Скоро осень... За окнами август

     https://www.youtube.com/watch?v=w4mYft8g4_0 – это была одна из любимых наших курсантских песен:

    «АВГУСТ»

Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Отчего же тоска тебя гложет,
Отчего ты так грустен со мной?
Разве в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
Что сбывается ранней весной…

За окошком краснеют рябины,
Дождь в окошко стучит без конца.
Ах, как жаль, что иные обиды
Забывать не умеют сердца!
Не напрасно тоска тебя гложет,
Не напрасно ты грустен со мной,
Видно, в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной!
Что сбывается ранней весной…

Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты!
Как когда-то мне нравился ты…

    Глава 2-ая из серии «МОЯ ПЕНСИОННО-ГОРНОЛЫЖНАЯ ЖИЗНЬ»

                ОЧЕРЕДНОЙ ПОХОД НА КРЫМ

     Как-то, вылетев по тревоге из ДС (Дежурные силы), меня угораздило промчаться на высоте 50 метров над маленькой яхтой, которая под одним штормовым стакселем куда-то пробивалась через штормящее Балтийское море. Вылет совершался на фронтовом бомбардировщике ИЛ-28, где лётчик в кабине один, и ничто не мешает любоваться видами за «окном фонаря», поэтому, введя самолёт в правый крен градусов под 40-60, я запомнил выражение лиц двух моряков, которые находились на палубе, периодически заливаемой большими волнами. Лица были абсолютно спокойны, в них не было ничего героического. И даже не было удивления, когда они подняли головы, чтобы посмотреть на причину ревущего звука, несущегося откуда-то сверху.

    Сколько лет прошло, а эта картина и сейчас стоит у меня перед глазами, как дорогая фотография, которую невозможно потерять или забыть. А всё потому, что двоякое чувство возникло тогда в миг пролёта. Сначала восхищение их героизмом, а потом обыкновенная человеческая зависть к ребятам, которые не в тёплой, удобной кабине, правда, без клозета, преодолевают бушующий шторм, а на палубе яхты, заливаемой волнами, и не считают себя героями: «Во, дают мужики!!!» - мелькнула у меня мысль.  А я-то чуть ли не возомнил себя комикадзе, когда получил «добро» на взлёт от ОД (оперативного дежурного ВВС Балтийского флота) при ветре 22-24 метров в секунду, но он был строго по полосе аэродрома Храброво, что под Калининградом. Поэтому подняли именно меня на ИЛ-28, а не ТУ-22р, специальный сверхзвуковой самолёт разведчик, дислоцирующийся в Чкаловске в 20 км от нашего аэродрома.

   Кстати, «скептики» мне могут сказать, что невозможно в ту долю секунды, что я проносился над яхтой, узреть не только двух моряков на палубе, но и разглядеть выражение их лиц. Этим «правдолюбам» я отвечу так: «Ребята, в опасной или экстремальной ситуации время как бы растягивается, а помимо этого ещё включается какое-то внутреннее зрение, и вы видите всю картинку в истинном свете. В частности, я уже писал о феномене, который испытывал только при  полётах на фронтовом бомбардировщике ИЛ-28. Причём, только при полётах на предельно-малых высотах, порядка 30-100 метров методом огибания рельефа местности на глаз, который у морского лётчика – «выпуклый» (смеюсь). А если серьёзно, то каплевидный фонарь на этом самолёте давал хороший обзор в обе стороны и вперёд.

    Скорость 500 км/час позволяла всё хорошо рассмотреть, и тех же людей увидеть за несколько секунд до того, как до них дойдёт звук твоего лайнера. А дальше, по моей «команде» они ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРЯТ на тебя, «красивого». Я при этом чувствовал себя «волшебником»: «Ну, давай, родной, (родная)», - давал я команду, и человек поднимал голову вверх, чем бы он до этого не занимался… Это создавало иллюзию власти над людьми…  Такого ощущения больше не было ни на одном из тех типов ЛА, что мне довелось летать. И хотя на дальнем дозвуковом бомбардировщике-ракетоносце ТУ-16к-10-26, на котором пришлось потом рассекать воздушное пространство,  скорость то же, как правило, выдерживалась 500 км/час, но обзор не тот, да и самолёт большой, его чаще всего обнаруживали раньше, чем я успевал разглядеть народ на земле.

