Окна напротив

Гарнизонная гауптвахта.

Сержантская камера. Окно, нары. Серая стена из бетона. На вид и ощупь как шкура дракона. Из детства. Из сказки.

Здесь не сказка. Это Армия.

Попал по глупости конечно. Самоволка. Набережная Амура. Дискотека. Девчонки. Танцы до утра. И вот. Печальный итог. Построение и десять суток.

Первый раз в заключении.

Надеюсь последний. Оказывается если есть нары, если дают поесть и пить, жизнь продолжается. Одиночка. Как сидят в одиночках пожизненно? Ад.

Девятнадцать лет.

Мысли как табун коней. Быстрые и неутомимые. Много. Сон короткий. Спать на досках и без подушки не очень удобно. Можно было сильно пострадать душой, если бы не оно. 

Окно.

Вообще на "губе" окна в камерах запрещены. Но почему то здесь оно было. Стекло выкрашено в зелёный цвет. Ха. Мы же в армии. О чудо. Форточка открывается! Почему то она в самом низу окна. За ней целый мир! Большой и ждущий. Он ждёт меня. Сначала возвращения в часть, а затем и домой.

Никогда не думал что так интересно смотреть в окно. Напротив панельная пятиэтажка. Метров семьдесят до неё. Может семьдесят три с половиной.  Рядом вообщем. На пятом этаже три девчонки на балконе. Смеются и рассматривают меня в бинокль. Пусть смотрят если другого развлечения не нашли. Жестами спрашиваю, - который час? Как умели- показали. Смеются. Общаемся пантомимой. Они на балконе и крутятся передо мной. Красивые. Показываю что понравились. Опять смеются.  Шепчут что-то друг другу на ушко. Видимо и я понравился. Девчонки они такие. Попрощались и убежали по делам видимо. Хотя какие дела летом. Загорать на речку побежали наверное. Удачи Вам, милые девочки.

Пообедал. Вывели на работы в город. Ого! Да тут интереснее чем в части. Не наказание, поощрение какое то. Привезли в музей. Отлично. Таскаем коробки и выполняем поручения по хозяйственной части. Заодно посмотрели экспонаты. Повезло. Вечером назад в камеру.

Заветная форточка распахивает вечерний мир. Зажигаются окна. Подъехала машина. Красивая, высокая. Вышла и скрылась в подъезде. Зажглось окно на третьем.   Приятно познакомиться. Покурила на балконе, на меня не смотрит, хотя увидела. Видимо я не первый скучаю по гражданке и свободе из форточки. Серьёзная. Лет двадцать пять. Ещё одна машина и уже парень. Гость красивой. Через час они обнажённые курят в открытую балконную дверь. Меня не стесняются. Я для них просто никто. Жизнь кипит. Не останавливается ни на секунду.

Наблюдателю в ней нет места. Или есть? Я вижу, значит живу. Я часть общества, часть мира и вселенной. Мои мысли или портят действительность или улучшают оную.

Командир забрал меня через семь суток. Сказал, тебе хватит. А я только во вкус вошёл. Развивал наблюдательность. Она у меня гипертрофировалась и всю жизнь помогает. Как без неё то. Иногда замечаешь такие мелочи, на которые другие никогда не обратят внимание.

В другой жизни, на гражданке, попадая в новую квартиру или гостиницу, смотрю из окна и оцениваю вид. Иногда это весь город, иногда многоэтажки напротив.  Или стройка. Как быстро растёт бетонная многоэтажка. Люди как муравьи.

Эти виды значительно интереснее и честнее того, что показывают по ТВ. Всегда есть возможность увидеть интересное и удивительное. Много психологических зарисовок при общении людей на улице. Заход самолёта на посадку. Фигуры высшего пилотажа над домами. СУ- 30 СМ. Пилоты асы, чего только не выкручивают на голубом полотне неба. 

Более 7000 истребителей и других самолётов выпустил авиазавод Иркутска за свою историю. Много других самолётов. Из моих окон чуть видно аэродром авиазавода. В один из дней, люди увидели в свои окна, как на их дома падает огромный Руслан.

Взлёт на город.

На высоте около 70 метров, замолчало три из четырёх двигателей. Внутри было две Су-шки. Пилоты сделали всё чтоб упасть между домами. Полные баки. Керосином залило всё. Горело страшно и долго. Погибли семьдесят два человека, из их числа сорок девять на земле. Люди в соседних домах из окон наблюдали страшную картину.

Сгорел детский дом.

На его месте теперь церковь Рождества Христова. Ещё один храм в посёлке Мамоны. Тоже в память погибших при падении самолета, из за неисправности и разрушения двигателя, потерявшего управление. Иркутск давно "прославился" авиакатастрофами и происшествиями с самолётами. Аномалия какая то.

