Курянин Владимир Раевский

ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВИЧ РАЕВСКИЙ –
ВОИН, ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ, ДЕКАБРИСТ

«…судьба нам меч вручила,
чтобы покой отцов хранить,
Мила за родину могила,
Без родины поносно жить!»
В.Ф. Раевский

Если следовать указаниям автора книги «Царские, дворянские, купеческие роды России» Л.В. Блонского, то к концу XVII века в России существовало три дворянских рода Раевских. Все они так или иначе были связаны своими корнями с Польшей и Белоруссией. Дворянский род же земляка курян и «первого декабриста» Владимира Федосеевича Раевского, о котором пойдет здесь речь, принадлежит к той ветви Раевских, которая своим началом восходит к XVII веку. Именно она внесена в родословные книги Курской и Харьковской губерний.
Владимир Федосеевич родился 28 марта (по старому стилю) 1795 года в селе Хворостянке Старооскольского уезда Курской губернии. Ныне это Губкинский район Белгородской области. Родился он в семье курских дворян, богатых помещиков. Его отец – Раевский Федосей Михайлович (? – 1824), отставной майор и надворный советник, после женитьбы на княжне Александре Андреевны Фениной (?-1810), кроме сельца Хвростянки, имел также деревеньки со звучными, иногда поэтическими названиями, Дмитриевка, Раевка, Улыбышево. По ревизским сказкам за ним значилось около 700 крепостных крестьян мужского пола и 3000 десятин земли. Впрочем, не одними пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями владели родители Владимира, им также принадлежали несколько винокуренных заводов, мельниц и суконная фабрика. Так что отец Владимира был не только крупным помещиком, но и успешным предпринимателем своего времени. И, конечно же, высокообразованным человеком, знавшим иностранные языки и имевшим прекрасную библиотеку. Вот как о нем писал много лет спустя сам Владимир Федосеевич: «Отец мой был отставной майор екатерининской службы; человек живого ума, деятельный, враг насилия…».
Эти качества снискали уважение к семье Раевских среди помещиков, которые избрали Федосея Михайловича предводителем дворян Староосколького и Новооскольского уездов.
Прекрасное домашнее образование имела и мать Владимира.
Владимир был третьим ребенком. Кроме него, в семье Раевских было четыре сына – Александр, Андрей (старшие), Григорий и Петр (младшие), а также шесть дочерей.
Крещение Владимира происходило в Хворостянской деревянной церкви, на месте которой родители в 1804 году выстроили каменную.
Первоначальное обучение он получил в родительском доме от гувернеров-иностранцев. Поэтому ко времени поступления в благородный пансион Московского университета, кроме русского, прекрасно владел немецким и французским языками. Рос крепким и здоровым ребенком, за что отцом был прозван Спартанцем.
Еще в доме родителей он стал увлекаться чтением. И как позже отмечал в своих воспоминаниях, любил читать древнегреческого историка и философа Плутарха. Любовь к чтению сохранил и при дальнейшем обучении, познакомившись с вольнолюбивыми произведениями Новикова и Радищева.
В 1811 году Владимир после 8 лет обучения закончил пансион и поступил в Дворянский полк при 2-ом кадетском корпусе в Петербурге. Здесь он познакомился  и подружился с будущим декабристом Гавриилом Степановичем Батеньковым (Батенковым) (1793-1863). И если о времени учебы в кадетском корпусе, благодаря дружбе с Батеньковым, у Владимира Раевского остались теплые воспоминания, то о благородном пансионе – негативные. Особенно отрицательны его отзывы о педагогах (за исключением двух-трех профессоров), которых он называет «педантами, педагогами по ремеслу, профессорами по летам, парадными шутами по образу и свойству».
12 мая 1812 года состоялся выпуск кадетов. Получив первый офицерский чин прапорщика, Владимир Федосеевич, не проведав родителей, отправился в 23-ю артиллерийскую бригаду, входившую в состав 4-го пехотного корпуса под командованием генерала Александра Ивановича Остерман-Толстого (1770-1857), расквартированного в Белоруссии.