    На ТУ-22м3 я всегда при полёте на малых высотах выдерживал скорость 1000 км/час, да и минимально разрешённая высота на нём была 200 метров. Т.е. на таких скоростях земля под крылом стреловидностью 69 градусов превращается в «муляж». А на корабельном вертолёте КА-27, на котором довелось полетать почти 1.5 года, всё было класс: обзор феноменальный, по сравнению с самолётом, скорость любая, можешь даже зависнуть над интересным объектом, но чувства, что ты «волшебник» не возникало.

                ИЩУ ЯХТУ

    Но я увлёкся, пардон – вернёмся к нашим «баранам», в смысле – яхтам. После того вылета у меня возник стойкий интерес ко всему, что связано с парусным такелажем. Я даже на свой катер «Прогресс-2м» с мотором «Вихрь-30» умудрился купить мачту с парусом и при попутных ветрах всегда использовал, когда дефицит времени не поджимал. Ясно, что всё это было не то, и хотелось испытать, каково это выйти в море на настоящей яхте. Мой друг бард Константин Фролов, зная об этом моём заветном желании, как-то мне дал телефон яхтенного капитана Виктора из города Южного, что под Одессой. А ещё Костя охарактеризовал его: «Это, мол, свой в доску мужик, и он всегда готов взять на палубу «лишнего» человека в роли «юнги», лишь бы тот не пил лишнего и не сачковал от работы.

    В то лето я все выходные дни отдавался любимому делу – пилотировал стратегический лайнер АН-2, отвозя парашютистов на работу, иногда выходя вслед за ними «на 3-ем развороте, пока в начале августа жена не сказала: «Послушай муж, ты слово «совесть» хотя бы иногда вспоминаешь? Начало августа, ребёнок ещё на море не был, а он всё летает и прыгает». Вопрос был резонный, я уже и сам об этом думал, поэтому, переговорив с руководством НОФАВС (Николаевской областной федерации авиационных видов спорта) в лице Генерального директора Геннадия Ивановича Кустова, Коммерческого директора Вована Минеева, Зам. по лётной Коли-Бони и моего КВС Олега Кустова, я с 15 августа выторговал себе двухнедельный отпуск, за свой счёт, разумеется.

    Сам тут же поехал на вокзал и взял два билета на одесский поезд до Крыма, на себя сына, т.к. жена пыталась тогда работать в Коблево по продаже книг, и в наш отпуск не  вписывалась. Вот тогда-то я и вспомнил про яхтенного капитана из города Южный, о котором говорил Константин Фролов. Позвонил, получил адрес, дату и время, когда следует приехать на рандеву (это по морскому, а по сухопутному – «встреча»), и в назначенный день поехал на разведку в город Южный, в котором до этого никогда не был.

    Поскольку надо было доехать до развилки курортный посёлок Коблево, а дальше пересесть на автобус, расписание которого я не  знал, выехать пришлось с большим запасом по времени. В итоге в город Южный я прибыл, имея в запасе три часа, и надо было их где-то погасить. Я не стал напрягать «фантазию», где? А сразу отправился на море, хотя погода явно была не для морских прогулок. Штормовой ветер, временами срывающий из низких облаков капли дождя. Но для меня давно стало незыблевым правило – «У природы нет плохой погоды…» Вышел на кромку пляжа и пошёл влево подальше от домов и людей.

    Прошёл километра полтора-два. Цивилизацией не пахло, решил искупаться, хотя море штормило, и накатывающиеся на берег волны были небезопасны. Но меня всегда, с самого детства манили всякие экстремальные «штучки», поэтому без колебаний разделся до без трусов, и соблюдая правила ныряния под волну, быстро отплыл от берега метров на 100 и стал наслаждаться катанием на качелях. Волны шли высотой больше метра, и иллюзия качелей была полная. Минут через десять я уже собрался выходить, как вдруг увидел женскую, стройную фигуру, не торопясь, собиравшую какие-то ракушки и идущую в мою сторону.