Не только хорошее можно увидеть из окна. Вся жизнь проходит там. С той и этой стороны окон. Со всеми своими бриллиантовыми гранями и нечистотами. Со счастьем и бедой. С безудержной молодостью и щемящей старостью.

Компьютер тоже не обошёлся без окон, куда мы без них. Молодёжь добровольно теряет зрение. Играют, виртуально общаются. Вглядываются в окна. Жгут жизнь и драгоценное время, отапливая и оплачивая чей то счёт, пополняя и спонсируя и без того богатого человека. У него же совсем другой вид из окна. Океан или благодатное, тёплое море. Или это вообще окно яхты и он путешествует вокруг света. Не вид- мечта!

Видели может как старушка или дедок сидят у окна в ожидании? Для них в этом мире остались только картинки. И одиночество. Нет в мире ничего родного и близкого. Все ушли и ждут их. И они ждут. Как я тогда ждал на гарнизонной гауптвахте. Только я ждал новой жизни в этом мире, а они ждут и готовятся к жизни в мире ином. А здесь гауптвахта, здесь тело в тюрьме, но душа на свободе. Иногда мне кажется что блестящие глаза напротив, тоже окна. Что там за ними?
Смерть- тоже окно. Да и жизнь лишь окно в другую жизнь.
 


Рецензии
Окна души Александа Кондрашенко

Известно, что окно это символ взаимосвязи человека и окружающего мира.
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.(с)
Рассказ Александра Кондрашенко "Окна напротив" растревожил мою память и воображение, что и подвигло к написанию этого отзыва.
Мотив окна широко используется как художниками, так и писателями. По мере чтения в моем воображении всплыла картина Сальвадора Дали " Девушка у окна", а память услужливо подсунула сюжет новеллы О'Генри " Последний лист". Различные окна - различный вид из окна. Что предстает перед взором того, кто смотрит в окно? Романтические дали, фантастические пейзажи или безбрежный Космос из окна звездолета?
В "Окнах напротив" всё проще и прозаичнее: герой попал на гауптвахту и вынужден наблюдать мир через оконную форточку.
Начало рассказа читается несколько трудно, потому что автор применяет парцелляцию - расчленяет связный текст на отдельные короткие предложения. На мой взгляд вполне оправданный приём. Время на " губе" течет медленно и парцелляция в тексте тормозит ход времени для читателя, наподобие замедленной съёмки в кино. С другой стороны это бесконечная череда мыслей героя, сжатых автором в короткие, рубленые фразы, хотя на самом деле это относительно длительные куски жизни.
Что же видит девятнадцатилетний сержант, сидящий в одиночной камере?
Там, за окном простирается запретная территория свободы, манящая героя; уютный, обжитой мир, который может быть столь притягательным и желанным. Человек смотрит в окно, а по сути вглядывается в себя, в свой внутренний мир и окно в этом случае становится своего рода зеркалом. Только в это зеркало смотрит не тот молодой сержантик, а умудрённый жизненным опытом автор. Накопленные им в разное время наблюдения как раз и нашли отражение в этом небольшом рассказе. Финальная фраза " жизнь лишь окно в другую жизнь" не ставит точку в общении с автором, а предлагает познакомиться с другими произведениями Александра Кондрашенко, заглянуть в его жизнь -- жизнь коренного сибиряка. Заглянул и я, и увидел искреннего и правдивого человека, знакомству с которым очень и очень рад.

