Двести лет назад

«История предков всегда любопытна тому , кто достоин иметь Отечество»

                Николай Карамзин
 

В основе этого повествования  материалы  Куединского краеведческого музея , грамотно подобранные мне Венерой  Федоровной Сафиной,  выписки из Государственного архива Пермского края , труды башкирского историка Кузеева Р.Г. , содержание   многотомника   «История башкирских родов» , работы замечательного  ученого,  нашего земляка Черных А.В.





  ЗВУК РАСТУЩЕЙ ТРАВЫ
            С раннего детства я любил уходить в лес , особенно время это было  весной , когда все просыхало , но в логах и под большими елями в лесу лежал не растаявший снег , а сверху ослепительно светило солнце. Отряхнувшиеся  от зимней спячки деревья стояли в напряжении , чтобы выкинуть буйную листву , а ели и пихты били сияющим зеленым светом , издавая волнующий запах хвои , пахло так , что даже во рту ощущался её вкус Я залезал на высокую вербу,  покрытую сплошь пушистыми ярко желтыми  комочками  цветов , испытывая при этом невероятное блаженство :  медяной запах  дурманил голову ,  с громким гулом вокруг цветов летали сотни пчел и шмелей ,  срывал  полосато –желтые шарики  цветов и клал их в рот , высасывая  сладкий нектар. Слушал как растет трава,  с громким шуршанием пробиваясь сквозь ковер прошлогодних опавших листьев.  Чуть позднее недели через две-три после цветения вербы, когда всё прогревалось, меня привлекало другое занятие : бродя по лесу я находил безымянный ручей и встав на коленки  мог часами наблюдать за жизнью его обитателей , это проплывавшие ручейники (насекомые в отрезке травинки) , водомерки , бойко бегающие  по поверхности воды , летающие изумрудные стрекозы , головастики , плавающие стайками , этот мир меня завораживал . Иногда я усаживался на пригорок и длительное время всматривался  в причудливо расположенные холмы , перелески , рвы , канавы , поля  ,   продолжительное  время  осматривал заинтересовавшую меня глубокую рытвину или яму  , подразумевая , что они рукотворные .  Я задавал себе всегда одни  и те же вопросы : здесь жили люди , как они жили до нас , что здесь было , неужели все это бесследно  исчезло , с нами также будет?. Я представлял  как выглядела наша земля в давние времена,  что было на ней, как и кто здесь жил. В те мои детские времена кругом пахались и засевались поля  , к сожалению , жизнь распорядилась так , что теперь каждый может наблюдать  , как выглядели наши земли в далеком прошлом , они зарастают лесом там , где раньше были дремучие леса ,   которые наши предки неимоверными  усилиями вырубали и выжигали для пахоты, пройдут годы , предстанет картина , которую крестьяне увидели , приехав в эти места , в поисках свободных земель в начале девятнадцатого столетия из Сарапульского , Чердынского и Кунгурского уездов по разрешению Пермской Палаты, и если у власти  либералисты , в моем понятии «торговый люд» ,  будут еще лет двадцать , то , скорее всего , охота на пушного зверя будет нашим основным занятием , и налог мы будем платить звериными шкурками. (Кстати , в России до тридцатых годов ХХ века  на первом месте был экспорт пушнины ). Увы , но в точности  восстановить историю,  то что было в течение хотя бы двух  веков , не получится.

 НАХОДКА НА ЧЕРДАКЕ
              Одним из самых ярких детских впечатлений осталось у меня знакомство  со старинным документом , найденным нами с приятелями Володей Шипуновым , по прозвищу «Старик» и Николаем Санниковым под крышей  Лайгинской церкви . Каким образом туда мы забрались , я точно уже не помню . Осмотрев и обшарив всё , что можно , тщательно обходя многочисленные голубиные гнезда с раскатившимися яйцами , в одном из пазов толстенных бревен мы нашли тугой сверток , обернутый полуистлевшими старинными церковными газетами , перетянутый бечевкой.  Николай Александрович Санников живет сейчас в Зюкайке , до пенсии работал инженером  совхоза-техникума «Уралец» ,  он подтвердит мои слова : вскрыв сверток , мы нашли там несколько десятков мелко-исписанных  листов с обеих сторон . Цвет бумаги , практически, сохранил свой первозданный вид и поразил своей белизной , по содержанию это были доносы  , читая их, мы находили знакомые фамилии и имена односельчан . Бумаги были датированы серединой тридцатых годов ХХ века. Кто и как положил эти бумаги в этот сверток и не дал им хода  , какая драма или трагедия была за этим , я сейчас могу только догадываться . Несколько , значительно,    более старых бумаг были записями о денежных расходах на строительные материалы , другие были чисто религиозного характера , но вот один документ на  плотной , но очень потертой бумаге выделялся среди всех своей ветхостью. Это была грамота , дающая право заселиться « Ивашке Бородулину в сих местах на перекрестье рек за плату три с полтиной рубля в год » . Бумага была подписана именем «Гарифулла» и стоял странный замысловатый знак в форме лука. Имена и фамилии я точно запомнил , но вот остальное было не очень разборчиво  и не очень для нас понятно , поэтому в памяти не сохранилось ,  а бумаги «Старик» сказал , что отдаст своей матери , так как  там было много церковных документов.
        Этот эпизод   никогда не выходил у меня из головы , в разные годы заставлял откладывать в голове на заметку  факты о прошлых   события нашей земли , с большим вниманием относиться к прочтению исторических материалов и документов о нашем крае. Порой в случайном разговоре со случайным  собеседником открывал новые сведения об отдаленных событиях и потом искал их подтверждение.
      Слушая сейчас по телевидению , знакомясь  в интернете с роликами выступлений разных авторов, читая  публикации  на исторические темы, можно слышать расхожую  фразу : « Я изучил гору материалов!». Где эту гору они нашли и как на неё взбирались  они не рассказывают . В основном это интерпретации публикаций друг друга , и их собственные фантазии : «А могло быть ведь это так , могло , напишу» . Поэтому , что ни говорят , историческая наука весьма условна,  её делают не ученые а политики. Только на моей памяти история России переписывалась раз пять , в угоду не только правящей верхушке , но и даже различным влиятельным кланам, а где уж знать правду , что было лет двести –триста лет назад. А что лично знаю я ? Наибольшую достоверную информацию о прошлых событиях я получил из уст своей прабабушки Екатерины Игнатьевны  1896 года рождения , родом она была из Старого Шагирта . После смерти при родах моей родной прабабушки , а родила  она 20 детей  , из которых выжили пятеро , прадед Семен Иванович взял в жены Екатерину Игнатьевну , которая была моложе его на 22 года. Значит мой прадед был с 1874 года !

