Ночь могущества. Рёв 62
ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО ИМАМАТ по своей природе противоположно султанату (светской форме организации исламской государственности) и халифату (чистой теократии). Он где-то между ними и в тоже время представляет собой довольно органичный синтез обеих традиционных форм.
Великий исламский мыслитель и государственник Аль-Газали в XI веке впервые обосновал идею союза духовного вождя со светским владыкой, имама с султаном. Созданная Аль-Газали ТЕОРИЯ ИМАМАТА, как идеального исламского государства, базируется на трёх основных принципах:
1. Имам есть воплощение власти для наведения и соблюдения в стране порядка.
2. Имам есть символ единения уммы (мусульманской общины) и власти, так что даже султанат вторичен.
3. Вся деятельность имамата подчинена законам шариата (хотя даже Шамиль I далеко не всё брал из шариата, а только то, что ему нужно было. «Сплочённостью религиозной» он прежде всего «пытался возместить недостаток этнической сплочённости среди горцев Дагестана и Чечни».)
(Дегоев В.В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин… с.315.)
Кроме того, имам должен был отправлять главную функцию имамата - управление газаватом.
Следовательно, он должен прежде всего делать так, чтобы газават оставался перманентным, нескончаемым, иначе имамат теряет стержень, основу.
ДИКТАТУРА ШАРИАТА формально и есть имамат.
Шариат представляет из себя свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама.
Есть два толкования корана, на которые опирается шариат - сунна и фикх.
Они определяют все нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права.
На Северном Кавказе распространён ислам, основанный на сунне. Почти все здешние правоверные - сунниты.
ПЯТЬ ПОСТУЛАТОВ суннитского ислама составляют “аркан-ад-дин” (“столпы веры”). В их числе признание символа веры (“Нет бога, кроме аллаха, и Мухаммед посланник его”), пятикратная молитва в течение суток (“намаз”), соблюдение поста (“ураза” в течение священного месяца Рамазан или Рамадан), выплата “закята” (“десятины”, религиозного подоходного налога) и, наконец, хотя бы раз в жизни свершение хаджа - паломничества в Мекку.
Соблюдению этих столпов и должна служить государственная машина имамата и сам имам.
(Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе... с. 141.)
Из “Основ мусульманского права” известно, что “титул имама преемственный, и имам должен происходить из рода Мухаммеда или, в крайнем случае, из рода арабского племени корейшитов”, “а существования нескольких имамов одновременно закон не допускает”.
(Караулов Н.А. 1-й. Основы мусульманского права... с. 551.)
Но это больше относится к исламу шиитского направления, нежели суннизму, существующему на Северном Кавказе.
Они давно конкурировали. Суннизм в итоге породил ваххабизм, а от шиизма осталось традиционное поклонение имамату.
(Голубчиков Ю.Н., Мнацаканян Р.А. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего… сс.20-21.)
ЭТО ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ было главным в духовной истории IV имамата 1991-2006 гг.
Ваххабиты подрывали власть имамата. И потому что они были суннитским порождением, и потому что являлись борцами за социальную справедливость против ортодоксального устройства жизни классическим имаматом.
Не случайно все, кто становился имамом в Чечне и Дагестане на рубеже века и тысячелетия, затем под влиянием ваххабизма предпочитали носить иные титулы: муфтия, эмира (амира) и т.д. Так Шамиль III Басаев (Абу-Идрис), вначале, как и Ахмат Кадыров, называвший себя имамом Чечни и Дагестана, к концу IV имамата предпочитал именовать себя по-другому – «военный эмир (амир) Ичкерии». Кадыров же ушёл в муфтии, потом и в президенты. А это вообще гяурская должность.
На этот мусульманский разлад и СДЕЛАЛ ОСНОВНУЮ СТАВКУ путинский Кремль, вбивавший клин между традиционным исламом, склонявшимся к власти имамов, муфтиев, улемов, кадиев, и исламом ваххабитского толка, занесённым из Саудовской Аравии.
