Любомудрая притча. с СвЛоОбВоОд! а

               
                ТИХОН СИЛЕНТЬЕВИЧ МОЛЧАНОВ
               
                Любомудрая притча 

                «с С в Л о О б В о О д ! а»


"Есть только одно не преодолимое желание – желание преодолевать" - , повторял Странник, поднимаясь на крутой холм, где вековые деревья оттеняли густой поросший молодняк и разросшуюся акацию. За ним его ждал конечный пункт выбранного маршрута. Каждый год он составлял путь следования по малонаселённым уголкам, чтобы измеряя шагами природные дали оставаться наедине со своими мыслями. Только карта и компас, предметы первой необходимости для тепла и ночлега, скромный запас еды, питья и редкие встречи с людьми, чтобы не одичать в своих путешествиях. С вершины открылся долгожданный вид горная гряда, за который высились куда более внушительные вершины. Горы отражались в озере долины, в ста саженях от него среди наступавшего леса стояло то, что когда-то было деревней. Теперь это были три покосившихся домишки в ближайшем из них над трубой поднимался дымок.

Уже начинало смеркаться, Странник постучался в дверь и на эту ночь стал гостем пары, весьма преклонного возраста. Они были не многословны и на его вопросы о судьбе деревни отвечали крайне не охотно. Старушка собрала на стол и за не хитрым скарбом беседа кое-как стала складываться. Когда же Странник спросил их о детях, глаза старухи на секунду ожили и сразу поникли. Старик встал из-за стола, подошёл к полке и достал оттуда три папки, каждая в полвершка толщиной, положил их на стол. После этого он поведал, что у них есть сын, который родился здесь в деревне уже более полувека назад, тогда тут кипела жизнь. Учится, сын пошёл в поселковую школу-интернат, к ним приезжал на выходные, делал успехи, поступил в университет, сделался учёным приезжал всё реже. Приезды сменились письмами, которые всё редели и, наконец, прекратились. Три года не одной строчки. Неожиданно он приехал сам, первым делом положил вот эту первую папку на стол. Дальше рассказывал о своих открытиях, находках в науке нам мало понятных. После чего на следующий день, он, взяв кое-какой инструмент, немного вещей, еды и ушёл в горы, пообещав вернуться, когда обустроится на новом месте. С тех пор вот уже пять лет он наве-щает стариков время от времени, принося всё новые пачки исписанной бумаги, а родители и этому рады: раньше они его и то реже видели.

Странник попросил взять почитать их на сон грядущий. И, оставшись один, погрузился в чтение при скудном свете керосиновой лампы. Первая папка были прошита и пронумерована, материал касался истории происхождения человеческого вида, ссылки на всевозможные находки остатков, древних людей, размеры мозга, выводы которые следовали из тех или иных фактов. Остальные две, написанные бисерным почерком листы сложенные аккуратно, содержали мысли о жизни, её смыслах преградах, свободах, о страхах и мотивах поступков. Не всё было понятно, кое-где подчерк был не разборчив, да и освещение было никудышное. Поэтому первым делом он изучил печатный научный труд. Наиболее яркие, новые для себя сведения Странник записывал себе в дневник, который был главным его собеседником в каждом путешествии. Чем больше он читал, тем настойчивей становилось его желание найти этого затворника и поговорить с ним.   

Утром Странник пристал с расспросами к старикам: «Как найти их сына? Знают ли они место? Рассказывал ли он им,  где это?» Мать ответила, что один раз удалось выпытать подробное описание места: если подняться по тропе к перевалу ближайшей горной гряды, с него откроется вид на широкую реку в долине, а вдали на скале южного склона соседней горы будет видно огромное дерево, там у подножья в широкую реку впадает горный поток, если следовать вверх по нему, то в месте, где горная река становится водопадом, будет плато с голубым озерцом, рядом с ним сын соорудил своё убежище, точно где, не говорил, рассказывал только, что в лесу у голубого озера из брёвен мучительно ему далась лестница к самому дому. Один раз мать с отцом порывались дойти до перевала, но силы уже не те.
Сверившись с картой, проложив маршрут, Странник решил не терять время, чтобы успеть добраться хотя бы до реки засветло. Он быстро собрался, поблагодарил стариков за гостеприимство и отравился в путь.