РУССКАЯ ИЗБА
      Выходцами из  чердынских  земель , рядом с деревней Большой Талмаз ,был образован хутор Зуевка ( подтверждается ревизскими сказками ). На хуторе Семен Иванович в 1922 году построил дом с надворными постройками , в котором я родился и провел детство , и в котором , мне кажется , что помню всё , даже все  сучки в строганых,  пожелтевших , цвета янтаря , от времени  стенах. Сейчас я понимаю , что это была не просто изба , а целый комплекс построек для ведения крестьянского хозяйства . Зайдешь в сени – прямо жилая изба , налево - клеть , что-то вроде недостроенной избы . В клети были нары . где спали летом . В клети в ларях хранилась мука, крупа; в пудовках , в дупелках хранили мед , масло и другие продукты.
Значительную часть избы занимала глинобитная печь , она занимала угол у двери , устьем к окнам . На печи и спали , и сушили одежду , обувь, зерно , солод, ягоды . грибы . На печи грелись ребятишки , поэтому по бокам печи крепились плахи , чтобы дети не падали . К печи примыкала деревянная лежанка , под лежанкой висел чугунный рукомойник , домотканый рукотер . Вода стекала в лохань из которой поили корову , поэтому с мылом умываться было нельзя . Для того , чтобы умыться с мылом , на лохань клали доску , на доску ставили таз . По диагонали  от печи  располагался «красный  угол»,  на полочке  стояли иконы , украшенные венком из пихты с бумажными цветами и белым вышитым полотенцем . По праздникам перед иконами зажигали лампадку  . Под образами стоял обеденный стол . И лавки , и стол  были сделаны навек из толстых широких плах , поперек лавки можно было уложить годовалого ребенка . Лавка между кухней и передним углом называлась женской , а у боковой стены –мужской. Гости мужчины садились только на мужскую лавку , а женщины на женскую . Хозяин и хозяйка выполняли разные  домашние работы только на своих лавках . И даже хоронили с учетом этого: мужчину – с мужской лавки , а женщину- с женской . Вдоль печи пристраивался голбец , он прикрывал лестницу в подполье. Потолок , стены были хорошо проструганы, не белились , но тщательно мылись раз в год , к Пасхе. Кровать , конечно, была , но мы с бабушкой спали на полатях , там было теплее. Спали на полатях , на печи , на лавках,  на западенке , а летом на полу.Что такое западенка? Это деревянный ящик с крышкой , там хранился инструмент для ремонта конной сбруи . Это сейчас заходишь в «Розовый слон» и покупаешь что хочешь для детей , а в моем раннем детстве для меня не было увлекательнее занятия , когда бабушка доставала для меня конские хомуты , седёлки , вожжи , уздечки с блестящими заклепками , хранившимися в западенке с того времени , когда был жив прадед. Вспомнились мои игрушки ,  читатель , наверное, покрутит палец у виска , прочитав это : одной из самых запомнившихся игрушек был надутый через соломинку и высушенный бычий мочевой пузырь , туда клали горошинку , звук при сотрясании был неописуемый , свежий пузырь нужно было тщательно промять в муке.
        В маточном бревне посреди потолка был ввернут винт с большим кольцом . В кольцо вставлялась гибкая жёрдочка – очеп , к очепу подвешивали зыбку . В такой зыбке  в свое время  и вынянчили меня. На кухне стоял столик – шкафчик , называли его «залавок» , там хранили хлеб , масло . На стене был прикреплен «посудник» - типа современных сушилок , только из дерева (он у меня до сих пор сохранился) . Пищу готовили в русской печи в горшках , чугунах , кринках , корчагах ( все это я бережно храню) , в хозяйстве было несколько туесков , корзин разных размеров , разного назначения . Я помню , бабушка готовила похлебку овощную , щи с мясом (говорила «шти» , щи толстые (из перловой крупы) , горошницы , каши разные , всегда на столе была капуста квашеная –рубленая и пластами . По выходным и  праздникам бабушка пекла пироги с рыбой , капустой , грибами, мясом, земляникой , черемухой , клубникой . Делала студень, варила кисели молочные , овсяные , калиновые , гороховые. Пекла блины , оладьи из разной муки , блины из гречневой муки называла «табани» . Летом всегда дома был квас . Мне сейчас  кажется , что  был просто какой-то культ еды. В огороде выращивали хмель , из хмеля делали дрожжи , варили пиво.
    Одежду хранили в сундуках ( эти сундуки я сохранил) . Повседневная одежда висела на самодельных деревянных крюках , платки , шали свертывали , укладывали на особую полку . которую называли «грядкой» . На окнах стояли горшки с геранью (бабушка говорила «ярань» , в углу фикус. На окнах – занавески строченые . На полу – половики , печь всегда была побелена , лавки , столы , стены выскоблены добела.
        К избе примыкал крытый двор . Через двор располагался амбар для хранения зерна . У входа в амбар была терраса (рундук) на высоте телеги . Мешки с зерном на телеге подвозили к амбару и выгружали на рундук . Через крытый двор можно было проехать на лошади к скотному двору с возом сена , соломы . Скотный двор представлял собой ряд хлевов , где держали скот , над хлевами –сеновал , куда складывали сено , солому. В хорошую погоду скот выпускали под навес , который называли «стая» .Поодаль от жилых построек была рига – овин – бревенчатое строение . Посредине в яме разводили костер , чтобы сушить снопы , расположенные на навесе из жердей под потолком риги. Высушенные снопы возили на гумно . На ровном земляном полу раскладывали снопы кругом – колосками внутрь круга – молотили : вставали в круг и по очереди ударяли цепами. Ближе к речке в дальнем углу усадьбы  , метрах в  50 от дома была баня .