                ВСТРЕЧА НА ПЛЯЖЕ

    «Блин, - подумал я, - вот подвезло, пока она пройдёт, надо ждать ещё минут десять, а у меня уже зуб на зуб не попадает». Шторм перемешал все слои воды, и она стала на порядок холоднее, чем вчера объявляли по радио. Градусов 16, навскидку определил мой мёрзнущий, и как я считал, закалённый организм. Но девушка или женщина, отсюда из воды было не понять, как будто прочитав мои мысли, повернулась ко мне спиной, ясно давая понять, что пока она больше никуда двигаться не будет. Я, «намёк» понял и быстро поплыл к берегу. Но вблизи береговой кромки понял, что такие волны нельзя недооценивать, можно себе «бо-бо» сделать. Тем более как-то на Тарханкуте пришлось даже мужика спасти, который не смог преодолеть отливное течение и начал тонуть.

    В общем, развернулся я лицом к волнам, и внимательно следя за ними, стал задом выходить на берег. При таком способе фишка в том, что вы всю ситуацию держите под контролем. Своевременно ныряете под волну, не давая вас переворачивать, медленно смещаетесь к берегу, и ждёте самый здоровый вал. Когда он придёт, подныриваете и с максимальной скоростью гребёте под водой в сторону берега, используя его силу. А когда начнёт откатываться волна, просто цепляетесь за грунт и потом отползаете дальше кромки воды. Мне удалось выполнить означенный маневр с первого раза, и уже через минуту на мне были одеты джинсы, рубашка и куртка-ветровка. Девушка, как будто у неё были глаза на спине, тут повернулась и пошла в мою сторону, но так же не торопясь, внимательно смотря себе под ноги и на кромку прибоя. Мелкий дождь продолжал идти, но мы оба его не замечали – я потому что был после воды, а девушка, по-видимому, просто привыкла.

     Когда она поравнялась со мной, мы оба как-то одновременно улыбнулись друг другу, и с её губ слетел вопрос: «Вам, наверно, нравится купаться в такую погоду?» «А Вам гулять?» - ответил я вопросом на вопрос, и мы разошлись, как в море корабли, больше не сказав друг другу ни слова. Тут я сделаю «лирическое отступление» и скажу такую вещь: «После прочтения научно-фантастического рассказа Рэя Брэдбери «Женщина, которая любила гулять под дождём», мне стали резко нравится необычные девушки, непохожие своим поведением на остальных. Эталоном же стали героини Джека Лондона типа повести «Смок Белью» или Таис Афинская из одноимённого романа Ивана Ефремова. Это я к тому, что девушка, встреченная мной на пляже мне сразу понравилась, а точнее, вызвала ощущение, что мы с ней волки одной стаи…

     Дальше я под дождём учинил себе часовую тренировку из смеси восточных единоборств и рукопашного боя, и довольный собой побрёл по пляжу в сторону города. Вошёл в первую от моря улицу и стал искать какой-нибудь магазин, где можно купить торт, чтобы заявиться в гости не с пустыми руками. И вдруг, совсем рядом я увидел свою таинственную незнакомку, увиденную мной на пляже. Я мог бы поклясться, что ещё секунду назад её здесь не было. Только у меня каралик головы повернулся влево на какую-то вывеску магазина, как она возникла передо мной справа, выйдя из калитки двора, поросшего плющом и зеленью. Т.е. мы идеально совпали по месту и времени. Выйди любой из нас в эту точку на пару секунд раньше или позже, и мы бы разминулись.

    «Вот и опять Вы», - произнесла она с улыбкой. «По моему,  Вы что-то хотите спросить?» «Да, во-первых, это знак, две встречи подряд – пора знакомиться. А во-вторых, где у вас тут можно купить свежий торт, а то неудобно в гости заявляться с пустыми руками», - ответил я.

    «Зовут Татьяна, а где пекут свежие торты, пойдёмте, я Вам покажу». Дальше Таня отвела меня на мини кондитерскую фабрику и после совместного выбора торта проводила к дому яхтенного капитана. Прощаясь, я неожиданно даже для себя сделал ей предложение. Вручая свою визитку, сказал: «Таня, послезавтра мы с сыном отправляемся поездом Симферополь-Одесса в Крым на гору Клементьева летать. А поехали с нами. С Вас только билеты и палатка, остальное проживание я беру на себя. На раздумья у Вас сутки, завтра я автобусом в 14.50 буду уезжать, Вы можете подойти и сообщить своё решение».