Ясное небо бархатное южное осеннее солнце. До полудня он добрался до первой горы, лесистым склоном одолел первый подъём, на перевале отдышался, отсюда открывался чудесный вид на широкое межгорье, а на горизонте в лучах солнца горело красно-жёлтое древо. Спуск к реке был крутым, долго пришлось идти по хребту, чтобы отыскать слабое место. Наконец, отдалённо напоминающая тропу, полоска меж выступающих скал дала ему возможность начать спуск в долину по осыпающимся мелким камням. Река извивами разрезала долину и уходила за поворот, утопая в зелени. Вторая половина дня ушла на путь вдоль побережья и переправу на противоположный берег. Вот и быстрый горный поток и финальный подъём. Из-за близости реки с размытыми берегами и скользкими камнями он тоже оказался непростым. Плато было подарком. Как и было обещано, выше по течению горная река становилась водопадом, часть которого ручьём вливалась голубое прозрачное озерцо, от него угадывалась протоптанная тропа, уходящая в лес. Она помогла быстро отыскать бревенчатые ступеньки, и перед Странником на скалистом выступе предстал низкий сруб в три квадратные сажени. Вход, в дом предваряло миниатюрное в две ступени крыльцо под навесом. Два маленьких окна на юг и восток, составленных  из осколков стёкол, крыша покрытая корой, мхом и сухой травой, глиняная труба. Заходить не стал, решил дождаться хозяина.

От дома в ста шагах в горе была видна пещера, он решил отдохнуть после непростого солнечного перехода. Расположившись, перекусил из своих припасов. По обугленному потолку был видно, что оно служило первым пристанищем для строителя избушки. Начало клонить в сон, когда Странник услышал шаги по мелким камням. Он встал и направился к избе. Ему на встречу шёл крепкий широкоплечий человек, с большими руками, чёрной с широкой проседью гривой волос, дополненной густой посеребрённой бородой. Нос, видимо, был некогда сломан, смуглое лицо испещрённое морщинами и светлый, устремленный вдаль, взгляд глубокой задумчивости и погружённости в себя. Он не замедляя, шага не поворачивая головы, в сторону пришельца зашёл в дом и затворил дверь на деревянный засов.

«Первая встреча состоялась и я ещё жив»,- подумал гость и вернулся к своему обретенному убежищу. Набрал хвороста для костра на ночь, соорудил постель из хвойных веток. Пока было светло достал дневник прочитал конспект переписанные у стариков рукописей и решил записать события этого дня, озаглавив их: «Затворник. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. В начале, была тишина, свет и изобилие». Закончив записи приключений прошедшего дня, Странник придался размышлениям: «Сегодняшний день сравним с детством тепло, сытно, беззаботно и бессловесно. Условия близкие к райским: вода есть, в озере точно водится рыба, в лесу дичь, ягоды, орехи, грибы, тепло и безопасно». На ум пришли параллели с прочитанными из монографии Затворника в доме стариков  научными фактами о эволюции человечества: «Появление «предчеловеков» - австралопитеков, живших на юге Африки (5 млн. лет назад) было обусловлено длительным (в несколько миллионов лет) периодом, когда они существовали в благоприятном климате и изобилии легко доступной пищи. Добыча пищи в воде сделало их прямоходящими (в находках смещается отверстие спинного мозга ближе к центру). Уходит растительность (шерсть), клыки, когти, конкуренция за еду минимальна, уходит цикличность в размножении, усложняется и ритуализируется половое поведение. Поскольку вопросы выживания были решены естественным образом, адаптация к столь благоприятным условиям идёт по направлению реализации последней биологической задачи – победе в конкуренции за произведение потомства. Находки черепов этой датировки свидетельствуют о появлении борозд и извилин, меняются форма стопы ног и кистей рук.». С мыслями о «земном рае» в надвинувшейся тёплой ночи Странник уснул.