      СТАРОВЕРЫ
       В детские годы среди мальчишек часто можно было слышать обращение друг к другу : «эй , ты , кержак!» , это для меня  было не очень понятным . Словом  «старообрядец» я не помню , чтобы пользовались , «старовер» употребляли часто . Моя прабабушка Екатерина Игнатьевна  была  из семьи староверов ,  вышла замуж за «мирского» , моего прадеда  , вот от неё-то я запомнил множество рассказов о жизни староверов.
У нее было большое количество литых   икон из тяжелого желтого металла – латуни и бронзы  , в основном они были все раскладные , скрепленные шарнирами, они так и называются  «складень»  , только несколько металлических икон были с деревянными окладами  , общий вес всех икон, по моим сегодняшним подсчетам, составлял не менее тридцати  килограммов . Жизнь распорядилась так , что сегодня у меня от этого изобилия сохранилось только три иконы. Почему металлические раскладушки ? Естественно , это я узнал позднее : постоянно гонимые властями  староверы были вынуждены очень часто менять место жительства , на новом месте быстро организуя место для моления , естественно , что на деревянной доске маслом писаные иконы длительное время не могли сохраняться . Прабабушка до конца жизни крестилась «двумя перстами» , я помню её иронию : « тремя пальцами молятся,  как табак закручивают щепотью  » , табакокурение в семьях староверов считалось великим грехом.
       Человека курящего не допускали к святой иконе и старались с ним не общаться,  про таких людей говорили : «кто курит табак , тот  хуже собак» . Пьянство очень осуждали , говорили : «Мне еще  деданька наказывал , что хмеля –то нисколько не надо .Хмель-то , мол держится тридцать годков . А ну как умрешь пьяный ? Уж не видать потом светлого места».
Она мне рассказывала , что с мирскими из одной посуды не трапезничали , и посуду для них хранили отдельно « за стол садили,  но со специальной чашкой» . Екатерина Игнатьевна мне часто говорила , что была замужем за мирским    (моим прадедом) , но веру не меняла. Я несколько раз от нее слышал , что я не крещеный,  а « погруженный»  , этот обряд проводят староверы  без священника , потом я узнал , что таких детей еще называют «маканцами» .
      Екатерина Игнатьевна мне рассказывала, что праздно не жили , на неделе не веселились . В религиозный праздник  попробуй заиграть у дома старовера на гармошке , старики с дубиной выскакивали . «Беситесь , но не здесь . Молись . а не бесу душу отдавай». Но в семейных радостях и религиозных праздниках  они мало чем отличались от «мирских» ( От слова «мир»  ,   «замирщение» , обозначение иноверного окружения ).
 Позднее я нашел множество подтверждений  , что  во многих селениях нашего района живут люди   разных  вероисповеданий : православные официальной церкви , единоверцы,  старообрядцы австрийского , белокриницкого , поморского и часовенного согласия. И что самое удивительное , то что наш Куединский район являлся и является одним из самых старообрядческих регионов России , то что русские заселили его в поисках лучших мест  из-за преследования за старую веру , в основном это были  потомки переселенцев  из Поморья из исконно русских земель .
       Так все-таки кто это такие старообрядцы ? Мой отец по образованию был историк и всю жизнь преподавал в школе , дома никогда не было недостатка в такой литературе , но многих ответов на этот вопрос  я так и не знал  длительное время , а в последнюю четверть века появилось столько литературы сомнительного содержания с крайними точками зрения и вульгарной трактовкой тех событий , что любого дезориентирует. К счастью, среди груды подобной «литературы» я   ознакомился с четырехтомником  (пятый том-иллюстрации) по истории России
Евгения Юрьевича Спицина : «Старообрядчество появилось после  церковных реформ патриарха Никона , но многие  историки утверждают , что именно царю Алексею Михайловичу  , отцу Петра I , принадлежала сама идея проведения церковных реформ . Став приверженцем православной идеи об освобождении всех восточных христиан от османского ига , юный Государь возжелал стать подлинным правителем для всех христиан «греческого вероисповедания»  от Соловецкого монастыря до Иерусалима и считал , что ради этой высокой цели не грех исправить весь древнерусский богослужебный обряд , серьезно разошедшийся к тому времени с греческим. В начале 1653 года всем церковным приходам была направлена «Память» патриарха Никона , которая предписывала внести существенные изменения в богослужебный чин и основные церковные обряды : двуперстие заменить трехперстием , земные поклоны – поясными , двукратную аллилуйю-троекратной и .т.д.  Общим лозунгом был возврат к «старине»  , крепостные крестьяне видели в старообрядчестве реальный противовес государственной власти , с которой они связывали окончательное оформление крепостничества и покушение на весь сложившийся веками жизненный уклад.
    Значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения , разрушения религиозного и культурного уклада , которое веками складывалось на Руси после её Крещения. Против замыслов царя  и патриарха выступило множество священников , иноков и мирян . Они говорили , что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений , перекраивают традиции и предания , но и затрагивают самое главное –разрушают и меняют саму христианскую веру . Так , священномученик  протопоп Аввакум ( в 2020 году будем отмечать его 400-летие) указывал : «Заблудили и отступили от истинной веры  с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем да кнутом , да виселицею хотят веру утвердить!».
      Так и появилось понятие «старая вера» , а людей , исповедующих её , стали называть «староверы»  , отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона . Долгие годы раскольников подвергали   репрессиям , гонениям , ущемлению в гражданских правах . Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало  меняться .  Императрица   посчитала , что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.  Екатерина   подписала ряд     документов  , предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны . В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники» , а как  «старообрядцы» , что если и не было знаком благорасположения , несомненно указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам».
        Вот после подписания этих документов и хлынул поток раскольников на лесной Урал , началось интенсивное освоение земель Куединского района.

ГАЛИ  СОКОРОЙ
           Еще каких-то двести лет назад  территория  Куединского района принадлежала  башкирам , получивших  в 1552 году жалованную грамоту  от русского царя на владения этими землями, поэтому  история заселения неразрывно связана с башкирским  народом. Да и многие селения нашего района имеют названия , в корне которых башкирские  слова. Например ,был сильный башкирский род «окъяда»,так  впоследствии был назван поселок Куеда.
     Как то в разговоре с жителем Куеды , моим давним приятелем Рифкатом Гараевым , я  услышал имя поэта Гали СОКОРОЯ  . Рифкат  помнит рассказы своей бабушки , что дорога от деревни Старочокурово , что в 14 километрах от Куеды по Татышлинской дороге  была по урману (лесу) , во что сейчас трудно поверить . Рассказал , что в деревне находится музей первого башкирского поэта. Через некоторое время я поехал в эту деревню и познакомился  со служителем музея , человеком  удивительно увлеченным историей   , имам –хатыбом  мечети Бахтигараем . Много часов я слушал его рассказы о родовых (клановых) образованиях  башкирского этноса – Иректы, о творчестве и жизненном пути  его знаменитого  земляка.  В музее , через стену с мечетью   висит портрет поэта Гали СОКОРОЯ , написанный маслом . Прижизненное его изображение не сохранилось , поэтому портрет написан с его сына , который был на него очень похож. Гали СОКОРОЙ башкирский поэт , просвятитель  родился в Старочукурово в 1826 году , автор многих книг , при его жизни было опубликовано 13 произведений .Хорошо владел и писал на старотюркском, персидском и арабском языках.  Он писал : « Мы из лесных башкир . У хлебороба сын хлебороб , у крестьянина – крестьянин , основное наше занятие – рубить лес , очищая лес для пастбища и пашни . Я все свободное время и силу свою отдаю этой работе . С трудом получив указ « о назначении имамом» , построил дом , приобрел необходимые для хозяйства вещи и , подобно сыну бедняка , погряз в долгах . В то же самое время открыл медресе , сам отремонтировал его здание и после долгих мытарств , обучая детей из деревни в своем доме , а из рода в медресе , выполняя одновременно и духовные обязанности , сделался самым многострадальным человеком среди ирактинских башкир» . Гали  СОКОРОЙ  –потомок военачальника Чингисхана . Иректинцы имели вотчинные земли , расположенные  вдоль реки Буй в Пермской губернии . Сейчас  во времена безудержной  жажды наживы появилось такое явление как «чёрные копатели»  , а где большие деньги там большие возможности : у них появилась очень точная старинная карта  земель  и поселений башкир на территории Куединского района, с которой я ознакомился, и даже снял копию. Вопреки  мнению ученых Кузеева Р.Г . и Черных А.В. эта карта подтверждает , что большая часть земли по правому берегу реки Буй принадлежали  все-таки иректинцам , а не племени Уваныш.
          В   музее  хранится более ста   книг поэта , некоторые даже  раритетные  рукописные. Гали Сокорой в середине 19 века четыре раза совершил хадж в  Мекку  , каждый человек ,  исповедующий ислам , при совершении ежедневных молитв , обязан обращаться лицом в сторону этого города.  Мекка   , где расположена главная святыня мусульманского мира , находится на западе Аравийского полуострова , в 75 километрах от побережья Красного моря , сегодня этот город принадлежит Саудовской Аравии . Мекка священный город для    мусульман  , и въезд иноверцев в него строго запрещен законами Саудовской Аравии.   Здесь   , по преданиям , родился основатель ислама пророк Мухаммед .  Мечеть в Мекке потрясает своими размерами,  в центре расположено строение  Кааба , которое и является главной целью всех паломников. Кааба представляет собой прямоугольное сооружение с плоской крышей и одним единственным входом , внутреннее убранство сегодня выглядит как голые стены , украшенные изречениями из Корана . Снаружи Кааба отделана гладким мекканским  гранитом , а сверху ее укрывают специальным богато украшенным покрывалом , которое обновляется каждый год. Знаменитый черный камень по-арабски называется Аль-хаджар – аль-асвад . Он вставлен в серебряную оправу и вмонтирован в один из углов Каабы. По легенде этот камень был дарован Богом Адаму и изначально был белоснежным . Со временем , впитав в себя грехи человеческие , он почернел . Современные ученые утверждают , что камень имеет космическое происхождение . Он образовался в результате столкновения метеорита с Землей . С геологической точки зрения , это вспененное стекло , которое не тонет в воде. Мусульмане почитают этот камень как символ любви и безграничного доверия к Божественной мудрости. Ритуал целования камня призван показать смирение верующего и обет беспрекословно соблюдать все заветы Пророка.
   Хадж – это большое паломничество по святым для ислама местам,   предусматривающее несколько остановок ,последней из которых непременно должна быть Мекка , во время хаджа всем паломникам обязательно нужно семь раз обойти вокруг Каабы против часовой стрелки и провести еще несколько обязательных ритуалов.
    Где находится Мекка легко можно узнать по направлению михраба (  углубление  в стене , аналог алтаря православной церкви)  любой мечети.