И было Владимиру Раевскому в эту пору немногим более 17 лет, и до начала великой войны с Наполеоном оставался всего один месяц.
Как отмечают исследователи ратной составляющей его жизни, еще до знаменитого Бородинского сражения, Владимир успел поучаствовать вместе с корпусом в боях с французами под Островно, Витибском, Татаркином, Чириковом и Вязьмой. В этих арьергардных стычках он приобрел боевой опыт артиллериста и командира.
Во время Бородинского сражения корпус Остерман-Толстого сражался на Курганной высоте, а затем был переброшен к батарее генерала Николая Николаевича Раевского (1771-1829). Орудия Владимира Раевского стреляли по врагу прямой наводкой. Во время боя Владимир Федосеевич был ранен картечью в плечо. Но он не оставил позиций и продолжал вести огонь.
С сентября 1813 по ноябрь 1814 года молодой офицер Раевский принимает участие в заграничных походах русской армии. Вот как он пишет о своей ратной жизни того времени: «Под Бородино я откомандирован был с двумя орудиями на «Горки». Под Вязьмой я действовал отдельно, а после Вязьмы – 4 орудия на Большую Московскую дорогу, по которой преследовали корпус Даву… Конечно, за Бородино я получил золотую шпагу с надписью «За храбрость» в чине прапорщика; Аннинскую (имеется в виду орден Святой Анны 4-й степени) – за Вязьму, чин подпоручика – за 22 сентября, и чин поручика – за авангардные дела…». И что наиболее важно, отрицательно относится к императору Наполеону, называя «тираном» и обвиняя его в гибели «500 тысяч неповинных жертв».
Те исследователи жизнедеятельности Владимира Раевского, которые ставят во главу угла его поэтические труды, отмечают, что  перед Бородинским сражением он написал одно из первых военных стихотворений («Песнь воинов перед сражением»). Данная тематика впоследствии будет продолжено целым циклом.
По окончании военной компании Владимир Федосеевич был награжден серебряной медалью «В память 1812 года».
В 1815 году он несет службу в Каменец-Подольском, где организовывает кружок свободолюбивых офицеров с романтическим названием «Железное кольцо». Занимались самообразованием, чтением стихов, изучением отечественной истории. Оказывали помощь нижним чинам.
В конце 1817 года Владимир Федосеевич, протестуя против насаждаемой в войсках аракчеевщины, жестокого обращения с нижними чинами, выходит в отставку в звании штабс-капитана. Он приезжает в имение отца Хворостянку. Но через полгода, по настоянию отца, вновь возвращается на службу. И поступает в 32-й егерский полк, входивший с состав 16-й пехотной дивизии, командиром которой был генерал Михаил Федорович Орлов (1788-1842), внебрачный сын Федора Григорьевича Орлова и видный декабрист.
Дивизия М.Ф. Орлова расквартирована была в Бессарабии, в том числе и Кишиневе, где находился штаб дивизии. Здесь Владимир Раевский вступает в тайное сообщество единомышленников «Дружеский лист», а затем и в «Союз благоденствия». Знакомится с будущими декабристами П.И. Пестелем и С.Г. Волконским. С возникновением «Южного общества» декабристов, руководимого Пестелем, входит в него, не порывая с «Союзом благоденствия».
Как отмечают многие исследователи, В.Ф. Раевский не только входит в тайные организации, но и многие идеи этих организаций приводит в практическое исполнение. Он запретил в своем полку физические наказания нижним чинам, открыл школу для «взаимного обучения», в которой обучал солдат грамоте, рассказывал об истории и литературе, читал стихи. Кроме того, на собственные деньги покупал для солдат прописи, новое обмундирование вместо старого, изношенного.
