В заокеанском Госдепе затревожились
Но на белом коне прямым триумфальным маршем не получается: слишком много в Грузии обиженных экс-президентом людей, готовых отомстить ему самым лютым манером. «На обиженных воду возят» - это не про них сказано. Теперь они впрягут в водовозку хоть рогатого чёрта с Мишей в придачу в случае его камбэка, и будут гнать до самого Ростова. Напомню, именно до этой столицы донского казачества главнокомандующий Саакашвили обещал гнать ржавую российскую бронетехнику, если она сунется в Грузию. Сунулась, оказалась нержавой, и вот уже одиннадцать лет торчит в полусотне километров от Тбилиси. Некому её гнать с грузинской земли.
В пустопорожнем обещании экс-президента была сосредоточена вся суть его внешней политики, являющейся, как известно, продолжением внутренней. А внутренняя политика, к сожалению, тоже страдала крайней неразборчивостью в методах осуществления одной из главных функций государства – функции охраны прав и свобод человека. Гражданские права основного населения страны правительство охраняло за счёт роста сети пенитенциарных учреждений, а свободу жителей этнопровинции – ночными артобстрелами по её столице. Принципы ведения внешней политики мало чем отличались от внутриполитического дискурса.
С незапамятных древнейших времён наш мир делится на центры влияния и подчинённую им периферию. За исключением «золотого века» царицы Тамары, Грузия, к сожалению, всегда примыкала к конгломерату периферийных вассальных государств, находившихся в подчинении у мощных сюзеренов, - что шахская Персия, что султанская Турция, что царская Россия. С распадом российско-советской империи, в чью сферу влияния, почитай, две сотни лет входила Грузия, оставшаяся в гордом одиночестве североамериканская сверхдержава спешно примерила на себя форму «копа» - блюстителя порядка, скажем так, в мировом масштабе. Понравилось. И до такой степени, что заведённые у неё домашние порядки / среди коих плохих ничуть не меньше, чем хороших / стала укоренять по всему миру, приплачивая к тому же помощникам-укоренителям немалые денежки. Именно они и сподвигли Грузию на беспрекословное подчинение диктату заокеанской сверхдержавы без права не то, чтобы перечить, а просто ослушаться…
Наводнившим Грузию неправительственным организациям-грантоедам меню составляли с учётом штатовских политико-гастрономических предпочтений, главное из которых – отъесть у России как можно больше жизненного пространства. На южнокавказской политической кухне Грузии отвели обязанности этакого «грибного человека», первым пробующего блюдо /съедобно ли ? /, прежде чем к еде приступит хозяин. А отбросив кулинарную казуистику, можно сказать проще и жёстче: добрых два десятка лет из Грузии пытаются сделать полигон для тестирования мини-войны между Россией и США – основными противниками-обладателями мирового ядерного арсенала.
Одна война, к счастью, неядерная, уже состоялась в 2008 году. Она имела явные приметы «прокси-войны», то бишь, баталии, опосредованно инспирированной третьей стороной в надежде получить крупный бонус от исхода стычки непосредственных участников. США просчитались. Главком ВС Грузии по-пластунски отполз от эпицентра боевых действий, подписал с Россией мировую и посетовал на третью сторону, отказавшуюся бомбить Рокский туннель. Иными словами, Михаил Саакашвили был бы не против серьёзной американо-российской заварушки на территории Грузии. Да и территория эта ему до глубокой фени! Сам признаётся. Ну не мог президент-патриот в оправдание своего военно-политического афронта назвать отторгнутую землю Самачабло заодно с Абхазией «обычной грудой камней»!
Вообще, это малообразное сравнение Мишико лично у меня всегда вызывает к жизни библейскую аллюзию: «Время разбрасывать камни и время собирать камни». Так вот, наша, абсолютно «вся королевская рать» / читай: президенты Гамсахурдия, Шеварднадзе, Саакашвили / разбрасывала камни в разные стороны, позыбыв, что сама живёт в стеклянном доме. «Ответка» всякий раз прилетала незамедлительно. Печальный результат известен всем. Неизвестно только одно: когда же наступит время разбросанные камни собирать и укреплять ими фундамент грузинского государства. Именно укреплять, ибо основание фундамента худо-бедно уже возведено и отрицать вклад Михаила Саакашвили в эти строительные работы так же неверно, как и отрицать его безусловную вину в потере 20% исконной грузинской земли.