БАШКИРСКАЯ ЗЕМЛЯ
     Так, не дававшая  покоя , прочитанная  в детстве  ветхая бумага , заставила меня из различных источников составить описание  некоторых событий , происходивших много лет назад на Куединской земле ,  потому что я сам об этом давно мечтал прочитать. В основе это материалы из Куединского краеведческого музея , грамотно подобранные мне Венерой  Федоровной Сафиной,    труды башкирского историка Кузеева Р.Г. , содержание многотомника «История башкирских родов»,  работы замечательного  ученого нашего земляка Черных А.В.
     « В незапамятные времена  началось освоение наших земель по рекам  Кама , Белая , Чусовая , Уфа . Наш  Куединский район  почти полностью покрывали непроходимые леса  , реки , современные названия которых Большая Уса , Кустовлянка , Тымбайка, Доенка , Ирмиза , Тапья , Буй и многие другие были очень полноводные, они и служили транспортными артериями для передвижения . Первыми поселенцами в наших краях были ненцы, вогулы и остяки , от них остались названия рек , некоторых  населенных пунктов, имена , фамилии.  В  1V –V1 веках  через изогнутые хребты Уральских гор   прошли многие  народы,   различные племена  , это было время Великого переселения, что во многом  повлияло на состав населения  нашей территории, где угорская общность сменилась башкирской .У башкир было племенное деление , была племенная и родовая собственность на пастбища , охотничьи угодья , пчелиные борти в лесах  , появились рабы-военнопленные .К 1236 году монголы , завоевавшие эти земли , обложили башкир ясаком , который они должны были платить мехами и десятой частью поголовья своих стад. Башкирские  племена кочевали и образовывали селения почти по всей территории современного Пермского края  , но господство Золотой Орды привело к походам  из-под Казани на Пермь Великую . В начале шестнадцатого века сибирские татары совершали набеги на верхнее   Прикамье  , а к середине этого же века казанские татары появились на Вятке и Верхней Каме и даже у Чердыни. Челобитная башкир Ивану Грозному с просьбой принять их в русское подданство объяснялась естественным желанием обезопасить себя от набегов и грабежей. После разгрома Казанского ханства в 1552 году Иваном Грозным , делегация башкир в 1557 году прибыла в Москву с просьбой принять их под русское покровительство .Было достигнуто соглашение , которое закрепили  в форме –«жалованных грамот царя башкирским племенам» . При этом Российское  правительство  -«согласилось оставить башкирам землю  на основе вотчинного права , обещало свободу вероисповедания , возможность жить по своим законам». В свою  очередь , башкиры обязались платить налоги и нести военную службу».Территория Башкортостана  до конца  ХV111 века была разделена на четыре  административно –территориальные области – дороги (даруги – монгольское слово начальник). Дороги имели названия Ногайская , Казанская , Сибирская, на  речке Осе  притоке Камы, была воздвигнута Никольская слобода , чуть позднее переименованная в  Осинскую.  Вокруг нее  к юго –востоку проживали башкиры Гайнинской , Таныпской и Уранской волостей.  Цель учреждения административно-территориальных дорог – облегчить управление огромным по территории Уфимским уездом и сбор ясака с неподатного населения –рядовых башкир. Северные башкирские племена занимали обширную территорию северной Башкирии и Прикамья  по рекам Тулве , Бую , Таныпу и Уфе. С историей нашего Куединского района  связаны племена уран , уваныш , танып , гайна и иректы.
       Племя Уваныш , по другому Маныш   по архивным данным  в семнадцатом и восемнадцатом веках занимали земли по правобережью Таныпа  и верховьям  Буя.  Сегодня в названиях нескольких татарских или смешанных деревень сохранилось имя древнего племени. Племя Танып  состоит из родов кайпан и казанчи ,  что сохранилось в названиях рядом с нами расположенных  башкирских селениях. В своих преданиях таныпцы рассказывают , что их предки пришли с Мензелинских  сторон . А вот племя Уран появилось со стороны Оренбурга . Известно , что сейчас часть потомков племени Уран проживает в деревнях Куюк и Артаул. Племя Гайна  самое северное башкирское племя  владело землями по реке Тулва , составляли особую Тулвинскую или Гайнинскую волость . Башкиры волости имели огромные земельные угодья , которые выходили даже на побережье Камы..
   Первое упоминание о башкирах на Пермской земле относится к 1596 году , Этим годом датируется жалованная грамота царя Федора Иоанновича башкирам Гайнинской волости на владение землями по реке Кама . В переписных книгах этого же года записано , что башкиры платят в Казань , в государеву казну ясак куницами . Впервые башкирские  поселения  Барда , Елпачиха  упоминаются в переписных книгах 1630-1631 гг.
   Племя Иректы располагалось по правому берегу реки Буй , вот как звучала сберегательная грамота , полученная ирэктинцами в 1675 году , где были указаны ее границы: «……а в тех урочищах вниз по реке  Ику и меж выше названных  речек  до нижней межи степи пашенная земля , сенные покосы, леса , займища , островы, сосняг Кирчит-Наран, а в них бортные ухожья , бобровые гоны , звериные и рыбные ловли , озера и источки рек с заводями , хмелевое щипание  и всякие угодья иректинских башкирцев….». Башкиры рода Иректы населяют теперь : Старочукурово , Новочукурово , Новые Иракты , Аксаитово , Маматаево , Ильметьево, Зиримзи  .
      Слово ирек в ряде документов на языке тюрки употреблялось в значении «крепость» , «укрепление» , «кремль» . Следовательно «иректе» на говоре башкир значило «несущие службу в крепости» ., они несли службу на северо – западной  стороне Казанского ханства,  часть их переселилась и обосновалась на реке Танып. В пяти километрах от деревни  Старочокурово   находятся развалины крепости , это территория метров двести ,ранее была обнесена высоким земляным валом , иректинцы  несли службу в крепости , охраняя рубежи от врага. Предания  гласят : « Наш предок Исэн-баба был охотником на реке Ик .Он часто ходил с сыновьями охотиться на Танып , так как там охота была богатой .Однажды в лесу Исэн-баба встретил аксакала племени Таз-баба и подружился с ним . Таз-баба пригласил Исэн-баба навсегда поселиться на Таныпе…..».
           Башкиры в основном занимались полукочевым скотоводством , охотой и бортничеством . В конце семнадцатого века переходят к земледелию и оседлому образу жизни.
      Земли современного Куединского района с северной и части западной сторон принадлежали племенам  Уран ,  Гайна , восточной- Танып , с юга -Уваныш  и Иректы  и по документам считались собственностью башкирских племен. На территории района башкирских деревень практически не было , эти земли они использовали для охоты и бортничества» . 

