Что-то со мной не так

               
                "Не тёсаны стенки, да свой уголок"
                «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу» (русск. пог.)

           Ко мне пришла соседка  Таня попросить немного денег в долг – до пенсии, чему я очень обрадовалась. Что за времена пошли – люди перестали ходить за солью, за деньгами, за советом друг к другу, да что там – просто заходить в гости? Я немедленно дала ей нужную сумму,  пригласила присесть.  Расспросила про её дочь Машу,  рассказала про свою, вспомнили  общих знакомых. Знакомство у нас продолжительное, из детства, из самого Рабочего посёлка, откуда мы обе родом. Затем Таня  поделилась своей озабоченностью – одной из её родственниц нужна помощь. Старушке больше восьмидесяти, она с трудом ходит,  необходимо найти женщину  с проживанием, с полным содержанием – чтобы ухаживала.
           Я припомнила одну нашу общую знакомую – тоже из детства, Раю  Пересыпкину, у которой жизнь не задалась: нет ни дома, ни семьи. Перебивается она, ухаживая за стариками в ветхих избушках Рабочего посёлка, помогая по хозяйству состоятельным соседям - я описывала её жизнь в рассказе «Старые матери».  Тогда она помогала существовать восьмидесятилетней старушке ЛЮБОВИ МАТВЕЕВНЕ, с которой  познакомилась и я – ЛЮБОВЬ МАТВЕЕВА… С тех пор прошло немало времени. Жива ли Рая?.. Жива ли Любовь Матвеевна?.. Мы опять не виделись несколько лет…
           Совсем недавно, проезжая по Рабочему, я из автобуса внезапно увидела, что Рая стоит на углу улиц Войкова и Панфилова. Обрадовалась,  попросила водителя притормозить, выскочила из автобуса. Подошла к Рае, поговорили. Любови Матвеевны уже нет на свете, а Рая по-прежнему влачит жалкое существование, помогая какой-то богатой семье реализовывать молоко от четырёх коров, кое-как зарабатывая себе на жизнь.  Молоко в бутылках стояло тут же, на земле, и я, чтобы хоть чем-то облегчить Рае жизнь, приобрела две полуторалитровых бутыли, хоть это совсем не входило в мои планы и даже их меняло - не поеду же я с тремя литрами молока дальше по своим делам!
         Вот я и предложила Тане съездить в Рабочий посёлок, найти сестру Раи, от неё узнать, как найти саму Раю, скорее всего, она там где-нибудь неподалёку обитает. Вот и поможет Таня своей престарелой родственнице!
           - Ты что? Чтобы Я поехала в Рабочий посёлок??? Зачем мне это надо? – возопила Таня, и скоро мы расстались. Потом она позвонила, и продиктовала мне номер нуждающейся в опеке родственницы – на случай, если я увижу Раю, что само по себе было очень маловероятно…
           За окном интенсивно шёл дождь, было холодно, ветрено, и даже представить грязь и бездорожье заштатного района города – Рабочего посёлка – не доставляло удовольствия. Но… я знала двух людей, которые нуждались друг в друге, и кроме меня никто не мог им помочь! Как быть?..
             Как будто я не знаю, как быть!.. Я прошла на балкон, достала сапоги, и через двадцать минут уже отправилась в путь. Ещё через пол-часа я стояла на остановке автобуса, который отвезёт меня прямёхонько в Рабочий посёлок - идти пришлось долго, чтобы ехать без пересадок, сэкономить. Отвезёт не скоро – попетляв предварительно по всему городу, и доставив меня в противоположную его часть.
             Мало из тех, кто родился в Рабочем посёлке, любят здесь бывать. В новых частях города мы словно все стандартизированные, эмансипированные, осовремененные, и почти не отличаемся друг от друга. В Рабочем же посёлке словно время остановилось на позапрошлом веке. Много старых  домишек, где доживают люди, палец о палец не ударившие всю жизнь, чтобы заменить в родительском жилище хоть одно сгнившее бревно. Около многих, по плечи погрузившихся в землю «домовладений», навалены кучи когда-то строительных, а теперь сгнивших материалов, означающие былые намерения хозяев изменить свои жилищные условия. Некоторые дворы-новостройки безобразно разрослись, и можно догадаться, какого рода «бизнесом» занимаются хозяева – остовы машин, старых холодильников, а ещё заваленные металлическим ломом, шлаком или навозом усадьбы. А вот какой-то распахнутый гараж предлагает ритуальные услуги – кладбище-то за оврагом, есть откуда брать на продажу новый товар. Их регулярно на этом ловят – продавцы  воруют с могил свежие венки! 
             Нашла безобразный дом сестры Раи – он стоит в глубине усадьбы. В доме топится печь, горит свет, на мои вопли и лай огромной псины, сидящей в луже – могли бы хоть золы насыпать -  хозяева не реагируют… Напрасно я билась и стучалась к соседям – никто ни гу-гу, а ведь день субботний! Наконец, один прохожий сказал, что сестра хозяйки Рая может жить по улице Красиной в синем домике. Другой указал вдаль – там стоит богатый дом, где много собак, возможно, я в нём и найду свою подругу…
            Нашла дом, где много собак и густые  хозяйственные постройки, что и должно означать – богатый. Но даже приблизиться к воротам не могу – из-под них высовывается свирепая псина и громогласно меня облаивает. Другая шавка более мелкого калибра беспрепятственно носится у моих ног и также угрожает! С другой стороны улицы большущая овчарка скалится огромными зубами.  Ей неудобно – чтобы слегка высунуться  с краю подворотни, ей приходится то и дело  съезжать со скользкого земляного холма, расположенного перед будкой,  и она вся вывозилась в грязи. К тому же – цепь очень короткая. Мне не так страшно, как жаль всех собак, у них такие жуткие условия жизни, видно, как бездушны хозяева.
             И что вы думаете? Всё-таки я нашла Раю! Нашла, когда совсем промокла под дождём и потеряла всякую надежду. Она вышла ко мне из какой-то землянки, где живёт с другим работником своих богатых хозяев -  это молодой, пьющий, потерянный мужчина лет тридцати, и сразу пожаловалась:
             - Представляешь – свет отключили!..
             - Скоро у тебя всё будет – свет, тепло, пища! – с энтузиазмом подхватила я. И я поведала подруге детства, что теперь она имеет возможность жить в центре города, в большой благоустроенной квартире, и ни в чём не нуждаться!Как я вовремя со своим предложением!
             Однако Рая удивила меня:
             - Зачем мне это? Мне уже туда собираться – мотнула она головой в сторону кладбища.
             - Ты что, с ума сошла? Мы же ровесницы, какое кладбище? Соглашайся! Твоё дело будет – убраться, приготовить, помочь выйти на улицу или помыться в ванне... Старуха одинокая, возьмёт и оставит тебе квартиру! Заживёшь! – и я сунула ей в руку адрес и телефон будущей хозяйки.