Победить неонацистский ваххабизм оказалось возможным только с помощью ортодоксального, традиционного ислама.
Именно имамы, пошедшие в федералы, как некогда красные муллы-большевики, помогли Москве и на этот раз справиться с новым газаватом. Имамат вновь инкорпорировался в тело крепнущей России, временно потеряв своё номинальное значение.
В принципе и лозунг такого, вновь инкорпорированного ислама должен звучать как во времена Ленина:
но не «За советскую», а «За федеральную власть, за шариат!»
ИСТОКИ ДУХОВНОГО РАЗЛОМА IV имамата между ваххабизмом и традиционным имаматом прослеживаются именно в годы «Эдельвейса» в противостоянии ЧГНСП и ОПКБ (чеченских светских нацистских партий, как бы прото-ваххабитских)
и традиционного, прежде всего центрально- и западно-кавказского крыла газавата.
Это было противостояние, скажем, Исраилова и Дудова. Чеченские нацисты (и руководимая ими огромная повстанческая армия) никогда бы не избрали Гитлера великим имамом, хотя и видели его своим духовным вождём. Должность генсека - пожалуйста, или лучше «военного эмира Ичкерии».
ИХ УСТРАИВАЛО И ПРОСТО – фюрер, вождь Ад-Вулф. Но ведь точно также было и во II-ом газавате. Даже ещё сложнее.
Умеренный ортодокс Нажмутдин Гойтинский против радикального нациста Саид-бея Шамиля - одни они уже раскачивали лодку второго имамата до предела. А тут ещё вклинились красные шариатисты и ячейки РКП (б) в мечетях.
Они подловили мусульман на этноконфессиональном сродстве с социалистической идеей и абсолютно цинично использовали их для установления большевистской диктатуры, подменив собою глубинно востребованный нацизм.
ПОЭТОМУ-ТО ВО ВРЕМЕНА последнего, IV газавата Чечня и Дагестан просто изнывали по нео-гитлеризму.
По единственно эффективной форме существования.
Закреплённое и переиначенное «Эдельвейсом» родовое качество слишком глубоко проросло. Оно категорически требовало оформления новой национал-социалистической идеологии. Обомшелой теократии в форме имамата первой половины XIX века уже мало кому хотелось.
НОВЫЙ МЮРИДИЗМ требовал нового варианта нацистского оформления.
Как это было сделать при мировой дискредитации любого нацизма?! Ад-Вулфа же вновь не вытащить из корана!
«Аллах над нами, а Гитлер с нами!» - также теперь уже не возгласить!
Однако же свято место пусто не бывает. Ваххабизм буквально затащили на Северный Кавказ в пост-большевистской России.
Усадили на место гитлеровских захватчиков.
Он просто обречён был там объявиться и преуспеть. Больше было некому.
САМОНАЗНАЧЕННЫЕ ИМАМЫ явно не тянули новую теократическую функцию. Номинальный диктатор Дудаев явно оставался советским генералом. Он бегал на тренировки в спортзал, пугал своей светскостью почтенных аксакалов. Поэтому выполнял роль скорее общенационального формального лидера. Никакой идеологии он предложить не был в состоянии.
Дудаев что, мог провозгласить себя великим имамом?! Фюрером?! Военным эмиром?! Нет. Он был и остался президентом. А это для горцев и нужд газавата - пустой звук. Что делать?! Кого и кем назначить?!
Всё-таки в год немецкого «Эдельвейса» всё было гораздо проще и легче. Именно с устраивающим всех выбором-назначением. Во всяком случае, в западном крыле газавата. А чеченцы так и проколебались вплоть до «Чечевицы».
В XI ВЕКЕ, когда создавалась теория имамата, назначение имама производилось султаном (то есть, вообще-то именно тем, у кого была реальная власть. Например, тогда мог это сделать ещё и правящий халиф, но всегда от имени Пророка).
Только после фактического назначения имама учёные богословы, улемы, проводили формальную процедуру избрания имама, подыскивая теологическую основу - либо из “мухаммедовичей” или из корейшитов, либо уже и из местной духовной знати.