БОРТНИЧЕСТВО
     В нашей семье пчелы были всегда , как я себя помню.
Прабабушка Екатерина Игнатьевна рассказывала ,
что она однажды нашла меня маленького , собирающего с  летка  улья пчел в ладошку.
 Я помню на Зуевке ряды пчелиных колод , стоящих вертикально , оставшихся от прадеда Семена Ивановича . В колоде  было круглое отверстие –леток , а ниже  съемная часть стенки для подрезания сот с медом. Такой мед сейчас считается самым экологически чистым. Но бортничество это несколько другое :
    «В спящем лесу первыми зашевелились и вспорхнули над разлапистыми елями , стоящими вокруг поляны со звуками фью-фью перепела , пролетели над спящим лесом вальдшнепы. Хорр..Хорр! Защелкали хвостами , распуская веером глухари.   Бубенчикам зазвенели жаворонки над полем , раньше всех с высоты увидев солнце, защебетали другие птицы. А за лесом уже яркая полоска появилась , и вот она вспыхнула ярким солнечным огнем , отряхнув последние остатки тьмы , приведя все вокруг в движение . Старый Кучум  , спавший на куске войлока , приподнял голову с седла , внимательно все осмотрел вокруг . Его сыновья Гарифулла и Ахнаф безмятежно спали рядом около едва тлеющего костра , привязанные кони  паслись невдалеке и лениво фыркали в  прохладе поднимающегося  утреннего тумана. Впереди предстояла нелегкая работа , нужно было осмотреть и приготовить  к роению  более трех десятков  пчелиных бортей .  В урочище  Толмазы появились русские поселенцы , бородатый Фофан ещё по осени просил  Кучума  пользоваться  частью  его бортей , вчера  они заключили сделку. Кучум  вынул из седла , разгладил и  ещё раз просмотрел  бумагу договора аренды: « за каждое ево дерево дельное по 10-ти коп ., а за жилую пчелу по рублю по 50 коп., а где пчела сидела по рублю , а за снятую вершину   и тамженное дерево по пяти копеек , а за самосатку по 6-ти рублей».
      «Дельное дерево» означало новую борть , «жилая пчела» -так называлась  борть с пчелами  , «где пчела сидела» -борть , ранее уже заселенная пчелами , «снятая вершина и тамженное дерево» -дерево , подготовленное к тому , чтобы делать в нем борть.
      Слово  «борть» происходит от слова бор-сосновый лес . Бортничество-это боровое лесное пчеловодство.
      Лет полтораста прошло с того времени , когда предки Кучума пришли сюда, Кучум  был доволен , тем , что все  деревья в этом урочище принадлежали его семье , на них стоял его родовой  знак «тамга»  - изображение перекрещенного лука стрелой. Тайны ведения бортей в их роду передавались  с давних времен  , с тех ещё , когда их племя Иректы жило на реке Ик. С тех пор , как  его сыновья  Гарифулла и Ахнаф научились сидеть в седле , Кучум  брал их с собой на поиски новых деревьев для бортей , и во время езды не уставал повторять , что  деревья нужно выбирать ближе к  ручьям и сырым логам , чтобы у пчел всегда была вода. Дерево должно быть толщиной не менее метра , а его вершина должна быть выше всех  близстоящих , чтобы пролетающие  пчелиные рои  всегда обращали на него внимание и прививались в его дупло или приготовленную борть. Передавал сыновьям  слова деда Бикмурзы  о мудрости природы , говорил что ничего зря не происходит , и что лесные пожары это благо : лет двести назад здесь были сплошные хвойные леса , простор для их роста  со временем  уменьшался  , на них нахлынули  болезни  , они стали желтеть , сохнуть . Грозы с молниями поджигали  захламленный  лес , большая часть его выгорела , через короткое время  все кругом заросло липняком ,  липа со временем  погибает , уступая место хвойным  высокоствольным соснам , удобряя почву и так все меняется постоянно . Кучум  в душе радовался , что кругом столько липы и  высоких  елей и сосен , такое сочетание бывает не так часто , поэтому урочище Толмазы роду бортников  Кучума приносило основной доход. Проснулись Гарифулла и Ахнаф  , ярко  зажгли костер , разогрели походную пищу  . Не менее трех раз за год весной , летом и осенью нужно осматривать и работать с каждой бортью , а для этого  забираться на высокое толстое ,с обрубленными  сучьями для защиты от непрошеных  гостей ,  дерево,  на высоту 12-15 метров , «чем выше, тем мед слаще» . Братья  ловко поднялись к борти с помощью тонкой веревки  с крюком и  деревянной ступенькой , называемой лезивом,  по башкирски «кирем». На  коре ствола  ели были видны  многочисленные следы когтей медведя , пытавшегося  добраться до пчел , но подвешенная  самобитка  ( огромный заостренный внизу кол  с набитыми гвоздями ежиком)  не позволили разорить борть. От другого врага пчел –куницы  защитила металлическая решетка  и толстая  доска  «тукмак» , закрывающая  щель  для выемки сот «должею» .  После длительной зимовки в гнезде накопилось много подмора , мусора , восковых  крошек , часть сот заплесневела , все это необходимо вычистить , внутренние стенки борти выскоблить , летковые отверстия очистить от прополиса . Оценив за короткое время  состояние и силу  семьи  , братья приступили к работе  : Ахнаф  небольшими  клубами дыма  окуривал  леток  и дерево , а  Гарифулла четкими , выверенными движениями рук  металлической стамеской вычистил борть и сложил  все  ненужное в берестяной туес , который   на веревке опустил  на землю . По сложившемуся порядку  подмор и восковые отходы опускали в ручей  по его течению.

ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ

   Не помню откуда  я выписал: «В дремучих урманах Урала раскольники выжили только благодаря каторжной работе , ни Бог ни царь не спасли бы пришельцев в снежной непролазной тайге , на неплодородных  берегах студеных рек – только неистовая , пожирающая душу работа .И раскольники сделали труд смыслом жизни , культом,  мерой всех вещей».