Он проснулся от восходящего солнца, привёл себя в порядок и стал дожидаться второй встречи с Затворником. Она прошла по вчерашнему сценарию, только на этот раз Затворник уходил, не обращая на него никакого внимания. Странник  провёл полдня в обустройстве своего жилища и поиска источников пропитания на случай исчерпания собственных запасов. Вторая половина дня подарила ещё одну встречу с Затворником на этот раз он остановился, оглядел непрошенного гостя и по его лицу пробежала еле заметная за бородой ухмылка, хотя на порыв Странника приблизится он поднятой рукой дал понять, что приближаться не стоит и вновь скрылся за закрытой на засов дверью. Спустя некоторое время произошли перемены в погоде, начали собираться облака и подниматься ветер. Странник сначала побродил по окрестностям ища место более укромное от ветра, но не найдя ничего подходящего стал сооружать стену на входе пещеры для защиты от ветра угрожающую его костру и теплу. После чего в укрытии конец дня посвятил сначала прочтению своих записей последних дней, а затем новым заметкам. «Затворник. ДЕНЬ ВТОРОЙ. Затем был жест. Отрочество в жизни каждого следующий этап за детством, оно знакомит человека не только с радостями, но и ограничениями, неудобствами жизни. Жест очень действенный способ общения с окружающим миром и выстраивания собственных границ». Как и вчера нашлись ассоциации и с историей человеческого вида: «комфортные условия обитания и усложненная конкуренция за произведение потомства способствуют многообразию видов австралопитеков и росту их численности. Это, в свою очередь потребовало, большей пищи, социализации на почве усложнения её добычи: для координации этого процесса требовались жестикуляция в первую очередь и освоенная. Однако, как и всё хорошее, «райский период» в жизни австралопитеков закончился и дальше они выживали за счёт миграции в поиске более благоприятных условий и за счёт большей сплочённости, требующей большей социализации и позволяющей разделить функции каждого члена группы. В природе любой узкоспециализированный организм не способен приспособится к изменениям условий жизни и поэтому погибает. Те, кто не вписывался в сообщество, изгонялись, и их ждала либо гибель, либо, за счёт уникальных способностей они преодолевали тягчайшие условия и создавали свой социум. Постоянно меняющиеся сложные условия вели к развитию увеличе-нию объёма мозга и степени приспособляемости». Ночь путала мысли и ускоряла сон.

Этим утром Странник проснулся от приближающихся шагов. Затворник шёл по направлению к нему. Первыми его словами были: «Свобода ограничена лишь миром реального, миром физически возможного и мерой ответственности, который готов нести каждый за выбор, способность принимать решения. Свободный человек готов отвечать за свои решения высшей мерой - своей жизнью. Я вас не звал, не искал, поэтому говорить с вами я буду только, когда сочту нужным, и тему для разговоров буду выбирать тоже я. А сейчас прощайте». На улице стояла пасмурная тёплая погода. Странник, ободрённый новостями, занялся поиском еды и полезных для жилища предметов, обдумывая свои дальнейшие действия и сроки здесь пребывания, поскольку запасы были рассчитаны на ближайшие три дня не более.  Вторая половина дня поначалу не предвещала опасности,  как вдруг под ногами сначала слегка, а потом всё более ритмично задрожала земля, затем сверху зашумели и запрыгали камни.

Странник поспешил укрыться в пещере и коротал время за дневником. Дав новой главе имя «Затворник. ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Первым было слово – СВОБОДА». Он за-писал, произнесенную Затворником речь и всё произошедшее за день. Новые находки третьего дня подарили сходства с непредсказуемой юностью опасной, взрывной и внезапной. Странник окунулся в свой конспект по истории человечества, которые могли бы соответствовать пережитому. «Речь стала следствием дальнейшего усложнения поведения человека, позволив ещё больше организовать охоту, ускорив процесс добывания пищи отказом от жестов и высвободив руки для дополнительных манипуляций. Во-вторых, наделение предметов словесным обозначением позволило усложнить мышления, создавая модели в голове и выстраивая более сложное прогнозирования результатов своих действий. В-третьих, для решения биологических задач речь стала как нельзя лучшим орудием для создания имитации собственного величия, рассказывая о своих успехах можно было имитировать собственную доминантность, изображать деятельность, при этом ничего не совершая. Из «почтичеловеков» сформировалось два основных рода: с одной стороны это были большие группы с высокой социализацией и узкой специализацией функций (кроманьонцы), с другой - маленькие группы широкой специализацией и потому творческим потенциалом (неандертальцы). Последние были постепенно уничтожены более социализированными и многочисленными группами. Кроманьонцы, оставшись единственной ветвью стали основой человечества. Люди стали их продолжением: большая сплочённость позволяла разделить функции каждого в его узкой области и за счёт общности побеждать новые вызовы природы и внешних врагов». За письмом этот день подошёл к концу. Ночью За порогом природа успокоилась.