АЛЬ-ГАЗАЛИ подвёл под эту уже устоявшуюся в его время практику - теоретическую и богословскую основу.
Она примиряла оба течения ислама в отношении имамата.
В случае с ультра-социалистом протестантского происхождения, да ещё и фактическим милостью божьей атеистом Адольфом Алоизовичем Гитлером обошлись проще. Порадели нужному человечку, произвели его ускоренно, по законам военного времени. Испекли как младшего лейтенанта на советских фронтовых курсах “Выстрел”.
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО свели к минимуму. Ни султан, ни правящий халиф, ни тем более Пророк его великим имамом не назначали - иных уж нет, а те далече. Не выдвигал нового мусульманского владыку и никто из имамов-предшественников или других исламских иерархов, как это почти всегда происходило на Северном Кавказе 100-150-200 лет назад.
КАНДИДАТУРА ГИТЛЕРА прошла лишь внешне легитимную часть избрания великим имамом и то крайне усечённую.
Правящими выборщиками в тот момент оказались не столько избранные улемы и факихы, сколько князья, которые исполнили и функции султана (светской власти) и функции халифа или улемов (власти духовной).
ОБЪЯВЛЕНИЕ о состоявшемся назначении Адольфа Гитлера великим имамом Кавказа проводили в мечетях по всем каноническим правилам. Все кавказские мусульмане теперь должны были считать провозглашение неверного немецкого фюрера своим имамом - великим предназначением и предначертанием свыше, угодным Пророку.
Богословы подсуетились и быстро нашли в коране места, где чуть ли не прямо предвосхищалась великая миссия Гитлера в исламе.
Но ни «корейшитом», ни «мухаммедовичем», ни местным духовным авторитетом, даже простым аксакалом Адольф почему-то не был, поэтому обосновать этот выбор чем положено уже не могли. Однако великий мудрец Аль-Газали позволял в принципе этого и не делать.
Ну как он мог из XI века так пролоббировать нацистского фюрера в веке ХХ-ом?!
ДЕЛО В ТОМ, что в отличие от ветхого и нового завета у корана нет ни внешней, ни внутренней композиции, вообще какого-либо плана. Это поток сознания незаурядного, великого человека по имени Мухаммед, выданный им с 610 по 632 гг., лишь отчасти самоутверждавшегося в полемике со своими современниками.
В ОСНОВНОМ это его сплошные пылкие откровения, состоящие из притч, молитв и проповедей (14 глав (сур), расчленённых на 6219 стихов). Это стихийное и действительно величайшее произведение, очень долго существовавшее только в устной форме.
Оно передавалось по памяти, в то время как письменность существовала для создания торговых и политических документов.
Само название корана от арабского “ал-куран” - “чтение вслух”, “назидание”.
Лишь в 651 году откровения были собраны, сведены воедино и записаны.
СЧИТАЕТСЯ, ЧТО КОРАН был записан тестем Мухаммеда Абу Бакром.
С тех пор священный текст корана в неизменном виде передавался вплоть до наших дней.
Он один к одному транслирует дух эпохи, совершенно незнакомой не только современному человеку.
Даже в средние века мусульмане уже не читали корана без подробных комментариев и разъяснений.
Таким образом, живая для VI века речь Мухаммеда впоследствии стала тёмной, многосмысленной и представлять собой исключительно благодатное поле для разнообразных толкований и выискиваний различных пророчеств и указаний.
Разумеется, это обстоятельство отчасти является источником силы и непревзойдённой живучести, уникальной, хотя и, конечно, исключительно поверхностной приспосабливаемости ислама.
Библию, как более логический и связный документ критиковать и анализировать ещё как-то можно.
Коран же - вне критики всегда был и остаётся. На самом деле. Его критиковать нельзя. Невозможно.
В то же время, явленное в нём вероучение, как и христианство, также является авраамической религией, то есть, проповедует поклонение Аврааму, как отцу всех правоверных. Там выражено признание Иисуса Христа, как одного из пророков (Исы).