               Рая стояла передо мной в жалкой одёжке, бедная, зависимая, неустроенная. Возраст и бедствия уже в полной мере отразились на её лице, а ведь когда-то у неё были большие, претенциозные  планы на жизнь! Не получилось… Сейчас я делаю ей, вроде бы, выгодное предложение, но… тогда она лишится даже этих жалких вечерних и ночных часов внутренней свободы… Рая  категорически отказалась!
           - Тебе не жалко собаку? - кивнула я на здоровую псину со свалявшейся шерстью, бродящую по жидкой грязи. - Могла бы устроить её получше!
           - Оно мне надо? Да я её и боюсь... И ты ехала в ТАКОЙ день из двадцатого микрорайона – СЮДА? – спросила она меня недоумённо.
          - Ты же знаешь, я - того… -  покрутила я пальцем у своего виска, понимая, что в чём-то правы мои знакомые, которые давно уже в этом убеждены.
          - И мать у тебя была такая же! –   с осуждением сказал ОТВЕРЖЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК,  который хоть в чём-то тоже должен иметь преимущества перед другими. - Всё старалась кому-то помочь! Я её помню!.. – может быть, чтобы смягчить свои слова, добавила она, видя моё оскорблённое лицо.

          И ЭТО была мне награда за потраченные на дорогу деньги и время!..

          Мы простились, и через полтора часа я снова шла по асфальту через свой квартал к подъезду, где находилась моя квартира. Наконец, небо просветлело, дождь перестал сеяться, а какая-то хозяйка даже уже вывесила свежевыстиранные постельные принадлежности. Да, видно, сразу и ушла куда-то: одну простыню совсем снесло ветром на траву, край другой свесился с верёвки и порывами ветра  мотался по земле. Десятки людей равнодушно идут мимо, сотни - видят эту картину из окон, и никому нет дела...
          Я подошла, подняла упавшую простыню, перевесила её, и остальные вещи укрепила на верёвке надёжнее...

          Действительно, наверное, что-то со мной не так…

          На фото - моя невезучая подруга.


Рецензии