С рассветом Странник занялся разведением огня, когда Затворник постучал в каменный порог его жилища. После долгого молчания у костра Затворник нарушил тишину: «Обойдёмся без имён. Желание людей всем давать наименование это желание контролировать ситуацию, желание упорядочить, сосчитать создать иллюзию понимания, знания явления и процесса. Я удалился от мира за тишиной, уединением и свободой. О последней, очень много кричат в шумном мире, и никто толком не может объяснить, что это такое. Поэтому начну с того, что раскрою, чем свобода является для меня. Свобода способность выбирать из реально существующих возможных вариантов и нести ответственность за принятые решения виде последствий. Свобода не заканчивается там, где начинается свобода другого человека, это утверждение применимо лишь к праву. Свобода ограничивается лишь самим человеком и той мерой ответственности, которую он готов нести за обладание ею. Свобода - это всегда выбор и всегда ответственность. То из чего выбирать, должно реально существовать и быть физически возможно для человека. Никак потусторонних, фантастических вещей в мире не существует. Возможности человека ограничены его возрастом полом, физической формой и интеллектуальными способностями развитыми или убитыми с течением жизни. Свободы не бывает без ответственности. Отказ нести ответственность лишает человека его свободы, он становится подчинённым обстоятельствам и другим людям, которые не боятся отвечать за свои поступки. Высшее проявление свободы - это не делать то, что хочешь, а это не делать того, что не хочешь. Признаться себе чего не хочешь, и сказать нет, не идя на сделки с самим собой, не ища отговорок, почему ты очередной раз проживаешь не свою, а чью-то жизнь, делая ради чего-то, для кого-то. Не буду скрывать мне не нравится ваше появление, надеюсь, вы понимаете, опасность пребывания на чужой для вас территории. Подумайте, пожалуйста, о том, чтобы избирать менее рискованные способы испытать собственную жизнь на прочность». С этими словами он ушёл.

Красный закат предвещал завтра ясную погоду. Страннику надо было решать, что делать дальше. Что там, куда он вернётся он знал, что будет здесь – нет. Есть только одно непреодолимое желание - желание преодолевать. На этот раз преодолевать пришлось страх. Сна не было, поэтому, чтобы отвлечься он любовался пейзажами с высоты и надвигающейся ночью звёздным небом и поднимающейся луной. Решил – остаюсь, и уже лёг, как услышал крик, обращённый к нему: «Эй, человек, ты ещё здесь? Иди сюда». Он встал и направился к срубу. Затворник стоял на крыльце. «Значит, остался» - сказал он, -«тогда договоримся, что ты уйдёшь, когда я в следующий раз дам тебе понять, что более говорить не буду». Странник кивнул головой в знак согласия.  Затворник продолжил: «Чем больше человек молчит, тем больше он говорит разумно. Счастье быть самим собой. Как часто люди повторяют эту мантру. А что это значит быть самим собой? Для этого надо узнать себя: кто ты; что ты из себя представляешь; что умеешь; чего боишься. Это знание можно обрести только среди людей, их реакция на тебя это твои отражения, чем ближе человек, тем более чёткая картинка, подобно зеркалу. Большую часть жизни мы притворяемся, придумываем себя. Любовь женщины способна как ничто показать нам себя особенно тогда, когда она начнёт угасать и выявлять все наши непохожести, несовместимости. Любимую женщину мы подпускаем так близко как никого другого и тут-то можно приобрести неоценимый опыт узнать себя как можно лучше, а затем отправиться в путь к счастью быть самим собой. Быть, а не казаться. Быть, а не иметь. Вещи это самообман превосходства при реальной ничтожности. Казальщики и рабы вещей проживают чужие никчёмные жизни, ища виноватых в своём окружении. Любовь - это дар, который даёт молодость. Если она случится, всю оставшуюся жизнь будешь с женщинами повторять одни и те же сценарии, не понимая, зачем тебе всё это надо, каждый раз оставаясь разбитым и опустошенным». После этих слов Странник услышал привычный звук закрываемой на засов двери, вернулся к себе записал весь разговор озаглавив его «Затворник. ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. Выбор и ответстственность». Перед сном задумался: «Молодость четвёртый возраст человека, словно ночь с её тревогами, красотой и мыслями о грядущем – землетрясения, сменяемый спокойным лунным светом как сегодня. Уже четвёртый день его пребывания, а что сравнилось с молодостью в истории человечества?» Ответ пришёл довольно скоро – «Античность».