ИМЕЮТ МЕСТО даже почитание Девы Марии (Мириам) и ожидание второго пришествия.
Но это общее с библией проповедование носит куда более директивный, безапелляционный характер, как и положено откровениям действительно Всевышнего, который просто по должности своей всевышней не может страдать, метаться, сомневаться, колебаться.
“...Ты никогда не найдёшь в установлении аллаха перемены!” (Сура 48. Победа. Стих 23.).
«Жизнь любого человека предопределена аллахом абсолютно, и праведность человеку даёт только полное послушание аллаху. Само слово «ислам» означает «вручение себя богу», «покорность», «послушание»». «Ислам, считал Мухаммед, - это последнее откровение бога, как бы окончательный вариант и ветхого завета иудеев (библия), и нового завета христиан (евангелие)».
(Там же, сс.18,19.)
КОРАН АБСОЛЮТНО НЕПОГРЕШИМ, инвариантен, всепогоден. Потому он всегда современен, в том смысле, что неизменно имеет свой ответ “на злобу дня”, неважно какой. Главное содержание его - в магии звуков и слов арабского текста, а не конкретных букв или логограмм, образов или понятий.
Суры при прочтении именно звучанием своим, магией звукосочетаний оказывают чрезвычайно мощное влияние на подсознание правоверных.
В этом весь Восток - сплошной Миф, а не Логос, Чувство, а не Разум.
ОТСЮДА МОЩНЫЙ ВЫБРОС всё новых и новых исламских толкований и направлений. Ни одно из них не может быть названо ересью, ибо нет точного смыслового эквивалента, канона, исходного логического критерия. Поэтому новое учение северокавказских улемов о великом имаме Гитлере, как новом провозвестнике аллаха и пр. - становилось столь же законно и правомерно, как и любое другое исламское течение.
Отсюда, из такой особенности корана - уникальная кастовость и непогрешимость его толкователей, учёных улемов, всей теолого-юридической исламской элиты.
Тот факт, что ИСЛАМ НЕ ИМЕЕТ ЦЕРКВИ, а само исламское государство по сути и есть церковь, приводит к тому, что любое решение учёных улемов приобретает характер государственного, общенародного.
В этом и состоит имманентная тоталитарность ислама.
Даже если выбранный улемами имам оказывался последним мерзавцем, злобным негодяем, тираном, все верующие (то есть, подданные его государства, члены мусульманской общины, уммы), как считал великий Аль-Газали, обязаны были повиноваться любым его капризам.
(Грюнебаум Г.Э.фон. Умма и власть. - В кн. Сравнительное изучение цивилизаций. - М.: Аспект Пресс, 1999, с. 357.)
Когда имам вскричит - “Рахат!”, народ обязательно должен ответить - “Лукум!”, коли имам воскликнет “Хайль!”, народ, точно также, не задумываясь, истово добавит: “Гитлер!”, точнее, его исламское имя - «Ад-Вулф!». И всё будет ему едино, потому что главное ж не что сказано, а как!
“Правоверность - состояние бессознательное”. Что тут ещё добавить?!
Только вот как бы поступили избравшие кого-либо особо неверного своим имамом кавказские правоверные, когда бы тот, например, предписал им всем носить кресты или, пуще того, призвал возлюбить врагов своих и всех прочих ближних как самих себя?! Но особенно - подставить вторую щеку?!
Вряд ли бы они “от-лукумили”, как обычно, а наверняка пришли в сознание.
Конечно, Гитлер никогда бы так не поступил, но он непременно сделал бы ещё хуже (известно это его намерение) -
уничтожил их самих, своих новых “подданных”, после того, как окончательно миновала бы в них надобность.