    Как прошла встреча с яхтенным капитаном Виктором, описывать не буду, т.к. это тема другого рассказа. Скажу лишь, что всё было «абге махт», и я не раз ещё приезжал к нему в гости. На следующий день я вышел на площадь перед автовокзалом минут за 15 до отправления своего автобуса, без труда нашёл его и стал прохаживаться рядом, зыркая во все стороны глазами. Что-то мне подсказывало, что Таня всё-таки придёт, хотя согласитесь, предложение экспромтом поехать в Крым от мужчины за 50 20-летней девушке выглядело авантюрой. Здравомыслящие граждане на это никогда не пойдут, а поэтому в их жизни всё расписано по полочкам, а посему у них не бывает никаких «приключений».

     Слава Богу, что не все такие, по крайней мере, автор точно не из их числа, и друзья у него такие же. Таня прибежала за три минуты отправления автобуса, вся запыхавшаяся. Объяснила, что мама поручила доварить вишнёвое варенье, а сама ушла, поэтому она никак не могла отойти от плиты. Но главная новость – ей удалось взять билет на завтра на поезд Одесса-Симферополь в общий вагон. Я сказал: «Отлично, в Николаеве я тебя найду". И на этом мы распрощались.

    По приезду в Николаев, я переехал с автовокзала на жд.вокзал и сел на поезд Львов-Симферополь. Мне надо было доехать до Херсона, навестить маму, закупить ей продукты на неделю, сделать приборку в доме и вообще, морально поддержать. Мама после ухода отца в тонкий мир, уже пять лет жила одна. И я, понимая, как ей непросто и одиноко жить, каждый вечер старался звонить, а в конце недели приезжать, если не находился в горах или на море. Забегая вперёд, скажу, что благодаря моей заботе, а когда женился, заботе жены Ирины, мама пережила отца на 14 лет.


                НЕОЖИДАННОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Но вернёмся в поезд. В моём купе я обратил внимание на стройную, молодую девушку, которая сидела с озабоченным видом и явно о чём-то переживала. Чисто на интуиции я задал вопрос: «Извините, девушка, по-моему, Вас что-то тревожит? Может я смогу помочь?» Как ни странно, она доверилась мне: «Понимаете, под конец лета, с огромным трудом удалось выбить себе отпуск, а моего парня не отпустили, и  что мне теперь делать, не знаю, но так не хочется, чтобы это время бездарно пропало».

    «Если Вы рискнёте мне довериться, то мы завтра небольшой группой отправляемся в Крым. Поехали с нами, будет мой 8-летний сын и ещё одна девушка примерно Вашего возраста?» «А что, поехали», - она мгновенно приняла решение, чем усилила и без того возникшую симпатию. По приезду в Херсон я отстоял с Оксаной, так звали девушку, очередь в кассу. Взяли ей билет на наш поезд, разумеется, в общий вагон, других мест просто не было. Провёл с ней короткий инструктаж, оказывается, Оксана никогда не проводила отпуск в палатке, и мы расстались.

    Далее, провёл комплекс запланированных мероприятий с мамой, получил от неё ЦУ (ценные указания как жить дальше?) – для матерей их дети всегда «маленькие», и на следующий день к обеду был уже в Николаеве. По взаимной договорённости сын ждал у бывшей тёщи. По странной прихоти судьбы  однокомнатную квартиру, которую мне пришлось ждать 12 лет, дали в подъезде, где жила мама моей бывшей жены, и с которой я сохранил хорошие отношения. В общем, собрали с сыном два рюкзака, побыли на реке, проводили солнышко, поужинали и в 23.30 были уже на вокзале.

     Поезд пришёл без опоздания. Сначала я нашёл Таню, забрал её из общего вагона. Договорился со своим проводником, дав ему денег, что Татьяна будет спать на нижней полке, где было место моего сына Василия. Он перейдёт наверх, а я лягу на коремат на третьей полке. Но это ещё не всё. Я добавил проводнику ещё денег, и заручился его согласием, что в Херсоне к нам подсядет ещё девушка. В общем, Оксана доехала до Симферополя на одной полке с Таней. Дальше маршруткой на Коктебель доехали до развилки за селом Подгорное, ведущей вправо на гору Клементьева. Поднялись пешком 1,5 км наверх. Сначала я привёл свою команду в бар дельтопланеристов, где хозяйкой была и есть Оля Силевич.