Следующий день был ясный и тихий, каждый занимался своим делом. Странник на весь день отправился вниз в долину, где собирался найти себе еды. Ближе к вечеру с юга стали наступать облака поэтому, по возвращению с удачной охоты, он озадачился дополнительным обустройством укрытия на случай дождя. Сытный ужин подарил ему любование алыми проблесками солнца сквозь пелену облаков. Короткий сон, намедни, в это раз закончил день раньше.

Он был разбужен дождём и грозой день пятый тревожил бездействием и буйством стихии. Отвлечение искал в дневнике, в нём появилась строка: «Затворник. ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Уединение». Писать о событиях было нечего, поэтому он размышлял о зрелости в жизни каждого и человечества в целом: «Зрелость приходит с непонятной тревогой исканиями, ошибками и нетерпимостью, вызванной серьёзной перестройкой внутри подготавливающей к неизбежному угасанию, опыт позволяет уверенно встретить эти перемены приноровиться к новому себе. В истории человечества зрелость началась со Средневековья».

Отложив дневник, Странник прогулялся под дождём, который уже начинал стихать, сходил к озеру разглядел рыб, полюбовался водопадом и вернулся к себе, разведя посильнее костёр, согрелся, обсох, поел. Дождь прекратился и первые не смелые лучи стали подтверждением его мысли. «Как и у человечества в зрелости за Средневековьем ярким светом красоты стала эпоха Возрождения, которая подарила желание жить, она же сменилась эпохой Просвещения, давшей  умение жить, так и в зрелости человека настаёт пора, когда опыт может с лихвой компенсировать меньшую энергетическую заряженность и подарить радостные мгновения жизни». Странник поспешил записать эти мысли у себя в дневнике. Вышел на воздух, навстречу к нему шёл Затворник, протягивая приветственно руку. «Пройдёмся?»,- начал он – «хочу рассказать о том, что даёт внутреннюю свободу - самодостаточность. Узнав себя, свои зависимости, привязанности, научившись определять, в чём их польза, а в чём вред, принять тех, кто тебе дорог и уйти от тех, кто крадёт твою жизнь вот следующая задача на пути к освобождению. Люди дают возможность узнать себя, но и они же вяжут человека бесконечным числом никчемных обязательств. Сколько в жизни приходится слышать ты должен, тебе надо, тебе нужно. Долженствование, нужда это то, что жизненно необходимо, без чего человек погибнет. Поэтому в жизни  человек по-настоящему должен есть, пить и спать – без этого он умрёт. А всё остальное это результат его выбора, взвешивания плюсов и минусов, поиска положительной разности между пользой и вредом. И не столько важно, что вы никому не должны, сколько важно, что вам никто ничего не должен. Всё, что люди говорят, делают - это их выбор, они могли бы этого не делать. Если от этого выбора ваша жизнь стала интересней или желанней, чувство глубокой  благодарности за это решение становится дополнительным её украшением и для дающего, и для принимающего. У человека стало достаточно времени и знаний, чтобы научиться беречь своё здоровье и научиться определять лишнее и пустое. Для этого ему не хватает одной мелочи принять конечность собственного существования. Любовь к жизни -это преображенный страх смерти, когда есть ясное сознание полного исчезновения собственного «я», по исчерпании заложенных в тебе сил. Сегодняшний человек может сам себе добыть пропитание, приготовить еду, одеть себя? Он вообще знает, откуда всё это берётся? У него есть хотя бы общие представления о том, как сделана та или иная вещь? Он может построить себе самое простое укрытие? Ты, я вижу, можешь. Поэтому я с тобой и заговорил. А там, где ты постоянно живёшь: что будет, если всем живущим в городах только на месяц убрать из их розеток направленный поток электронов – электричество? В кого они превратятся, не зная: что происходит; когда это кончится; почему бумажки теперь не имеют никакой цены; почему лавки закрыты, и их никто не кормит; почему в каменных ячейках холодно и сыро; отчего все вокруг злы и неприветливы?  Только чтобы напиться надо будет искать водоём и по возможности разжечь костёр, что бы как-то, обезвредить эту воду, а за едой придётся бегать среди деревьев, погружаться в водоёмы или копаться в земле. Зависимость от удобств куда пострашнее других маний, которыми люди отвлекаются от жизни и мыслей. В чём величие ныне живущих? Где их свобода? Это мир кого и для чего?»
Странник не заметил как они прошагав средь древ и безмолвных камней вновь очутились между двух жилищ. Пожав друг другу руки, они попрощались.

