Злоключения группы Гордон

Занимаясь историей Великой войны, невольно ловишь себя на стереотипе: мол, до 1943 года наша армия отступала, несла потери, а после крошила противника, неся минимальные потери. К сожалению, это не так. Мы нашли информацию, свидетельствующую о том, что каждый день войны давался тяжелой ценой.
  Перед нами боевое донесение №41 штаба 6 отдельной механизированной бригады, составленное на юго-восточной окраине станицы Багаевская 6 февраля 1943.
4. Пункт 4. Бригадой выслана разведка в количестве 11 человек, из коих вернулся только один, со слов которого известно, что остальные 10 человек попали в плен.
5. 4 февраля в разведку вышло 30 человек, в том числе двое младшего начсостава. Не вернулись. В 17.00 вечера вернулся один младший командир с двумя ранеными. С остальными связь нарушена. Для восстановления связи 5.02.43 были посланы связисты 5 человек во главе со средним командиром для восстановления связи. Не вернулись, сведений от них никаких не поступило.
  Боевое донесение № 42 штаб 6 бригады. Юго-восточная окраина станицы Багаевской 7 февраля 1943.
Разведка в составе шестидесяти человек в ночь с 4-ого на 5-ое февраля выходила на выполнение боевой задачи в станицу Бессергеневская. перед бойцами была поставлена  задача в 4.00 утра 5.02.43. ворваться в станицу, захватить языка.  Эти действия должны были происходить во взаимодействии с разведкой 4 и 5 бригад, развить успех за овладение Бессергеневской. Разведчики 6 бригады в полном составе заняли исходный рубеж с южной стороны станицы. Позиции находились в 300-х метрах от Бессергеневской. Разведка бригады 16 человек и 12 человек из батальона автоматчиков расположились на рубеже в 3.20 и в 3.25. Эта часть разведчиков составляла ударную группу. Остальные оставались во главе со старшим лейтенантом Гордон, осуществляя прикрытие с тыла. Группа лейтенанта, однако, покинула тыловой рубеж и в количестве 18 человек вошла в нижние окрайные дома. Эта часть разведчиков укрылась в подвалах одного из домов, ее действия оказались вне  видимости первой группы.
Ударная группа, проверив 8-9 нижних домов, выяснила, что ни противника, ни мирных жителей там нет. Добравшись до верхнего расположения станицы, разведчики первой группы встретили огонь противника из пулеметов и автоматов. Позднее бойцы попали под минометный (51 мм.) обстрел. К 7.20 утра ударную разведгруппу справа начали обтекать автоматчики. В этот момент часть личного состава отошла. Разведчики попали в безвыходное положение. Они оказались в меньшинстве и не получили поддержки со стороны 4-й и 5-й бригады. Не в состоянии сдержать противника командир группы отдал приказ проверить дома нижнего порядка и домов верхнего расположения. Было принято решение сообщить об отходе, стараясь всеми мерами захватить языка. Во время проверки домов старший лейтенант Гордон с группой обнаружен не был.
Последними из разведчиков отходили командир роты разведки со связным помощника начальника штаба. Лейтенант Чубанов полагал, что старший лейтенант Гордон ушел на исходный рубеж.
Справка краеведа: гвардии старший лейтенант Чубанов Яков Васильевич прошел всю войну. На 1943 год был адъютантом 3 стрелкового механизированного батальона 6 гв. мбр. За бои в донских степях получает медаль "За оборону Сталинграда", в 1945 году Орден Отечественной войны.
Но на позициях группы старшего лейтенанта не оказалось. Тогда отряд Чубанова предположил, что разведчики, прикрывающие тыл ударной группы, отошли в район Багаевской. Но и там группы Гордон не оказалось.
В этот же день были организованы поиски, которые не увенчались успехом. Только 6-ого февраля пришел красноармеец 2 мотострелкового батальона товарищ [фамилия в документе намеренно стерта]. Он находился вместе с группой старшего лейтенанта Гордон. Последний сообщил, что они зашли в подвал одного из домов, где утром с полным рассветом в 8.00 их окружили немцы и предложили им сдаться в плен под силой оружия и безвыходного положения. Последний красноармеец в помещении укрылся в ящике, который немцы не проверяли, и только ночью ему удалось выбраться из этого дома по-пластунски.
Судьба группы Гордон не выяснена. Рассмотрев множество документов, мы можем предположить, что командиром разведки являлся старший лейтенант Гордон Андрей Ильич 1902 года рождения, пропавший без вести в 1943 году [Книга памяти сотрудников органов контрразведки, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной Войны].
Однако позднее нашли достоверную информацию из другого источника.
Справка краеведа: Старший лейтенант помощник начальника штаба по разведке 6 гвардейской механизированной бригады Гордон Юрий Моисеевич 1918 года рождения, уроженец Украинской ССР г. Орджоникидзе. 6.02.43 пропал без вести у станицы Бессергеневская. Отец Гордон Моисей Львович г. Орджоникидзе, улица «19 линия» дом № 28. Вместе с именем командира мы нашли и данные красноармейца, пропавшего в тот злополучный рейд разведчиков. Им оказался красноармеец Инструктор – агитатор политотдела 6 гв. мбр. 1908 года рождения, уроженец Ташкента, Садыков Лютфи Рахматулаевич. Он 6.02.43 пропал без вести под Бессергеневской. Оставил дома жену Стажеровскую Александру в городе Фергана улица Крупской 13. В другом донесении Садыков числится лейтенантом.
Остальные разведчики продолжали выполнять боевые задачи. Шестого февраля целый день велось наблюдение за противником. Выяснилось следующее: с южной и юго-восточной стороны противник создал оборонные сооружения – ДЗОТы [Деревоземляная огневая точка] с накрытием. Огневые точки представляли собой 3-х амбразурные и 2-х амбразурные укрепления. Второй ряд верхних домов  был так же приспособлен под ДЗОТы. Разведчики отметили позицию минометной батареи у юго-восточной окраины станицы. Пушка 120 мм. стояла и вела огонь от большого здания у церкви. Танк тоже вел огонь по отходящим нашим группам.
Днем 6 февраля противник без халатов численностью до двух рот занимался строевой или тактической подготовкой до 12.00. До 16.00 никакого движения по станице Бессергеневская не замечалось.
В 16.30 противник, численностью до 2-х рот в белых халатах с полной выкладкой направился в район расположения 2-х курганов в двух километрах восточнее Бессергеневская. По-видимому, все вышли на позицию по боевой тревоге.
Таким образом, мы прочли очередную страницу, повествующую о военных обстоятельствах и о цене Победы.
 


Рецензии