                Сложно было вести переговоры с башкирами  , владельцами земли , с трудом  уступали ее земледельцам , приходилось заключать договора об аренде земли , строго оговаривать все условия , платить немалый оброк за землю.
    Одним из первых известных договоров об аренде земли , положивших начало селу Старый Шагирт был заключен в 1794 году , по его условиям русские крестьяне деревни Клиной Сарапульской округи переселились на правую сторону реки Шагирт с платой оброка за землю по четыре рубля ежегодно. В 1796 году Федор Батманов , Савин Иванов арендовали земли на реке Кальте. Известны документы , датированные 1796 годом об образовании деревень Кашка , Андропы, Агапиты  , жители которых переехали из сначала образованной деревни Кустовой .
 В это же время образуется деревня Москудья  , основанная вятскими крестьянами , с 1798 года известна деревня Альняш , чуть позднее деревни Сава- Батаргина, Сава-Шергина , Сава,  Нижний Тымбай , Ревиза. Сохранились рассказы  , о том , что на месте Верхней Савы была непроходимая тайга и сплошные болота . Над болотами стояли постоянные туманы . В лесах было много зверей и птиц . Название  села произошло от названия реки –Сава , то есть «темная вода» .Первые жители села были из-за реки Камы –четыре  человека : Николай , Иван и другие из села Щутемо . Двое приехавших вместе с ними Батаргин и Чергин подались ниже по течению реки и остановились на месте , где сейчас расположена Нижняя Сава . Селение стали называть Никольский починок по первому поселившемуся Николаю , или Агапиты. А вот , что помнят жители деревни Кашка: «Гонимые патриархом Никоном , ехали в наши края староверы . В 1810 году появляется деревня Кашка . Во время заселения деревни кругом была непроходимая тайга, селились около ключика и не знали , что в нескольких десятках метров протекает маленькая речка Кашка . Леса были такие густые , что по малину в лес ходили с колокольчиками , чтобы не заблудиться . По одному в лес ходить боялись , так как в лесах были медведи. А чтобы попасть в Ошью сначала ехали в Большую Усу , затем в Пантелеевку , а только потом попадали в Ошью. Дороги напрямую не знали . Когда в Ошье образовалась церковь , зазвонили колокола , тогда поняли , что Ошья рядом».
В первые десятки лет  между Большой Усой , Ошьей  и Пантелеевкой  не было проезжих дорог , где можно было бы свободно проехать на телеге . Часто ездили только верхом на лошади , ходили пешком. Долгое время оставались густые леса вокруг селений , много водилось зверей по лесам и оврагам. В 1804 году появляются Новый Шагирт (Галанцы) и Ипаты , образованные жителями Шагирта  , появляется Лайга , Талмаз.  Известен договор с башкирами Уранской волости 1801 года  и крестьян деревни Гаревой Сайгатской  волости Осинского уезда об образовании деревни Коровиной , позднее они взяли в аренду земли по реке Аптугай сроком на  семьдесят  лет с платой оброка по пятьдесят копеек со двора. В 1808 году  подписан договор с башкирами о проживании русских в деревнях Батманова , Пантелеева . Дубленева,  хотя  они появились в 1801 году. Ошья известна с 1816 года как починок , а с 1816 года –село. Название дано по  имени  реки. . «Ош» - с коми-пермяцкого «медведь» , «я» - с мансийского  -«река» . Значит  «медвежья река» С 1794 года основана деревня Кустовая . В 1802 году жители деревни Большие Кусты составили договор с башкирами на 50 лет. В 1789 году ранней весной переселенцы из Камы , а также из села Ольховки Сайгатской волости поселяются вдоль реки Усинки , которая разлилась большой рекой , и дают название селу Б.Уса , в переводе с  означает «вода» . Временное жилье разместили на высоком холме –горе Киселихе  . Первые поселенцы были  староверами. В 1808 году жителями деревень Б.Уса , Дойная, Малая Уса
 был составлен договор с башкирами на 40 лет.
 Сохранились воспоминания о первых жителях  Пантелеевки:
 « Пантелей Федорович  , сын Баженов , коренастый мужчина с густой черной бородкой , очень трудолюбивый и страстный охотник , со своими  тремя сыновьями стал первым поселенцем деревни . Свой дом Пантелей поставил на левом берегу реки Кальта. День и ночь проводили они в упорной борьбе с лесом . Построили обыкновенную крестьянскую избу , заложив в основание столетние ели и сосны . Дом Пантелея стал постоянным местом ночлега продвигающихся по Кальте  охотников , которые основывали новые поселения в этих местах. Так появилась Пантелеевка  , а затем Коровино, Батманы и Дубленевка».
 В 1814 году башкиры сдали в аренду землю в аренду по  рекам  Большой и Малый Узяр сроком на 150 лет . А вот земли   деревни Урада,  по одним источникам ,  русские крестьяне захватили самовольно и выселить их не смогли , несмотря на решение правительства , по другому документу известно , что первыми жителями были Рогалевы Иван и Григорий и Тельновы Марк и Фока. Земля эта была куплена у богатых башкир за ведро водки и сто рублей деньгами. Торг происходил на горе Рогалиха , которая возвышается  над всей местностью .
  Земли в верховьях реки Буй башкиры считали своими , но деревень там не строили , Чердынские  переселенцы нашли пустопорожние земли по речке Тапья и поселились починком под названием Тапья . Переселенцы просили разрешение на строительство деревень у Пермской казенной палаты , а вот жители деревни Арей, раньше она называлась Нарат-Елахово или Усть  Ари , поселились по дозволению башкирского старшины и платили последнему оброк по двадцать пять рублей в год.
    В основном  верховья реки Буй были заселены в 1815- 1825 годах   переселенцами из Чердынского , Кунгурского и Осинского уездов .
 В 1818 году вятские  крестьяне Сарапульского уезда Арефьевской волости основали на берегу речки Ирмизы деревню Чипаны , которая сейчас называется Краснояром. В это же время     образуются  деревни  Кармала , Малая Тапья . Кунгуряки и Осинцы  поселились  в деревнях Каскасал , Урталге , Барановке , Куеде , Аряже.  Чердынцы  , или «чердаки» , как часто их называли обосновались , в основном , в деревнях Поползуха , Ирмиза , Верх-Буй , в Малом и Большом Талмазе , Малой Тапье , Малом Каскасале , Пильве , Земплягаше , Байдарах . Люди ехали из Вятской губернии в  Еламбуй .
   Река Буй , название её связано с башкирским словом «буй» , что значит «длинный» , длина реки 145 километров , слева крупные притоки Арей , Рабаковка , несколько малых , справа Ирмиза , Шагирт, Сава . Первыми на реке Буй поселились удмурты , самое раннее упоминание об удмуртских деревнях Большой Гондырь, Барабан, Кирга относится к 1673 году . Сложными были взаимоотношения буйских удмуртов с хозяевами земли башкирами,  лишь в 1737 году императрица Анна Иоановна пожаловала им земли по реке Буй в вечное и безоброчное пользование.
 
