Челночный бизнес
«Челнок» — это такая деталь швейной машины. В 90-е годы прошлого века данный технический термин приобрел принципиально новое значение и довольно быстро вытеснил из общеупотребительного термина его изначальный смысл. На сломе эпохе перехода от «коммунизма» к «капитализму» миллионы граждан бывшего СССР, названных «челноками», были вынуждены зарабатывать таким нелегким и небезопасным бизнесом на жизнь.
Ничего же не было, нужно было доставать.
Возникновение «челночного» бизнеса было обусловлено двумя важнейшими факторами: дефицитом самого необходимого для населения СССР (России) и отсутствием рабочих мест для сотен тысяч граждан страны с самым разным социальным статусом. С «челночным» движением в начале 90-х, начавшем приобретать массовый характер, неразрывно связано понятие «чартер» — рейс за рубеж, официально якобы туристический, но на самом деле связанный с оптовыми закупками вещей для их последующей реализации в России. В середине 90-х из Турции и Греции «челноки» везли кожаные куртки, плащи, шубы из натурального меха.
От челночника за границей требовалось уметь торговаться и делать закупки.
Настоящий труд начинался уже на родине: на торговых точках часто челночники стояли сами, подключая родных, но не наемную рабочую силу.
Муж часто брал меня в рейсы и я наблюдала за «челноками». Сразу же, как только мы отчаливали от нашего причала в Новороссийске, многие из них отправлялись в бар. С этим связано много курьезных случаев. Запомнилось несколько. На следующее утро часто были разборки. Женщина кричала и пыталась выяснить, кто украл ее доллары из трусов. Моему мужу приходилось спасать от алкогольного опьянения.
Часто в рейсы ходили одни и те же челноки, знали друг друга, обменивались советами. Среди них были и профессора, инженеры, учителя.
По прибытию в Стамбул, «челноки» отправлялись за товаром. Иногда мужу приходилось женщин возить в женскую консультацию после того, как они натаскаются баулов. Некоторые из них были беременными и это не останавливало их.
На обратном пути упаковывали товар. Золотые украшения прятали в свое нижнее белье, в прически. Шубы скатывались в «скатки», похожие на футбольные мячи, обматывались скотчем, и прятались в машинное отделение. Провозить разрешено было определенное количество товаров, избыток нужно было как-то припрятать.
Мужчина перевозил сумки, в которых под завязку женское нижнее белье. Он долго оправдывался перед таможенниками, что все это везет себе. Таких казусов было много.
Обвал в работе челночного бизнеса случился в 1998 году, когда произошла девальвация рубля.
Разумеется, любые товарно-рыночные отношения с зарубежными партнерами происходили в долларах.
Из-за этого как минимум на треть сократился объем челночного бизнеса и многие предприниматели забросили эту деятельность.
Еще страшнее были последствия для «зарубежной стороны».
Закрылись обанкротившись десятки фабрик и фирм, которые производили продукцию специально для челночного бизнеса (то есть для российского рынка).
Тем не менее, несмотря на некоторые сложности, челночный бизнес продолжал существовать.
На текущий момент перспективы у такой занятости уже не такие радужные.
Но он по-прежнему имеет право существовать.
Как рассказал один из «челноков», между собой они называют свою работу не «челночной торговлей», а «перевозками». Как явление-это было в нашей жизни, а из песни слов не выкинешь..
Свидетельство о публикации №219090200586
Ирина Вебер 2 21.08.2021 22:39 Заявить о нарушении