                ГОРА КЛЕМЕНТЬЕВА 

    Очень тепло облобызались с ней. Потом подошёл её муж Сергей, с которым мы когда-то служили вместе в 33 ЦБП Морской авиации СССР в городе Николаеве. Серёжа тогда меня сильно выручил. Первой жене после развода я оставил квартиру и дом в деревне, а второй – свою комнату в офицерском общежитии. Сам жил в будке на лодочной станции. Снять частную хатынку не было никакой возможности, т.к. зарплату платили крайне нерегулярно. И Сергей, уходя на АРЗ, свой номер в гостинице площадью аж семь квадратных метров передал мне. В нём я прожил полтора года, пока не получил от Центра стандартную однокомнатную квартиру в доме, где жила моя бывшая тёща Венера Петровна. Дай Бог ей здоровья и ещё долгих лет жизни.

    В общем, тепло поговорили с Сергеем, который стал уже на горе Главным инженером ЦАГИ, после чего я накормил свою группу вкусным борщом, и мы отправились в следующий бар пить кофе. Им заведовал «дружбан» Серёга Жукарин, бывший техник СУ-24, а сейчас – хозяин бара и один из главных парапланеристов-инструкторов горы Клементьева. Да простят мне мои друзья некоторую фамильярность в обращении, но когда ты приезжаешь полетать в течение 10-ти лет подряд, то поневоле становишься своим и имеешь право допускать некоторое «послабление» этикета. Вообще-то, я пью кофе только с утра, но здесь знал, что сегодня нескоро ляжем спать. Слишком много связано у меня с «Климухой» - (так ласково зовут эту гору) и, как правило, здесь встречаешь очень много интересных людей, некоторые из которых потом на всю жизнь становятся твоими друзьми…

    Мы обнялись с Сергеем Жукариным и его женой Леной, потом со старейшим парапланеристом Валерой Хегаем, у которого я в своё время прошёл курс обучения полётам на параплане, и был живым свидетелем, как Валера только начинал строить свой дом-крепость из мешков со строительным мусором и прочими отходами. Мне повезло, у ребят был как раз обед, и я узнал все новости сразу, в том числе, куда выносить мусор, и сколько платить за палатку.

    В общем, за разговором попили кофе с блинчиками, потом Лена дала команду нам принести ещё чай с сырниками за счёт заведения, думая, что моя моложавая команда не наелась. Наивная, она не знала, что народ уже в соседнем баре борща откушал. После чего мужики стали собираться на вечернюю смену полётов, а я повёл свою группу ставить палатки, заготавливать дрова, воду, и готовиться к походному образу жизни.

     Добавлю пару слов про бар Сергея Жукарина. Если заведение Оли Силевич стоит вплотную к ангару с авиационной техникой метров в 150 от юго-западного склона горы Клементьева, то Жукарин свой бар исполнил в виде кругового стеклянного купола, нависающего над склоном. И когда идут интенсивные полёты, то парапланы, пролетающие мимо, можно видеть не только вверху в голубом небе, но и у себя под ногами. Очень необычное зрелище доложу я вам. А вообще, когда идут интенсивные полёты, то зрелище просто завораживает своей красотой. Представьте себе картину, штук 30-40 парапланов самых разных расцветок, рассекают воздух над горой в самых разных направлениях. Помимо этого, часто выше, пролетает штук 10-15 дельтопланов и мотодельтопланов, периодически мелькают планера, самолёт-самоделка пилота Жени или АН-2 с парашютистами. Для авиационного человека эта картина, от которой невозможно оторвать глаз…

    В общем, я видел, что на мой молодой народ это зрелище произвело впечатление, а это означало, что скучать тут без мобилок и телека они не будут. В общем, на уступе горы, в ложбинке с видом на Карадаг установили две палатки, приготовили праздничный ужин: бутылка «Муската», заранее  мной приготовленная, сыр, оливки, помидоры, укроп, лаваш, печёная картошка, поджаренные на костре сардельки-шпикачки  и на десерт вкусные сочники с творогом с травяным чаем. Полюбовались красивым закатом, и я повёл свою юную группу тусоваться с народом в бар Сергея Жукарина. Первый, кого встретил по дороге туда, был мой КОУ на ТУ-16 (командир огневых установок, сидящий в корме самолёта и могущий вести стрельбу из трёх спаренных пушечных установок), прапорщик на пенсии Володя Герасименко.

