Два актера в театре истории

Речь пойдет о спасителях великой державы, которой уже много веков является Франция. Когда-то она была сверхдержавой, но сейчас этот титул перешел к другим известным всем странам, но великой державой Франция является и по сей день. На самом деле у Франции был не один и не два спасителя. К ним можно отнести Карла Великого, Жанну д' Арк, многих из королей и герцогов, Робеспьера,спасшего страну от тирании аристократов и установившего ещё худшую революционную тиранию, Наполеона, спасшего страну от революционного хаоса, Веллингтона и коалицию, спасших эту страну и Европу от наполеоновского диктата, но это было уже довольно давно. Займемся веком двадцатым, который многие достаточно хорошо помнят.
В двадцатом веке у этой страны были сразу два спасителя, которые отлично друг друга знали, и один из которых служил под началом другого. Имею в виду маршала Анри Филиппа Петена и генерала Шарля де Голля. 
Петен закончил Первую мировую войну в чине маршала и на протяжении следующих двадцати с лишним лет пользовался славой «героя Вердена» и был общепризнанным «символом военной славы Франции». Начав свою политическую карьеру в 1934 г. в возрасте 78 лет, уже в 1940 г. он добился поста «главы французского государства», статуса «отца нации» и «спасителя отечества».О Петене писали гимны и слагали стихи. Де Голль был тогда просто очень хорошим генералом, одним из немногих, организовавших действенное сопротивление наступавшим гитлеровским войскам.
Второй был до 1940 года подчинен первому.  Все источники сходятся на том, что де Голль и Петен довольно хорошо ладили друг с другом [1].
Теперь то, что привлекло мое внимание [2]. На мой взгляд это интереснейший исторический и личностный момент.
Прежде чем де Голль отбыл в Лондон, чтобы сформировать движение «свободная Франция» в 1940 году, он встретился с Петеном,  которому де Голль раскрыл свои планы по продолжению войны. Как утверждает указанный источник, Петен согласился с де Голлем. Либо они там договорились, или просто изложили позиции друг друга. Понять трудно. На на соглашение очень похоже. Де Голль после беседы отправляется в Лондон и создаст свободные французские войска (свободные бельгийские силы уже были созданы, поэтому был прецедент). Петен останется во Франции и возглавляет правительство, сотруднившее с победившими немцами. Таким образом, у Франция создается  шанс выжить как покоренной стране, независимо от того, какая сторона выйдет победительницей в разгорающейся новой мировой войне [2].
Маршал лично встретился с Гитлером 24 октября 1940 года, обеспечил ему полную поддержку и с того времени управлял южной частью Франции (северная была оккупирована немцами). Сам термин «коллаборация» (букв. сотрудничество) принадлежит Петену, призвавшему нацию, в радиообращении 30 октября 1940 года, сотрудничать (фр. collaborer) с оккупантами. Правительство Петена контролировало также колонии, хотя постепенно колонии Франции отказались ему подчиняться (1940 год — Французская Экваториальная Африка и тихоокеанские территории; 1941 год — Сирия и Ливан; 1942 год — Мадагаскар) и признали лондонское правительство генерала де Голля. В 1941-42 годах рядовые французы из аполитичного большинства жались поближе к вишистскому правительсту, так как хотели найти хоть какую-то защиту и прсредничество, и Петен был ещё довольно популярен. В 1942 году Гитлер наплевал на договор и оккупировал всю Францию. Авторитет Петена резко и окончательно упал. 
Реальность встречи двух военных деятелей объясняет некоторые последующие события. В 1944 году в результате действий союзников после высадки в Нормандии Франция была освобождена от немцев. Наряду с английскими и американскими войсками активно сражались высадившиеся из колоний деголлевские части Свободной Франции. Ясно, что самим французам себя было не освободить. Франция с восторгом встречала освободителей. Коллаборационистам и коллаборационисткам прошлось тогда туго. Временное правительство страны возглавил де Голль – по впечатлению французов, новый спаситель страны.  К этому времени общественное мнение во Франции было уже резко настроено против Петена, и французскому правительству ничего не оставалось, как провести суд.