  Село Урталга известно с 1820 года , первые жители пришли из деревни Медянка Кунгурского  уезда . Урталга в переводе с татарского означает «река посередине» . Село расположено на реке Буй. По рассказам старожилов : « Эти земли принадлежали  казанскому князю , и урталгинские  крестьяне обязаны были её выкупить , но они не хотели за неё платить , поэтому были очень частые стычки между крестьянами и княжескими дружинниками . Князь приказал поставить на полях столбы с указанием своего имени , но со временем урталгинским крестьянам удалось отстоять свою независимость , была поддержка  со стороны властей , выгодно было осваивать руками крестьян новые земли».
       А вот из воспоминаний Жунева Павла Михайловича об образовании деревни Трегубовка: «Лет двести тому назад , в конце царствования Екатерины 11 в деревню Урталга из Новгорода , из-за озера Ильмень на башкирские земли приехали братья Трегубовы : Гурьян , Яков и Логин Петровичи , купили у башкир землю и стали заниматься сельским хозяйством . Сильно привлекала братьев река Буй , выше Урталги в восьми верстах , где теперь Трегубовка , на правом берегу Буя , построили мельницу».
    Из работ А.В.Черных : «29 января 1803 года коллежский советник Иван Козин с согласия и на совместные средства пермской коллежской ассесорши Марьи Черкасовой и петербургского статского советника Ивана Вашутина купил у башкир Кара-Таныпской волости землю по реке Салдов , Еламбуй, Бикбарде, Лагуш в вечное и потомственное владение». На эти земли были перевезены крепостные крестьяне из Казанской губернии , которыми были образованы и  заселены деревни, современные названия которых Вашутино , Амур, Суюрка, Покровка, Еламбуй, Искильда, Сургуч, Дубовая Гора.

 ПОДРЫВАЯ  КОРНИ ДЕРЕВЬЕВ
   Что ждало переселенцев и как они обосновались и как начали жить  на Куединской  земле ? Я нашел ряд любопытных документов . Со слов своей  прабабушки , я знал . что мой прадед Семен Иванович был мельником , имел свою мельницу , но в молодости он работал на хозяина Екупова  , первым в деревне Большой Талмаз , построившим мельницу. Эту фамилию я нашел в  описании  «как и когда появились Дутловы в Талмазе»  , которое обнаружили  краеведы деревни . В сохранившейся записи , говорится о том , как Дутлов Андрон , живший в Чердыни был закован полицией в кандалы , но на одном из пересыльных пунктов по пути на каторгу , ему удалось « достать 2 подпилка» , снять цепи  и  скрыться в лесах.  Некоторое время жил в вырытой яме , освоившись, спустился по речке Талмазик  в деревню . Эта  речка брала свое начало из родника  у деревни Новый Шагирт (Галанцы) в трех километрах от Большого Талмаза и впадала в реку Ирмизу , вот в этом месте и был  хутор Зуевка , а Талмазик  образовывал омуток в огороде моего прадеда Русина Семена Ивановича , сейчас этой речки нет , давно нет и хутора.  Далее автор записи повествует: «В Большом Талмазе кругом были непроходимые леса , много было зверья : медведи . волки , рыси , дикой птицы , куропаток ловили коробами , основную пищу обеспечивали себе охотой» . Далее автор пишет : « Постепенно лес стали вырубать для построек , нужна была пашня для посевов , но вековые леса  для выкорчевки требовали усилий и средств  необыкновенных . Но мудрость наших дедов победила , сила могучих деревьев была в корнях . Подрывая корни гигантских  исполинов , они делали их беспомощными , деревья валил ветер , или их сталкивали шестами или стягивали  веревками . Во время этих работ селились в вырытых ямах , каждый старался захватить себе больше  земли , места так и стали называть : Андронова яма , Герасимова яма , Авдеева яма. ( к слову : в  Аряже есть Пашковская  яма) . Другие названия : Уросов  носок , поля Пальник. Гусев носок и Пирожково поле , так названы по преданию,    потому что с этих мест прогнали  шагиртян  , которые оставили пироги  с гусем.  За счет захвата шагиртских земель несколько семей разбогатело , появились деньги на постройку мельниц . В Большом Талмазе появились мельницы Екутовская  Загородская , Мехряковская . За помол брали гарнцы   (русская дометрическая единица измерения сыпучих тел (ржи , крупы , муки), равная 3,27 литра), увеличивая свой капитал . Богатеи Фофановы имели 20 десятин леса и 60 десятин земли.
          Во время освоения земель , когда негде было сеять , многие длительное время не видели хлеба , питались огородными овощами, грибами , ягодами смородины , черемухи , рябины .  «Бесова еда»   , как называли староверы картофель стал основной пищей». В первые годы , а потом в неурожайные  весной большой подмогой были пестики ,это сочные верхушки полевого хвоща. Я помню как мы ребятишками собирали их на поле . Сейчас современными детьми эти знания утрачены , а в моем детстве  каждый знал съедобные растения и употреблял их как лакомство , это еловчики , дикий щавель , его мы звали «кисленка» , дикий лук,  пиканы , род пиканов – «пестрянка» , также «черногубка» - к растению нельзя было прикасаться губами , по поверью они почернеют.

 ОДНИМ ТОПОРОМ
          Переселение  всегда сопряжено с огромными трудностями , вот сохранившиеся воспоминания Давыдовой Марии Петровны: «Мой дед  Кузьма Ильич рассказывал , как группа крестьян в двадцать восемь семей на лошадях  приехала на то место , где сейчас расположена деревня Лайга , с ним были два его сына Иван и Дмитрий .   Уехали из Вятской губернии из-за недостатка пахотной земли и притеснения властей  , здесь хотели найти свободную землю. Нашли удобное место с двумя впадающими  друг в друга речками , вокруг стоял дремучий хвойный  нетронутый лес , купили у башкир участки этого леса по три десятины на душу. Переселенцы не имели  ни пилы , ни гвоздей. Одними топорами стали рубить  лес и строить в первую очередь постройки для зимовки скотины , а уж потом  избы,  Нашли места , где можно брать глину и речной песок , в избах сбили печи . В домах пол и потолок делали из бревен , расколотых пополам, а крыши крыли тоже бревнами , расколотыми,  но уже с выдолбленной  сердцевиной в желоб . Этими  бревнами крыли стропила желоб в желоб . Корчевать лес , имея только одни топоры, было очень трудно, поэтому лес выжигали . После выжигания  первое время земли  были плодородными , на них сеяли рожь , ячмень , овес, лен. Пшеницу стали сеять  позже , когда смогли уже не выжигать , а корчевать участки леса.
      Иван Кузьмич построил себе дом с конца деревни первый дом , брат его Дмитрий Кузьмич построил дом через дом по той же улице, стали думать как назвать деревню и услышали лай собак и крик гусей , дали имя Лайга.  Так мне рассказывал дед Кузьма».