Александр Секстолет   08.11.2020 13:45     Заявить о нарушении
Здравствуйте Александр!
Взаимно и очень рад знакомству с Вами и Вашим творчеством, о чём уже не раз порывался написать под одним из Ваших рассказов. Но что я могу написать профессору будучи студентом первого курса? Только сопливые восхищения).
Но сейчас не об этом. Мне показан пример настоящей рецензии. Из которой можно понять многое и узнать что то новое для себя. Рассуждения о рассказе "Окна напротив" в третьем лице, придали рецензии по настоящему другие, новые эмоции. Отличные от интересного отзыва. Наверняка это тоже какой то литературный приём. Первый раз я почувствовал себя Автором (Остапа понесло)! За это особая благодарность!
Я узнал что такое парцелляция. Интуитивно пользуюсь этим приёмом как ломом. А вот не знал ни названия, ни для чего и как применяется данный инструмент. Ещё раз благодарю!
Литература призвана делать нас лучше, подвигать на постоянное обучение и совершенствование в использовании языка. Языка как инструмента выражения наших мыслей и чувств. Доброе наставничество, знания отправленные посредством передачи импульса может и должно попадать на благородную почву. Очень хорошо написал об этом Владимир Высоцкий- "Значит, нужные книги ты в детстве читал". Созидание характера и воспитание через рассказ, рецензию, просто беседу- очевидно.
Читая Вашу переписку со Скучающей провинциалкой, открыл для себя массу нового. Для меня это было наблюдение за увлекательной шахматной партией. Иногда между двумя бойцами-интеллектуалами, иногда просто между сильным мужчиной и слабой женщиной (бывало и наоборот). Я чувствовал меняющееся настроение, под конец усталость от диалога (а как иначе при такой пикировке). Взаимный интерес собеседников, подкреплённый интеллектом, обострял конфликт и делал диалог ещё ярче. Всё это не давало мне возможности прервать чтение!) Сам рассказ, после которого возникла переписка, мне очень понравился. Я вспомнил многие моменты своей жизни. И хотя я не верю в переселение душ, но есть что то таинственное в родстве душ. Во взаимном и неземном притяжении. Притяжении, которое сломало многих, многие семьи были разрушены как Римская империя!
Спасибо Александр за Ваше доброе отношение, внимание и время потраченное на прочтение моих мыслеформ.
С Уважением и дружеским рукопожатием, Александр



Александр Кондрашенко   23.10.2020 03:29   Заявить о нарушении
Прошу прощения, поправка- на благодатную почву).

Александр Кондрашенко   23.10.2020 03:32   Заявить о нарушении
Секстолет профессор? Ага, " профессор кислых щей")))))). Приветствую, Александр. Я отличаюсь от вас, да и от любого другого автора, только длительностью пребывания на Прозе. Позволю себе обобщение -- все авторы сайта непрофессиональные писатели. Исключения есть, но профессиональных писателей здесь единицы. Есть и графоманы, которых в отличие от профи довольно много. Сразу оговорюсь, что графоман в этом контексте это болезненное состояние психики, требующее постоянного упражнения в сочинении стихов и (или)прозы. Такой человек не может не писать и делает это ежедневно и длительно. Сделаю оговорку: например, " красный граф" Алексей Толстой тоже писал каждый день и сделал это осознанной привычкой, но назвать его графоманом нельзя. А вот творчество Владимира Ульянова-Ленина в этом смысле вызывает вопросы.
Роль наставника на себя примереть не буду, но осмелюсь предложить несколько советов, поскольку вы на сайте недавно
- никогда не сравнивайте свои произведения с творчеством понравившихся вам авторов. У них своё, у вас -- свое и ваше ничем не хуже. В литературе, как в спорте - без самолюбия ничего не добьёшься. Уважайте не только других, но и себя. Помните, что каждый автор -- личность. Какая? Это другой вопрос.
- отзывы на сайте в основном доброжелательные, но причины их написания разные. Умейте отделять " корыстные" отзывы, которые преследуют цель получить ответный отзыв по принципу " ты мне-я тебе". Кумовство на сайте процветает и незаметно затягивает новичков. Поэтому не ходите в рейтинг, не читайте, а главное не пишите завсегдатаем рейтинга. Если же кто-то из них заявится к вам, то вежливо поблагодарите, но с ответным визитом не спешите, а лучше промолчите.
- негативный отзыв на сайте редкость. Получив подобный, надо определить зачем автор его вам написал. Доброжелательный и желающий искренне вам помочь автор, напишет замечания в личку, чтобы не ущемлять ваше самолюбие, или напишет отдельным замечанием внизу положительного отзыва с предложение стереть после прочтения. Кстати, с этим моим посланием можете поступить также.
- на сайте есть и тролли. Тут всё просто: в переписку не вступать ( "не кормить" своей психической энергией)и отправлять в ЧС.
- участвуйте в конкурсах. Получите опыт писать на заказ и в заданных границах. Победа неважна, важен стимул к творчеству и расширится круг полезных с точки зрения роста знакомств.
И последний совет - сайт отличная возможность для экспериментов. Пробуйте себя в любых жанрах, не ограничивайтесь описанием того, что происходило лично с вами и вашими родственниками, друзьями и знакомыми. Смело добавляйте новых, вымышленных персонажей, допускайте художественное приукрашивание. Почувствуйте себя творцом, который всё может. Реакция других неважна, хоть плюс, хоть минус. Ваша страница это ваша территория, ваш мир и вы в нем хозяин.
Удачи, Александр. Не прощаюсь надолго. Свидимся.
АС
P.S.Упомянутая переписка со Скучающий Провинциалкой, воспринята вами правильно. Литературную тусовку на сайте никто не отменяет и не запрещает. Общение это тоже творчество в той или иной степени. Почему нет?

Александр Секстолет   23.10.2020 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.