      Тепло обнялись, как никак второй год подряд на горе встречаемся. Владимир приезжает сюда с сыном летать на своём параплане. Поговорили с ним, пошли дальше, вижу, поднятием руки меня приветствуют мужчина и женщина, сидящие у домика. Я узнал интересную семейную пару, с которой общался в прошлый свой приезд. Очень я вам скажу любопытные ребята из Москвы. Они дизайнеры, пол года работают, копят деньги, а пол года путешествуют по разным странам, где есть горы – летают на парапланах, а начинают всегда с Крыма, с горы Клементьева. Я думаю именно про таких людей мой друг, летающий бард Константин Фролов написал песню, когда работал спасателем в Индии:

 Что им визы, таможни, границы?
 Есть погода, полёт и друзья.
 И скользит на обветренных лицах
 Ими понятый смысл бытия…

       «Это хороший знак», - подумал я, подняв приветственно руку в ответ, и не ошибся. Прямо в дверях бара сталкиваюсь с семьёй: муж, жена и дочь, которые из Симферополя идут пешком по горам до Климухи, летают тут на планерах, а потом неделю-другую проводят в Коктебеле на море. Мы с ними познакомились лет пять назад и вот снова встретились. В общем, на горе можно встретить очень много интересных людей, почти также, как в моём любимом Терсколе, и я рад, что моя юная компания это прочувствовала.

                ПОЛЁТЫ

    На следующий день отправились на  экскурсию на аэродром ЦАГИ. Нам повезло, приехали два крутых «мена»  летать на планерах, и я, пользуясь старыми связями с однокашником по Оренбургскому ВВАКУЛ – 72 года Володей Ширяевым, выполнил с ним два полёта на буксировку планера на «Вильге-35а», а сына вечером запустил в 30-минутный полёт на самоделке лётчика Жени, который всего за 200 гривен провёз моего Васю над Карадагом, потом вывез в море и дал подержаться за ручку управления. Короче – «Аллесс» был полнейший. На следующий день настала очередь девушек приобщиться к небу. Поскольку у них «лишних» денег, чтобы заплатить за полёты не было, я договорился с двумя знакомыми инструкторами, что те покатают в парной подвеске на параплане бесплатно. А потом под это дело и Васю туда запустил.

    Девушки были в восторге, и потом парней отБлагоДарили шампанским, а мой сын вылез из подвески и сказал: «Ничего особенного, как на американских горках!!!» После чего у нас настал период горно-туристического отдыха. Сначала я сводил на гору «Кок Люк» (Голубой глаз) в переводе татарского. Полюбовались видами от беседки «Звездопад воспоминаний», пофотографировались и спустились вниз дальше к озеру, которое обошли кругом, периодически в нём купаясь и пытаясь ловить рыбу. И что вы думаете, мы её всё-таки поймали вечером в магазине села под горой. Поэтому на ужин у нас была вяленая мойва и пиво.

    Следующие два дня мы провели на море в Коктебеле, а потом начались походы под названием «Куда глаза глядят». Мы посетили могилу певца Шаляпина на горе, побывали на пляжах Тихой бухты, по верхам прошли до города Ордженекидзе, очень любопытное место, доложу я вам – море со всех сторон… В общем, проще сказать, где мы ещё не были, как в той поговорке: «Эх, где наша только не пропадала? Наша пропадала везде…» А ещё, не забывайте, каждый вечер посиделки у костра на фоне красивейшей панорамы гор. 

   Как-то друг Виктор Комосов очень кстати сегодня прислал письмо, объясняющее таинственную магию огня: 

    Виктор Комосов 23 августа 2019 года в 22:14
Есть темы, от которых хмелеешь и без вина:))) Но спасибо за дружеский селектор

     Виктор Комосов 3 сентября 2019 года
"О кострах", автор Шелтопорог

     Кто много провел у костра, смотрел в эту тихую музыку мерцаний, со временем обнаруживает в себе необходимость, тягу… снова погрузиться в это знакомое, малопонятное и плохо объяснимое состояние. От которого становится теплее. Сначала внутри, ну а потом… да это уже совсем не важно… Это, кто много провел у костра…

       Плотно запомнился один сюжет из жизни «костропалов-землепроходимцев»…

      В экспедициях «Леспроекта» публика в основном пестрая и своеобразная. Такого "бульончика" встречать больше нигде не приходилось. Мда…. Работал со мной один нестандартный тип. Дед Веревка. Витой, крученый, пластичный. В свои шестьдесят с небольшим, наверное, мало было изнанок и выворотов жизни, которые бы тот не прошел. И не всегда по своей воле. И работал Сережа Затруханый. У того по жизни, мухи во рту размножались. Во время обеда, каша между пальцами застревала. А в глазах было написано, что он опять что- то не угадал.