ПОСКОЛЬКУ обыкновенно имам и султан взаимолегитимизировали друг друга через учёное и авторитетное священство, через факихов и улемов, которым одним только и было даровано право такого, углублённого толкования шариата,
то с воцарением немецкого фюрера ещё и великим имамом в отсутствие наличия необходимых связок и даже элементарной теоретической опоры на шариат - ЕГО ЛЕГИТИМНОСТЬ ВСЁ РАВНО ОСТАВАЛАСЬ НУЛЕВОЙ.
Фактически это был незаконный имам.
Прежде всего обязательно нужно было учёное богословское подтверждение законности этого избрания. Хотя подобная необходимость и не являлась уж особенно жгучей. Дело в том, что даже такое из ряда вон выходящее событие вовсе не стало каким-то принципиально новым, абсолютно невозможным явлением для ислама, хотя, разумеется, и беспрецедентным всё-таки получилось. Никто из стариков, блюстителей народных традиций, никто из мулл, ревнителей чистоты веры, ни полслова по этому поводу не сказал.
БЕЗУСЛОВНО, НАЗНАЧЕНИЕ ГИТЛЕРА великим имамом оказалось прежде всего чисто политическим ходом, хотя формально в исламе и незаконным, но по жизни вполне допустимым, совершенно реальным. Объяснение этого состоит в том, что политика у мусульман всегда крайне тесно связывалась с религией.
Более того - она являлась непременной составной частью теологии. Поэтому последовательный примат политического вполне мог повести за собой ЗАМАЛЧИВАНИЕ ДАЖЕ САМИХ ОСНОВ ИСЛАМА, что наконец и произошло в 1942 году.
(Кирабаев Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении Аль-Газали. - Человек как философская проблема: Восток - Запад. - М.: Изд-во УДН, 1991, с. 86.)
Кроме того, у мусульман со средневековья очень прочно утвердился хадис (политический принцип): “Имам-деспот лучше смуты”.
(Гаджиев К.С. Политическая философия... с. 288.)
ПОЭТОМУ многие северокавказские муллы тогда не только не возмутились избранию Гитлера на свой высший пост, а многие ещё и подтвердили и обосновали это на первый взгляд чудовищное нарушение ислама.
Таким образом, то, что произошло в действительности, оказалось вполне допустимым даже для ортодоксов этой веры, а не только «светских» исламских социалистов.
Даже если понимать выдвижение неверного Гитлера имамом, как оно есть, АБСОЛЮТНО НЕЧИСТОПЛОТНЫМ ПОЛИТИКАНСТВОМ, но совершённым всё же в интересах ислама,
то и тогда это остаётся законным, вполне вытекающим из самой сути имамата и всего ислама.
Избранием Гитлера великим имамом Кавказа учёные, а вслед за ними и неучёные правоверные конечно откровенно дали маху, но исключительно для пользы своего общего дела. А потому - всё было правильно.
К тому же выборщики немецкого фюрера великим имамом заранее ущемили его в имамских правах. За него, в частности, объявили газават. А этого ни в коем случае делать нельзя было. Газават может объявлять ТОЛЬКО САМ ИМАМ.
Гитлер газават русским не объявлял. Впрочем, со стороны выглядело это всё же так, как будто это сам великий имам Гитлер объявил священную войну за чистоту ислама с русскими и другими неверными, поскольку его избрание и объявление полномасштабного, всекавказского газавата почти совпадали по времени.
Обычная политическая уловка.
ПОЛИТИКА - это искусство всегда быть с побеждающей стороной. Любое политиканство, в том числе мусульманское, не знает принципов кроме одного - последовательной беспринципности. То есть, последовательность необходима в любом случае.
Неверный, но побеждающий Гитлер, также помимо своей воли, становился ещё и главой исламского государства, основной задачей которого являлась защита ислама и исламского образа жизни, о которых он имел самое отдалённое представление.
К тому же он обязательно должен был иметь добрую волю стать имамом. Такое условие тоже не было соблюдено.
ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЁМЕ В ИМАМЫ, конечно, писать от него не требовалось, но всё же германский фюрер мог бы и приветствие с согласием прислать. Ничего этого сделано не было. Великим имамом стал человек, никак не выразивший даже желания им стать.