Обращаемся к источникам [1, 2].
В конце августа 1944 года, при приближении союзников и сил Сопротивления, Петен и его правительство были насильно эвакуированы немцами в Баден-Вюртемберг, в замок Зигмаринген. В апреле 1945 года немцы якобы заключили секретную сделку с французским правительством де Голля и швейцарским правительством. Договорились, что немцы отвезут его к швейцарской границе, и швейцарцы позволят ему войти на свою территорию. Он получит возможность попросить политического убежища в Швейцарии, и швейцарцы его предоставят. Французы официально заявят протест, но швейцарцы проигнорируют этот протест, и дело будет закрыто.
Но в развитие событий  вмешался сам Петен. Он заявил, что маршалы не бегают как зайцы, а отвечают на обвинения. В апреле 1945 года Петен отказался въехать в Швейцарию и вместо этого отправился во Францию, чтобы предстать перед судом. На суде Петен заявил, что всегда был сторонником Сопротивления, что ничего не имел  против де Голля, что сам защищал Францию от оккупантов, как мог, и что судья ему  весь французский народ, а не какой-то спешно набранный верховный суд и потому отказался отвечать на вопросы, предложенные ему судом. Несмотря на это, было решено продолжать процесс, ограничившись допросом свидетелей и экспертов и прениями защиты и обвинения.
На суде были выдвинуты серьезнейшие обвинения. А кому как не Петену надо было отвечать за встречи и соглашения с фюрером, за сильное экономическое содействие Германии во время войны, за депортацию евреев, которая завершилась смертью большинства из иих, за участие более миллиона французов в качестве иностранной рабочей силы на заводах в Германии, за добровольческий легион для Гитлера и за многое другое. Доводы в пользу Петена не были признаны состоятельными, и суд приговорил националпредателя к преданию смертной казни через расстрел, общественному бесчестью и конфискации всего имущества в том числе лишения воинского звания маршала Франции (тем не менее маршальский жезл не был конфискован).
Но Петена не расстреляли. И тут проявляется фактор. указывающий на особые отношения между ним и новым французским лидером.
Председатель Временного правительства Шарль де Голль, служивший до войны под началом Петена, из уважения к преклонному возрасту обвиняемого и его заслугам в годы Первой мировой войны 17 августа 1945 года помиловал 89-летнего маршала и заменил смертную казнь на пожизненное лишение свободы.
Бывший диктатор Франции и «герой Вердена» умер в 1951 г., в возрасте 95 лет, на небольшом островке у побережья Бретани. Он так и не признал себя виновным.
В 1966 году, в 50-ю годовщину Верденской победы, генерал де Голль, ставший тогда президентом, приказал возложить на могилу Петена цветы; это было повторено в 1976 году, а при Миттеране на могилу маршала цветы возлагались в верденскую годовщину каждый год, несмотря на протесты родственников жертв нацизма.
Резюмирую, можно найти в происходившем элементы театра. Пусть вынужденного для участников представления. Драма происходила нешуточная, а для множества людей и, вовсе, трагедия. Но все же театр угадывается. Оба главных актера играли свои роли. Роль одного из участников представления была изначально позорная. Но он на нее пошел. Может, согласился пожертвовать своим добрым именем ради толпы испуганных сограждан, которыми стали совсем недавно гордые французы. О мемуарах Петена я не слышал. Скрее всего, он так бы и написал.
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
2. 3.


Рецензии
Несомненно речь идет о главные национальных героях Франции, спасителях отечества! Очень интересная статья, в этой связи вспоминается еще одно высказывание Шарля де Голля:" Политика слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам".
Александр, спасибо большое, прочла с большим интересом!

Елена Петрова-Гельнер   22.11.2019 22:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.