Есть ли Бог в рассудке?

В постепенном восхождении от чувств к рассудку в сознании верующего происходят изменения, переход от разнообразия абстрактных чувств, бессловесных интенций, смутных интуиций к конкретности рассудка в форме слова. В рассудке Бог рассматривается как всеобщее, но по сравнению с Разумом рассудок абстрактен и скуден в конкретности Духа и определен как ум человеческий, который Бога знать не может. В своей противоречивости рассудок отрывает Бога как Всеобщее от чувственной конкретности Его бытия, выносит в область инобытия и непреодолимой трансцендентности миру. Следуя апофатическому подходу, рассудок последовательно обнаруживает, что Бог как всеобщее не находится в единичном и поэтому противостоит миру во вне, поэтому для рассудка Христос не находится в мире как живая личность, а слит с Отцом в Его трансцендентности. Из-за того, что рассудок не может соединить всеобщность Отца и единичность Сына в целостного Триединого Бога, он (рассудок) исключает из рассмотрения особенное в пути к Богу, - выпадает сам процесс Пути, получается либо безбожное единичное, только человеческое, либо беспутное Божее в своей трансцендентной миру всеобщности. От этого человек и Бог находятся в непреодолимом дуализме без возможности единства во Христе, а единство человека и Бога есть основное достижение христианства по сравнению со всеми остальными мировыми религиозными брендами. Это достижение единства человека и Бога в Духе и Истине Творца, ставит христианство на недосягаемую высоту как абсолютную религиозную форму отношений. Религиозный рассудок на своем пути к единству с Богом в Разуме и Любви Христа вынужден теперь подняться в несвойственную представлению сферу философии по Христу, где это противоречие решается во всеобщности Логоса на уровне категорий Всеобщего, Особенного, Единичного - в диалектике триединства Бога. Это с наскока сделать не получится, а надо подключить достижение всей истории философской мысли, в которой Дух Божий оставил свой след. Конечно это сложно, но честный христианин может решить этот вопрос даже на уровне представления, не углубляясь в многолетний труд исследования философии Духа. Это возможно из-за того, что во Христе онтология и гносеология слиты воедино. Онтологию как принцип устройства бытия содержит в Себе Логос, как мудрость Божия которой устроено все, а гносеология - учение о познании есть Сам путь Логоса к Самому Себе во Христе. Или иначе, только посредством Истины можно познать Саму Истину, где подражая Христу верующий человек осуществляет путь к Богу, проходит со Христом весь Его Путь и через подобие смерти обретает цель этого Пути в Воскресении во Христе, что и есть спасение, которое возможно только в единстве с Богом. Здесь Истина выступает одновременно как Путь испытания любви и как цель этого Пути в единстве христианина и Бога в Духе и Истине.
В христианстве Бог есть не только объект, но и субъект познания и поэтому Он активно действует через саму структуру Логоса в сознании христианина и в форме Логоса-Слова оформляется сама мысль о Боге в сознании. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины, поэтому препятствием к познанию Бога могут служить только непоследовательность в пути испытания и шоры человеческих мнений на глазах ума при отсутствии любви к Премудрости.
Бог полагает в любящем Премудрость христианине Себя, как центр Вселенной, как Зерно, как начаток Духа и через Него, вместе с Его ростом, христианин возрастает во спасение став для Божественного Ростка доброй почвой. Через откровение от Бога внутри сознания христианин приходит к высшей форме религии - Откровению, но всё же знание Премудрости, понятие Духа в Логосе-Слове доступно только в самой философии по Христу.
Часто рассудок верующего человека исходит из представлений и догм, основанных на историческом подходе. В нем за основу берется нечто уже готовое, например, какие были жертвы в Ветхом Завете и что нового принес Христос, разбирается отличие на примерах Писания. Поскольку Логос ещё остаётся тайной для рассудка, то верующий человек отталкивается в своих рассуждениях от внешнего Логосу историзма притч, сказок Писания, моральных догм и заветов отцов. Этот весь огромный и разнообразный материал вне ума Христова заложенного в Разуме, предстает в виде калейдоскопа противоречивых мнений, не имеющих ни конца, ни начала и из-за этого конечен не имеет выхода к Духу. В отличии от конечности рассудочного представления в его количественной рефлексии бесконечных односторонних мнений, Логос имеет начало и конец в Духе и бесконечен качественно во Христе. Человеческий рассудок — это поле деятельности всех книжников и примкнувших к ним фарисеев. Здесь их царство и в нем они царствуют вне Божественного Логоса. Не имея в своем сознании всеобщих связей Духа, не достигших ума Христова, эти христиане получают свою награду встав над животным царством человеческих суеверий ещё находящихся в оковах слепой чувственности вне конкретности слова.
На этом примере философской культуры, где Бог оставил след Своего Духа, можно увидеть как слово раскрывает глаза христианину на Премудрость Создателя и хотя рассудок книжника уже встал выше простоты наивного верующего сознания, он ещё не пришел к простоте Духа во Христе. Поэтому задача христианина, идущего в вере к Богу стать выше книжников и фарисеев от христианства, возвышающихся в самомнении, преодолеть наивную детскость ума и шоры первоначальной веры, неизбежно ведущей к суеверию, и стать наконец дитём на злое в Логосе-Слове в совершенстве ума Христова. Малый в Царствии Духа более Иоанна Крестителя, а Иоанн в пророческом Духе Господа более всякого книжника. Христианин, конечно, не сразу попадает в жизнь Царствия Божьего Духа уверовав во Христа, исходя из сказанного, ему надо совершить путь в вере и стать настоящим Сыном во Христе. Это и есть цель пути всякого христианина прошедшего наивную детскость веры, которая тогда становится предысторией к истинной Жизни во Христе. Конец предыстории всего этого пути к Богу открывает наконец для христианина путь в Боге, историю его Новой Жизни в Царствии Божьего Духа. Тогда такой христианин сделает во Христе более, чем даже успел Христос в Своей личной земной жизни. “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.”


Рецензии