих ощущений в выводах мысли. Понятно, что такой подход привести к Богу не может и далее субъективного мнения о Боге не ведёт. Для того, чтобы познать Создателя как объективную Истину, как живой Логос и творческий Дух христианин должен исследовать Писание и вообще обратить свое внимание на сферу мысли, в которой Бог представлен в адекватной Себе стихи Духа. Всякое такое исследование — это уже не просто непосредственное чувственное переживание и восприятие этого чувства в представлении различных картин исторической реконструкции жизни Бога, но и самое главное на что надо обратить внимание, это восхождение в абстрактную сферу мысли. Это деятельность опосредования, через которую начинается настоящий путь к Богу, потому что Бога нельзя узнать непосредственно. Это важная мысль. Потому в религии иудеев Бог неизвестен и человек не может увидеть Его и остаться жив в том качестве как он был до этого. В христианстве же Бог являет Себя миру во Христе и только тогда становится наконец возможным единство человека и Бога в Духе и Истине. Правда ветхую душу все равно придется потерять, чтобы обрести ее во Христе. В этом единстве суть христианства, в этом, и больше не в чем, потому что это единство Любви человека и Бога, понимаемой Духовно. К этому пониманию христианин начинает свой путь, когда делает первый шаг - отходит от переживания непосредственности Бога в своих чувствах и обращается в разуме к уму Христову. Но это только первый шаг и поэтому в нем христианин переживая картины Голгофских страданий Спасителя, задаёт себе различные вопросы на понимание.  В чем же состоит превосходящая разумение Любовь Христова, которую надо уразуметь христианину и как возможно войти в Триединство Бога в Духе и Истине верующему человеку? В исследовании путей Бога христианин выходит из сферы религии представления и переходит в религию Разума Создателя в Логосе-Слове. Этот переход должен в последствии привести к тому, что Дух Божий в Своем Логосе-Слове, из тайного для сознания христианина станет явным, освободит наконец верующего человека в Духе и Истине Бога, сделает его источником Живой Воды ведущей в Жизнь Вечную. Вот только тогда Бог через христианина будет переживать Свою жизнь в непосредственности чувства, а христианин забудет о себе в Боге и уже будет жить не сам, а во Христе.


Рецензии