Начало. Рассказ третий. Осенняя встреча

               
     -Как живете Герасим Матвеевич? - нарушаю молчание. -Живу как и прежде- один как перст. За эти годы привык к одиночеству. Дни тянутся один за другим, похожие как две капли воды. Единственное развлечение- маленький черно-белый телевизор. Встаю с первыми петухами, разминаю застывшие за ночь суставы. Сверяю старые ходики с ручными часами, Ваш подарок. Пальцем подвожу отстающую стрелку. Это как у Гумилева,-
 
                Маятник, старательный и грубый,    
                Временем не признанный жених,
                Заговорщицам- секундам рубит
                Головы хорошенькие их.

      Помните?  Ну, а дальше, готовлю завтрак... И так наступает новый день. Так и живу- хлеб жую. (Смеется)  - В юности, организм готовясь к непростой жизни набирал силушку от матери природы, наполняя тело энергией. Казалось этому процессу не будет конца, но время летело. В суете жизненных передрязг и увлеченный какой-то определенной целью, не замечаешь происходившие в тебе изменения. Годы летели, а ты бесконечно  куда-то спешил и наконец- остановился. И где твоя энергия? Где твой вид?  Раньше не всегда при тебе зеркало было- обходился. Сегодня есть и не одно, но подходить к нему не хочется. (Смеется)

      В старом, заброшенном парке тишина. Как много он видел на своем веку. Сегодня, заброшенный и забытый, он стоял на отшибе сбрасывая листву и страдая от  безысходности. Где-то вдали пели женщины. Над парком плыла грустная мелодия. Постепенно она обрастала все новыми голосами и оттенками. Пели далеко не молодые дамы. Неожиданно из хора голосов вырывался один приятный  и тут же его настигала группа голосов, подхватывая слова песни.

                Летят утки,
                Летят утки
                И два гуся.
                Ох, кого люблю,
                Кого люблю,
                Не дождуся...

     -Слышите,- тихо, словно боясь помешать исполнителям,- говорит Прокопов. -Эта песня моей молодости. В те далекие годы, так изливали свою тоску и грусть вдовы- солдатки, не дождавшиеся с войны своих любимых.

      Я помню это страшное время. В сорок первом, моей маме было тридцать три года. В доме больной не ходячий дедушка и нас четверо, безотцовщина. Мама работала в горячем цехе. Нас преследовала бесконечная нужда и для нее, как отдушина, была эта и ей подобные песни.

     - Да,- многозначительно молвил Прокопов,- бедные люди, горя хватили сполна.  Но, Вы посмотрите, сколько лет пролетело, а песня до сих пор жива... Мы молча слушали, думая каждый о своем.

      -Вы знаете,- нарушил молчание Прокопов,- когда время для жизни остается в обрез, вдруг замечаешь, что дни становятся короче, а стрелки часов от чего-то вращаются быстрее. Он замолчал и после короткой паузы, быстро заговорил. -А память, сохранившая ту далекую жизнь, торопит поделиться: воспоминаниями, сомнениями, ошибками.

     В старом парке тишина. Даже легкий, блуждающий ветерок утих. Словно все замерло в ожидании рассказа человека не мало повидавшего на своем веку.
-Тяжелая доля досталась моему поколению,- продолжал Прокопов,- весь двадцатый век, а это вся моя жизнь- бесконечные войны. Ну с кем мы только не воевали и как память о каждой войне- на теле своя отметина. Тяжело вздохнув, он продолжал.

      -В начале века Россия успешно развивалась, а в тринадцатом году достигла самого высокого экономического роста. Сегодня, экономисты страны, подводя итоги года, сравнивают достижения с тем далеко ушедшим в прошлое годом. Зарубежные эксперты пророчили России большое будущее. Он замолчал и после длительного молчания,-Граф Витте, в своих воспоминаниях утверждает, что бывший  председатель правительства И.Н.Дурново, в момент  смерти Александра, так характеризовал ему нового императора. - Это будет нечто вроде копии Павла Петровича, но в настоящей современности. А принц Уэльский (будущий король Эдуард седьмой) за обедом у царя, сказал Александре Федоровне,- как профиль твоего мужа похож на профиль императора Павла первого...               
               
     После короткого молчания, он продолжал.  - Страна жила надеждами обновления. По вступлению на престол, Николаю второму был представлен русской эмиграцией проект конституции. Молодой император написал на нем; "Истинная чепуха". 
               
     -А обстановка в стране была не спокойная. Террор не прекращался. Еще свежи раны в памяти народной от Японской войны и событий пятого года... Царь, пытаясь разрядить политическую обстановку в стране, вновь ввязался в войну, на этот раз с Германией. В феврале четырнадцатого года, статс-секретарь, бывший министр внутренних дел, в записке царю, пытался оградить самодержавца от надвигающейся катастрофы. Он писал,- В случае победного исхода в войне, к России присоединится Галиция. Это не усилит государство, а значительно ослабит его. Нам явно невыгодно присоединять к отечеству область, потерявшую с ним всякую живую связь... Но царь был непреклонным. Это была его вторая, роковая ошибка.