         Так вот. Сидит как-то Веревка перед костерком, аккуратненьким, тихеньким, ровненьким… Конец дня. После работы. Сидит, млеет. А тут Сережа. Припер ворох какого-то хмыза-хлама-хвороста-мотлоха…. И скромно так опустил на огонь…

      Дед взвился как ужаленный. И, вместо обычного, двенадцати матов в трех словах – выдал нечто, трепетно-женское: «Да ты че, бля, костер засираеш!!! Где тебя тока делали, сучонок!» Брезгливо-быстро снял и раскидал эту нелепую охапку из кривых хворостин разной длины… Сережа стоял как всегда. Не угадал. Веревка на него забил, и горестно подматюкиваясь, принялся поправлять порушенную конструкцию. Поправлял, затихал. Когда полностью восстановил, затих и окончательно растворился в своей нирване…

       Был у меня не один сезон и не один «Веревка». Но одна особенность связывала, сшивала все сезоны, места и разные составы партий…

       К концу полевых, отношение к костру становилось более бережным. Осмысленным и внимательным.

      В конце каждого рабочего дня, а это примерно полтора-два км прорубленных визирок и 10-20 км по тайге, после ужина, народец собирался у костра. Сидели. Курили. Молчали. Спокойно. Органично. Естественно. И чем более потрепанные были персонажи, тем меньше было пустомелия…

     Смотрели, в тихо переливающиеся огоньки … Неотрывно. И неестественно долго. А потом, кто-то спохватывался: «Епт! Мнеж завтра тока до визиры десятку сверлить»… и уползал спать. Самые матерые расползались последними. Это те, которые в начале сезона постоянно подсказывали новичкам:

- Не ломай огонь!
- Скатай, они друг друга не прогревают!
- Раскатай, видишь, пламя задыхается!
- Не дави середину, с боков подкатывай!
- Не суй пихту, она ему нутро порвет!
- Не суй смоляк, оставь на растопку!

     И прочее, и прочее, и прочее и так далее…
Казалось бы… на кой хрен им это надо? Смысл?
Добавлю. Дрова заготавливались конкретно. На «пожрать» (приготовить еду). И на «костер» (это называлось «посидеть»).

      Аббревиатура « ОВД» (остановка внутреннего диалога) тогда имела для меня несколько иной смысл. А энергию я знал только электрическую. Сейчас тоже, не бог весть, каких вершин достиг, но кое-что, попытаюсь предположить.

       Раздрызганый и безалаберный костер не цепляет. Он жалок, убог и никчемен. А положенный грамотно, органично и цельно, слегка захватывает. Останавливает внутренний бред, укутывает и уводит. Сильно допускаю. Этот процесс не взять с наскока... Мужики, которых я как смог описал, вышли на это опытом, чутьем и наитием. Внешняя тишина настраивала внутреннюю. Понятно, что едва ли они осознавали суть процесса… Да и сам я едва ли понимаю.
А может оно и не надо понимать… Скорее всего.  Достаточно просто чувствовать …
Где начинается бесконечность…

(на фото один из моих костров. Фото автора.) http://proza.ru/2011/01/06/615

     Полковник Чечель 3 сентября 2019 года
СПАСИБО... СУПЕР... Мы завтра на неделю исчезаем на море... на двоих мужиков три женщины и две гитары... лепота...
     С уважением, жму кисть, ВВЧ. http://www.proza.ru/2014/12/11/32

   Виктор Комосов 3 сентября 2019 года
Рад за Вас, акустическое стерео в бархатный сезон - самое оно:)))

   Полковник Чечель 3 сентября 2019 года
Рецензия на «О кострах» (Шелтопорог)

      Очень здорово написано - снимаю шляпу... У меня бродячая жиСТЬ началась, когда мне было всего 17 дней отроду. Меня из военной крепости города Ленинакана (счас Гюмри) через Тбилиси повезли в ЛЕНИНГРАД. Через год вернули обратно, но уже через Баку. Пока закончил 11 классов учился в 10 школах от Балтики до Дальнего Востока. В 15 лет уже сам начал ходить на охоту... А за 32 года службы и полётов в Морской авиации СССР поменял 7 гарнизонов. Ясно, что бессчётное количество времени пришлось провести у костра в самых разных регионах Советского Союза.

