Формат Голоса

               

За те несколько лет, что этот проект развивается в России, у многих людей накопились свои вопросы, которые со временем вылились в некое недоумение. Я, естественно, могу говорить только от своего лица. Но, возможно, так думают многие.

Начнем с начала – с этапа слепых прослушиваний. Наставники поворачиваются к участнику, когда он закончил свое выступление. И что мы видим и слышим? Они начинают уговаривать его пойти в свою команду – причем ТАК, как будто от этого зависит судьба планеты, и если он не пойдет в ту или иную команду, мир рухнет, и никакому Рэмбо уже его не спасти. В первый раз я нормально все это восприняла, потому что не знала, что будет дальше. Теперь я прекрасно знаю. Участник, которого зазывают в команду, допустим, некого «Икса» или «Игрека», в следующем этапе выйдет в дуэте (это называется баттл), споет, и с ним распрощаются. А если и не распрощаются сразу же, выкинут в следующем этапе. И без особых эмоций.

И вот я думаю: а для чего на этапе слепых прослушиваний нужен этот театр с ЗАЗЫВАНИЕМ участника в свою команду? Мне это даже напомнило индийское кино времен моего детства – когда в суде адвокат в порыве красноречия был взбудоражен до такой степени, что падал с сердечным приступом. Как только это происходило, было ясно, что суд он выиграл. (Прокурор в фильме «Правосудия!» до этого и не додумался, а в индийском кино попробуй выиграй какой-нибудь суд иначе! Не мелодраматическими методами.)

Участие этого человека – не вопрос жизни или смерти для наставника. Для самого участника – может, и да. Но для наставника – точно, нет. Так чего же он изображает все это так, будто жить без этого человека не может? Ради пятиминутного выступления в баттле такими словами, такими выражениями не заманивают и не уговаривают. И даже если он продержится больше (не пять, а десять минут – плюс участие в следующем туре), это тоже того не стоит.

И единственный ответ, который я нахожу, - таков формат этого шоу, видимо, именно так ведут себя наставники за рубежом. И нашим наставникам нужно создавать этакий «баттл» за участников, когда они на словах будто бы бьются за них и готовы на все что угодно, только бы… юноша или девушка вышли и спели в очередном дуэте.

В последнем сезоне Сергей Шнуров сказал: вы можете и не выиграть, зато мы создадим интересный номер (цитирую не дословно, а пересказываю общий смысл). Вот это – нормальный диалог. Такое предложение я бы на месте участника с удовольствием приняла. Интересный номер стоит того, у него будет много просмотров в интернете, и длиться это будет годами… А можно дойти и до полуфинала (и даже до финала), но совершенно безлико, когда ни одной песни участника толком и вспомнить не можешь.

Следующий вопрос у меня к создателям – соответствие формата проекта формату исполняемых песен. Вот есть у нас «Три аккорда», там и должны звучать песни, у которых, может быть, и есть свои достоинства, но у них очень узкий диапазон, никаких возможностей для показа голоса. Там должны звучать песни типа «Стюардесса по имени Жанна» (при всем уважении к В. Преснякову эта его конкретная песня – не для «Голоса», а вот «Странник» - как раз сюда). 

В первом сезоне это понимали. И таких песен там я не припомню. Потом, видимо, решили приблизить проект к нашему шоу-бизнесу и несколько упростить… не знаю, было ли то какой-то осознанной линией или это отдельные случайные вкрапления в «Голос», но постепенного, плавного превращения проекта в «Три аккорда» мне, например, не хотелось бы. Хотя аргументов экономических для этого хватает – здесь такая музыка больше востребована, а музыкой более сложной трудно зарабатывать. Но на концерты участников «Голоса» люди ходят, значит, потребность в переменах в обществе все-таки есть. Да и рейтинг первого сезона говорил сам за себя. Впоследствии люди могли испытать разочарование – каждый свое собственное (если не продвигали их фаворитов или им не нравились новые наставники).

Далее – поведение наставников после того или иного этапа конкурса, когда надо сделать выбор: кто из участников уходит, а кто остается.  Почему нельзя сказать прямо и откровенно, у кого какие недочеты, ошибки, проблемы, недостатки? Проанализировать выступление. Нет, они вместо этого говорят что-то типа «Я сам не знаю, почему уходит этот человек, а этот остается, ну, просто надо, чтобы кто-то из вас ушел…» Я не знаю, кто на самом деле решает такие вопросы (может, и не наставники). Но лучше даже изобразить какое-то мнение об их выступлении, чем говорить такие слова, которые создают ощущение, что на телевидении – хаос и бессмыслица, никто не знает, зачем и кого гонят с проекта. Пусть это мнение и будет не вполне искренним, или его не разделят зрители, - но это все-таки подобие какой-то ПОЗИЦИИ. А то слышать это «не знаю, зачем вот этот ушел, не знаю, зачем вот этот пришел» уже невозможно.