Ночь была беспокойной, потому что сильные порывы ветра не раз тушили костёр, и станови-лось холодно. Утро было пасмурным и не предвещало комфорта, и точно с неба уныло кружа стали спускать редкие снежинки. Чтобы как-то согреться, Странник устроил активную разминку. Еды осталось немного, перекусив, согревшись, он сел за дневник, записав вчерашний разговор. «Затворник. ДЕНЬ ШЕСТОЙ. Покой ли?». В своё повествование он не преминул  добавить собственных мыслей о дне сегодняшнем: «вот такая она старость, холод, скудность еды, тревога, ограниченные возможности, усталость и мысли о том, как хорошо было вчера и желание это вернуть. Для человечества наступила пора вступить в этот «очаровательный» период. Оно уже мало чего создаёт нового, все изобретения прошлого использует для праздности, творчество - это слабые повторы придуманного ранее. Всё чаще случаются приступы откровенной глупости. Технический прогресс ускорил жизнь, но и сократил время,  с которой сменялись возрастные периоды человечества. Хватит ли людям опыта растянуть окончательное падение и забвение или же глупость и праздность сметёт его окончательно.

Поставив точку, Странник вновь захотел размяться и согреться вышел из пещеры, снег продолжал своё неспешное падение сквозь него Странник увидел Затворника, который стоял у открытой двери избушки и приглашал его зайти к нему в жилище. Здесь его ждал накрытый стол тепло печи и продолжение разговора: «Живя среди людей»,- молвил хозяин уютного в одну комнату крова – «узнавая истинные причины их поступков, мне всё реже встречались думающие умные люди, которые используют слова для мысли, чтобы облекать чувства в произведения искусства, создавая новые идеи, миры. Речь оставила только одну функцию обмана и самовозвеличивания. При чём, используемые средства крайне просты и легко выдают обманщика. Есть простые стереотипные формы: «говорят», «я слышал», «мне кажется, «я думаю», «я считаю» . «Говорят» и «я слышал» - это построенное на недостоверном источнике не имеющего никакого фактического подтверждения предположение. Всё, что будет сказано после этих слов можно смело пропускать мимо своего внимания. Когда человек собеседник произносит «я думаю» - это значит, что человек выдаёт желаемое за действительное, а на самом деле как обстоят дела по-настоящему, он не знает. Сведенья ничем не подтверждённые, не проверенные и не имеют надёжных достоверных источников – это пустые слова, сравнимые с ложью. Умозрение рождает словоблудие.  Но гораздо проще говорить, чем чего-то делать. «Мне кажется» - это совсем без ответственное заявление человека, явно дружащего с потусторонними мирами и прячущимся в них от действительности. Кажимость – не есть действительность. «Я считаю» - просит сразу вопрос: а вы, когда считаете, никогда не ошибаетесь? Если ответ «да, не ошибаюсь» - это такая же автоматическая ложь – «как я никогда не вру». Поэтому речевая формула «я считаю» выдаёт испуг, нежелание проверять и ошибаться в действительности. И таких слов шпионов выдающих своих хозяев великое множество.

Свободный человек, рискуя быть уличённым в ошибке, говорит: «я знаю», «я решил». Готовность нести ответственность за свои слова учит молчать и думать прежде, чем говорить.