Ныне эта цифра во всех хештеговских вариациях обыгрывается доморощенными евроатлантистами и участниками якобы антиоккупационной, а по сути – оголтелой русофобской кампании, охватившей, по утверждению иных политиков-экспертов, самую передовую, свежемыслящую часть грузинского общества. Бедные же мы, бедные, если представленная в основном желторотой молодёжью «свежемыслящая» часть общества борется с оккупантами выкрашенным в цвета российского триколора изображением свиньи и матерной руганью в адрес этой прозрачной анималистической аллегории. Эфирный матерщинник Габуния отдыхает. Он хоть одного Путина с его покойными родителями поносил, а тут всю 150-миллионную страну матюгами костерят. И знаете, почему? Потому что в этом году полтора миллиона российских туристов собирались внести в бюджет Грузии, согласно достоверным прогнозам, один миллиард долларов.
В заокеанском Госдепе затревожились: а ну как грузины обоюдовыгодные отношения с Россией предпочтут военно-политическому сношению с нами?! И тут же громогласное заявление о ползучей оккупации Грузии русскими туристами сделал крупный пентагоновский экс-чиновник Майкл Карпентер, он же старый приятель нынешнего кандидата в американские президенты Джо Байдена и новый друг Гюли Аласания. Мама Миши Саакашвили, высокообразованный тюрколог Гюли-ханум успешно совмещает педагогическую деятельность с политической, инициируя проведение на пока не совсем отуреченной родине международных форумов по предотвращению пагубного влияния гнусной российской пропаганды на грузинское общество.
Видимо, по мнению Гюли-ханум, российская пропаганда – это лишнее упоминание статей Карского договора 1921 года, согласно которым Россия выступает гарантом пребывания Аджарии в составе Грузии и замалчивание положений «Национального Завета», поныне имеющего юридическую силу документа, навечно закрепившего вхождение Батумского вилайета в границы ататюрковской Турции образца 1920 года. Высокообразованному тюркологу Гюли-ханум, безусловно, известны ментальные особенности правосознания турецкоподданных граждан: в массе своей они уверены, что любой клочок земли, некогда находившийся пусть даже в однодневной власти Оттоманской империи, всегда будет считаться неотторжимой частью земельных владений страны-правопреемницы. Ничего не поделаешь – таковы особенности общемагометанского восприятия славной геополитической старины. Напомню, Аджария маялась под юридически-ментальным игом Блистательной Порты не один день, а целых триста лет.
А кто у нас правопреемница Блистательной Порты? Правильно, Турция! И достаточно будет России просто так, в знак признания нынешних добрососедских отношений с Турцией денонсировать Карский договор, как последняя, ничтоже сумняшеся, приберёт Аджарию к своим рукам. Благо, прецеденты в новейшей истории имеют место быть. Крым же вернулся в «родную гавань», так почему же не стать следующим «Батумскому вилайету»? Тем паче, что первопример не только перекраивания границ современной Европы, но и создания в её центре нового мусульманского государства Косово показали США. А дурные примеры ой как заразительны! Россия не сумела совладать с соблазном им последовать. И вряд ли она помешает Турции в час «Х» сделать то же самое…
Наш беспринципно-талантливый экс-президент Михаил Саакашвили, унаследовавший от мамы все тонкости разнопланового толкования отечественной истории, не раз заявлял, что у грузин с турками никогда не было глубоких политических разногласий. Видно, того же мнения придерживается и нынешний президент Турции Реджеп Эрдоган, иначе бы он на одном из многолюдных митингов не облек свои крайние пантюркистские идеалы в ностальгическую словооболочку: «Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце! Разве можно отличить турецкий Ризе от Батуми?!».
