Толкушка

Был теплый, весенний день. Солнце стояло в зените, припекало. Даже не хотелось учиться, а хотелось просто выбежать из школы и поиграть, подурачиться на школьном дворе. Но учиться нужно. Урок по математике незаметно подходил к концу, cледующий должен был быть по расписанию урок труда. Я думал, что же в этот раз мы будем делать. Каждый раз учитель придумывал для нас какое-то новое занятие. В прошлый раз мы резали оргстекло. Кстати, его я и увидел в первый раз именно на уроках труда. Оно очень прочное, гораздо прочнее обычного, но вместе с тем значительно легче. Помню еще, как мы чуть не подрались на уроке труда со своим приятелем. Он что-то стал говорить в мой адрес, подкалывать, мы пацанами любили давать друг другу клички и прозвища, ну я то же не остался в накладе, начал его обзывать, в итоге кончилось, что он побагровев, стал бросаться в меня гвоздями cо своего места, хорошо, что хоть молотком или рубанком не запустил, ну я то же не промах, в итоге чуть до рукопашной не дошло. Пришлось учителю срочно вмешаться и нас остановить. Уроки проходили интересно и все ребята ходили.
Вообще мне, да и не только, многим ребятам нравились уроки труда. Виделось во всем этом какое-то творчество, что ли. Сделать своими руками что-либо. Чувствовал себя творцом в некоем роде, эдаким мифологическим Гефестом, что ковал сталь и изготавливал изделия из нее в своей кузнице. В классе, точнее мастерской имелось много различных станков; токарных, фрезерных и множество инструментов - пилы, ножовки, молотки, рубанок. Сейчас, отработав на машиностроительном заводе,  понимаю, что класс, мастерская была похожа на заводской цех в миниатюре. По классу разносился приятный запах  древесной стружки и раскаленного железа. В этот раз учитель сказал нам, что мы будем делать кухонные приборы, утварь для дома из дерева. Он принес деревянные заготовки, и мы на свое усмотрение могли изготовить любые кухонные предметы. Кто-то из ребят решил делать разделочную доску, кто-то  лопатку, кто деревянные ложки.     Я же решил сделать толкушку, как ее называют в простонародии, поскольку очень любил котлетки с картофельным пюре, приготовленные моей мамой. Думал обрадовать свою маму, как оказалось потом зря. Труд мой, к сожалению, не был оценен по достоинству. Толкушка оказалась малость шероховатой, и не такой идеально отшлифованной, которые продаются в магазине кухонных принадлежностей. И была просто утеряна или точнее выброшена куда-то за ненадобностью. А я ведь так старался тогда, приложил усилия, чтобы ее порадовать. Но это после, а сейчас мне предстояло первый раз в жизни своими руками сделать что-то из дерева. Точнее не просто что-то, а полезную вещицу для кухни, приготовления пищи. Все было в новинку, мне в первый раз предстояло работать на токарном станке, и я был полон
энтузиазма и душевного подъема. Я осматривал с любопытством исследователя станок, пока учитель обьяснял мне принцип его работы. Наконец, наставления были закончены, и мне предстояло из куска необработанного дерева изготовить толкушку для картофельного пюре для матери.  Я надел, как положено в таких случаях по технике безопасности рабочий халат и очки, чтобы стружка не попала в глаза. Закрепив прочно деревянную болванку на станке, я включил его и начал резцом вытачивать толкушку. Шум от грохочущего станка стоял в ушах, но я настолько был занят процессом, что просто не обращал на это внимание. Станок громокласно рычал, стружка без конца сыпалась на мой темно-синий халат, а болванка тем временем, плодами моих усилий превращалась в подобие какой-то геометрической фигуры. Занятно было наблюдать, как резец делает из грубой, неотесанной древесной заготовки довольно интересную вещицу с плавными формами. Учитель подошел ко мне и стал наблюдать за процессом изготовления моей толкушки, судя по тому, что он не делал мне замечания, я посчитал, что делаю все видимо правильно. Заготовка же с неумолимой скоростью превращалась в отчетливую фигуру, напоминающую толкушку.
Наконец, спустя несколько минут, толкушка была полностью готова.
Учителю предстояло осмотреть плоды моего труда и вынести свой окончательный вердикт.  Какова же была моя радость, когда учитель взял толкушку из моих рук, повертел, посмотрел, потом отдал мне со словами
“Хорошая работа, только надо еще отшлифовать, чтобы не было шероховатостей”. Теперь нужно было с помощью наждачной бумаги отшлифовать поверхность, чтобы она была идеально гладкой. Скажу, что толкушка у меня идеально ровной все равно не получилась, поскольку как я уже писал, мама предпочла ей идеально ровную, гладкую толкушку из магазина. Жаль конечно было свой потраченный труд и толкушку было жаль, как никак, я трудился же, но данный опыт помог мне в дальнейшей моей работе инженера. Я стал представлять, что такое нелегкий труд рабочего и что вещь, сделанная своими собственными руками ценнее для тебя, нежели та же вещь, пуская даже лучшего качества, но магазинная. Поскольку она твоя!

(01.09.2019г)
(Карпов Игорь Евгеньевич)


Рецензии