Усердие Владимира Федосеевича не прошло мимо внимания генерала М.Ф. Орлова, и он назначает майора Раевского начальником дивизионного учебного заведения в Кишиневе, так называемой Ланкастерской школы. Здесь Раевский преподает слушателям историю, географию, государственное право, литературу. Знакомит подопечных с произведениями Жуковского, Карамзина, Рылеева, Батюшкова и других авторов. Причем выбирает наиболее вольнолюбивые, воспитывающие в человеке гражданина, патриота своего Отечества. Занимается творчеством и сам. Кроме целого цикла вольнолюбивых стихотворных произведений, им написаны публицистические произведения «О рабстве крестьян», «О солдате».
Следует отметить, что в Кишиневе Раевский знакомится не только с будущими декабристами, но и будущими писателями – Александром Вельтманом, Владимиром Горчаковым, Константином Охотниковым. А еще – с Александром Сергеевичем Пушкиным, находящимся там в ссылке.
Литераторы собираются как на квартире генерала Орлова, так и на квартире полковника И.И. Липранди. По мнению некоторых исследователей, тесное общение Раевского с Пушкиным подвигло последнего к написанию произведений исторического плана – «Песни о Вещем Олеге», «Вадиме» и других. В одном из стихотворений Раевский советует Пушкину «оставить другим певцам любовь: любовь ли петь, где льется кровь».
Вольнолюбивые речи и поступки Владимира Федосеевича не миновали внимания политической полиции. (Доносы на него писали даже полковой священник, получая информацию во время исповедания солдат, и ректор Бессарабской духовной семинарии Иринея. Генералы Киселев и Сабанеев подключили к доносительству на него юнкеров Ланкастерской школы. Некоторые исследователи говорят и о неблаговидной роли в этом плане И.И. Липранди).
5 февраля 1822 года А.С. Пушкин случайно узнает о готовившемся аресте Раевского и предупреждает его. Владимир Федосеевич успевает уничтожить все компрометирующие его и членов тайных обществ документы.  И когда 6 февраля становится арестованным, то полиция улик против него не обнаруживает. Впрочем, это не мешает ей отправить Раевского в одиночную камеру Тираспольской крепости.
Во время следствия от него добиваются показаний против генерала Орлова и других деятелей тайных обществ, но Раевский никого не выдал. «Судьбу мою суровую с терпеньем мраморным сносил!» – пишет он в одном из стихотворений. Находясь в крепости, Раевский написал одно из лучших своих стихотворений «Певец в темнице», на которое А.С. Пушкин откликнулся стихотворением «Узник».
Следствие, длившееся около пяти лет (с 1822 по 1827 гг.) закончилось тем, что Раевский был лишен чинов, дворянства и приговорен к смертной казни. Но потом казнь была заменена на ссылку в Сибирь.
Местом пребывания его было определено небольшое село Олонки под Иркутском. Здесь он в 1828 году женился на местной крестьянке Авдотье Моисеевне Середкиной (?-1875). От данного брака у них имелось три сына и шесть дочерей.
Находясь в ссылке, Владимир Раевский, несмотря на трудности и ограничения, продолжил заниматься сочинительством, писал стихи, поддерживал дружеские отношения с другими ссыльными декабристами, а позже – и с петрашевцами. Кроме того, занимался сельским хозяйством, агрономией, торговлей. На свои скудные средства снял помещение для школы, в которой обучал грамоте не только детей, но и взрослых. И постоянно вел борьбу с местным чиновничеством.
После амнистии 1856 года мог, как другие оставшиеся в живых декабристы, выехать в европейскую часть России, но предпочел Олонки. Правда, в 1858 году он вместе со старшим сыном Юлием Владимировичем побывал на родине в Курском крае, где гостил у двоюродного брата Владимира Гавриловича и у родной сестры Любови Федосеевны, в замужестве Веригиной. Эта сестра после смерти родителей и братьев стала владелицей седа Хворостянское.