Дипломатичнее и яснее не скажешь! Если национальный лидер № 1 в своей президентской душе пока лишь мечтает спроецировать границы Турции 1878 года на физическую карту нынешней Грузии, то рядовые граждане его государства действуют активнее и жёстче. Видать, сам Аллах велел членам ультра-правой националистической организации «Серые волки» время от времени дефилировать по приграничному побережью грузинского Сарпи с лихой патриотической песней «Турецкая земля – турецкому народу». И вовсе не на ветер ярый апологет неоосманиза и недавний премьер-министр Турции Ахмед Давотоглу бросает слова о намерении вернуться к великотурецким границам от Сирии до Аджарии.
Анонсированное возвращение на начальном этапе не предполагает танковых марш-бросков. Будет задействована иная сила, мягкая – smart power. Они нам – углублённую стратегию религиозно-культурно-экономической экспансии, мы им – беспечную тактику соглашательского попустительства экспансионистским замыслам. В Грузии более трёх сотен/!/ действующих мусульманских мечетей. В Турции – ни одной грузинской церкви. Последний форпост православия на аджарской земле – сиротливо-одинокий храм Андрея Первозванного стоит в Сарпи, чуть поодаль от турецкой границы. Через неё ежедневно снуют сотни наших соотечественников, вне Отечества добывающих деньги на пропитание.
Не иссякает встречный поток охотников за матблагосостоянием и с противоположной стороны. Турки проникают в Грузию по суше, по воде и по воздуху. Батумский аэропорт, как и многое в аджарской столице, выстроенный на деньги Анкары, вообще работает в режиме внутритурецкой воздушной гавани: пассажиры летают туда-сюда без всякого таможенного контроля. А зачем эти формальности, если Миша Саакашвили на излёте своего президентства в массовом количестве пожаловал туркам грузинское гражданство?! Вот они и стали преобразовывать свою новую-старую родину. Начали с улицы Кутаисской. По правде сказать, название улицы – непонятно как уцелевший старогрузинский анахронизм. Всё остальное – турецкое: рестораны, музыка, массажные салоны, слушатели музыки и посетители массажных салонов. Ублажив слух, тело и желудок, обитатели улицы Кутаисской отправляют культовые обязанности здесь же, в мечети Орта-Джаме. Святое дело!
Грустное отступление. Прошлым летом в Сарпи, в безлюдном дворе уже упомянутого мной храма Андрея Первозванного я застал полдюжины граждан сопредельного государства за отправлением совсем не святых, а земных, гораздо прозаических обязанностей. Я понимаю: случилось это, вероятно, при очень острой надобности и, возможно, ввиду отсутствия поблизости общественного туалета, но могли же мужики справить малую нужду в каком-нибудь ином месте… Не захотели. Так же, как не хотят их соплеменники поднять из руин тао-кларджетские памятники древнегрузинского церковного зодчества – монастыри Ошки, Хандзта, Отхта, Хахули. Ничего уже не говоря о запрете турецких властей вводить там грузинское богослужение. Н-да, что в далёком шестнадцатом веке с воза упало, то пропало! В двадцать первом столетии всё может повториться.
Ох, как я не хочу, чтобы такие гости из-за кордона когда-нибудь стали хозяевами моей страны, в крайнем случае, той её части, которая усилиями русского оружия сто сорок лет назад возвратилась в лоно матери-Грузии. Ибо, если это произойдёт, никакие долговременные протестные акции с требованием деоккупации Аджарии не повернут вспять уже сегодня набравшее силу стремительное течение событий, плавно перетекающее в стечение обстоятельств. А обстоятельства очень часто становятся непреодолимыми даже при всём нашем огромном желании с ними справиться. Наша благословенная Родина с перманентной регулярностью попадает в турбулентную воронку этих самых обстоятельств непреодолимой силы. Не сама по себе, конечно, а по слепой воле горе-руководителей, мнивших себя непогрешимыми мудрецами.
Талант полиглота и красноречивого говоруна – это ещё не талант дальновидного политика. А если недальновидный политик ещё и импульсивный социопат – его стране беды не миновать. Вот вам слово в слово цитата-самообнажение из разряда последних публичных признаний Михаила Саакашвили, приподнимающих завесу над неудобной правдой о пятидневной войне 2008 года: «Мы бросили вызов порядку, существовавшему в нашей части мира. Мы – хотя, возможно, речь скорее обо мне – я слишком доверял Западу, однако, тогда наш подход был основан на ценностях. Я был слишком наивен в своём отношении к Западу. Я думал, что они всегда делают то, что говорят, что они верят в свои принципы».
