Медицинская сестра

Заходя за лекарствами в аптеку «Доктор А», я с радостью встречала коллегу мужа, Рамазанову Ольгу Николаевну. В общении с этой обаятельной женщиной я всегда получала заряд бодрости. Так произошло в один из моих походов в аптеку «Доктор А». Мы разговорились.
– Мы, – рассказывала мне Рамазанова Ольга Николаевна, – комсомольские активистки, добровольно записались ехать в Дагестан. Это было время, когда мы, пережившие в детстве страшную войну, привыкшие и крошку хлеба делить пополам, воспринимали чужую боль как свою, а любой уголок Страны Советов – как свой дом родной.
Мы, 16 выпускницы 1959 года Камышинского медучилища из Ульяновска, до Астрахани добирались на пароходе, а из Астрахани до Махачкалы – на поезде.
В Махачкале нас перераспределили. Нас с Люсей направили в Агульский район. На старой полуторке мы добирались до Тпига. Было страшно на крутых подъемах, особенно тогда, когда полуторка врезалась в скалу.
  С какой радостью нас встретили в Тпиге, не сказать словами! Все сельчане: и стар, и млад вышли нам навстречу, здоровались, как с долгожданными гостями.
Нам выделили комнатку с земляным полом, с маленьким окошком и глинобитной плоской крышей, которая чуть пройдёт дождик, начинала протекать.
Ни радио, ни часов у нас не было. Мы с Люсей страшно боялись проспать и опоздать на работу. Местные люди вставали очень рано, мы ориентировались во времени по природным явлениям, старались приспособиться к горным условиям. Меня поражала самоотверженность горцев: зная надобность в собственной семье, они отдавали все до крошки нуждающимся, делились с соседями и гостями, чем могли. Удивительно, несмотря на суровые условия, горцы редко болели. Оказалось, здесь много долгожителей.
Жили горцы в нужде, но сплоченно. Я никогда, наверное, не забуду, как после нашей с Джамалутдином свадьбы вся его родня делилась с нами своим нехитрым скарбом. Давали все, что имели: кухонную утварь, самотканные паласы и т. д. Да еще с почтальоном, на его лошади, из Амуха (а Джамалутдин родом из Амуха) в Тпиг отправляли сметану, масло и сыр, высушенный коржами.
Три года я работала в Агульском районе медсестрой. Но часто приходилось оказывать и врачебную помощь. Во все селения района мы с Люсей ходили пешком, сокращая путь по горным тропинкам. Бывало, когда повезет, добирались и на лошадях.
– А как же вы оказались в Новокаякенте, в аптеке «Доктор А»? – спросила я.
– Ой, это долгая история. Джамалутдин в годы войны, как самый смышлёный и грамотный подросток, работал в сельсовете с. Амух. А потом с семиклассным образованием его перевели в с. Тпиг бухгалтером-экономистом. Этого образования даже для смышлёного в вычислениях молодого человека было недостаточно. Поэтому он решил получить специальность, поступил в СПТУ в Дагестанских Огнях. После окончания СПТУ его направили в Каякентский район. Вот и я переехала на равнину, стала работать в бруцеллезной больнице.
Характер у меня от природы веселый, а пациенты любят медицинский персонал с юмором. Вот и тянулись ко мне пациенты, словно дети. Как они шутили, не медикаменты лечат больных, а отзывчивая добрая душа медика.
Многие больные приезжали в РББ каждый год. Однако в 1985 году РББ закрыли, огромный архив с врачебными документами и историями болезней пациентов сожгли. Нам, медперсоналу, пояснили: мол, болезнь ликвидирована. А у меня душа болела: «Бруцеллез, особенно в запущенной стадии, до конца не излечивается, поэтому многие больные периодически будут нуждаться в стационарном лечении. А стационар закрыт, как же они выживут?».
Что было, то было. Я устроилась на работу в Каякентскую районную больницу. 12 лет проработала на станции «Скорой помощи». Вызовы. Вызовы. Вызовы. В любое время дня и ночи. Оказание срочной помощи больным. А больные разные. К каждому надо найти индивидуальный подход.
Находясь уже на заслуженном отдыхе, ко мне обратился Абдурашид, заведующий аптекой «Доктор А». Работа в аптеке – не самая трудная, конечно. Только годы берут свое: за 52 года беспрерывной работы в медицинских учреждениях, напряженность, копившаяся годами, дают о себе знать. Вот и стараюсь поддерживать себя морально и физически.
– Видимо, все свои знания Вы передали детям?
– Да, дети мои тоже стали медиками. Майя окончила ДМИ, 20 лет проработала терапевтом в г. Омске, теперь работает в Первомайской участковой больнице, а Таня – фармацевт при детской поликлинике в городе Избербаш.
Глядя на Ольгу Николаевну, я тогда думала: «Как была бы прекрасна Земля, если бы все люди, живущие на ней, были так же добры, улыбчивы, болели душой за окружающих, утверждали здоровый образ жизни, как эта милая женщина».


Рецензии
Айша! Читала рассказ и вспоминала свою молодость.
Мы ехали после учёбы по распределению, не боясь, как
встретит любой уголок бескрайней Страны Советов.
Не делили людей по национальностям, разрезу глаз и цвету кожи...
Всё ушло с развалом СССР. И медицина привязана к нашим кошелькам.
И тот Рай, где привыкли "и крошку хлеба делить пополам, воспринимали чужую боль как свою, а любой утолок Страны Советов – как свой дом родной"
вспоминаем с ностальгией и грустью.
Доброго Вам всего!
С уважением,

Татьяна Завадская   02.09.2019 19:13     Заявить о нарушении
Милая Татьяна, хочется верить, что не всё потеряно. Да, мы лишились своей надёжной опоры - Страны Советов, но, почему-то верится, что есть и люди, которые не делят "людей по национальностям, разрезу глаз и цвету кожи", люди, которые будут воспринимать чужую боль как свою, а любой уголок России – как свой дом родной.

Будем надеяться на лучшее.

Айша Курбанова 3   02.09.2019 19:51   Заявить о нарушении