Литературная Система 3. 12. Парцелляция

Парцелляция. Фигура речи.
Намеренное разделение предложений на более мелкие по смыслу. То есть вместо одного сложносочинённого предложения у нас несколько простых. Слово образовано от французского «parcelle», это значит «частица».

Много всякого про этот приём написано в Википедии, что это усиливает эмоциональность и т.д. Вообще, мне по душе такой стиль. Текст становится чётким и лёгким. Он очень легко читается и воспринимается.
Но иногда, всё же, нужно вставлять сложные предложения. И не разбивать слишком сильно. По два-три слова дробить – это уже перебор. Парцелляция обладает эффектом «облегчения памяти». Дело в том, чтоб понять предложение необходимо держать в памяти начало предложения до тех пор, пока не дочитаешь его до конца. Чем длинней предложение – тем тяжелей это сделать. Тем больше усилий нужно на это тратить. Выходит, что текст, состоящий только из одних сложных предложений очень тяжело читать. У нас не 18 век, где у читателей особого выбора не было. Если читатель устанет на первых двух страницах, он просто будет искать себе другую книгу, даже если у Вашей вещи будет уйма других достоинств. Парцелляция позволяет сделать произведение легче, что необходимо для современной литературы.
Приём не требует тренировки, т.к. разбить одно предложение на несколько – задача элементарная. Поставили точки вместо запятых – и готово.
 
Применять можно как сразу в процессе написания текста, так и в процессе его правки.
Увидели, что пишем слишком сложно, предложения длинные и трудные – поразбивали и облегчили читателю жизнь. Если наоборот – постоянный набор из рублёных по три-четыре слова предложений – стоит объединить, создать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Мы же не детские книжечки пишем. А если детские, то перебрать с парцелляцией сложней.
По сложившейся традиции сделаю один пример лично. Препарируем классиков…
«В одиннадцать часов утра к квартире Невежина подъехала телега, и в ней сидел одетый в штатское платье человек, в котором Невежин только после объяснения узнал частного пристава Спасского.»
Реально – сложное и долгое предложение. Читать такое тяжко. Но в то время так писали почти все, так что выбора у читателя особого не было. Давайте разобьём, применим парцелляцию:
В одиннадцать часов утра к квартире Невежина подъехала телега. В ней сидел одетый в штатское платье человек. Невежин узнал в нём частного пристава Спасского только после объяснений.
Не ахти как улучшил текст, но по крайней мере воспринимать стало легче. Главное – стало понятно, как применять приём.
Парцелляция – штука простая и полезная, больше плюсов чем минусов. Тренировать особо не нужно. Помним о приёме, применяем.


Рецензии