    -А война несла большие потери. Несмотря на громкие победы на фронтах первого периода войны, она оказалась тяжелым испытанием для страны и трагедией для руководства.               
               
    - Герасим Матвеевич,- прерываю его,- а где находились Вы в эти годы?  - Я был в армии, воевал на северо-западном фронте. Мне, двадцатитрехлетнему солдату, пришлось прошагать не мало фронтовых дорог. Ох, как не легки эти солдатские километры. Был ранен, лечился. В госпитале случайно встретил старшего брата. Увидев его среди солдат, с трудом признал.

     -В солдатской одежде, худой, он мало чем выделялся среди выписываемых из госпиталя. Его бледное, исхудалое лицо было сосредоточено. Он тихо разговаривал с окружившими его солдатами. Да, это был уже убежденный революционер.

       -После бурных объятий, уединившись в сквере на лавочке, мы долго вспоминали: дом, семью и нашу жизнь. Гуляя, по шуршащей под ногами обильно лежащей листве, я слушал ветерана. А он, увлеченный воспоминаниями, словно забыл о моем присутствии, вновь и вновь переживая годы своей молодости. Его лицо оживилось, в глазах появился блеск, казалось каждая складка лица и морщинки улыбались.

      -Герасим Матвеевич, неужели Вы помните все эти события? Сколько лет прошло, да и возраст о чем-то говорит. -Конечно, все пережитое и выстраданное- не забывается. Мне задают подобный вопрос в школах, куда зачастую приглашают.

      -В семнадцатом году, я был на фронте. К нам часто наведывались агитаторы. Солдатам трудно было разобраться в происходивших событиях. Одни говорили одно, других вообще трудно было понять. Грамматежки то нам не хватало. Это позднее появились рабфаки и институты (смеется). Единственно что привлекало солдата-конец войны. Время летело, а в стране росло напряжение. Мы обратили внимание, что офицеры чем-то расстроены. Собираясь группами они что-то обсуждали. Начальство молчало, а солдатское "радио" работало...

      -Оказывается, царь в это время находился в Ставке. Очевидно, не спроста он  оказался там. Против его назревал заговор. Ему стало известно, что заговорщики намерены убить: его, жену и детей.

                О старый мир! Пока ты жив!
                Пока томишься мукой сладкой,
                Остановись премудрый...  А. Блок

      -Не всякий лидер легко отдает власть завоеванную трудом и потом. Николай второй получил власть по наследству. В жизни лидера наступает самый ответственный момент, когда он обретает власть, право руководить страной. Это высшее испытание и пройти его к сожалению, суждено далеко н каждому. Несмотря на то что в армии было очень много верных ему людей; под давлением представителей крупного капитала, в ночь со второго на третье марта 1917 года, находясь в блокированном поезде, царь подписал отречение в пользу брата-великого князя Михаила... По постановлению временного правительства, он был арестован и находился в Могилеве. Императрица арестована в царском селе, императорская собственность признана государственной.  В стране объявлена амнистия всем политическим и уголовным преступникам.

      -А в тот, грозный семнадцатый,- продолжает Прокопов,- великий князь Михаил растерявшись, под угрозой "думцев" третьего марта 1917 года, подписал отречение от власти в пользу учредительного собрания. Оно должно было решить- будет ли он монархом, или все таки будет республика. Собрание планировалось на конец года. В эти дни, святейший Синод обратился к народу с призывом принять волю Николая второго и великого князя Михаила Александровича и признать Временное правительство.               
               
      -И так, в стране совершен переворот.  Власть перешла к временному правительству. Оно настаивало на продолжении войны до победного конца. Многие партии, в том числе большевики с решением правительства были не согласны.

      -В эти дни,-продолжал Прокопов,-получив ранение, я вновь оказался в госпитале. После выздоровления оказался в Петрограде, в центре происходивших событий. Ходил на митинги, слушал выступающих...

       -Тем временем, война несла большие потери. Наступление выдохлось, среди солдат росло недовольство, особенно когда получали письма из дома. Ряд поражений поколебал веру в войсках. Этому во многом способствовали агитаторы различных партий и как результат- армия парализована, происходило массовое дезертирство.

      Да, Герасим Матвеевич, этому периоду страны уделяется много внимания со. стороны пишущих и историков страны. Американский писатель Стивен Коэн, в своей книге "Бухарин", пишет,- между падением царизма и большевицким захватом власти в Петрограде, Россия пережила Социальную революцию не имевшую себе равных в современной истории.

      Накопившие в нескольких поколениях ненависть к привилегированным слоям, к эксплуатации крестьян, измученные  тремя годами войны, воспламененные внезапным падением царизма- массы рабочих, солдат, крестьян захватывали помещичьи усадьбы, гарнизоны, крупные имения. 
 
      Утомленные войной, жаждавшие земли и социального равенства, они стихийно совершали народный переворот, без контроля  со стороны каких либо политических партий. Возникали новые народные формы управления- советы.

      Сложное было время. А вот как об этом писал Л.Троцкий.- Обстановка в стране обострялась. На съезде Советов, большевики критически высказались по поводу готовившегося наступления на фронте. Но временное правительство проигнорировало критику, повело его, а в поражении и во всех грехах обвинило большевиков.
 
