Братья Стругацкие, Хищные вещи века

Однажды лет десять назад я решил перечитать "Хищные вещи века" братьев Стругацких. Люблю иногда перечитывать понравившиеся книги.
Первый раз "Хищные вещи" мне попались в руки в девяностых. Тогда весь город был в "развалах". Такая примета времени. Это столы на тротуарах, на которых была выложена всякая всячина на продажу. Мне особенно нравились книжные и музыкальные. Музыкальные - это тема для отдельного рассказа, а вот книжные... На них, казалось, было всё. Или почти всё. Сейчас это "всё" пылится на полках "Букинистов", а тогда это было почти недостижимое богатство.
Именно на одном из таких развалов я и приобрел в разное время первые четыре тома свеженького собрания сочинений. Остальные как-то не получилось. Один из них потом был безвозвратно утерян. В нем-то и были "Трудно быть богом", "Попытка к бегству и "Хищные вещи века". Жалко, конечно, но потом книжный дефицит сошел на нет, да и цены стали подоступнее.
Итак, я вытащил с полки нечитаный томик и погрузился. И был удивлен. В "Хищных вещах" начисто отсутствовал эпилог...
Теперь коротко о сюжете. Имеется абстрактный курортный городишко, утонувший в изобилии и праздности. Человечество уже вполне освоилось на Земле и осваивает Солнечную систему. Более того, уже отправлены первые беспилотники за ее пределы. Капиталистический строй показал свою полную несостоятельность и постепенно сходит на нет. Практически все крупные корпорации разорились и прекратили свое существование, остались лишь корпорация, производящая водяные матрасы, и "Спейс Перл Лимитед", добывающая космический жемчуг в поясе астероидов. Кое-где, предположительно в Африке, еще существуют внутриусобные войны, нищета и голод, но и им, похоже, скоро придет конец. Почти окончена демилитаризация земного шара. Последствиями перепроизводства стали сокращение рабочего дня до четырех-шести часов, товары первой (и не только первой) необходимости и продукты питания бесплатны. Обеспеченное хлебом человечество ринулось... Да, к зрелищам. К всевозможным развлечениям, от совершенно безобидных до смертельно опасных. "Чтобы было весело и ни о чем не надо думать".
И вот в этом самом курортном городишке наблюдается волна необъяснимых смертей. Люди умирают в ваннах от нервного истощения. Совет безопасности Земли подозревает появление нового наркотика и отправляет в город своего законспирированного агента Ивана Жилина, бывшего межпланетника, который вместе со знаменитым Быковым вырвался из смертельных объятий Юпитера.
Иван ищет новый наркотик. И находит. Вернее понимает - никакого наркотика нет. А есть технический прогресс и несколько изобретательных людей, фантазия которых породила чудовище. Человек получил возможность, воздействуя на свое подсознание, создать свою собственную, индивидуальную реальность. Такую, в которой реализуются все его мечты, стремления и желания, в том числе (и в первую очередь) подсознательные. Вот только платить за эту сказку приходится уже реальностью настоящей. Окружающий мир становится неинтересен. Над человечеством висит реальная угроза сперва деградации, а затем и вымирания.
И Жилин понимает, что единственный способ борьбы - это долгими, планомерными усилиями вытаскивать человека из болота потребительства, создать для него цели и задачи в реальном мире, ради которых стоило бы жить, пуренаправить поток фантазии из "вовнутрь" вовне, воспитать Человека Познающего, Человека Созидающего.
И после этого был эпилог. В котором Жилин разговаривает с двумя повзрослевшими мальчишками из этого города, для которых выбор между "вовнутрь" и "вовне" - это уже и не выбор вовсе, всё уже решено, и вполне естественным для них кажется, что реальный мир интереснее любых, даже самых сказочных грез. Так сказать, хэппи енд.
Так вот - этого эпилога не оказалось. Я удивился. Я был раздосадован. Как же это - без хэппи енда? Механика на мыло и деньги обратно! Я подошел к книжному шкафу и вытащил еще два издания. Очень хотелось дочитать эту историю до конца. Но... Эпилога не оказалось ни в одном из них. И я полез в интернет. Да, я нашел то, что искал. Но далеко не сразу. Почти все электронные версии тоже без эпилога. Оказывается, братья-фантасты намеренно убрали его из всех изданий. Текст без эпилога считается каноническим, а эпилог, видимо, навязан советской цензурой. Великие сказочники двадцатого века оказались пессимистами. Они не верили в здравый смысл человека. Они-то как раз поняли, что такое развлечение - это даже не опасность. Это крах. И мне стало грустно. Мне хочется верить в сказку. Я всё еще верю, что главное для человека - это изменять мир к лучшему. И не в пределах одной "отдельно взятой квартиры или дачи" /конец цитаты/, но всего мира. И не только для себя. "Счастье для всех, и пусть никто не уйдет обиженным!"


Рецензии