Конфликты полов - целый пласт притворств и самообманов. «Ты думаешь только о себе» - подразумевает - «давай вместе думать обо мне».  Эскалация ссор всегда одно и тоже, всё сводящееся к одной модели, когда участники начинают «тыкать»: «ТЫ сказал..»,«ТЫ меня бесишь». Не желающий обострять конфликт самодостаточный человек знает иную словесную, конструкцию вместо «ты», говорить «я». Тогда обвинение, будет признанием того,  что чувствуешь – «Я услышала …», «Я бешусь из-за тебя». А ещё полезно успевать избегать оценок любых и положительных и отрицательных, они в любом случае принижают собеседника. Вместо: «это замечательно» или «это отвратительно», оперировать «мне нравится» и «не нравится», это тоже ответственность для того чтобы к вашему мнению прислушивались, нужно что-то из себя представлять и самому сделать. Все так хотят, чтобы им доверяли. Есть один путь, чтобы тебе доверяли это начать доверять самому. А для этого важно освоить главное – научиться доверять себе, своему мнению. Всё это, доступно внутренне свободным и уверенным в себе людям, чурающихся стереотипов и не ищущих лёгкой жизни по лекалам. Обращаясь друг другу через местоимение «мой», мы, сами того не подозревая, наделяем человека свойствами принадлежащей нам вещи, как следствие стремимся владеть им, пользоваться и распоряжаться, то есть определять его судьбу. А наша жизнь принадлежит только нам самим и никому более.

Вопросительные просьбы тоже выдают неуверенность, боязнь быть отвергнутым. Эта имитация вежливости: «не могли бы вы?», «ты не хотела бы встретиться?», «можно тебя попросить?» , она снимает ответственность с просящего и перекладывает ответственность на визави. А как сложно сказать прошу тебя сделать то-то или то-то? Я хочу тебя увидеть? Страх перед отказом порой даже иллюзорным -  отвержение и значит боль, заставляет притворяться, обманывать, в первую очередь себя.

И уж конечно речь стала болезнью пустословия, сообщения бесполезной информации. Разговоры   превратились в один из способов убить время и не думать. Когда человек говорит, он не думает, и чем больше он говорит, тем меньше думает. Бесполезность разговора определяется двумя основными позициями: сколько нового ты узнал от беседы и насколько точно можно угадать продолжение любой начатой собеседником фразы. Знание только этих не сложных правил делает желание общаться с годами всё меньше. Люди боятся одиночества, не понимая, что они уже одиноки. Они не чувствуют разницы между одиночеством и уединением. Они не поймут, если им рассказать, что одиночество (чувствовать себя одиноким) – это когда ты никому не нужен. Уединение (быть одиноким) – это когда для радости покоя тебе никто не нужен. Можно быть окружённым морем людей и при этом задыхаться от одиночества и несвободы. Внутренняя свобода оставляет только од-ну зависимость, от самого себя. 

Странник, выслушав, сказал: «Хочу поделиться своими мыслями, относительно прочитанных ваших рукописей об истории человечества дополненных собственным соображениями, куда мы в этой гонке движемся, есть ли будущее. Позволите?». Затворник согласно покачал головой. Снег за окном прекратился. Уже стемнело, когда Странник, выговорившись, встал, чтобы отправиться к себе. Затворник не стал его удерживать, лишь протянул ему сшитый из шкуры тулуп и нахлобучил на него шапку. Костёр, шуба, масса впечатлений от мудрого интересного человека растопили ночь неожиданно случившего зимнего дня.

А утром, вновь появившееся солнце, растопило остатки вчерашней стихии, и вновь воцарилась южная осень. Странник решил вернуть шубу и шапку их хозяину, тихо зашёл в избушку, дверь была не заперта. Пока глаза не привыкли к сумеречному свету, в доме было трудно что-либо увидеть, лишь стол и лавка у окна были вырваны дневным светом. Он положил одёжу на лавку и остановился взглядом на пачке исписанных листов среди нескольких огарков свечей  и сложенный вчетверо листок поверх пачки, на котором было написано: «Передай, пожалуйста, матери рукопись, записку  и… прощай». Глаза уже привыкли к полумраку в доме, Странник разглядел спартанскую обстановку в доме никого, кроме него не было. Странник благодарно поклонился  этому месту и тихо вышел из избушки.