     Так совпало, что завтра стартуем на море: два мужика, один из которых неходячий инвалид-колясочник без голоса, к тому же худой и кашляет, но ест, падла, за троих. (это я про себя) - + три женщины и две гитары. А я как раз не знаю, чем закончить свой очередной, бессмертный опус, который по достоинству, блин, смогут оценить только потомки...

     "Лицом к лицу, лица не увидать. Большое видится на расстояньи..." (автор, к сожалению, не помню)

     Увы, это удел всех "великих" - я привык. кАроче, прАшу Ваше "добро" на помещение Вашего опуса в мой, разумеется, со ссылкой на автора? Остальные детали учтём "при разливе"... Такие уж мы "непредсказуемые птички" - морские лёДчики...

С уважением, жму кисть, полковник Чечель.

                АБОРИГЕНЫ ТУРИЗМА

    Общем, я думаю, вы понимаете, как много нам всем дало это двухнедельное пребывание на горе Клементьева, в том числе, для воспитания чувства прекрасного и умения слушать тишину у Природы…  Кстати, Таня оказалась прекрасной расказчицей и несмотря на своюй юный возраст сначала одна автостопом объездила все Карпаты и часть России, а потом вдвоём с другом Андреем проехали почти все бывшие республики Кавказа, включая Чечню. Забегая вперёд скажу, что на следующий сезон они почти год отработали на конюшне у крутого мужика под Москвой, ухаживая за лошадьми. А потом на заработанные деньги учинили вояж по Турции, и всё автостопом. Оксана тоже оказалась юморной девчёнкой, знающей много анекдотов на медицинские темы.

     В общем, нам было хорошо и психологически комфортно проводить время в такой разношёрстной компании. Мы очень сдружились, и по истечению двух недель вывод был единодушен - мы провели на горе не самые "худшие" 14 дней в нашей жизни. Кстати, в заключение скажу так. С Оксаной мы больше никогда нигде не пересекались, хотя она и живёт в Херсоне. А с Татьяной поружились, и она к нам с Ириной не раз приезжала в гости. Один раз даже совпали с ней в Крыму, когда проходили втроём: я, Ирина и Вася семинар по кои-каратэ (ножевой бой) в лагере Олега Соколова, а Таня стола табором в районе Карадага и зарабатывала денежку танцами, которые она классно танцует, включая индийские. Кстати, когда с Олегом Соколовым были на горе, выяснилось экспромтом, что моя жена тоже суперово танцует восточные танцы. Атмосфера вечера в баре у Оли Силевич была такова, что моя Ирина, услышав арабскую музыку, вдруг сбросила туфли и босиком на бетонном полу сбацала такой танец живота, что у мужиков в баре, включая меня, отвисла челюсть... Правда ножкам Иры потом было "бо-бо", что пришлось заказать сауну, чтобы их отпарить.

     Но у нас с Олегом Соколовым (чемпионом Украины и серебряным призёром России по кои-каратэ) это не первая экстремальная сауна. Как-то нам приспичило испытать себя на прочность, и мы пошли париться после трёх дней сухого голодания на семинаре у Голтиса в Симеизе. Это была "жесть", но её выдержали не только мы - мужики, но и наши дамы: моя жена Ирина и её подруга - Света Афанасьева из Челябинска, впоследствии ставшая, как и Олег, инструкторами по ИИ (Исцеляющему Импульсу Голтиса. А вообще, сей опус хочу закончить словами друга.

    «Как много нам дано,
     Огонь, хлеб и вино…
     Всё остальное суета, ей Богу…»
                (Из песни Константина Фролова «Бродяга – бард».

    ПУТЕШЕСТВИЕ продолжается, и это ЗДОРОВО !!!
Фото сделано за неделю до этого похода.


Рецензии
ВАСИЛИЧ, мудро сказано и по теме,"Лицом к лицу, лица не увидать. Большое видится на расстоянии..."
Прочёл, как всегда — понравилось!
Зелёная.
С уважением,

Николай Скороход   29.01.2024 20:14     Заявить о нарушении
Благодарствую за отзыв, Коля... Удачного дня, http://proza.ru/2018/12/09/1925

Полковник Чечель   30.01.2024 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.