 ГАРИ ДА ПАЛЬНИКИ
      А вот как описывает в своей книге заселение чикашинских земель Мордвинов Степан Андреевич: « Возникла наша деревня в качестве вольного поселения и под помещиком , в отличие от Амура , Вашутино и других,  не была. Начало деревне положили выходцы из центральных губерний России –Колокольниковы , Белозеровы , Овчинниковы , Тютрюмовы . Они осели на тучных землях мало освоенного тогда Предуралья , на самой границе с Уфимской губернией . Деревни строились в лесу. А в лесах тех ещё много зверей разных водилось : лисы, волки, лоси. Много было и всякой птицы. На первых   порах лес просто сжигался –горели вокруг леса. Места эти и   сейчас называются Гари да Пальники.  На   этих землях , удобренных золой , вырастали богатые урожаи ржи . И не только ржи . Одно расчищенное поле стало давать , например , невиданные урожаи репы. Оно и до сих пор называется Репищем. Вначале каждый домохозяин осваивал тот участок , который смог очистить от леса , раскорчевать . И участок тот так и назывался по имени своего хозяина. Отсюда – сохранившиеся до сих пор названия некоторых мест в окрестностях деревни: Пронин лог , Афонино  поле, Устинов пруд,  Стафеев   угор  и  другие  , их названия точно передают историю их возникновения. В них слышны отголоски тех времен , когда каждый становился собственником захваченного и освоенного им . Лес постепенно отступал , поля расширились .Наконец – граница . За ней лес принадлежал уже башкирам , деревни которые входили в состав Уфимской губернии (Веляшка, Солодов, Кайпан) . Прибывали новые поселенцы . А земля вся уже была распределена  и освоена . Тогда взоры чикашинцев всё чаще стали обращаться в сторону башкир : у них и лесов и земли было много . Стали скупать лес в больших количествах. Продавали башкиры лес по бросовым ценам.  Многие русские  из числа наиболее оборотистых и загребущих спаивали башкир и за попойкой совершали выгодные для себя сделки. Также за бесценок скупил у башкир огромный лесной массив и бикбардинский помещик Дягилев».

 ДЕРЕВНИ , СЕЛА, ПОЧИНКИ , ВЫСЕЛКИ
       Заселенные деревни и села  располагались вблизи рек. Возникали починки , выселки , хутора, некоторые из них занимали выгодное положение . Впоследствии они вырастали в большие деревни. Плотность населения на территории нашего района была одной из самых высоких в Пермской губернии. Люди моего возраста помнят деревни вокруг Куеды : Сандияк , Тавышка , Арей, Горка , Красная Горка ,Выселок Буевской , Барановка , расстояния между населенными пунктами во всем районе не превышали 3-5 километров. Практически все поля находились в шаговой доступности для их возделывания и обработки. Количество дворов в деревне в первую очередь зависело от возможности наделения жителей пахотной землей . Села являлись центрами волости с деревнями и церковными приходами , число дворов в селах доходило до 150-200 с населением в тысячу и более человек. Починки находились вблизи старых поселений . Как правило , починок мог создать крестьянин только на земле , принадлежащей ему на правах пая . В них было не более 5-7 дворов. С конца 70-х годов появились новые типы поселений –выселки . Крестьяне получили возможность  арендовать или покупать землю у казны и выезжали  семьями на новые места , среднее  число дворов в выселках доходило до 10-12 .

 КУДА МЫ ДВИЖЕМСЯ , ЧТО ВПЕРЕДИ?
      Время , в которое мы живем ,  не столь позитивно , ярко и жизнеутверждающе , как многие периоды  из истории прошлого . Вымирают  многие деревни - основа жизни русского народа , пустеют не только поселки , но многие  города. Все это аукается от неуемных неразумных   экспериментов , довольно удачных попыток по воспитанию «человека – потребителя» , а не инициативного , жаждущего преобразований , энергичного , заботливого о судьбе своих детей и будущих  поколениях , удачных попыток вырастить человека , безразличного к прошлому , не помнящего истории своих предков.
      На Куединскую землю двести лет назад приехали и заселили её в короткое время  одни из самых трудолюбивых  и жизнестойких  крестьян , потомки  выходцев  из северных ,  чисто русских губерний России.
  Понятно , что только сильные  духом и физически выносливые  люди рискнут   осваивать необжитые  суровые места .  Сейчас трудно себе представить, как одним топором и ломом выкорчевать огромные массивы  вековых лесов , обустроить из них пашню , используя лишь тягло лошади  пахать , сеять , убирать , молотить –все вручную. Крестьянская жизнь –это зимой и летом , осенью и весной  бесконечный  тяжелый физический труд  с утра и до вечера.  И в праздники и в будни  надо накормить , напоить скот , все сделать вовремя. Строили дома , шили одежду , обувь –все вручную . Сколько энергии и жизнелюбия  было в каждом, какое огромное материальное  наследство оставили они нам - своим  потомкам , и как мы этим наследством распорядились? Сейчас на бывшие поля страшно смотреть : зарастают кустарником , лесом , затягиваются болотиной  , все варварски  изрыто  ямами при выкопке елей для продажи , так , что даже невозможно пройти. Еще каких-то лет двадцать пять  назад с железнодорожной станции Куеда ежедневно отправляли более двадцати  вагонов с продукцией,  произведенной на Куединской земле : мебель лесопункта , бикбардинские стулья из илима , мочалки, рогожи , кисти лесхоза  , жестяные изделия Трегубовки  , продукцию элеватора , маслозавода ,мясокомбината ,  огромный ассортимент  напитков  и консервированных  овощей пивзавода  , каждый год  район сдавал государству более 30 тысяч тонн  товарного зерна. А сейчас что  производят ? Ту же мочалку везут из Гвинеи –Бисау . Обрабатывается менее четверти  всех сельхозугодий! Никто не понимает  куда сейчас мы движемся , что впереди? Чем все это закончится  , когда мы прекратим жить за счет будущих поколений, разбазаривая  запасы недр , купаясь в бочке нефтяного меда. Но , несомненно , так бесконечно продолжаться не может и впереди нам предстоит колоссальная работа . Один из великих сказал : « Глядя в прошлое , обнажите головы , глядя в будущее засучите рукава» .


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Очень благодарна вам за написание ваших статей, особенно, где затрагиваете историю Аряжского села. Мои предки, Южаниновы, Горожаниновы, были первопоселенцами деревни Аряж. Также есть Трубниковы, жители деревень Сандиака, Усть Каскала. Ищу информацию - откуда они пришли в эти земли?
У вас в рассказе "200 лет назад" указано, что первые жители Аряжа были людьми из городов Осы и Кунгура. Можете подсказать, где я могу узнать конкретней, может, из какой местности они переселились? Дошла до 1850 года и дальше углубиться не могу - документов никаких нет. Село Аряж изначально было деревней, а в 1836 году построили церковь. Метрические книги сохранились только до 1850 года,а за период 1836-1850 нет. Также не понятно к какому причту относился Аряж будучи деревней.

В некоторых источниках говорится, что в Чердынском уезде было много Южаниновых, там даже деревня есть с одноимённым названием (Южанинова) в Морчанской волости, ныне это территория Красновишерского городского округа. Далековато, мне кажется, им было оттуда переселяться через непроходимые леса в Аряж..

Людмила Панфилова   27.04.2021 16:39     Заявить о нарушении