Конечно, это нельзя полностью идентифицировать со спортом, искусство имеет свою специфику, но я не представляю, чтобы члены жюри после выступлений спортсменов долго и многословно оправдывались и говорили, что сами не знают, зачем они эти баллы выставляют, просто «так надо, чтобы какие-то баллы кому-то там выставлялись». Соревнование – так соревнование. Баттл – так баттл. Хуже – так хуже. Лучше – так лучше. Правила – так правила. И незачем по поводу этих правил (на мой взгляд, самых обычных, ничего в них нет жестокосердного) все время чуть ли не плакать. Для чего это делается? Чтобы снять всякую ответственность с себя и спихнуть все на бесчеловечные ПРАВИЛА? Я не знаю. Мне больше импонирует прямота, даже когда мнение человека я абсолютно не разделяю. В конце концов, чего бояться? Зрительского гнева в интернете? Можно просто не читать интернет.

Может быть, некоторые наставники специально ставят в дуэте одного более сильного участника, другого – слабее, «на выход». Я считаю это вполне оправданной тактикой. По крайней мере, она понятна и логична. И соответствует понятию «соревнование». И не факт, что номер в этом случае не получится.  Более слабому можно дать более легкую выигрышную для него партию в удобной ему тональности (хитростей много, профессионалы их знают прекрасно).

Леонид Агутин говорил, что за границей классические певцы в «Голосе» не участвуют. У нас многим нравится смешение разных направлений. Я на стороне тех, кто считает, что оперные певцы должны соревноваться отдельно. (Про рэп я вообще молчу – хотя с уважением отношусь к Эминему, но это тема отдельного разговора.) Я бы вообще сделала номинации – «рок», «соул», «этника» и т.п. И участники соревновались бы в том, что получается у них наиболее профессионально. Критерии стали бы четче, картина бы прояснилась. В спорте же не соревнуются лыжники с футболистами – каждый в своем виде, нет никакой профессиональной путаницы.

А так и у зрителей не будет каши в голове, многие понятия для них станут внятнее, обретут смысл. Они поймут для себя, что песню «Куда уходит детство?» (это было не в «Голосе»)  нельзя перенасыщать мелизматикой, да и вообще никакая мелизматика в ней не нужна, она ее просто уничтожает, вся прелесть этой песни в ее простоте. То же было с песней «Вдвоем» в последнем сезоне проекта «Голос. Дети» - мелизматика в космических масштабах, уничтожившая и мелодию, и гармонию, и ритм, и всякий смысл вообще… Музыка «Битлз», к примеру, тоже на это совершенно не рассчитана. Началова при всей своей любви к мелизмам всегда умела вовремя остановиться.

Но не все умеют оценить прелесть скромности выразительных средств и лаконизма, а в иной музыке и аскетизма. Им все кажется, что надо «украсить».

Это ЧУВСТВО СТИЛЯ, которое в некоторых людях, в музыкантах не сформировано, они не понимают, когда можно и нужно орать на фортиссимо (в рок-музыке), а когда нужно петь только сдержанно и никак иначе (в камерной лирике), когда мелизматика к месту, а когда она совершенно не к месту (в музыке, ничего общего не имеющей со стилем «соул» и написанной не в расчете на украшения). Сравнить я это могу с игрой на музыкальном инструменте – к примеру, Гайдна и Моцарта исполняют более сдержанно и легко, чем Бетховена, его музыка ярко контрастна и более мощная, силу ее звучания можно сравнить с оркестром.

Универсальность и эксперименты я не исключаю, если артист достиг максимума в чем-то одном, он может пробовать себя в других направлениях. Но сколько таких, которые ни в чем пока еще не состоялись, и мечутся, им для начала нужно обозначить контуры хотя бы одной направляющей линии. Особенно это касается участников конкурса «Голос. Дети». И их педагогов.


Рецензии
Умница, Наталия! Профессиональные суждения и оценки! Вас бы сделать организатором этого конкурса!

Алексей Морозов 3   02.09.2019 14:34     Заявить о нарушении
Спасибо. Организатором, конечно, у меня бы не получилось быть. Я просто по образованию - музыкальный критик.

Наталия Май   02.09.2019 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.