Не договаривает экс-президент кое-чего, эх, не договаривает… Сказал бы уже, что понадеявшись на всемерную забугорную поддержку, в первую очередь, со стороны США, в безумном военно-политическом противостоянии с Россией он действовал наобум, вероятно, взяв за образец поведения известный девиз Наполеона Бонапарта: «Ввяжемся в битву, а там посмотрим». По стодневном возвращении на императорский престол битву при Ватерлоо Наполеон проиграл вчистую и окончил жизнь на Острове Святой Елены, всматриваясь в бескрайнюю морскую даль.
Талантливый человек Михаил Саакашвили в отведённые ему судьбой две президентские каденции сделал всё что мог – и хорошее, и плохое. За хорошее народ ему благодарен. За плохое – дорога ему в родные края заказана. Самое время – расстаться экс-президенту с реваншистскими планами возвращения в Грузию, и, любовно всматриваясь в неё из своего американо-европейско-украинского далека, желать Родине благоприятного стечения обстоятельств.
Свидетельство о публикации №219090201060
И относительно государственных границ:
Действительно, верно Вами замечено - границы в сердце проходят моём. Что это за атавизм со времён фараонов, границы!..
Читал где-то о разговоре на МКС российских и американских космонавтов, наблюдающих в иллюминатор нашу планету, красивую, нежную и беззащитную среди смертельного мрака Космоса. И никаких государственных границ они на планете не наблюдали.
Так вот они подумали солидарно, что всех земных президентов перед вступлением в должность нужно командировать на МКС и пусть там они принимают присягу.
И, в частности, об отношении россиян к Грузии:
В прошлом году мой сын на своей машине путешествовал по Грузии. И вернувшись, сказал мне, что желал бы переехать в Грузию на постоянное жительство.
Эх, уважаемый Вахтанг, так думаю - это тот призрак из Манифеста всё бродит по планете, как тень отца Гамлета, и морок на мозги народов напускает. И остаётся надеяться лишь на торжество закона Гармонии в конце концов.
С уважением!
Евгений Жироухов 20.06.2020 08:09 Заявить о нарушении
Мне как неквасному патриоту приятно, что Вашему мальчику, видимо, приглянулись внешние проявления существенных перемен, привнесённых в грузинскую жизнь именно Мишей Саакашвили. Они, саакашвилевские перемены словно манна небесная просыпались на наши головы после шеварднадзевского безвременья, хотя, согласитесь, как-то неудобно бесконечно благодарить власть за элементарное: газ, электричество, воду / всего этого при Шеварднадзе не было годами /. Мишико безусловно усовершенствовал работу госструктур и дал толчок развитию туриндустрии. Вот, пожалуй, и все его достижения. Минусов гораздо больше: и война 2008 года, им развязанная, и потеря 20% территории, и рейдерство как основной принцип экономической политики госкапитализма, и произвол в суде, и пытки в переполненных тюрьмах...
Эх, да ну его!.... Есть у меня статейка "Страсти по Михаилу". Там чуток поподробнее...
А народ в Грузии, что ни говори, был и остаётся душевным! Вероятно, Вашему мальчику это более всего и понравилось...
Добра Вам и удачи!
С благодарной искренностью и надеждой на торжество закона Гармонии, В. Б.
Вахтанг Буачидзе 21.06.2020 09:13 Заявить о нарушении
Мой "мальчик" (сорока лет возраста), и кто скажет, что он не мальчик... выразил свои впечатления о Грузии - "бедно живут, но люди хорошие".
А у меня остались детские впечатления о Кобулети, ещё когда там стоял памятник Сталину и пугали детей, что ночами у моря турки украсть могут, мол приплывают на подводных лодках...
Течет жизнь, течёт!
ВСЕГО Вам самого лучшего!
Евгений Жироухов 21.06.2020 10:30 Заявить о нарушении