       -В эти дни,-продолжает Прокопов,- ожидался приезд Ленина. Третьего апреля на небольшой привокзальной площади Финляндского вокзала собралась масса людей. Здесь были делегаты всех районов, колонны демонстрантов, вооруженные отряды и моряки Балтики. В этой многоликой и шумной толпе трудно было что-то рассмотреть, услышать. Трудно передать эту встречу. В темноте, в плотно заполненной людьми площади, в свете прожекторов, направленных в одну точку, с броневика выступал Ленин. Здесь я впервые услышал призыв к социалистической революции.

      А вот как, Герасим Матвеевич, писал об этом моменте, в своих воспоминаниях Л.Троцкий. -В эти дни из Швейцарии в Россию, через Германию направлялась группа, порядка сорока человек эмигрантов, во главе с Лениным и Зиновьевым, с ними прибыл и лидер меньшевиков Мартов.

     Германия, воюющая страна их не пропускала. Возник вопрос, как проехать? Была переписка с руководством и все разрешилось положительно. Со стороны Людендорфа (Эрих Людендорф-командующий всеми вооруженными силами Германии в 1916- 1918г..г.) Это была авантюра вытекающая из тяжелого военного положения Германии. Ленин воспользовался расчетами Людендорфа, имея при этом свой расчет.

     Людендорф говорил себе,-Ленин опрокинет патриотов, а я потом задушу Ленина и его друзей. Ленин говорил себе,- я проеду в вагоне Людендорфа, а за услугу рассчитаюсь по своему. Два противоположных плана пересеклись в одной точке и что этой точкой был "пломбированный" вагон, это исторический факт.

     Четвертого апреля на Петроградской арене появился Ленин. К этому времени никто из руководителей партии, находившихся в России, и в мыслях не имел  курса на диктатуру пролетариата и социалистическую революцию. Эта установка была единственной.

      Сталин держал курс на поддержку временного правительства, Гучкова- Милюкова и на слияние большевиков с меньшевиками. На той же позиции стояли: Рыков, Каменев, Молотов, Томский и Калинин.

       Для того, что бы в годы реакции отстаивать  перспективы революции, нужно было теоретическое предвидение. Хотя, надо признать, что позиция Сталина  во время войны никому не известна. Этому немаловажному вопросу он не посвятил ни одной строчки.

      Да,-продолжал Прокопов,- под давлением происходивших событий Временное правительство было преобразовано в коалицию либеральных демократов и умеренных социалистов и стало возглавляться социал-революционером Александром Керенским.

      Герасим Матвеевич, Исаак Бабель, в своих воспоминаниях, так пишет о своем знакомстве с Керенским. - Александра Федоровича Керенского я увидел впервые двадцатого декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года в обеденном зале санатория "Оллила". Нас познакомил присяжный поверенный Зацареный из Туркестана.
 
       За столом рядом с Керенским сидел учтивый выкрест из департамента полиции. Керенский съел три сладких и ушел со мною в лес...  Бабель замечает, что его напарник плохо видит.

       -Вы близоруки, Александр Федорович?
       -Да, я близорук.
       -Нужны очки, Александр Федорович?
       -Никогда.
 Тогда я сказал с юношеской живостью,-подумайте, вы не только слепы вы почти мертвы... Мы ходим с Вами по саду очарований, в неописуемом финском лесу... И Вы...
       -Дитя, -ответил он,-не тратьте пороху. Полтинник за очки- это единственный полтинник, который я сберегу. Мне не нужна ваша линия, низменная как действительность... Весь мир для меня- гигантский театр, в котором я единственный зритель без бинокля... И вы хотите ослепить меня очками за полтинник...

       -Вечером я уехал в город.  А Александра Федоровича я увидел через полгода, в июне семнадцатого года, когда он был верховным главнокомандующим российскими армиями и хозяином наших судеб.

       -Керенщина, в те дни казалась всемогущей. Шли повальные аресты, погромы типографии "Правда" и дворца Ксешинской. Ленин с Каменевым скрывались в шалаше. В  Таврическом дворце, где заседал Совет, большевики были объявлены контрреволюционерами.

       -Новый состав правительства требовал порядок и дисциплину, осуждал революционные волнения, настаивал на продолжении войны. В советах рабочих и солдатских депутатов хозяйничали меньшевики и эсеры, травля большевиков возрастала.

       -В тот день Троицкий мост был разведен. Путиловские рабочие шли на Арсенал. Трамвайные вагоны лежали на улицах плашмя, как издохшие лошади. В Народном доме, Александр Федорович произнес речь о России- матери и жене. Толпа удушила его овчинами своих страстей. Что он увидел в ощетинившихся овчинах- единственный зритель без бинокля? Не знаю...

       На землю опускались вечерние тени  и вскоре. деревья  стоявшие вдоль аллеи превратились в сплошную тень. Мы медленно двигались к выходу. Вдали прозвучал настойчивый сигнал автобуса. Меня торопят,-говорит Прокопов. Выйдя из парка, мы простились до следующей встречи.


Рецензии