Кстати, о братьях. В 1830 году младший брат Владимира, Петр Федосеевич, создал в Курске «общество, подобное тому, которое было у Орлова». В революционный кружок, согласно исследованиям П. Бейсова, вошли ротмистр уланского полка Юрьев, штабс-капитан Ушаков, поручик Колычев, штаб-лекарь Адам, поручик Языков и дворянин Боев. Вошел в это общество и двоюродный брат Петра и Владимира Василий Раевский. Позже, когда пошли речи об убийстве царя Никлая, Василий испугался и донес на Петра и его товарищей. Петр был арестован и умер в тюрьме. Был арестован и сослан в Сибирь на соляные рудники и сам Василий. Там он и умер. Подверглись жестокому наказанию и остальные члены кружка. Вот таковы были братья Раевские…
Умер Владимир Федосеевич 8 июля 1872 года на 78 году жизни. Похоронен в селе Олонки на открытой солнцу и свету возвышенности, согласно его завещанию. Но перед смертью он добился восстановления в правах не только себя, но и всех своих детей.
До перестроечного времени в Олонках существовал музей, посвященный ему. Сохранился ли он ныне, когда во всей стране демографический провал и тысячами закрываются школы, когда правят бал деньги и принципы рыночной экономики, трудно сказать…
Личность «первого декабриста», начиная с конца XIX века, постоянно привлекает внимание отечественных исследователей. О нем и его литературном творчестве, революционной и просветительской деятельности написано много очерков, монографий и художественных произведений. В Тирасполе поставлен памятник – бюст на гранитной стеле.
Не остались в стороне и курские ученые и краеведы. Имя В.Ф. Раевского, как знаменитого земляка курян, внесено в Большую Курскую энциклопедию.


Используемая литература:
Бейсов П.С. Владимир Федосеевич Раевский (К 80-летию со дня смерти)/ Курский альманах №3. Курск: Курское книжное издательство, 1952. – С.195-207.
Бейсов П.С. Тайное общество братьев Раевских в Курске. Курск, Курское областное издательство, 1940. – С. 270-276.
Блонский Л.В. Царские, дворянские, купеческие роды России. М.: ООО «Дом Славянской книги», 2009. – 528 с.
Большая Курская энциклопедия. Том 1. Книга вторая. Курск,2008. – С. 200.
Бурлачук Ф.Ф. Владимир Раевский. М.: Мол. гвардия, 1987. – 207 с., ил. – (ЖЗЛ).
Владимир Федосеевич Раевский / Факел. 1990: Историко-революционный альманах. М.: Политиздат, 1990. – С. 73-74.
Гессен А.И. Во глубине сибирских руд… М.: Детская литература, 1965. – 352 с.
Декабристы. Избранные сочинения. В двух томах. Т.2. / Сост. и прим. А.С. Немзера и О.А. Проскурина. – М.: Правда, 1987. – 560 с.
И славили Отчизну меч и слово. 1812 год глазами очевидцев. М.: Современник, 1987. – 687 с.
Крупенков А.Н. Владимир Федосеевич Раевский// Раевский Владимир Федосеевич. К 200-летию со дня рождения. Библиографический указатель. Белгород, 1995. – С. 3-6.
Медведская Л.А. Участники освободительного движения в Курске / Курск. Очерки истории города. Издание третье, переработанное и дополненное. Воронеж, ЦЧКИ, 1975. – С. 131-133.
Раевский В.Ф. Воспоминания. Литературное наследство. Т. 60, кн. 1. М.: Наука, 1956.
Русский биографический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. М.: Эксмо, 2007. – С. 701.
Савченко А.П., С.В. Федосова. Декабристы и Курский край. / Курский край. Научно-публицистическая серия в 20 томах. Т. 18. Курск, изд-во «Учитель», 2004. – С. 45-52.
Шехирев М. В.Ф. Раевский. / Гордость земли Курской. Сборник очерков о знаменитых земляках. Курск, 1991. – С. 140-142.


Рецензии