ГИТЛЕР совсем не обрадовался своему новому портфелю на Востоке. Формально он не отказался от него, потому что наверно понимал, что это - ответная любезность мусульман за его демонстративное предпочтение их всем остальным туземцам, за его открытое восхищение ими.
Но наверняка поморщился. "Бремя белого человека", ничего не поделаешь.
В общем, ОТДАРИЛИСЬ правоверные щедро. Их белоснежный скакун со всеми священными великоимамскими регалиями уж наверно таки не прогнали из германской рейхсканцелярии. Может быть где-нибудь там величественно игогокал, давая священный навоз, цоканьем копыт (правым передним салютуя “зиг хайль!”) и ржаньем приветствуя проходящего мимо по своим делам нового хозяина.
Вдобавок Гитлер, сам того не желая, становился также и главным толкователем корана и самого аллаха.
В принципе это конечно соответствовало фундаментальному мусульманскому догмату о том, что только аллах есть единственный суверен, которого может толковать лишь Пророк и его наместник на земле - имам.
Но как всё-таки быть в том случае, когда этот самый наместник не только сам ни бельмеса в том, что должен толковать и изрекать затем послушным массам правоверных, но и фактически вовсе не желал себе ещё и такой обузы?!
А опять никак. Так что великое имамство германского фюрера это конечно далеко не одно и то же, что, например, имамство великого Шамиля. Но тем не менее и оно стало законно. И, что самое главное, - действенно.
Что же до того, что новый имам был и остаётся после избрания неверным, то есть, даже не мусульманином (мог бы и последовать примеру своего генерала Э.Макензена), тем более не «корейшитом» и не “мухаммедовичем”, то ведь и Аль-Газали полагал, что даже сам султан может нарушать шариат и не соответствовать каким-то каноническим требованиям.
При условии, если он будет верен имени Пророка, если будет слушаться имама и (или) исполнять какие-то стратегические исламские задачи. Тогда улемы и факихы простят ему даже бОльшие грехи и изъяны, чем исходную неверность, окажут ему безоговорочную и всестороннюю поддержку.
То есть, так - раз можно султану нарушать и несоответствовать, значит такое простительно и имаму.
В III КАВКАЗСКОМ ИМАМАТЕ, созданном немецкой военной операцией и кавказским газаватом “Эдельвейс”, такое право несоответствия канонам и нарушения основ шариата заранее делегировалось новому великому имаму. Все его деяния были стратегически исключительно выгодны исламу, также заинтересованному в вытеснении русских отовсюду.
То есть, Гитлеру заранее прощались все нарушения шариата и любые другие имеющиеся и возможные быть отступления от учения Пророка. Лишь бы освободил от русских. Ему это было авансом простительно, так как он оставался неверным, ничего этого не знал, ни с кого ничего требовать не мог, и вообще что с него взять.
ЗАТО вокруг него консолидировалась мусульманская община (умма)!
ЗАТО он стал воплощением сильнейшей власти для наведения и соблюдения на Кавказе порядка, в том числе на основе законов шариата!
ЗАТО он покарал и карает неверных, давних кавказских кровников!
Вот это-то, что было с него реально взято - и перевесило всё-всё остальное. И султаном Гитлера назначили, если бы смогли!
В обход всех норм и правил.
К тому же ШАРИАТ на Северном Кавказе никогда особо не блюли, в отличие от ортодоксальных исламских стран.
Адаты, народные обычаи и традиции во многих случаях сильно перевешивали канонические требования и установки шариата.
Ясно, что, например, в Саудовской Аравии, где существует не просто культ, а диктатура шариата, Адольфа Гитлера при любом стечении обстоятельств халифом или имамом не избрали бы никогда и может быть даже ни за что.
А вот на Кавказе всё сошлось воедино - в нужном месте и в нужный час -
когда грянула Ночь Могущества, когда пробил “Эдельвейс”. Точно в русское темечко.
Свидетельство о публикации №219090200316