После чего собрал свой нехитрый скарб попрощался со ставшим родным убежищем и побрёл по направлению к реке и спуску в долину,  широкая река, потом подъём по извивам рассыпчатой ленте хребет спуск через лес и вот уже виднеются остатки деревни и домишка родителей Затворника. Он постучал в дверь, тишину нарушил шорох приближающих шагов, открыла мать. Странник протянул и рукопись и письмо. Надвигались сумерки, из глубины комнаты подошёл отец. Все уселись за стол. Мать читала письмо, потом отдала отцу и сказала: «Сын просит меня отдать вам всё им за эти годы написанное, он уверен, вы знаете, как этим распорядиться». Помолчав она спросила: «Как он?» - Странник ответил: «Он живой… настоящий». За ужином он слушал стариков о детстве, отрочестве, юности, молодости и зрелости их сына, что они знали и помнили.

Перед тем как идти спать Странник сначала сделал запись к себе в дневник: «Затворник. ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ГрУстные речЬки». После чего выплеснул на бумагу всё им вчера услышанное. После этого окунулся в чтение листов, исписанных Затворником прошлой ночью. Самые яркие мысли из них ещё долго не давали уснуть, каждая увлекала к её более глубокому постижению и развитию.

«Мысль изреченная есть ложь. Мы вкладываем разные смыслы в одни слова, у нас разный словарный запас, разный опыт. Любое чувство, мысль будет спрессованным, обесцвеченным, с пропусками и сокращениями. Слово устное должно быть кратким продуманным и неспешным, что, как и когда говорить чрезвычайно важно.
«Мы есть только здесь и сейчас. Прошлого уже нет, будущее ещё не наступило. Прежде чем сказать что-либо, полезно задать себе четыре вопроса: «что ты чувствуешь?», «зачем ты хочешь это сказать?», «почему ты хочешь это сказать» и «какова цель твоих  речей?».

«Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. Пустословие, многословие убивает мысль, оно выдаёт глупого  человека. Глупец говорит, потому, что не умеет молчать. Второй признак глупца отрицание очевидного. Избегание таких персонажей сохранит драгоценное время и силы на более интересные встречи. Та речь ценнее, над которой дольше задумываются, поэтому устная речь уступает письменной. Чем больше человек говорит, тем меньше думает. Случайные люди, бесполезные разговоры убивают время, крадут жизнь. Мысль способная создавать новые миры, приключения, людей рождается в тишине и уединении».

«Слова, слова, слова - правдивей тишина. Мудрец говорит, когда нельзя молчать. В мозге область, отвечающая за речь, руководит только мускулатурой извлекающей звуки. Когда человек думает эти мышцы, также напрягаются и расслабляются только в разы быстрее. С годами наши мысли начинают откладываться на лице в виде морщин,  складок от многолетней работы определённых мышц. Добрый человек всегда будет более привлекателен внешне в старости. Негодяи, мерзавцы и лжецы с годами становятся только уродливей они несут отпечаток зла на своих лицах».

«Иллюзия бессмертия опустошает жизнь. Смерть это не наказание, а последний опыт жизни, который неизбежен для каждого и подготавливает к нему наша старость. Осознание конечности жизни и неизбежность полного исчезновения избавляет от лишнего, придуманного, напускного и фальшивого. Ничто так не открывает человека как его дела, и ничто так не обманывает как слова. Лжец говорит и ничего не делает, либо говорит одно делает другое, либо выдает чужой результат труда за свой. Имитаторы бесконечным говорением создают иллюзию полезности своей деятельности, но она пуста, как и их слова. Человек дела мало говорит, много делает, он не нахваливает свои плоды, он любит то, чем занимается, получает удовольствие, принося людям пользу».

«Мы приходим в этот мир одни и уйдём одни. Научиться жить в согласии самим собой, следующий шаг после узнавания самого себя. Глупость, праздность, ложь имитация убивает человеческое, оставляя от разумного, ответственного, свободного человека, лишь весьма вредную, жадную особь. Ныне мы пришли к черте, за которой человечество от собственной глупости и ненасытности расправится само с собой. Расставаясь с жизнью, каждый человек видит свет, последнее, что увидит перед концом человечество - будет вспышка».

А дальше тишина ночи для Странника стала сном, чтобы превратится утром в возвращение в реальность, в другой уже неведомый ему мир. Он уже выбрал сложный путь осознанной жизни, создания своего мира не похожего не на чьи другие, мир, который даст ему расправить плечи свободного, настоящего человека.


Рецензии