Исихия
Молитва для христианина открывает духовный центр мира, внутреннюю церковь, круг, где двое или трое собираются во имя Мое. В этот момент, когда человек думает о Боге во имя Христа, то Дух Божий сопровождает молитвенные размышления христианина как посредник между человеком и Богом. Именно посредничество Духа в молитве даёт выразить в слове невыразимые переживания и интуитивные откровения, которые обретают в слове свою форму и становятся продолжением Благой Вести, новой страницей Речи Господа в настоящем.
После эйфории первоначального обретения единства с Богом в вере, наступает этап духовной брани в которой христианин обнаруживает и пытается преодолеть свою страстную в плотском понимании природу. До ревности любит Дух живущий в нас и поэтому ждет от нас страстного ответа веры, а не теплого размеренного служения. В горячей страсти молитвы происходит устремление всех духовных сил человека к Богу, это теоцентрическое действие. Показателем правильной молитвы является отчаяние, которое выступает как шаг покаяния. Без этого первого шага отчаяния невозможен ответ Духа, так как не происходит подвига Любви в самоотверженной жертве. Задача молитвенного Подвига в том, чтобы сделать молитву непрестанной и самодвижущейся в диалоге с Богом, но она не должна быть бессловесной. Бессловесная молитва ничему не научает, также, как и говорение на иных языках без их толкования в слове Истины. Молитва по своему характеру есть общение в Логосе-Слове, поэтому бессловесной у человека, быть не может. Разговор с Богом имеет общее поле понимания в Слове, поэтому к этому надо относиться внимательно и исследовать Его природу, ибо через Него мы хотим иметь жизнь вечную, тем более что Слово было вначале Творения и все через Него начало быть.
Отчаяние в предстоянии перед Богом обнаруживает наготу сердца и мысли. В этой своей наготе душа мёрзнет и страдает от одиночества до тех пор, пока от работы ума ее страдания не облекаются в форму слова.
В начале духовного становления христианин в молитве теряется среди аффектов, образов и иллюзий. Это до вербальный период, где молитва представлена в картинах представления. За нею идет молитва словесная, рефлексивная, произносимая устами или в уме. По мере приобретения навыка молитвы, процесс автоматизируется и вырабатываются невербальные, постсловесные формы ее выражения. Содержание молитвы как бы постепенно свертывается, сгущается в прочувствовании. Этот уровень, собравший в себе весь сложный, насыщенный, эмоционально-мыслительный комплекс молитвы, — “священное безмолвие”, “неизреченная молитва”, “молитва, творимая Духом, а не устами” (Симеон Новый Богослов), “чистая молитва” (Максим Исповедник), “созерцательная молитва” (Авва Евагрий), должен смениться молитвенным откровением в Духе и слове Истины по примеру апостолов.
Исихазм долгое время являлся высшим достижением веры и предельным уровнем христианского благочестия, но теперь понятно что есть следующий шаг, это путь в Слове, в котором исихазм снят как снята смерть в Боге в Его жизни Духа.
Слово “Исихия” происходит от греческого слова, означающего “тишина”, “молчание” и в аскетической литературе переводится как священное или сердечное безмолвие.
“В Своей несравненной любви к людям Сын Божий не просто соединил Свою божественную Ипостась с нашей природой, облекшись живым телом и разумной душой, дабы появиться на земле и жить с людьми (Вар. 3, 38), — о, несравненное и прекрасное чудо! – Он также соединяется с человеческими ипостасями, сливаясь с каждым верующим через причащение Его святому Телу. Ибо Он составляет с нами одно тело, ;;;;;;; (сиссомос, “сотелесен”, -Еф.3, 6), превращая нас в храм целокупного Божества, — так как в Теле Христа обитает вся полнота Божества телесно” (Кол. 2, 9).
В таком случае невозможно Ему не просветить тех, в ком Он воскрес в божественном сиянии Слова внутри, проливая сияние на тело, как некогда на тела апостолов на Фаворе. Ибо поскольку это Слово, источник Благодатного Света Духа, то соединившись с нами и обитая внутри нас, Слово освящает нашу душу изнутри, передавая Свет через очи разума в понимании Бога. Только такое понимание, уже не в плоскости человеческого ума, а в Триединстве Бога, даёт Свет человекам и есть жизнь Духа в Его явлении здесь и сейчас по примеру Христа и апостолов.
По мере духовного роста, прежде всего, с одолением страстей уходит увлеченность и озабоченность земными делами и вещами, но бесполезно уединяться тому, кто несёт в себе грех мира. Поэтому с исихией естественно связывается уединение, а исихия и уединенное, отшельническое подвижничество понимались как синонимы. В полном же уединении прекращается и всякая речь, кроме бессловесной молитвы, и исихия, в согласии с буквальным смыслом славянского перевода, становится молчанием. Это молчание понимается как отсутствие речи, обращенной к человеку, даже в проповеди Слова. В исихазме следует различать молчание уст и молчание ума; первое является не обязательным, однако полезным элементом исихии, тогда как последнее составляет специфическую прерогативу Чистой молитвы. Здесь надо заметить, что молчание ума в положительном смысле может быть рассмотрено только как остановка и избавление от суетных мыслей. Но истинный исихазм — это сведение ума Христова в сердце, поскольку реальность единения с Богом нельзя познать иначе, как сделавшись Ему причастным в слове Истины.
Свидетельство о публикации №219090100224